Статья в журнал писатель xxi век

О ГРАММАТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Никто не спорит, что грамматика нужна, а действующие в настоящее время толковые словари  В.Даля, С. Ожегова, А.П.Евгеньевой и другие необходимы для писателя, как воздух. Но давайте заглянем в них и попробуем найти хоть единое слово об особенностях поэтической речи. Не найдем. Зато правильность ударений в каждом слове там проставлена. Вообще слово грамматика, как мне известно, придумал епископ Августин в 5 веке  новой эры. Но уже тогда, говоря о языке и грамматике, он утверждал, что они не догма и грамматика должна меняться, приспосабливаясь к современному языку. Именно это мы наблюдаем из поколения в поколение. Каждое молодое поколение вносит свою лепту в язык. Против этих неологизмов всегда выступает старое поколение, поскольку язык молодежи кажется вульгарным, режет слух и выходит за рамки существующих грамматических норм. Но так было всегда и очевидно будет и далее. Процесс реформирования языка невозможно остановить никакими постановлениями и законами. Правда, грамматические реформы периодически происходят. Нам известны реформы Петра-1, Советская реформа. Но  все это результат того, что речь изменяется независимо от реформаторов, а они лишь вынуждены утвердить то, что уже произошло. Существуют, правда, церковные догматы, которые предписывают говорить на старославянском языке малопонятном и практически забытом. Взять хотя бы молитвы, произносимые в настоящее время в церкви. Там свои законы и своя грамматика. Так стоит ли удивляться тому, что требование грамматических реформ все чаще и чаще звучит среди деятелей литературы. И вот, наконец, этих реформ дождались. Недавно вышли четыре  толковых словаря «А именно: Орфографический словарь русского языка (Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К.); Грамматический словарь русского языка (Зализняк А.А); Словарь ударений русского языка (Резниченко И.Л.); Большой фразеологический словарь русского языка (Телия В.Н.)» и что вы думаете? Сразу же нашлись критики. Почему вместо договорА, надо писать дОговоры?   Вместо магазИн - магАзин, вмест йогУрт- йОгурт. Почему кофе стало оно? и.т. д. И тут невольно вспоминаешь басню Крылова «Слон живописец». Вот и мне захотелось вспомнить, почему Н.А. Некрасов писал БурлАки, а не бурлакИ. Но это уже разговор о поэтической речи, которая имеет свои особенности и эти особенности до сих пор оставлены без внимания всеми толковыми словарями, выпушенными до настоящего времени.  Каковы же эти особенности? А они состоят в том, что поэтическая речь в отличие от прозаической речи - ритмична. В ней слова выстраиваются во фразы не абы как, а по строгим гармоническим законам в соответствии с природными ритмами сердца и дыхания.  Изменить эти законы мы не можем, и поэтическая речь всегда подчиняется только им. Поэтическая речь слоговая и каждый слог должен уместиться в промежутки между ритмами дыхания. Это ХОРЕЙ или ЯМБ. Как писалось в предыдущей статье (см. писатель21 века №2) если ударение  при выдохе делается на первом слоге, то это ХОРЕЙ, если на втором, то это ЯМБ. Такова грамматика поэтической речи.(1) Но оказывается, она не всегда соблюдается, поскольку современная речь не терпит ударений на каждом первом или втором слоге. Поэтому появились пропуски ударений, которые назвали пиррихиями, и вне  схемные ударения, которые назвали спондеями. Вот пример пиррихия(7)
ЛюбвИ  надЕжды тИхой слАвы
недОлго нЕжил нАс обмАн
 исчЕзли ЮныЕ забАвы,
Как сон, как утренний туман…
 Это типичный ямб, но в четвертой строке нарушено правило постановки ударения. И такие нарушения грамматики поэтической речи в двухсложных стихах встречаются сплошь и рядом.  Но это не считается грехом. Однако в Древней Греции такое отступление грехом считалось, поскольку  греки пользовались временной ритмикой. Каждый слог пелся, и сбивка во времени звучания слога чувствовалась. Сейчас стихи читают как прозу, поэтому
сбивка ударения мало заметна. Что уж говорить о новых словарях и узаконенных всеми словарями правилах расстановки ударений? Они с трудом вписываются или вовсе не вписываются в поэтическую речь. Не потому ли поэтическая речь становится все более и более прозаичной и ее перестают любить и понимать? Известный теоретик литературы проф. Л.И.Тимофеев установил, что четырехстопный ямб благодаря наличию  пиррихиев и спондеев имеет 127 оттенков. Это говорит о том, что 127 раз допускается смешение ударений. Почему же мы должны писать так, как это требуют правила ударений в современных толковых словарях?
«Поэзия дама капризная и прозаическая речь ей не указ! А иначе не будет и поэзии».
В трехсложных размерах (ДАКТИЛЕ, АМФИБРАХИЕ И АНАПЕСТЕ) сбивки ударений встречаются реже. Еще Г Чернышевский установил, что в русском языке  обычно на три слога приходится лишь один ударный. И это объясняет, почему в трехсложных стихах смешение ударений встречается реже.
     В четырехсложных стихах ударение падает на каждый четвертый слог, а между ними размещаются два неударных слога. Это ПЕОНЫ.  Такие стихи сейчас встречаются редко. Еще реже встречаются пятисложные и шестисложные стихи, о чем мы говорили раньше (1).
У этих стихов своя особая мелодия. Они наиболее поэтичны, поскольку звуковая необычность вызывает  дополнительно чувство ощущения нового, необычного. Так все же что такое поэзия и что такое грамматика поэтического творчества ПОЭТИКА? Всякая грамматика это свод законов. И этими вопросами занимались многие ученые, такие как Тимофеев (2), Томашевский, Гаспаров (8), Чернышевский  Белый, Маяковский и др. Но, ни один из перечисленных авторов не изложил правил оценки поэтической грамотности. Не случайно поэтому,  что в каждом ЛИТО Санкт-Петербурга существуют свои правила, но и они не позволяют оценить гармонию числом, о чем мы ранее писали (1).  В клубе ученых МКУ предложены конкретные правила, к которым автор имеет непосредственное отношение.(3) Вот они:

