Американская школа. Школьные округа

ШКОЛЬНЫЕ ДИСТРИКТЫ (ОКРУГА)

В первой части этих заметок я рассказывал о том, как мы хотели записать младшего сына в близлежащую школу и как он оказался в другой школе, довольно далеко от дома.

Казалось бы за несколько лет, что мы прожили в стране, можно было разобраться как работает школьная система в США, но, увы, мы тогда еще многого не понимали, в том числе и структуру школьного образования. Мы полагали, что, как на карте: графства входят в штат, города и поселки входят в графства, и школы, соответственно, следуют этой схеме. Просто и понятно, не правда ли? Мы не знали тогда, что в Пенсильвании более 500 школьных дистриктов, нечто вроде районных отделов образования, хотя графств (районов) всего 67. Мы даже не знали толком что такое дистрикт. В Филаделфии это управление было где-то далеко, мы с ним реально не сталкивались и не осознавали, какую большую роль играет дистрикт в жизни американцев.

Итак, мы переехали в небольшой городок в центре Пенсильвании и пошли записывать детей в школы. Дежавю - все повторилась, но теперь уже со старшим сыном, Фимой, который как раз закончил среднюю школу (MS) и теперь его надо было определять в школу для старшеклассников (HS).

Опять, как и с младшим сыном, совсем недалеко от наших апартментов оказалась HS. И в этот раз школа тоже нам очень понравилась: солидное здание старой постройки с толстыми стенами и высокими потолками. И школа была совсем небольшой, учеников около 200. Кто не знает, скажу, что обычная американская школа для старшекласников насчитывает 1,5 - 2 тысячи учеников, но и мега-школа на 4-5 тысяч учеников тоже совсем не редкость.

Как когда-то в Филаделфии, нас здесь тоже встретил ликующий педколлектив. Нам вручили, конечно, многочисленные формы и мы уже приготовились заполнять их, когда кто-то из ликующей команды спросил из вежливости, как нам нравится городок и на какой улице мы поселились. В ходе нашего сбивчивого рассказа на лице американца проявилась легкая озабоченность. Он еще раз уточнил наш адрес, взглянул на карту в канцелярии и тут вдруг выяснилось, что мы живем не с той стороны улицы. Оказалось, что на карте городка, улица разделена посередине и те, которые живут на одной стороне, принадлежат к этой школе и к дистрикту этого городка, а те, кто на другой - нет. А мы оказались на другой стороне. И наш дистрикт был расположен в другом графстве милях в 10 по шоссе. Я говорю о школьном округе, а не о школе. Потому что школа, к счастью, оказалась не так далеко.

Но что это за зверь такой, этот загадочный школьный дистрикт, и почему нельзя ходить в школу под боком, а надо и здесь в глубинке возить детей в другую, неблизкую школу?

Ответ кроется в структуре американских школ.

Как я уже писал, школьных дистриктов (округов) в Пенсильвании более 500. Почему так много, если графств (т.е. административных районов) всего 67? Дело в том, что американцы сильно привержены к местному управлению и именно школьные округа в их глазах сосредотачивают идею местного управления. Конечно, громадные дистрикты в больших городах, как в Нью-Йорке, на десятки тысяч учеников, не имеют ничего общего с местным управлением, но большинство дистриктов совсем небольшие, а бывают просто малюсенькие, чуть ли не на одну-две школы.

Американцы упорно держатся за эти малюсенькие дистрикты, не позволяя укрупнить их, хотя это и сулит сокращение расходов. Надо заметить, что суперинтендант дистрикта, то есть человек, которого нанимает Совет Директоров (Попечительский Совет) для управления школьным образованием, обычно высоко оплачивается. Даже в маленьких округах эта должность требует оплаты в районе 100 тыс. долларов. А ведь в администрации дистрикта есть еще заместители, помощники и другой немалый штат. Да и вообще дистрикт, как правило, себя не обижает. Например, наш дистрикт, тот что в 10 милях по хайвэю, расположен в весьма живописной местности. Там хороший воздух, на территории фонтан, здание с кондиционером, лифт на два этажа. А вот в школах кондиционеров нету. Считается, что они не нужны, поскольку дети летом не учатся. На самом деле дети учатся в июне, да и в другие месяцы бывают очень жаркие дни, а потолки в школе низкие и дышать нечем.

В чем же основная особенность школьного дистрикта, чем он отличается от советского районного отдела народного образования? Коренное отличие в том, что Совет Директоров школьного дистрикта избирается населением. Эта выборность делает школьный дистрикт совершенно независимым от любых административных вмешательств. До известной степени, конечно. Но в целом, если только не принят специальный закон, который в чем то ограничивает власть дистрикта, решения этого органа окончательны и могут быть оспорены только в судебном порядке.

А власть Совета Директоров действительно велика. Это и хорошо и плохо, как при всякой демократии. Потому что, если в Совет Директоров пробились местные "простые американцы", то горе вашим детям. Будут клясться в верности флагу и ругать Дарвина. Совет Директоров вполне может вмешаться в преподавание и, например, потребовать, чтобы в школах наряду с теорией эволюции изучалась теория сотворения по Библии, которая маскирует себя Теорией создания мира искусственным интеллектом. Кстати, такой случай имел место в одном из районов в Пенсильванской глубинке.

