Русская Вивьен Ли. Портрет 1

Потрет Долорес Запашной –
работа художницы Лилии
Сокуренко 1997 года.



Дар, победивший время.

   Чувство красоты и стремление к ней – свойственно человеку с древности.


   Красота  - это неотъемлемое свойство объекта, будь то человек или явление действительности.

   Зрительное изображение красоты отражается в человеческом сознании, вызывает чувство удовольствия,
наслаждения, страсти.

   Только художник имеет способность к ее эстетическому выражению, обладает волшебной силой изобразить зрительный образ красоты и сохранить его во времени нетленным.

   Пройдут века…

   Благодарные потомки в новом мире будут восторгаться вечной красотой Долорес, изображенной на портрете русской художницей Лилией Сокуренко, так же, как мы сейчас любуемся М.И.Лопухиной Боровиковского или портретом «Незнакомки» художника Крамского.

   Новые вехи искусства, новые вкусы вызовут споры потомков, но красота неизменна и эталон ее вечен.

   Портрет Марии Ивановны Лопухиной был написан художником Владимиром Лукичом Боровиковским в 1797 году.

   Прошло более 200 лет c тех пор, как  этот шедевр   занял  видное место в сокровищнице русского изобразительного искусства.

   Портрет М.И. Лопухиной – бесценный дар человечеству явился поворотной вехой в развитии портретной живописи XVIII века, запечатлел идею века – слияние человека с природой.

   Владимир Лукич Боровиковский  - один из лучших художников-портретистов  ХVIII века.

   Счастливый поворот в  судьбе художника произошел, когда его работы заметила императрица Екатерина II, побывав в городе художника во время своего путешествия в Крым в 1787 году.

   Молодой живописец был приглашен в Петербург, где ему  поручили написать портреты всех членов императорской фамилии.

   В 1797 году В.Л. Боровиковский создает свое бессмертное творение – портрет М.И.Лопухиной.

   Пленительный образ мечтательной нежной женщины передан с поразительным мастерством художника.

   Одухотворенные черты лица, пепельный цвет волос, легкий наклон головы, белое платье с голубым поясом и сиреневый шарф – восхитительная гармония средств живописного выражения.

   Краски на холст Боровиковский накладывает таким тонким и ровным слоем, что постепенные переходы цвета от бледно-голубого к желтому или светло-зеленому напоминают переливы звуков нежной музыки.

   В прекрасном облике М.И.Лопухиной художнику удалось запечатлеть национальный тип русского идеала женской красоты в эпоху сентиментализма.

   Такого воплощения глубин душевного мира и такую жизнь чувств не удавалось изобразить в русской портретной живописи предшественникам художника.

   Поэтическая женственность, скромность ее наряда прекрасно сочетается с общим фоном портрета, ярких выраженном в неярких пастельных тонах, как бы, переходящих в легкую воздушную дымку, заполняющую пространство.

   К портрету М.И.Лопухиной хочется возвращаться и возвращаться…
 
   Прошло столетие. Наступил ХIХ век.

   Новая веха в искусстве…

   В 1883 году художник Иван Крамской написал картину – загадку. Портрет женщины. И назвал ее «Неизвестная»

   Эта загадка художника остается неразгаданной до сих пор.

   Нам ничего не известно о том, кто послужил моделью для этого портрета. Ни в дневниках, ни в письмах Крамской не  оставил имени модели.

   На портрете изображена красивая женщина, проезжающая в открытой карете по Аничкиному мосту.

   Ее одежда соответствует последней моде 1880-х годов.

   На ней надето пальто, украшенное мехом и лентами, на руках - кожаные перчатки, на голове – бархатная шляпка с перьями. Наряд, претендующий на дорогую элегантность.

   Лицо ее красивое, взгляд величественный и загадочный…

   Кто она – Неизвестная?

   Хочется думать, что она принадлежит высшему свету -
аристократка, окруженная ореолом таинственности.