Методика математической оценки поэтического творчества

         Например, если на десять строк стихотворения дважды приходится сбивка ритма или метра, то аритмия составит 20%, а гармония  80%. Возможно таким же образом гармонию числом определяли и  древние греки.
           Помимо ритма красоту поэтической речи определяет РИФМА. Она образует звуковой повтор в конце строки, который осуществляет музыкальную связь по вертикали стиха, образуя каркас тех или иных строф (двустиший, четверостиший, пяти, шестистиший и т.д.). Рифма тем красочнее, чем больше звуков совпадает в конце рифмующихся слов. Существует множество классификаций для обозначения рифм. Известны рифмы: мужские, женские, дактилические, супердактилические, точные, неточные, богатые, бедные, омонические, тавтологические, экзотические, внутренние, составные, ассонансные, диссонансные и т.д.  Естественно, что такое многообразие   рифм, не позволяет однозначно сказать, какие же рифмы лучше. Однако большинство исследователей склонны считать, что рифмы с наибольшим совпадением звуков в конце строки являются наиболее выразительными и красивыми, а для того, чтобы рифма состоялась, достаточно двух совпадающих звуков.(4) Точность  созвучия  рифмы можно характеризовать частотно временной характеристикой, которую мы назвали емкостью звука. Но ее можно измерить только по озвученному тексту (звуковой дорожке). В письменном тексте созвучие рифм определить сложнее. О нем можно судить лишь  по количеству совпадающих букв в конце строки. Например, если совпадает в конце строки  три и более буквы, то рифма считается отличной (бал 100%).  Если совпадает две буквы,  то рифма считается хорошей (бал 80%); если совпадает одна буква (бал 60%.). 
 Все созвучия внутри строки   оцениваются балом 60%.  Отсутствие созвучий и совпадений букв в конце отдельных строк, оценивается балом 2  или 40%.  Но это только в том случае,  если основное количество строк все же имеет совпадающие буквы в конце строки. (3)
      Никто, конечно, не отрицает, что рифмованный текст вызывает эмоциональный подъем и даже восторг. Он резонирует чувства и является неотъемлемым условием для введения человека в состояние катарсиса – этого высшего наслаждения словом. Но все же под поэзией понимают нечто иное.  Ритм – это гармония, это музыка, это настроение. Но это все же лишь одна составляющая часть,  волнующая душу.
           Вторая часть души – это идея или содержание. Именно содержание формирует образ. Удивляет лишь новый образ, которого нет в памяти. Он запоминается. И сам процесс его отложения в памяти вызывает всплеск чувств,  свойственных понятию поэзии. Связано ли это с ритмом и мелодией? Нет! В прозе тоже содержится много поэтических образов. Но если этот образ выстроен по законам гармонии, то он запоминается глубже, то есть вызывает более сильные эмоции. Таким образом, неотъемлемой частью поэтического образа является новизна. Новизна эта конечно субъективна,  поскольку  у каждого человека  в его кладовой памяти хранится лишь определенная часть образов, наработанная человечеством. То есть поэтическое восприятие зависит от образованности человека. Образованные люди хранят больше информации и способны создать абсолютно новые и ранее не известные образы. Они создают новые слова и наделяют образы новыми понятийными свойствами, перенося их с одного объекта на другой. В академическом толковом словаре дается следующее определение поэзии:
«Поэзия-это искусство образного выражения мысли в слове, художественное словесное творчество (5). Все художественные произведения, написаны они прозой или стихами, относятся к поэзии». То есть поэзия – это самостоятельное понятие,  присущее как поэтической (стихотворной), так и прозаической форме речи.  «Это что- либо прекрасное, возвышенное, глубоко воздействующее на чувства и воображение».  Можно сказать, что поэзия – это квинтэссенция гармонии и разума. Но звуковые и мысленные формы материи находятся в разных частотных диапазонах.
         Аристотель под поэзией понимал искусство поэтического мышления, а поэты в те времена были мудрецами, врачевателями (целителями), пророками. Ритмическая поэтическая речь способствовала врачеванию души, очищению мыслей, изгнанию сомнений. Поэтическое слово изначально было метафорично, то есть появилось в результате перенесения свойств одного предмета на другой.  Осознание мира происходило через мистику, миф и метафору. Но метафора поэтична, пока она раскрывает новые свойства предмета или явления, пока она удивляет.  Чувство  нового возникает в связи с постоянным изменением Мира. Это вызывает и новые ощущения. Именно они вводят в состояние восторга, блаженства, поэтического катарсиса. Но новизна, как и ощущение, - субъективна. Изначально КАТАРСИС достигался высшей формой подражания мифологическому эпическому герою. Достигался  он в мистериях (театрализованных представлениях) посредством вхождения в роль жертвы в обряде жертвоприношения. Аристотель ввел термин поэтического и музыкального катарсиса. У чувствительных людей  это состояние сопровождается выделением слез умиления.
