Эстетический манифест неоромантизма

               
               
                От символизма
               
                Вперёд, мечта, мой верный вол!
                Неволей, если не  охотой!
                Я близ тебя, мой кнут тяжёл,
                Я сам тружусь, и ты работай!
                1902 В.Я. Брюсов (1873-1924)
               
      К неоромантизму
             
Как сладостно воркует лира:
В томлении рождая звуки
Средь обезумевшего мира,
Заламывая руки...               
Двадцатый век – крушений век!
Шаблон и штамп – двадцатый век!
Распад устоев, крах идей,
Бесстыдство – вот наш «чародей».
Слова лишь звон, а чувства – блеф;
Один «канон» – забудьте грех!
                Нейтрино, кварки  и  фотоны,
                Мутанты,  клетки   и   белки.
                Познать всё разом  –  нужно годы,
                А   сроки    жизни       коротки.
И мысли гордые, взращённые умом –
Холодным обездушенным кумиром, –
Всё обратили кувырком,
Насытясь кровью как вампиры!
                Конец сентенциям морали:
                Всё относительно в миру.
                Мы мудрость БОЖИЮ попрали,
                Презрев Заветов «шелуху».
В суетной круговерти
Измождённого  дня,
Лишь о хлебе насущном
Вопрошала     душа.
                Раз разрушив святыни,
                Обезличенный люд
                Очутился в пустыне:
                Где не сеют, не жнут,
                Где удел в преисподней –
                Беспощаден и лют.
Как много БОЖЕ подарил,
Украсив жизни будни.
ОН дух прекрасным озарил
И крест нести нетрудно!
                Был  бы  Дух  и  были  б  кости,
                Ну а мясо нарастёт –
                Через веру в Воскресение
                Всем спасение придёт!

       Хотите верьте, хотите нет, а дело было так... «В начале было СЛОВО, и СЛОВО было БОГ» (Ин.1.1). Пришло время и «явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк.1,4-5). А на пятидесятый день после ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ снизошёл с небес ДУХ СВЯТОЙ и положил основание «Дому БОЖИЕМУ, который есть Церковь БОГА ЖИВОГО, столп и утверждение истины. И беспрекословно-великая благочестия  тайна: БОГ явился во плоти, оправдал СЕБЯ в ДУХЕ, показал СЕБЯ Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» (1Тим.3,15-16).
      Прошу прощение за столь длинные цитаты. Я их привёл к тому, что жизнь на белом свете зарождается и возрождается любовным словом, призывающим  в  помощь  ГОСПОДА  ИИСУСА  ХРИСТА.
       И так происходит с каждым человеком: родители зачали дитя с молитвой на устах, ибо словесное признания в любви есть призвание БОГА,  а  БОГ  есть предвечный животворящий  ДУХ;  от того: слова и поцелуи, само дыхание влюблённых при совокуплении – животворны; в утробе матери (в водной стихии) зарождается  бессмертная   душа.
      «В купели святого крещения» естество наше омывается от первородного греха рода человеческого и «освящённой, новорождённой душе» промысел ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ дарует (через церковные таинства) благодатную земную жизнь – свободную долю для проявления самодеятельной любви: «ибо всякое творение БОЖИЕ хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается  словом  БОЖИИМ  и  молитвой» (1Тим.4,4-5).