   «Неизвестная» - самое замечательное произведение  Крамского.

   Современники терялись в догадках, кто явился моделью для портрета.

   Аристократизм и светская утонченность говорили о многом, но не помогали разгадать загадку.

   В портрете отразилась целая эпоха – новая веха в русском изобразительном искусстве.

   Прошло еще столетие.

   Настал ХХ век...

   Что передаст потомкам наше русское искусство?

   Какие образы, характеры, наряды?

   Какой он – новый эталон красоты?

   Кто из художников сумеет сохранить его в нюансах красок?

   Двух современных художниц вдохновил прекрасный образ современной русской женщины – эталон красоты и характера –
                ДОЛОРЕС ЗАПАШНОЙ.

   В творчестве известных художниц: Риммы Юношевой и Лилии Сокуренко портреты Долорес Запашной – знаменитой артистки цирка –занимают видное место.

   Вот что говорит об этих работах выдающийся искусствовед Абрам Раскин:
«Живописные и графические изображения Долорес – поэма восхищения красотой и силой характера незаурядной женщины и артистки. К портретам Долорес Запашной хочется возвращаться и возвращаться, любуясь моделью и мастерством».

   Заслуженная художница России Лилия Сокуренко написала портрет Долорес Запашной в 1997 году.

   Это была новая веха в истории России и новая веха в русском изобразительном искусстве.

   На портрете изображена женщина поразительной красоты, в
роскошном театральном костюме.

   Гимнастка, акробатка, укротительница хищных зверей, иллюзионистка…

   Женщина, обладающая сильной волей и яркой красотой – Долорес Запашная – явилась прекрасным объектом для зрительного выражения художественного образа.

   Эмансипированная, независимая, умеющая преодолевать преграды и трудности – Долорес обладает качествами, необходимыми для трудной и опасной работы на манеже.

   Портрет Долорес Запашной – одна из лучших работ Лилии Сокуренко. На выставке работ художницы в Кремле он привлекал всеобщее внимание.

   Художнице с непревзойденным мастерством удалось передать женственность и обаяние, изящество и грациозность героини.

   Работы художницы Риммы Юношевой выдержаны в другой стилистике. В цикле ее актерских портретов выделяется сюита, посвященная Долорес Запашной. Творчество знаменитой Петербургской художницы отмечено печатью избранности. Работая главным художником Ленинградского цирка, она была также прекрасным портретистом. Божья искра таланта художницы наделяет ее произведения вечной жизнью всечеловеческой культуры.

   Кто же она такая, эта дивная женщина, чья харизма, высвеченная талантом столь непохожих друг на друга художников, являет собой эталон красоты XX века?

   Почему магическое воздействие ее образа сродни тому чувству преклонения и обожания, которое вызывает у нас классическая красота Вивьен Ли?

                х   х   х

--- Продолжение см. на авторской странице ---


Рецензии
Все дальше и дальше уносятся годы,
Мне ближе становятся прошлые лица,
Как Музыки Вечной поющие ноты,
Как шепот одной одинокой страницы…
Все дни пролетят, и не будет им счета,
Растает мгла летних ночей,
Всю Жизнь через взгляд ощущаешь кого-то,
Бегущего в Пламя Очей…
Две Жизни возникли как Светлое Чудо,
Ведь Прах их давно погребен,
Их Души таились в Глубоком Сосуде,
Хранящем волшебный их Сон…
Я молча ступаю в Туманную Память –
Круги на воде, крик совы,
И в Облик мой ранний вживается Пламя
Летящей Осенней листвы…

Игорь Соколов 3   08.10.2009 10:14     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отзыв!
За Ваши прекрасные стихи!
Теперь я их распечатаю и понесу Долорес Запашной - порадовать и ее.
Рада, что такой прекрасный автор зашел на мою страничку.
Начала знакомиться с Вашими произведениями.
Обязательно напишу рецензии.
С уважением и теплом.
Элеонора

Элеонора Шпигель   08.10.2009 23:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.