Пустячное дело

- Ты, что тут, мать твою, делаешь? А?  - вскрикнул дед Данил, увидев лежащего на полу, около своей двери, окровавленного парня.
- Не ругайся дед, помоги, видишь избили, ходить не могу – прошептал тихо парень, вытирая лицо грязной ладонью.
- Сейчас милицию вызову, пусть она тебе помогает. Нажретесь, как свиньи, разобьете морду друг другу и помогай вам… Эх скоты, управы не стало на вас. Теперь все можно. Не страна, а помойка, прости меня Господи – выругался дед Данил и хотел было закрыть дверь, чтобы позвонить в милицию, мало ли, что за молодец валяется. Не приведи господи, наркоман какой или бандит… Такое натворит… Сейчас утро, хоть и рано еще, но детишки в школу вот-вот пойдут, а тут этот, на тебе, лежит красавец весь в крови. Надо срочно вызвать наряд, пусть приезжают, заберут. Дед решительно шагнул  назад к двери.
- Погоди дед, не вызывай милицию. Она меня и избила. Ели дотащился до первого подъезда, думал концы отдам – молодой человек говорил еле шевеля языком.
Было видно, что у него отбито все, он морщился от каждого усилия, выдавливая из себя слова, и эта боль была  написана на его лице.
- Убьют они меня, клянусь матерью – и тут парень закашлял кровью, сплюнуть ему не хватило сил и она красной пеной растеклась по лицу. Помоги отец, богом прошу, я не бандит. Ярик, я, Высотин из третьего подъезда. С твоим внуком Димкой вместе учился… И он замолчал, упав головой на цементный пол лестничной площадки.
- Ярик, говоришь. Не может быть… Тихий такой парень был, и ты… Что-то не то.
- Да я это, я – прохрипел парень. Не звони в милицию, я от них убежал, а так бы убили…
- Ну вот, что,документы, какие у тебя есть? – решительно перестроился  на помощь дед Данил, но еще не решил, в чем конкретно это будет.
- Были, все в ментовке остались. Хотя посмотри в кармане куртки, водительские права должны быть, я их не отдал, когда шмонали. Сам-то не смогу, сил нет.
Дед пошарил по карману и в правом нашел смятый листок. Развернув, прочитал, приблизив его к тускло горевшей лампочке: Ярослав Высотин. На деда смотрело веселое, улыбающее  лицо молодого и очень симпатичного парня, в белой рубашке.
- Да, поработали над тобой, так, что мать и та не узнает… - пробурчал дед. Давай потихоньку заползай в квартиру, я тебе помогу, а там в ванную –отмоемся, да я тебя перевяжу.  Благо я сейчас один, старуха на даче  живет, младший внук в школу пошел, к родителям переехал.
Дед Данил помог втащить обессиленное тело к себе в прихожую.
- Ты я смотрю совсем сник, Ярик. Ладно, сейчас будем приводить тебя в порядок…
Провозившись с Яриком два часа, дед Данил, наконец, уложил его на диван помытым, со смазанными  йодом и зеленкой ранами и ссадинами, перевязав  разбитую голову, дав обезболивающие таблетки.
- У меня один пенталгин есть, пей, помогает, сам иногда принимаю, когда боль одолевает – напутствовал он, давая таблетки. Глотай, глотай. Вот чаек с заваркой из бабкиных трав, успокаивает. Пей, пей сынок – приговаривал весь седой, сухонький, но еще крепенький дедок.
Парень через какое-то время умолк, впав то ли в полузабытье, то ли уснув, лишь изредка всхлипывая и скрипя зубами. Досталось бедолаге. Дед Данил прибрал в комнате, прихожей и ванной, замочил грязную одежду Ярика в тазике с водой, посыпал туда порошку « Лотос».
- Может отстирается, кровь то свежая – говорит сам себе под нос дед Данил.
Парень проспал почти десять часов, пробудился к вечеру, заохав на диване.