      Поэзия – язык любви, природа – храмина любви, а поэт – природный  певец  любви.
      Прочувствованная  мысль, облачённая в слова и уподобляющая поэта СОЗДАТЕЛЮ, есть творение духа. Словно попутный ветер, она  напрягает силу воли, заставляя идти  к цели на всех парусах по «реке жизни» – стихотворной строфе – то плавной и медлительной, то бурной и стремительной; «ибо, как тело без духа мертво, так и вера без  дел  мертва» (Иак.2, 26).
      Поэт сродни священнику: чуткая пророческая интуиция сожительствует у них с рассудительной трезвостью и бдительностью.   Однажды   праздно   рождённые   словеса   обличат на   СТРАШНОМ  СУДЕ   болтливых    стихоплётов   и   фарисеев,   ведь  «слово  не  воробей  –  вылетит  не  поймаешь».
      «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий   обуздать   и   всё   тело» (Иак.3,2).
      «Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может; это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем БОГА и ОТЦА, и им проклинаем человеков, сотворённых  по  подобию  БОЖИЮ» (Иак.3,7-9).
      Поэт и священник, словно «райские садоводы», насаждают в душах ростки добрых помыслов, придавая им изящные и совершенные формы художественного произведения (будь то поучительная проповедь перед многочисленной паствой или поэтическая фантазия, воспитывающая высокие чувства и изысканный вкус), побуждающего к богоугодным поступкам и делам. 
      И вот, прекрасная сказка становится былью в ликующей от озарения любовью душе, в которой творческое воображение, аллегорическая выдумка, абстрактное мышление и проницательное предвидение восторженно слились с убеждённой верой и твёрдым упованием  на  благую  волю  ВЕЧНОГО  ВЛАДЫКИ.

      «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиной и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть СЛОВО БОЖИЕ» (Еф.6,14-17).

      Созерцая красоту мироздания – зримое проявление величия премудрости ВСЕМОГУЩЕГО, испытываешь блаженство и, преображаясь, возрастаешь в целомудрии; начинаешь жить в любви и согласии с БОГОМ и миром. Жизнь  становится  школой добродетели; а природа – не только средой обитания, кормилицей, но и святилищем, превращающим семейный очаг в рай. В таких семьях «процветает» совет да любовь и «царит» мирная, здоровая, счастливая, долгая жизнь; а Божественной наградой за тяжкий родительский труд будет доброе потомство – земное воплощение вечной  жизни!

      Высшее  творчество  человека  –  подлинное искусство – есть свободное самобытное созидание своей личности (обоженное личное бытие есть высшее бытие). Чем более человек исполняет волю БОЖИЮ (стремится соблюдать заповеди ГОСПОДНИ – быть в единстве с БОГОМ и другими людьми), тем самым он становится более личен, наполняя «сосуд души своей елеем благих дел, паче же милосердия и смирения», более способным к общению в бескорыстной любви и в большей мере причастным к радости   вновь  обретённого  целомудренного  блаженства. 
      Святой – «небесный человек и земной ангел», в коем осуществилось БОГОПОДОБИЕ и ОБРАЗ БОЖИЙ засветился с первоначальной   ясностью.
      Пророческое ведение святого есть духовное непосредственное созерцание сути сотворённого БОГОМ мироздания – любви, превосходнейшего дара  и  плода  СВЯТОГО  ДУХА  или  ДУХА  свободы. Именно облагодатствованный (харизматичный) человек, исполненный СВЯТЫМ ДУХОМ, наставляется ИМ на всякую правду и одаривается сакраментальным (заветным) озарением или «чутьём» того, что БОЖЕСТВЕННАЯ  ЛЮБОВЬ ЕСТЬ  СВЕТ,  ЖИЗНЬ,  ИСТИНА. 
      Интуиция, как духовный камертон, настраивает всё человеческое естество  на   тональность   Божественной   симфонии  добра  и  мира.
      Интуиция порождает вдохновение, вдохновение пробуждает истинное творчество, истинное творчество созидает светлое искусство(музыку, художественную  литературу, живопись, ваяние, зодчество), светлое искусство формирует добрую (праведную) личность с утонченным эстетическим вкусом, а праведная личность воцерковляет (непрестанно, до скончания века, участвуя в Божественной  Литургии) и обустраивает земную жизнь по образу НЕБЕСНОГО  ЦАРСТВА.

