Бывает...

          Бывает, что иногда на школьных учителей, нам просто, не везёт.
          В 9-ом классе уроки немецкого языка стала преподавать некая Екатерина Владимировна. Родом она была из какой-то украинской глубинки. Это была совершенно простая деревенская женщина со скудным запасом разговорной речи. Впрочем, свой предмет она знала неплохо. Обладая довольно сложным характером и неуравновешенной психикой, она совершенно не выносила возражений, а кроме того, не любила делать замечаний дважды.
          Нередко мне от неё перепадало. Так, например, заметив, что я вновь отвлёкся от урока, копошась зачем-то под партой, она мгновенно подскакивала ко мне и, хищно сузив свои близорукие глазки, замахивалась на меня учебником немецкого языка, брызжа во все стороны слюной:
          - Саидов, ты опять?! Гадёныш! Ща как свистну!!
          В такие минуты, я инстинктивно прикрывал голову руками и, опустив лицо, еле сдерживал себя от того, чтобы не расхохотаться в голос.

          Другая учительница, имени которой не осталось даже в памяти, преподавала у нас географию и историю.
          Её речь тоже особо не блистала: она не утруждала себя высокопарным слогом и интересными оборотами, которые так свойственны многим учителям. Кроме того, у неё был один довольно-таки существенный недостаток - заячья верхняя губа. Всё это вместе приводило к тому, что мы с трудом разбирали её слова и едва понимали - о чём идёт речь.  Являясь достаточно приземленной женщиной, обремененной семейными заботами, в ней не чувствовалось того вдохновения, энтузиазма и жажды открытий, которую дети так вправе были ожидать от преподавателей истории или географии. Словом, предмет свой она вела весьма скучно и обыденно, словно стирала, гладила или готовила что-то по дому, занимаясь будничными хлопотами.
          Правда, следует отдать ей должное, порой и её посещали интересные находки и забавные метафоры, дабы хоть как-то оживить класс. Во всяком случае, так ей, наверное, это казалось самой. К примеру, рассказывая нам о Южной Америке и дойдя до крупнейших рек и озёр, она своеобразно разложила по полочкам название озера Титикака (озеро, расположенное на границе Боливии и Перу).
          - Когда ребенок голодный, куда тянет он свои руки и что просит у мамки? Кто мне скажет? Ну, смелее!
         Смельчаков в классе почему-то не нашлось.
         - Тити! - радостно воскликнула географичка, обхватив руками свои груди, энергично их сжимая.
         После чего, довольная перешла ко второй части "кроксфорда-регбуса":
         - Ну, а когда он наестся? Что в таких случаях произносит довольный ребёнок? Ну-ну?!
         И, не дождавшись от класса ответа, радостно закончила:
         - Кака! Что у нас получается в итоге? Правильно - Титикака!
         Она расплылась в самодовольной улыбке, оглядывая наши лица и ища в них поддержки. - Видите, как всё просто?!
         Наверное, всё же, она была права: ведь, закрепилось же название этого озера у меня в памяти, хотя и прошло, чуть ли не с полвека?!
         Так что, может быть, я и зря так отзываюсь о некоторых из своих учителей? Некрасиво как-то получается...
--------------------------------------------

Наш 9-й А класс. 1972 г.


Рецензии
Прекрасные рассказы. Учитель - это призвание. А для некоторых это просто работа. Таких, как Елизавета Фёдоровна, помнят всегда.

Наталия Матлина   09.10.2009 09:01     Заявить о нарушении
Да, Вы правы, Наталия. Моя мама говорила мне примерно следующее: "Мало быть хорошим специалистом. Чтобы быть настоящим учителем и педагогом, нужно любить детей и оставаться самому, в известной степени, ребенком в душе."

Голиб Саидов   09.10.2009 10:55   Заявить о нарушении