       Мифологические образы ранее и современные слова теперь, помимо основного (главного) признака, несут и дополнительные, второстепенные признаки. Но именно они чаще всего раскрывают образ с необычной (чудесной) стороны и вызывают чувство катарсиса.
      Переносное,  необычное значение слова обозначают греческим термином ТРОП. Например, в справочнике по стихосложению  приводятся  следующие тропы:  метафора, гипербола, литота, метонимия, перифраза, олицетворение, синекдоха, сравнение, аллегория, гротеск, ирония, сарказм, ассонанс, аллитерация, аллюзия, анафора, антитеза, антифраз, апокопа, градация, инверсия, метатеза, катахреза, оксюморон, параллелизм, перенос, симплока, стык, эмфаза, эпитет, эпифора и др. (6). Такое разнообразие тропов   затрудняет их подсчет. Однако при определенной практике этому не трудно обучиться. И суть конечно не в запоминании названия тропа, а в умении отличить поэтический образ от обычного образа повседневно употребляемого в разговорной речи. Поэты со стажем их ощущают интуитивно, а вот начинающих поэтов можно  этому обучить. Вспомните хотя бы Маяковского. Его ранние стихи были настолько низкого качества, что их не принимала ни одна редакция. Однако наставник Маяковского  Бурлюк, всячески поддерживал его и даже  платил  ему  за каждый стих по 50 копеек, стимулируя его к «стихоплетству». Но со временем, освоив основы стихосложения, Маяковский стал законодателем  поэтической моды, и стал  лучшим Советским поэтом.  Более того, его статья «Как делать стихи» до сих пор остается методическим пособием к стихотворчеству. В рамках данной статьи этот вопрос мы рассматривать не будем. Но то, что поэтические тропы являются показателем поэтичности, думаю ни у кого не вызывает сомнения. И дав численную оценку показателю поэтичности в процентах (ПО=%), мы тем самым в совокупности с показателем гармоничности сможем оценить мастерство поэта. Например, если на 10 строк стиха встречается шесть строк содержащих поэтические тропы, то показатель поэтичности будет равен 60% (ПО=60%). Сводный бал по трем показателям (ритмике, рифме  и поэтичности) составит: (С3=83.3+60=143.3)/2=71.6%. Если по такой методике проанализировать все стихи, (что и сделано в данной статье), то можно определить средний бал качества стихов по данной выборке, сборнику, или полному собранию сочинений. Помимо этого  можно будет определить структуру стихосложения. Узнать какими поэтическими размерами пользуется поэт, и в каком соотношении. Какие он использует рифмы, строфы. Подобный анализ полезен, как для автора, так  и тех, кто выдвигает  поэтов на всевозможные премии. Автор, изучив свои ошибки, сможет их устранить и научиться писать  стихи лучше. А те, кто выдвигает поэтов на премии, сможет по балам выявить действительно лучших. Ведь такой опыт давно существует в спорте (гимнастике, фигурном катании и др.) Такой опыт был и в Древней Греции, где еще за 600 лет до олимпийских игр устраивались конкурсы поэтов на «Пифийских» играх. Но тогда поэзия не служила идеологии, а служила искусству. Она не была средством пропаганды и потому, наверное, пользовалась всенародной любовью. Не плохо бы и сегодня взглянуть на поэзию, как искусство, которое можно оценивать по  параметрам красоты.
     После оценки стихов в баллах по технике стихосложения можно отобрать стихи по качеству техники стихосложения. Некоторые из таких стихов отобранных по качеству трех основных элементов техники стихосложения, а именно ритму, рифме, и поэтическим образам (тропам) мы приводим ниже. Судите сами, что эти стихи отвечают высокому качеству обозначенных параметров. Конечно, тематика стихов здесь не учитывалась, поскольку все люди разные и одним нравится любовная или природная лирика, другим социальная, третьим церковная и ответить на вопрос что лучше и что больше нравится здесь сложно. Однако с точки зрения грамматики стихосложения, которая оценивается лишь техникой, такой подбор стихов представляется мне наиболее правильным. Интересно, что скажет редакция и читатель по этому поводу? Найдутся ли желающие вступить в полемику? Вот эти стихи:

