Нас возвышающий обман...
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! — Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран..."
А.С. Пушкин "Герой"
Что влечет наши души к созиданию мифов о самих себе,идеализированных исторических повествований, стилизованных пророчеств, религиозно окрашенных сказаний о людях запредельной нравственности и искренности, героях и подвижниках?
Вера в Человека, обожествляемого собирательной суммой качеств,выпестованных в горниле этноса критической массой назревшего вызова природы и истории.
Правда искусства не в слепом копировании действительности, а в исправлении ее посредством воздействия на разум и чувства.
Мастерство художника Слова возрастает по мере его следования и д е а л у, запечатленному в архетипических структурах народной памяти, фольклорных сказаниях, былинах, сагах, в которых добро непременно побеждает зло, добродетель торжествует, а порок наказывается.
Наблюдаемое в последнее время смакование порока, сладострастное упоение «цветами зла», садо-мазохистское выворачивание животных глубин – симптомы или следствия стремительного падения в ницшеанскую бездну безумия и развоплощения субстанционального деятеля на осколки разбитого зеркала замкнутой в себе души.
Дети Индиго, рожденные в отчужденном вакууме растления и бессердечия – последняя попытка социоморфного организма соединить корни прошлого с ростками будущего, ежесекундно запираемого «хронохирургами» в черный ящик свернутого времени.
Процессы ускоренной интеграции живой массы планеты, переполненность ноосферного космоса разрушительными мыслеформами обязывают художника Слова к созданию смысловой ткани повышенной информационной плотности, в которой должна быть заключена психоэнергия мобилизационного воздействия, позволяющая активировать находящийся в «спящем» состоянии гуманоидный разум и включить в нем механизмы сопротивления антижизни…
Свидетельство о публикации №209100901276
Но, думается, что гениальный А. С. Пушкин в "Герое" опирался не столько на мифы, сколько пытался найти нечто достойное, «нравственно возвышающее» в тщеславном и жестоком враге - Наполеоне. Зачем?
А. С. Пушкин чувствовал необходимость показать достоинство каждого человека, лучшее, что есть в нём - его Образ Божий.
В поздней прозе А. Пушкина Образ Божий и лучшие черты личности героев излучают необыкновенный свет любви, благодати и святости.
Также и Ф. М. Достоевский, с его поисками «человека» в самых «никчёмных», опустившихся людях и «осатаневших» грешниках.
У наших русских гениев была христианская потребность видеть в каждом - «Человека», а по сути – Образ БОЖИЙ.
Порой они ошибались, обманывались относительно некоторых людей, изображая их лучше, чем они есть.
Но они были уверены, что этот возвышающий человека Образ непременно есть в каждом человеке, и никакая шелуха греха не может его скрыть.
Они знали, что всё земное, суетное становится ничтожным перед красотой Образа Божия – основой личности каждого человека, и пытались Его найти и показать всем: «Смотрите, вот она - красота человека, и в каждом из вас она непременно есть».
Увы, гении и пророки часто наталкиваются на полное непонимание, глухое раздражение и насмешки «высшего света».
Я думаю, что в основе наши взгляды не противоречат, но дополняют друг друга.
С уважением
Славен Любомиров 16.02.2023 23:46 Заявить о нарушении
С уважением,
Виталий Митропольский 17.02.2023 15:13 Заявить о нарушении