Статья в журнал писатель xxi век

ВОПРОСУ НЕОБХОДИМОСТИ СРАВНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕХНИКИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ.
Севрюгин В.К.

Смысл предыдущей статьи и некоторых высказываний в первом номере журнала «ПИСАТЕЛЬ XXI век»  кроется в том, что автор утверждает о бесполезности соревнования и даже вредности сравнения произведений литературы между собой. Однако наш опыт  говорит о том, что все творческие встречи поэтов и прозаиков проходят именно в атмосфере обсуждения произведений и часто в атмосфере острой критики. Более того, выдвижение произведений искусства на ту или иную премию связано с экспертной оценкой, при которой приходится сравнивать авторов. Можно согласиться, конечно, что эта оценка субъективна, особенно тогда и в той области, где не существует  строгих оценочных критериев, а судьями являются конъюнктурные люди. К такой области относится поэзия и проза. Но там, где такие критерии существуют (например, такие виды спорта как фигурное катание, художественная гимнастика и т.п.) существуют строго разработанные правила, как оценивать тот или иной элемент. Из истории литературы нам известно, что наши далекие предки могли оценивать гармонию числом. Еще за 600лет до Олимпийских игр, в Греции проводились Пифийские игры, где соревновались исключительно поэты и музыканты. Лучшие поэты обожествлялись и их лики ваяли в виде скульптур. Благодаря этому, мы знаем, как выглядел Гомер, Эврипид, Эсхил и др. Эти соревнования нужны были не только поэтам, но и обществу, поскольку объединяли людей вокруг поэтов, выдвигающих ту или иную национальную идею. Поэты подобно богам, творившим миры, творили словесные образы этих миров. Они были переносчиками и творцами идеологии, без которой невозможно развитие общества. Поэтическое слово служило резонатором и своеобразным метрономом, настраивающим общество на ту или иную эмоциональную волну. Посредством поэтического слова формировалось мировоззрение и в Греции до 4 века до н. э в литературе вообще не использовали  прозу. Все научные и эпические произведения писались, гекзаметром.  Греки знали, что поэтическое слово отвечает законам гармонии, а саму гармонию они определяли как единство противоположностей. Поэты являлись творцами духовного состояния общества. Платон утверждал, что слово является не только переносчиком идеи, но и переносчиком духа. Интонацией слова можно передать любовь, злость радость, горе и другие эмоциональные состояния души.
Слоговая поэтическая речь- это последовательность звуков разной частоты.  В сочетании с тембром и акцентом слогов формируется мелодия стиха. Для каждого поэтического размера она своя. Чем разнообразнее мелодии стихов, тем  приятнее они воспринимаются, поскольку новое, всегда воспринимается лучше устаревшего.  В рамках одного и того же размера мелодия стиха так же отличается, но эти отличия  не такие существенные. То есть частота, акцент и тональность меньше влияют на  восприятие мелодии, чем частота и длительность пауз. То есть время передает в большей части чувственную сторону слова. Длительность звучания слога и длительность пауз между слогами, стопами и строками  влияет на мелодию стиха. То есть ВРЕМЯ и есть тот закон, которому подчинено поэтическое гармоническое слово. Нарушение этого закона карается тем, что поэтическое слово превращается в ПРОЗУ.
Законы стихосложения, по-видимому, знали еще до греков. Ведь сами они признавали, что искусство писать стихи гекзаметром они получили от самого Аполлона, который был родом из Гипербореи – страны, лежащей на крайнем севере, за северным ветром БОРЕЕМ. Его дочь Феманоя была первой жрицей в Пифийском храме в Дельфах. Она изрекала свои прорицания на непонятном для греков языке, но мелодию стиха они смогли запомнить и гекзаметр, стал самым популярным поэтическим размером. Позже от Аристотеля  греки узнали, что это был шестистопный дактиль. Но к тому времени греки уже освоили около тридцати поэтических размеров. Это: ЯМБ (- +); ХОРЕЙ ( + -); АНАПЕСТ (- - +); АМФИБРАХИЙ(- +-); ДАКТИЛЬ(+ - -); ПЕОН 1-4(---+)(--+-)( - +--)(+---); БАКХИЙ(++-); АНТИБАКХИЙ(- + +), ИОНИК ВОСХОДЯЩИЙ (- -  + +) ИОНИК НИСХОДЯЩИЙ (+ + - - ), ИПИТРИТ 1-4 (- + + + ) (+ - ++)(+ + - +), ПЕНТОН(----+).  Был и шестисложный  стих (- - - - -+).  Построение античных СТОП основывалось на временной ритмике./5/ Короткий звук назывался МОРОЙ (или ХРОНОЙ) Длинный звук был равен примерно двум морам. ВРЕМЯ (Хронос) выступало в качестве метрической единицы. Между СТОПАМИ делались паузы более длинные, чем две моры.  Более того, стих (строка) часто делилась на два - три интервала. Этот принцип впоследствии перешел в европейское стихосложение, а потом вернулся и в Россию – Родину Аполлона Гиперборейского, но уже в искаженном виде. К этому времени Европа полностью отказалась от  временной ритмики и перешла на так называемый говорной до силлабический  рифмованный стих. Примеры этого стиха  живут и сейчас в фольклорной лирике: частушках, колядках, поговорках
