Путь к высшей власти в России
24 января 1722 г. Петр I ввел в действие «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных», закон о порядке государственной службе в Российской империи соотношении чинов по старшинству и последовательности чинопроизводства.
«Табель о рангах» предусматривала (слово «табель» в данном случае женского рода) три основные рода службы: воинскую, статскую (гражданскую) и придворную. При этом «чин — служебное и общественное положение, установленное при гражданской и военной службе «Табелем о рангах» Всего было 14 рангов. В западноевропейском законодательстве подобный документ не существовал. В России чинам придавали огромное значение. В 1847 г. министр народного просвещения С. С. Уваров в своей записке Николаю I писал : «… чины есть орудие столь могущественное, что доколе оно останется в руках властителей, едва ли что-либо может поколебать самодержавную власть в её основании. В гражданской жизни всех европейских народов, отличие и определяется и достигается или родом, или богатством, или дарованием. Там… только три пути к высшим слоям общества. В России всё иначе. Известно, что у нас … гражданское значение всех и каждого зависит от степени, которая определяется по усмотрению высшей власти ».
Была установлена четкая иерархия всех чинов. В «Табели о рангах» предусматривалось, что «кто выше ранга будет почести требовать или сам возьмет выше данного ранга, тот должен быть подвергнут за каждый случай штрафу – вычету двухмесячного жалования; равный же штраф следовал и тому, кто кому ниже своего ранга место уступит, чего надлежало фискалам прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать».
В 1840 г. Николай I решил отменить чины в России, так как полагал, что они создают «сильную бюрократию, которая манипулирует государством и ставит умы в вечную борьбу с правительством».
В 1846 г. министр юстиции В. Н. Панин подготовил на этот счет записку с обоснованием отмены чинов в России. Царь записку одобрил. В 1847 г. сторонниками сохранения чинов в России этот проект был полностью заторможен.
В 1856 г. Александр II согласился с мнением особого Совещательного собрания под председательством графа Д. Н. Блудова о том, «чувства справедливости и человеколюбия почти не дозволяют преследовать с надлежащей строгостью за взятки и другие более или менее преступные дейсвия, так как в канцеляриях и присутственных местах иногда семейные люди, должны жить пятью или десятью рублями в месяц». В связи с этим предлагалось устранить чины, так как многие чиновники благодаря этому занимали должности, фактически не выполняя возложенные на них должностные обязанности.
Несмотря на поддержку Александра II предложение было отклонено, и чины в России остались.
В 1862 году гланоуправляющий Вторым отделением Собственной Канцелярии его Величества М. А. Корф выступил за отмену чинов в России. Он считал: «по единогласному признанию, вредное влияние чинов состоит в том, что они образуют из служащих какую-то отдельную, разобщенную с прочим населением касту, которая живет собственной жизнью, считает себя выше остального общества и на которое общество смотрит как на что-то чуждое и почти враждебное». Александр III поддержал его инициативу, но закон так и не был изменен.
В 1885 г. была предпринята новая попытка отмены чинов в России. Это было «твердое намерение чины уничтожить, оставив одни должности», как сказал Александр III, но и эта четвертая попытка была безрезультатной.
Николай II таких попыток уже не предпринимал. Вероятно, понимал, что бороться с чиновничьей бюрократией в России бесполезно! Даже царь был бессилен перед российской чиновничьей бюрократией. И вероятнее всего, её было легче подкупить, предлагая более высокие должности. Что, в принципе, и происходило во время многих революций в России.
Интересно отметить, что в соответствии с петровским законом о рангах преимущество при поступлении на государственную службу предоставляли потомственным дворянам. Их и в чинах повышали быстрее, принимая во внимание не только их социальный статус, как опоры самодержавия, но и материальный – их имущественную обеспеченность. Петр I создал уникальную бюрократическую систему, когда государственные служащие получали низкие жалования, а остальные основные средства для существования добывали благодаря своей ловкости. Петр I считал, что если бы государственные служащие получали высокие оклады за службу, это лишало бы их необходимой свободы суждений и поведения. Таким образом, чиновникам предоставлялась полная свобода грабить народ, пользуясь служебным положением и властью.
В СССР после октябрьской революции 1917 г. чины были формально упразднены, но фактически они существовали. Выдвижение на руководящие государственные посты обычно сопровождалось продвижением чиновников по иерархической лестнице в Коммунистической партии Советского Союза. Поэтому директора фабрик, заводов, министры, в частности, руководящий состав министерства обороны, главы комитетов и правоохранительных органов обязательно были членами парткомов, обкомов, ЦК республик и ЦК КПСС в зависимости от их должности. Снятие с партийной должности автоматически освобождало его и от занимаемой государственной должности. Таким образом, в СССР существовала своеобразная методика получения чинов для государственных служащих: выражавшаяся в стремлении занять как можно выше партийную должность, для того чтобы получить более высокую государственную должность. Таким образом, членство в коммунистической партии СССР напоминает по своей социальной значимости принадлежность к дворянскому сословию в царской России. Чин во времена Николая II был равносилен партийной должности в советскую эпоху.
Свидетельство о публикации №209100900858