До этого дед Данил все думал и годал- Что же с ним делать? Сходил в третий подъезд, где жил когда то Ярик. Соседи удивились. Они давно тут не живут. Отец уехал  к новой жене на Укравну, мать умерла, когда еще здесь жила, а квартиру сестра продала и вышла замуж.  Ярику остались какие-то деньги, но тут инфляция и все пропали. Остался без жилья. Говорят, где-то работает, видели его, не то охранником, не то сторожем. Потом говорят попался на наркоте и его посадили… Не знаем точно, но больше он здесь не появлялся. Так ничего конкретного  не выяснив дед вернулся к себе. Позвонил старшему внуку Димке, мол так и так, Ярик объявился, весь избитый. Лежит у меня. Что делать?
- Гони его дед скорее, он дерьмо и порядочное... Меня он несколько раз подставлял, то деньги возьмет, то гадость сделает... Нет, не имей с ним  дел ,хуже будет... Пусть сам со своими проблемами разбирается, а у нас своих хватает...
После такого разговора с внуком дед задумался. А что если  действительно жулик или не дай бог убийца? Что тогда?  Вот задачка-то, приятель по школе ,мой внук– враг. Так не должно быть. Эх времечко, вздохнул дед Данил, все перебирая и перебирая в голове ситуацию.  Ну, предположим, Ярик совершил что-то, украл, продал не свое, пусть так. Ну забрали в милицию… Но зачем избивать-то до полусмерти. Вот это-то самое не понятное. Что-то здесь не так. Может придет в себя, объяснит.
Когда Ярик проснулся, дед Данил был тут как тут.
-  Полегчало?
Ярик кивнул головой.
- Вроде бы дед… Все внутри болит, но хоть голова теперь соображает.
- Голова соображает – это хорошо, уже полдела… - дед согласно закивал. Тогда рассказывай, что и как у тебя все произошло. Сам знаешь, я должен знать  правду….Дед сел напротив,на стул.
- Правду – усмехнулся Ярик. Слушай тогда, только не перебивай… Забрали меня вчера утром, у дома, когда шел на работу. Подъехали на козелке, втолкнули и в ментовку. Привезли прямо к следователю. Тот сидит с каким-то хмырем, паренек-салага, лет семнадцати, весь избитый, трясется, как осиновый листок. Мент спрашивает его:
- Этот.
Тот даже не посмотрел на меня, отвечает:
- Этот, этот, только отпустите меня...- Отпустим. Сейчас понятые распишутся и отпущу на все четыре стороны – следователь потянулся на стуле. Вы все слышали граждане?
Две старушки закивали головами.
- Тогда подписывайте и вы свободны...
Те торопливо подписали какие-то бумажки на столе, и не оглядываясь по сторонам, вышли  за дверь.
- А в чем, собственно дело? – спросил  я,когда все ушли.
- А в том, что сейчас при понятых задержанный за распространение наркотиков гражданин Секурин, по кличке «Секира» признался, что его снабжал наркотиками гражданин Высотин Ярослав Борисович.
- Как снабжал? – не понял сперва я.
- А как, ты нам сейчас расскажешь, где берешь, где хранишь, кому сбываешь?
Ну и началось. Метелили меня с перерывами на выпивку. Выпьют и снова колотить. Сперва сопротивлялся, но они меня выключили, по голове чем-то втюхали, упал без сознания.  В общем, требовали, чтобы я подписался в протоколе о задержании, как сказал следователь, главаря наркобанды. Ярик на какое-то время остановился в рассказе, заново психологически переживая вчерашнее. У него ,видно,даже мурашки забегали по коже от этих воспоминаниях. Били, как фашисты, по ногам, по позвоночнику, по животу, в печень…
- А ты, что действительно ничего такого не делал? – встрял все же дед Данил.
Ярик поднял руки:
- Помолчи дед. Сейчас все скажу, а потом спрашивай. Кинули меня в комнатухе,рядом с дежуркой,когда бить устали и снова бухать принялись. Позвали дежурного,и тот с ними. Я через час очухался, смотрю они все там в дупель пьяные, двое лежат, следователь сидит –рот корытом, спит, прямо в кресле за столом, а дежурный едва что-то пытается делать, по телефону на звонки отвечает. На дворе ночь, лампочки едва светят, ни черта не видно. Я решил – убегу. Прополз мимо дежурного, он даже не заметил, выполз на улицу. Никого. Я потихоньку в кусты, отлежался с полчаса, собрал все силы и на остановку автобуса, она рядом с ментовкой.  Стоит автобус, двери открыты, проветривается, шофер фары протирает, кондуктора нет. Я и вполз, прямо под задний диван, лежу, молчу. Пришла кондуктор и поехали. Дом-то ваш, где я жил раньше на окраине, довезли до конечной, когда меня обнаружили, выкинули, так я и попал в этот подъезд.