СИЛЛАБИЧЕСКИЙ (акцентный стих). В нем отдельные слова как бы выделяются из текста, но законы расстановки пауз между слогами уже были забыты.  Такой СТИХ пришел к нам из польской поэзии.  Пример из Блока: Ночь, улица, фонарь, аптека; Из Пушкина: Осада! Приступ! Злые волны. В этом стихе повышается роль пауз между словами и часто строка делится на  части. В польском языке большинство слов заканчивается женской рифмой, поэтому Тредиаковский требовал, чтобы в русском стихосложении рифмы были женскими. Ломоносов выступил против такого слепого поклонения перед западом и в полемике добился того, что  требование женской рифмы было отменено, и теперь на конце стиха допускалась, как женская (море-горе), так и мужская (Гора-серебра) и даже дактилическая (маленький-валенки) рифмы. Реформа Тредиаковского утвердила различие между прозаической и поэтической речью. К поэтической речи стали относить исключительно речь, имеющую ритм, метрику и рифму. Речь, не имеющая хотя бы одного из этих признаков, считалась прозаической. Но вскоре сам Тредиаковский стал тяготеть к гекзаметру, и требование рифмы было отменено. Он, правда, успел написать несколько рифмованных гекзаметров. Его начинание поддержал Ломоносов. Однако рифмованный гекзаметр так и не привился в русском стихосложении. И только сейчас он получил развитие в МКУ.  В дальнейшем, развитие русского стихосложение шло по пути тонизации стиха. Появился так называемый силлабо-тонический стих, который живет и поныне. В силлабо-тоническом стихе временная античная ритмика была полностью заменена ритмикой ударной.
 В связи с этим из тридцати поэтических размеров, передающих мелодию стиха,  у нас осталось лишь пять, передающих лишь ритм  (барабанный стук) вместо индивидуальной мелодии античных стоп. Сами стопы стали называться метрами. А метры стопами. То есть, античные законы стихосложения были полностью забыты и искажены до неузнаваемости.  Закон гармонии природы был нарушен, и природа отомстила за себя. Ведь не зря же современную поэзию не все любят. Она не музыкальна. Она  не вызывает того волшебного чувства, что древние греки называли катарсисом.
В клубе ученых (МКУ) смогли понять не только то, что собой представляет время, но и смогли восстановить утерянные секреты свойства времени как трансформатора энергии чувств. Восстановив временную ритмику, мы сегодня научились управлять  эмоциями слушателей, применяя ту или иную поэтическую временную ритмику и метрику и тем самым использовать эту технологию в оздоровительных целях. Нами получен патент /1/ на такие технологии, что говорит о новизне наших новаций. Мы научились оценивать математическими методами качество стихосложения и тем самым отбирать из стихотворных терриконов ценную породу – стихи высокого профессионального качества.
Для большинства аттестованных филологов подобное утверждение кажется крамольным, но ученые филологи, такие как Гаспаров, Томашевский и др., напротив, утверждают, что методы математической статистики в оценке поэтического слова существуют давно и нужны. Ведь любая наука начинается именно с математики. Вот несколько цитат Томашевского:
«На самом же деле филология и математика соприкасались давно. Дело ведь не в счетных устройствах, а в принципе, в методологии исследования.
Оставим же в покое роботов-поэтов, откажемся от долгосрочных прогнозов, скажем лишь о том, что уже сделано в одной области литературоведения - именно в стиховедении.
Собственно говоря, применение математических методов в науке о стихе так же старо, как сама эта наука. Более того, древнейшее стиховедение почти сводилось к математике - разумеется, крайне простой. Античные стиховеды устанавливали количественные отношения (долгий слог равен двум кратким), находили простейшие единицы измерения - стопы, затем единицы высшего порядка - стихи, строфы. Это элементарно, но все же это - математика».