      В отечественной литературе (как и в сохранившихся памятниках зодчества) нашли отражение мотивы традиционных стилей, господствовавших в определённые периоды нашей многовековой истории: вначале былинный синтез византийской,  романской и варяжско-славянской творческих манер; затем поучительный «Домострой» русского Возрождения; после российская ода имперского барокко и, наконец, классическая поэтичная  романтика  «золотого 19-ого века».

      Пушкинский поэтический, колоритный  портрет Императора Петра Великого (1672 - 1725) помогает постичь миссионерскую, пророческую квинтэссенцию «золотого века» отечественной культуры (с присущими ей: историческим реализмом, духовным психологизмом и душевным романтизмом; живописующей уникальность  русского характера, обустраивающего мир), на примере описания  образа  гениальной  личности  Преобразователя:
      Самодержавною    рукой
      Он  смело  сеял  просвещенье,
      Не презирал  страны родной:
      Он знал своё предназначенье.
                То      академик,      то      герой,
                То мореплаватель, то плотник,
                Он       всеобъемлющей     душой
                На троне вечный был работник.

      Ныне звучит, перекликаясь с прошлым и смело глядя в будущее,   лирический голос одного из представителей современного романтизма  Георгия Асеева:
Кому  я  обязан,   что   духом   силён,
Что веры исполнен,  душой окрылён.
Что с нежностью землю  лелею свою,
Что  труд  почитаю  и  зори    люблю?
                России обязан своим естеством,
                Её я красоты впитал с молоком!
                Бескрайние    дебри    дремучих    лесов,
                Зелёные  дали      полей      и     лугов;
                Среди   золочёной    пшеничной   парчи:
                Перелески,  овраги,  стога    и    грачи.
Клубятся    дороги,    пыля    напролёт,
И  церкви  замшелый   причудливый  свод
Крестом    осеняет    заблудший   народ…
                Великая       Волга       –      воды     твои
                Вместили    историю    Русской    Земли!
                Как    в    зеркале   вижу   истории  нить,
                Которую     властно    хотел    разрубить:
Ордынский   разбойник    и    плут,
Шляхетский  крамольник   и    шут,
Корсиканский   охальник  и    баламут,
Ариец      жестокий      кончину       нашёл.
Все  жаждой  томились – всё  прах  их  обрёл!
                Тобой      Россия       восхищаюсь,
                Сердечно      кланяюсь       земле:
                Отчизне    труд    свой   посвящаю,
                А      душу,      Родина,     Тебе!
      
      Девиз наступившего «платинового века российской культуры» (очень на это надеюсь) можно, на мой взгляд, выразить так: «Быть, а не казаться! За всё Творца благодарю – за то, что: верю, чаю и люблю!»
      Свидетельством тому служит выдержка  из  Государственного  гимна  России, утверждённого Федеральным конституционным законом № 3-ФКЗ от 25.12.2000 г.:
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая  воля,  великая  слава –
Твоё достоянье на все времена!
                Славься, Отечество наше свободное,
                Братских    народов     союз    вековой,
                Предками данная мудрость народная!
                Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись  наши  леса  и  поля.
Одна ты на свете!  Одна ты такая –
Хранимая БОГОМ родная земля!

      Народная  мудрость  гласит: «Кому  Церковь  не  Мать, тому БОГ не Отец», то есть чем больше число мирян, искренно участвующих в церковных таинствах, тем богаче БОЖИИ милости, оказываемые  всем  нам  и  Русской  земле  в  целом.
2009


Рецензии
Кому я обязан, что духом силён,
Что веры исполнен, душой окрылён.
Что с нежностью землю лелею свою,
Что труд почитаю и зори люблю?
- Строчки тронули до глубины души.
Спасибо!

Прозоровский   04.03.2021 10:11     Заявить о нарушении
Сердечно поздравляю со Всемирным днём писателя!
Очень рад осознавать,что мои труды на ниве просвещения нашли добрый отклик в сердцах людей!
С уважением, Георгий Асеев.

Георгий Асеев   04.03.2021 20:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.