- Даа, дела… Искать же тебя будут, сюда и придут  - пробурчал дед.
- Не придут, я прописан в другом месте.
- Прописан, они же не дураки, узнают, где раньше жил… Придут непременно…  Ладно, если не врешь, то говоришь правду… Значит так, пока поживешь у меня до пятницы, оклимаешься, а там будем думать, что делать.
На этом и порешили. Ярик еще пару дней не мог даже ходить самостоятельно до туалета, и мочился кровью...  Дед помогал и успокаивал, как мог:
- Бог даст, все пройдет. Молодой же еще. Это в моем возрасте, не приведи Господь, если что – песок посыпится. Вот бабка Катя с нашего подъезда, подвернула ногу, так третий месяц на костылях ходит.  Я в молодости упал с крыши, пролежал час без сознания, поднялся, голова кружится, но пошел домой.  Поболела, поболела и прошла. Молодость, одно слово…
На третий день, когда Ярик заснул,дед Данил решил сходить к своему давнишнему знакомому полковнику милиции в отставке Михалеву Иван Ивановичу. Вместе они когда-то работали в районе. Он тогда уже был заместителем начальника РОВД, а Данил какое-то время у них подрабатывал на машине, возил начальство. Тогда, они и познакомились, почти одногодки, вместе оказывается служили в  Венгрии,  участвовали в подавлении мятежа.  Даже оба по награде получили. Сержант  самоходки Данил Кунцов – медаль «За отвагу», а младший лейтенант Иван Михалев – орден «Красной звезды".И за дело. Настоящая война шла: кто прав, кто виноват, еще и теперь спорят... А тогда все было ясно и понятно для сержанта Кунцова: контрреволюционное восстание против рабочих и крестьян, всех трудящихся братского венгерского народа. Воевал против капиталистов-реваншистов. Подавил на своей самоходе два пулеметных гнезда: скольких они тогда ребят положили,несчесть Если бы не он со своей пушкой, наверное, и полковника Михалева не было-бы в живых. Тот как раз штурмовал со своим взводом мэрию, где засели пулеметчики. Да, время пролетело, как сеанс в кино: вроде только началось, и уже конец. Полковник Иван Иванович Михалев всегда хорошо выбритый холостяк встретил деда Данила с удивлением.
- Никак в гости пожаловал.
- Пожаловал, пожаловал ,Иван Иванович.
- Ну говори, что случилось, иначе бы не пришел. Кто к бывшему милиционеру еще придет так?
Дед разделся, ничего не отвечая.
- Проходи, сейчас чай поставлю.
Они проговорили весь вечер, вспоминаю свою боевую юность, работу в районе. Выпили как водится водочки под огурчики.
- Твое дело не простое Данил, сейчас милиция уже не та, что была… Распустились все, деньги многое решают... Помешались на деньгах. Нет, чтобы заработать, а так на халяву «Выиграй миллион» - сплюнул Иван Иванович, вспомнив телепередачу. Вот и выигрывают, а кто не может, выколачивают или взятки берут.  Погрязли все в коррупции, телевизор смотрю, тот взял,  этого поймали... Какой-то полковник в Перми, дачу заставил себе строить милиционеров за государственный счет... Совсем совесть потеряли. И это человек в погонах с тремя звездами. Нас бы за это в свое время  к стенки поставили, и правильно сделали бы. Как в Китае: своровал миллион – в тюрьму,  два – казнят. Как еще можно порядок навести? Ты скажи – горячился подвыпивший Иван Иванович. Но честные люди остались и есть везде.  Завтра по своим старым связям пройдусь, может чем и помогу твоему парню. Уверен, что он не врет?