А теперь рассмотрим примеры античных стоп и возможности их применения в современной поэзии. Покажем на примере, как современному стиху можно вернуть его былую напевность  и одним и тем же текстом передавать разные чувства (эмоции).  Не трудно заметить, что временная ритмика  различным размерам придает свою мелодию и поэт может выразить свои чувства более ярко, а читатель более эмоционально прочувствовать стих. Попробуйте прочитать (пропеть) любой стих в различной «временной» ритмике и вы убедитесь в этом сами. Более того, вы сразу заметите огрехи стиха (лишние или недостающие слова) Ведь «из песни слов не выкинешь», гласит пословица
Вот пример, как паузы и время звучания слогов сказываются на эмоциональном восприятии стиха

Возьмем стихотворение Пушкина:

БУ.РЯ-  МГЛО Ю- НЕ БО- КРО ЕТ- ВИХ РИ- СНЕЖ НЫ Е- КРУ ТЯ.
Этот размер в современной ударной ритмике именуется ХОРЕЕМ с ударением на 1. 3, 5, 7 слоги.  Тоже стихотворение во временной ритмике можно пропеть, не делая ударений, а лишь протягивая те же слоги более длинно. В этом случае получится песня на мелодию ХОРЕЯ
Но если протягивать не первый третий и т.д. слоги, а 2,4,6,8, то стих  приобретет мелодию ямба, и  будет звучать иначе. И в этом каждый может убедиться сам, если попробует не читать стих, как газету, а петь. Такой прием в музыке используется постоянно.
БУ.РЯ-  МГЛО Ю- НЕ БО- КРО ЕТ- ВИХ РИ- СНЕЖ НЫ Е- КРУ ТЯ.
Если же протягивать слоги 3, 6,9, то мелодия снова изменится и стих будет  звучать как анапест  и выглядеть так:

БУ.РЯ-  МГЛО Ю- НЕ БО- КРО ЕТ- ВИХ РИ- СНЕЖ НЫ Е- КРУ ТЯ.

Это мелодия  анапеста, и здесь время звучания стиха и время пауз между слогами самое короткое. Чувственное восприятие стиха соответственно иное.
Если стих Пушкина прочесть во временной ритмике античными размерами, то в пеоне-4  надо будет протягивать каждый четвертый слог, начиная с четвертого.  Протягивая слоги, выделенные жирным подчеркнутым шрифтом. Получим мелодию Пеона
БУ.РЯ-  МГЛО Ю- НЕ БО- КРО ЕТ- ВИХ РИ- СНЕЖ НЫ Е- КРУ ТЯ.
В пеоне -1  протягивать слоги надо, начиная с первого.
БУ.РЯ-  МГЛО Ю- НЕ БО- КРО ЕТ- ВИХ РИ- СНЕЖ НЫ Е- КРУ ТЯ.
Ионик нисходящий следует читать так:
БУ.РЯ-  МГЛО Ю- НЕ БО- КРО ЕТ- ВИХ РИ- СНЕЖ НЫ Е- КРУ ТЯ.
Бакхий читать так:
БУ.РЯ-  МГЛО Ю- НЕ БО- КРО ЕТ- ВИХ РИ- СНЕЖ НЫ Е- КРУ ТЯ.
Как видим, выговорить  подобную метрику по законам тонического стиха невозможно. Да и современная грамматика не позволяет так вольно делать ударения в словах. А вот пропеть текст можно. То есть ВРЕМЯ формирует МЕЛОДИ. И, судя по всему, греки свои стихи пели. Не зря же они  всегда изображались с кифарой в руках. Таким образом, мы заново открыли утраченные секреты поэтической речи, как в свое время Леонардо - Да - Винчи заново открыл значение числа Фидия (Ф.=1.61) назвав его «Золотым сечением». В поэтической речи в красивом стихе отношение всех звуков (букв) к согласным звукам  близко к числу Фидия. Например, в поэме А.С.Пушкина «Евгений Онегин» это отношение от числа Фидия отличается менее чем на 4%. И это один из примеров, как математика позволяет определить красивость речи.
О том, что в сопровождении музыки стихи воспринимаются лучше, мы и сейчас хорошо знаем, но то, что поэтические размеры  записывали мелодию стиха, в настоящее время забыли и продолжают читать стихи по законам прозаической речи (как газету). Но если начать читать стихи по законам, которыми пользовались наши далекие предки, (смотри в Интернете труды АРИСТОТЕЛЯ), то поэзия приобретет те качества, которые она имела в древности. То есть она начнет «глаголом жечь сердца людей». Давайте же изучать эти законы, законы времени, диктуемые самой природой.