Цикл стихов: «ИЗМЕРЬ ГАРМОНИЮ ЧИСЛОМ»

Говорят, что учитель А.С.Пушкина,  В.А.Жуковский, журил его говоря:
«Когда же ты, Пушкин, научишься писать настоящие стихи». Под настоящими стихами Жуковский имел в виду Гекзаметры и многосложные стихи (четырех, пяти и более сложные стихи). Но Пушкин так и не научился их писать. Поэты Серебряного века  К.Бальмонд и В. Брюсов пытались восстановить утраченные мелодии стихов Древней Греции. Однако  в советское время о существовании многосложных и многостопных стихов практически забыли. Я решил попробовать продолжить забытые традиции и дать математическую оценку технике стихосложения. Что из этого получилось, судите сами.
             Вот примеры гекзаметра - поэтического размера, которым писали вплоть до 19 века.
Дактиль шестистопный (гекзаметр классический –  это не рифмованный стих)


ЧЕРЕПАХА

В парке Гринстоун гуляя,
нашел я в кустах черепаху. 17+
Мне показалось сначала,
что это обыденный камень. 17*
Панцирь ее запечатан
настолько был плотно снаружи, 17*
Что муравью в него было бы
трудно проникнуть наверно. 17+

Что за диковина, думал я,
камень, держа осторожно? 17*
Только сознанье мне все же
твердило, что  там, черепаха. 17+
Но не понятно, однако же,
было, как можно укрыться, 17*
Так, что снаружи ни лапок
ни мордочки вовсе не видно. 17+