Дед Данил не знал, что ответить:
- Хочу верить, пацаном знал, честный был, а сейчас в такое  время многие скурвились.
- Ладно, начальник 17 отделения мой бывший ученик, опером начинал у меня, думаю, что он хоть не скурвился. Утро вечера мудренее, после похода отзвонюсь.
Они попрощались и дед Данил пошел к себе.
Полковник Михалев, надев все  ордена и медали пошел по инстанциям своего  когда-то родного ведомства. Решил дойти, если что ,до самого генерала-лейтенанта Широкова – начальника областного управления. С ним тоже  когда-то пути дороги пересекались, знал лично. Но прежде всего зашел в 17 отделение к своему ученику. Подполковник Зуев встретил бывшего шефа радостно:
- Какими судьбами Иван Иванович. День милиции еще далеко…
- По делу, по делу Коля. Скажи-ка, кто у тебя следователем по наркоте работает, кажется капитан какой-то?
- А что случилось Иван Иванович?
-  Пока ничего.
- Капитан Бабенко.
- Как он характеризуется? – присев на стул, продолжал задавать вопросы полковник в отставке.
- Нормально. Петро боевой офицер, воевал в Чечне, контужен…Да, что произошло?
- Произошло. Твой контуженный, чуть человека не замочил и полковник подробно обо всем рассказал.
Тот молча слушал, постукивая карандашом по столу в такт разговора: чем горячее разговор, тем быстрее такт, чем спокойнее и такт  тише.
- Давняя привычка, успокаивает - еще тогда говорил он.
- Вот такие Коля пироги – закончил свой рассказ Иван Иванович.
Подполковник поднял глаза на своего бывшего шефа:
- И это все?
- Все, а что мало?
- Пустячное дело ! Поймите Иван Иванович , сейчас мы живем в другой реальности. То, что когда-то было нарушением служебной этики – теперь норма. Без этого нельзя поверьте, никакого преступления не раскроешь. Сейчас чуть что-то адвоката давай, пока его ищут следы  заметут. Нет, Иван Иванович, мы не ангелы, но и не бандиты, а работать нам приходится в бандитской обстановке. Иногда перегибаем палку, не без этого…
Полковник сидел ничего не говоря в ответ, но по его лицу ходили желваки, верный признак нервного перенапряжения.
- Вот, что Николай Христофорович, палка  она о двух концах, не забыл народную поговорку: Одним концом по человеку, другим по тебе... Спорить о ваших нынешних методах работы не буду, вам видней. А вот дело на этого Высотина, если нет других доказательств, как показания перепуганного твоими головорезами юнца, закрой. Полковник тяжело встал. Ты же меня знаешь, я не остановлюсь...
- Сделаю, сегодня же перепроверю все сам лично и позвоню вам . Телефон  все тот же или мобильный появился? – встал из-за стола подполковник
- На кой он мне, я теперь и телик-то редко включаю, одни менты, тюрьмы да суды, тошнит. Новости посмотрю и за книги. А летом на дачу, грядки копаю, благодать!...
Полковник подал руку:
- До свидания,Николай Христофорович, и запомни, палкой никогда порядка не добьешься. Пряник, печенинка, конфетка или простое человеческое слово быстрее решит любое сложное дело. Это труднее сделать, чем палкой махать, но это так!
Подполковник усмехнулся.
- Хорошо Вам на пенсии советы давать. Но спасибо и на этом, учту!.
Полковник вышел из отделения и хотел было поехать на встречу в управление, но передумал: Пустяковое дело, как сказал мой бывший опер Николай, чего тревожить начальство,не поймут: и тяжелой походкой немолодого человека зашагал к остановке автобуса.

 
 


Рецензии
А мне вот приходилось читать (и не раз): гонят фашисты русских или евреев на расстрел (или в плен). Конвоир, оглянувшись, толкает парнишку в кусты и рукой машет: уходи! Сами или свидетели потом рассказывали. Так то - немцы, захватчики... Значит, эти - хуже захватчиков.

Лев Ольшанский   19.03.2012 15:16     Заявить о нарушении
Получается,что так))))

Русский Иван   21.03.2012 08:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.