ПОЭТИЧЕСКОЕ ОТКРЫТИЕ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ГАРМОНИИ ЧИСЛОМ

Современное силлабо-тоническое стихосложение, начиная с реформы Тредиаковского-Ломоносова, отойдя от законов временной метрики, утвердило свои  правила, где  основными элементами, характеризующими качество стиха, стали: РИТМ, МЕТРИКА, РИФМА, ТРОПЫ (поэтические образы). Мы установили, что сочетание этих параметров может служить характеристикой мастерства поэта.
        ПОЭЗИЯ  является  примером образного мышления. Именно с рождения нового образа начинается поэзия.  Новый образ  (слово) всегда удивляет. Рождается слово на подсознательном уровне в результате воздействия различных сигналов, поступающих к человеку, как от внешней  среды, так и от него самого  (от его органов, клеток, атомов, что составляют человеческую плоть и душу).
            Вот с этого момента следует подробнее объяснить, что такое душа и как она связана с плотью. Можно, конечно, было бы сказать, что душа – творение божье, данное человеку, чтобы отличить его от живой и неживой природы. Но думаю, что такое определение не всех удовлетворит. Во всяком случае, для людей науки – такое определение не приемлемо. Даже для  людей, верующих в Бога,  оно недостаточно. Сейчас не только техники, но и все гуманитарии знают, что вокруг любого физического тела существует электромагнитное поле. Это своеобразная  электромагнитная оболочка, через которую тело связано с внешней средой. Все тела излучают электромагнитные волны, начиная с атома, который излучает фотоны, и, кончая человеком, его внутренними органами и каждой клеткой человеческой плоти. Излучение  есть процесс распада, определяющий период жизни того или иного элемента, включая живую  клетку и не живой атом. Вокруг нас формируется электромагнитное поле из волн, отвечающих за деятельность органов чувств, благодаря которым мы осязаем мир. Именно эта оболочка и является душой человека, неразрывно связанной с элементами человеческой плоти. Она функционирует, пока человек живет, пока происходят процессы движения в его теле. То есть человек связан с окружающим миром посредством ДУШИ  суть, которой составляют электромагнитные волны. Волны – это сигналы,  действующие на подсознательном уровне и превращающиеся в сознательный образ после того, как сигналу будет присвоен словесный образ. Это происходит после того, как неосязаемый сигнал трансформируется в звуковой сигнал или в письменный символ. Рождение  абсолютно нового  образа всегда связано с длительным процессом накопления информации. А вот рождение комбинаций из уже знакомых образов (сигналов) рождают образы с переносным значением слова – так называемые ТРОПЫ. Именно они и составляют суть поэтического слова.
        Абсолютно новый образ всегда требует  пояснения. ТРОП – воспринимается  ассоциативно с уже известными понятиями. Это восприятие не адекватно образу, созданному поэтом, а лишь подобно ему. Тем не менее, ТРОП раскрывает, как чувственную, так и понятийную сторону сути вещей, о которых идет речь.
Об этом говорил еще Платон. Надо только помнить, что письменное слово и озвученное имеют качественные отличия. Письменное слово – это замороженный образ, передающий  в основном идею образа.
Озвученное слово, помимо идеи, передает эмоции (настроение). Тоном голоса можно выразить озлобление, радость, любовь. В письменном слове  эти чувства передаются символически и воспринимаются не в авторском варианте, а в варианте читающего текст. Содержание (идея текста) здесь превалирует над чувствами. В озвученном слове чувственная часть проявляется более ярко, а идея поэтического слова отодвигается на второй план.
           Аристотель – основоположник науки ПОЭТИКА подробно объяснял, что поэтическое слово – это музыкальное слово. Оно передает эмоции посредством ритма и метрики стиха. А выше мы показали, что они формируются временем. Именно ритм и метрика в сочетании с тональностью голоса и акцентами передают чувственную часть стиха. Такова особенность человеческого организма, который  может произносить слова в соответствии с ритмами дыхания и  ритмами сердца. Ритмы эти диктуются Солнцем. Не зря же далекие предки всех народов обожествляли Солнце. То есть сама природа воздействует на нас и наши чувства, управляя нашим поведением и ощущением МИРА.
Любая аритмия чужда поэтическому слову, она вызывает раздражение и негативные эмоции. И если даже сбивки ритма прослушиваются не ясно, на подсознательном уровне организм все равно отрицательно на них реагирует, как на инородное тело.
             Известно, что еще до Аристотеля греки могли определять гармонию числом. Число они определяли как меру соотношение вещей и явлений. В поэтической речи это соотношение между длительностью звучания слогов и пауз между ними. Гармонию определяли как устойчивое сочетание (последовательность) каких- либо сигналов (например, слогов).
           В Международном клубе Ученых научились давать оценку не только поэтической речи в целом, но и ее отдельным элементам. Применительно к современной поэзии, базирующейся на ударной ритмике (в отличие от временной ритмики греков), была разработаны правила оценки качества (точности) рифм и методика оценки поэтических образов./1/. В результате этой методике стало возможно оценить технику (гармонию) поэтического произведения (стиха).  Методику оценки гармонии числом  поясним на  двух стихотворениях./5/. Пусть читатели сами убедятся в достоверности разработанного метода и,  может, начнут применять этот метод до того, как стихотворение появится в печати. Это избавит поэтов от нареканий, а читателей от необходимости читать не очень качественные стихи, которые часто именуют графоманией.
Стих 1
СИНГУЛЯРНОЕ СОСТОЯНИЕ
Сингулярное состояние… 10/90+
Я в дыре черной скоро взорвусь. 9+
Как Вселенная Мироздания, 10+
Во все стороны я разлечусь. 9+
Превращусь в электроны, фотоники, 11/100+
Превращусь в непонятную жуть. 9+
Ту, что чувствуют гипертоники, 10+
Отправляясь в последний свой путь. 9
ели Земные страдания, 11/100+
Надоело людское вранье. 9+
Улетаю от вас. До свидания. 11
Не летите за мной, воронье. 9+
Я взорвусь, чтобы вновь возродиться 10/100+
За пределами звездных границ 9+
Может, там мне удастся напиться 10+
Новых песен  из чаши зарниц. 9+
Я вернусь вновь на Землю обмытую, 11/90+
Где не будет пороков людских? 9
Я на Родину предков забытую 11+
принесу свой  задумчивый стих. 9+
Буду петь дифирамбы пеонами 11/90+
И гекзаметром души ласкать. 9+
Вы ж пишите хореями,  ямбами, 11+
Я не буду вам больше мешать 9
(хорей 11-9 А=8.3, Р=95, ПО=83, С3=89.9)