Я окунул тогда «камень»
в том месте речушки игривой, 17+
Где под кустом одиноко
лежала моя черепаха. 17*
И черепаха проснулась
и стала вытягивать ножки, 17
Изнутри, как бы поднявшись
на лапках, над панцирем-днищем.         17

Чудо, но мне показалась,
она симпатичной, настолько, 17+
Что, не колеблясь, решил я
забрать ее дочке в квартиру. 17*
Пусть моя дочка отныне
такой симпатягой  дивится. 17+
Здесь черепаха погибла  бы
в речке холодной и бурной. 17*
Сказано – сделано, и
черепашка в квартире у дочки. 17*
Ползает всюду и ест
винегрет и салатные листья. 17*
Ей, очевидно, не плохо
живется в квартире уютной. 17*
Ей теперь больше не надо
бояться у речки замерзнуть. 17*
Дочке же есть теперь в доме
забава и счастья комочек. 17+
Все мы нуждаемся в счастье
хотя бы в таком не великом. 17+
(гекзаметр 17-17. А=0. ХО=95.5. ПО=45.5, С2=72.7)

ПРИАРАЛЬЕ (гекзаметр рифмованный)

Там, где когда-то Аральское море
шумело игриво,
Где корабли рыбаков
невод крепкий  успешно кидали –
Там теперь суша
и ветер горячий, соленый тоскливо
Белую смерть рассыпает
в пустынные, чуждые дали.

Нет здесь теперь ни людей,
ни животных, лишь сгнившие мачты,
Словно кресты на погосте заброшенном,
всюду чернеют,
Да завывает в проржавленных днищах,
как воют рыбачки,
Ветры, о том,
что по волнам гонять корабли не умеют.

В мертвых деревнях не встретишь травы
и зеленых деревьев.
Даже весной здесь повсюду соленый пухляк,
словно снегом
Землю опутал своей паутиной,
и нет здесь кочевьев,
Тех, что когда-то селились
вдоль буйного брега.

В эти места не текут теперь реки большие,
что раньше
Пресной водою  поили
окрестные земли Арала.
В мертвой земле  даже черви исчезли,
а птицы все дальше
Ее облетают, 
поскольку здесь пищи и жизни не стало.

Здесь догорают под солнцем
осколки надежд человечьих.
Кажется,  будто и время стоит здесь
в молчанье прискорбном.
Кануло все здесь в далекую,
богом забытую вечность.
Выцвела надпись,
и прячутся змеи под камнем надгробным.
(гекзаметр 17-17,  А=0. Р.=87, Гл.=10, ХО=90, ПО=65, С3=84)

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Пеон-1, двустопный

Что такое время? - Объясните мне. 11/80
Конь это  иль пламя, КОСМОС в вышине? 11+
Маятник, пружина, мысль или волна? 11+
Может это семя, океан без дна? 11+

Где планеты наши, Солнце, Звезды, МИР- 11/90+
Плавают, как щепки, а вокруг ЭФИР? 11+
Может это ритмы, сердца частота, 11+
Движитель ВСЕЛЕННОЙ, вымысел Христа?         11+
Над вопросом этим много тысяч лет 11/90*
Бился, безуспешно,  наш  разумный СВЕТ 11+
Только и сегодня он волнует нас 11
И ответ простейший дам я вам сейчас. 11*

Время, промежуток между, ДА и НЕТ, 11/80+
Между превращений Тьмы в эфирный Свет;         11+
Биоритмы  клеток, атомов фонтан, 11+
Жизни проявленье, наших чувств вулкан. 11+

Время – это слоги, паузы слова 11/90+
И от них  кружится наша голова. 11*
Время – это песня, музыка любви, 11+
Одним словом – это  наша СЕ-ЛЯ-ВИ. 11+


Мы живем мгновенье, превращаясь в прах, 11/80+
Думаем, что вечность где-то в небесах. 11
Время во ВСЕЛЕННОЙ как вода течет 11+
И когда-то время может вспять пойдет. 11+

И тогда конечно возродимся мы 11/80
В новой ипостаси из кромешной Тьмы. 11+
Потому что время, обгоняя свет, 11
Создает пространство чередою лет. 11+
(пеон-1. двустопный. А=0.  Р.=84.3 Гл=7.1. ХО=85.7.  ПО=79.  С3=87.8)