Немного отвлекусь, потому что надо сказать пару слов о «простом американце» из американской глубинки. Как и везде в мире житель глубинки консервативен. С тех пор, как Антон Павлович Чехов описал этот всемирный тип в "Ионыче", человек этот изменился мало: "...пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти". Но есть, конечно, местный колорит. В чем это выражается в Америке? Во-первых, это религиозный человек. Он регулярно ходит в церковь по воскресеньям. Он ненавидит Дарвинизм. Он вообще не очень доверяет науке и ученым. В глубине души он, возможно, даже не верит, что Земля вращается вокруг Солнца, но готов с этим примириться, пока. Причем, хотя он не доверяет науке, но любит объяснять религиозные притчи научными исследованиями. Любит всякие раскопки, которые подтверждают Всемирный Потоп, или, что разверзлись хляби небесные. Он верит в ангелов. Очень озабочен последними сообщениями, что северокорейская ракета ранила архангела Гавриила. Не сомневается, что Америка - это светоч на холме, но темные народы неблагодарны. Неблагодарны европейцы, которых спасли во время войны от Гитлера и до сих пор мы вынуждены держать наших солдат, чтоб защитить их свободу, а они нас не поддержали в Ираке. Неблагодарны арабы, которые сидят на своей нефти, а наши войска вынуждены их защищать друг от друга. Неблагодарны русские, которых спасли от коммунизма, а они плохо себя ведут. Неблагодарны африканцы, которых кормят нашей пшеницей, японцы, которых приходится защищать от китайцев, китайцы, у которых мы покупаем всякую ерунду. Неблагодарны все. Этот человек постоянно озабочен налогами и только о налогах и говорит. Он ненавидит «социализм» и всякое налогообложение, за исключением на вооружения и тюрьмы. Все остальное - «социализм». В поселке, где я живу, долго обсуждали стоит ли оплачивать фонарный столб на перекрестке, где стоят по утрам дети в ожидании школьного автобуса. В конце концов решили, что этот расход нам лишний, ни к чему. При этом не надо думать, что «простой американец» скуп, или не даст денег на благотворительные цели. Например, в декабре перед Рождеством на улицах такая иллюминация, что видно как днем, но это по своей воле, а не налог.

Я отвлекся, для того, чтоб читатель понял, почему американец держится за свой дистрикт. Эти люди боятся, что «яйцеголовые» или, того хуже, «социалисты» будут учить детей не тому, другим ценностям.

Административное деление внутри Пенсильвании очень запутанно. Если считать, что графства - это районы, то найти соответствие другим административным единицам очень нелегко. Внутри графств есть тауншипы, бороу, сити, поселки. А границы школьных дистриктов еще более запутаны. Кстати, наш апартмент обслуживался тем же почтовым оделением, что и школа, куда не взяли Фимку. Да и городок мы писали в адресе на конверте тот же самый, где расположена небольшая школа. Не удивительно, что мы оказались не с той стороны улицы, не зная, как проходит граница дистрикта.

Эта небольшая школа, куда мы хотели определить Фимку, славится своими выпускниками, среди них есть даже Нобелевский лауреат. Мы спросили, а нельзя ли нам все равно записать Фиму, даже если мы входим в другой школьный округ. «Можно, - ответили нам. - Но тогда вам придется платить школьные налоги в оба дистрикта: по месту жительства и по месту учебы» .

Я уже писал о налогах на школу во второй части этих мемуаров и читатель знает, что местные жители несут основное бремя этих налогов. Я также писал о «простом американце», который живет в глубинке. Но глубинка неоднородна. Жители, которые концентрируются в каком-нибудь городке, бывает не хотят смешиваться с остальными «простыми американцами». Они готовы платить большие налоги, но содержать хорошую школу. Особенно, если в городке живут люди побогаче. Именно так оказалось в нашем случае.

Но бывает и иначе, и часто. Бывает, что люди не хотят или не могут платить большие налоги и тогда ученики вынуждены тесниться в переполненных классах, у школы нет денег на хороших учителей, на спецпредметы и т.д. И тогда, за неимением лучшего, остается местный патриотизм, часто сдобренный насилием и наркотиками.

Мы не могли платить двойные школьные налоги и Фимка не попал в школу, которая гордилась Нобелевским лауреатом. Оба сына закончили другую HS, которая достаточно типична, насколько я могу судить. Это совсем неплохая школа и на ее примере я попытаюсь рассказать о том, как же проходит учебный процесс в американской школе. До сих пор мы не заглядывали внутрь школы. В последующих заметках мы заглянем туда.

P.S.

Получил сегодня, т.е. август 2011, "боевой листок" нашего дистрикта, из которого узнал, что в школе, где учились мои сыновья, будут делать реновации, в числе которых и установка кондиционеров. Видимо глобальное потепление достигло нашей школы, в самом-то районном управлении воздух всегда кондиционировали, а тут и до детей черед дошел. Это при том, что на ученика приходится 11 800 долларов в год. Там же, кстати, приводится разбивка доходов- 72% местные налоги, 27% - штат выделяет и 1% из федерального бюджета.

* * *

"Около века назад французский социолог написал, что негласной целью любого общественного института является собственное выживание и рост, а не выполнение официально провозглашенной задачи. Например, основная цель государственной почтовой службы – не доставка почты, а создание условий для обеспечения зарплаты своих служащих и возможности карьерного продвижения для наиболее честолюбивых из них. Основная цель военной организации – не защита национальной безопасности, а участие в распределении доли национального богатства для обеспечения потребностей своего личного состава."

"Целью школьной системы является формирование у детей поверхностного лексикона из области экономики, социологии, естественных наук и т. д., а не реальной увлеченности чем то конкретным. Но качественное образование предполагает глубокое изучение чего бы то ни было. Детей приводит в смятение огромное количество разных взрослых, работающих в одиночку, практически без связи друг с другом, претендующих на передачу ими опыта, которым они часто сами не обладают."

Джон Тэйлор Гатто
"Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя"

Первая статья
http://www.proza.ru/2009/10/08/258

Следующая статья
http://www.proza.ru/2011/01/16/383


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.