 Стих 2
Когда мы любим, нам семнадцать. 9/70
И солнце ярче, ночь длинней. 8*
Нам соловьи поют для счастья. 9*
И снится множество идей. 8*
Когда нас любят, все прекрасно. 9/70*
Светлее день, а ночь длинней. 8*
Играет музыка на счастье, 9*
А сердце бьется веселей. 8+
Когда нас любят, мы моложе, 9/50*
Когда мы любим, мы мудрей. 8*
И солнце светит нам для счастья, 9*
И соловьи поют весь день 8*
(ямб 9-8, А=0,Рт=100 Р.=63.3,Гл.=0, ХО=91.6, ПО=8.3, С3=57.2)

Здесь: А-аритмия,%, Рт-ритмика. Р-качество рифмовки,%, Гл.-глагольные рифмы,%
ХО-*художественные образы,%, ПО+ - поэтические образы,%,
С3-обобщенный показатель техники стихосложения, %.
         Думаю, читателя не надо убеждать, что первый стих лучше. Но вот, на сколько лучше, ни один читатель не сможет ответить. Однако если произвести оценку гармонии числом по методике /1/ то станет ясно, что первый стих на 157% лучше. И это ответ на то, нужно ли соревноваться, и возможно ли оценить творчество числом.
ЛИТЕРАТУРА
1.Патент Российской  Федерации №2323016
2.С.А.Николаев «Эволюционный кругооборот материи во вселенной».
3.А.Е.Ходьков и др. «Основы космогонии».
4.Н.В.Петров и др. «СВЕТОМБР».
5. В.К.Севрюгин, И.В.Прохорцев «Современная научная поэтика»

Руководитель отделения
«Научная поэтика» при МКУ,
Доктор технических наук, член Межрегионального союза писателей и действительный член Академии русской словесности и изящных искусств имени Г.Р. Державина, поэт Виталий Севрюгин


Рецензии