СИНГУЛЯРНОЕ СОСТОЯНИЕ (пентон)

Сингулярное состояние… 10/90+
Я в дыре черной скоро взорвусь. 9+^
Как Вселенная Мироздания, 10+
Во все стороны я разлечусь. 9+^

Превращусь в электроны, фотоники, 11/100+
Превращусь в непонятную жуть. 9+
Ту, что чувствуют гипертоники, 10+
Отправляясь в последний свой путь. 9

Надоели Земные страдания, 11/100+
Надоело людское вранье. 9+
Улетаю от вас. Не желаю я. 11
Чтоб летало за мной, воронье. 9+

Я взорвусь, чтобы вновь возродиться 10/100+^
За пределами звездных границ 9+
Может, там мне удастся напиться         10+^
Новых песен  из чаши зарниц. 9+

Я вернусь вновь на Землю обмытую, 11/90+
Где не будет пороков людских? 9
Я на Родину предков забытую 11+
принесу свой  задумчивый стих. 9+

Буду петь дифирамбы пеонами 11/90+
И гекзаметром души ласкать. 9+^
Вы ж пишите хореями,  ямбами, 11+
Я не буду вам больше мешать 9^
(пентон-3. 11-9  А.=8.3. Р.=95. ПО=83.  С3=89.9)

ШЕСТИСЛОЖНЫЙ СТИХ (ударная 6 гласная)

По комнате брожу – один в пустой квартире,
На телефон гляжу, молю, чтоб позвонил,
Но только тишина в таинственном эфире
Мне будто говорит, что я тебе не мил.

Я чувствую тебя  и в шорохе и в стуке,
Мне кажется, они исходят от тебя.
Я чувствую, как ты протягиваешь руки,
Как хочешь приласкать и ободрить меня.

Но будничные дни мне говорят - другое:
Мол, звуки пустоты – лишь чувственный обман.
И что я потерял навеки  дорогую,
И навсегда теперь закончен наш роман.
(ЯМБ утроенный 13-12. А=0. Р.=86,7. Гл.=0, ХО=91,7. ПО= 75. С3=87,3)

МНОГОСТОПНЫЕ СТИХИ

Дождь прошел, но тучки
По небу блуждают,
Просини не видно,
Где-то слышен гром. 23/100+
Подплывает тихо
Серенькая осень,
Разливая в души
Пьяной грусти ром. 23+
(хорей двенадцатистопный 23-23. А=0  Р.=100.  Гл=0. ПО=100.  С3=100)

ВЕТРЫ ОСЕННИЕ

Ветры осенние листьями кружат. 11/90+
В парке старинном бреду я по лужам. 11*
Вечер закатом кровавым пылает – 11+
За горизонтом любовь умирает. 11+

Мысли несутся к ней раненой птицей. 11/90+
В клочья разорваны жизни страницы. 11+
Солнце главою к Земле прислонилось 11+
Сердце подранком печали забилось. 11+

Помню, когда-то  с тобой здесь гуляли, 11/90
Желтые листья  стихи нам шуршали. 11+
Было нам славно, ты звонко смеялась – 11*
Только безжалостно время промчалось. 11+

Проседью снежной деревья покрылись, 11/90+
Годы туманами в вечности скрылись. 11+
Я вспоминаю те годы с тоскою… 11*
Память из прошлого машет рукою 11+
(дактиль четырехстопный. 11-11  А.=0. Р.=90. Гл=62.5. ХО=93.7.  ПО=75.  С3=88.3)

ЛИТЕРАТУРА
1.Севрюгин В.К. К вопросу необходимости соревнования в области искусства и возможности применения методов математической статистики для оценки техники стихосложения. Ж.Литератор  XXI века №2 с. 163.
2 Тимофеев Л.И. Теория литературы Учпедгиз 1948.
3. Севрюгин В.К, Прохорцев И.В. Современная научная поэтика. Труды МКУ 2006г.
4.Шенгели. Г. Техника стиха. М 1960.
5Словарь русского языка. Гл. редактор  Евгеньева. М 82.
6. Справочник по стихосложению. Интернет.
7.Русская литература XIX века. Из-во «Укитувчи» Ташкент,1983г
8 Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. - М.: Наука, 1984. - С.29-52.          


Рецензии