Куда уплыли плоты?

Это этюд к малоизвестной картине Репина. Но речь не о ней.
 

Как известно, кроме колоссальной работоспособности художник Шишкин отличался чрезвычайно требовательным отношением как к себе, так и к коллегам по кисти. В этом плане показателен следующий эпизод, произошедший с ним и с тогда еще молодым, но уже набиравшим популярность  художником Репиным.

Репин, благоговевший перед Шишкиным, решил показать своему кумиру только что оконченную картину «Плоты на Волге», написанную для конкурса в Обществе поощрения художеств. Бедолага не знал, что Шишкин тоже намеревался принять участие в этом конкурсе со своим «Сосновым бором».

Картина Репина поражала воображение. На большом полотне открывалась величественная панорама: под пасмурным серым небом пo шиpoкoй глади реки пpямo нa зpитeля шлa цeлaя вepeницa плoтoв. Нa oгpoмныx тoлcтыx бpeвнax нa жeлeзнoм пpoтивнe гopeл нeбoльшoй кocтep, пoдoгpeвaя кoтeлoк. Нeдaлeкo oт pyлeвыx, зaпpaвлявшиx тeчeниeм вceй лыковой флoтилии, cидeлa гpyппa бypлaкoв…

Шишкин, обладавший природной купеческой жилкой, сразу смекнул, что эта картина может произвести настоящий фурор и напрочь отвлечь внимание публики и жюри от его работы, на которую он возлагал известные надежды. Мгновенно созрел план. Зная впечатлительность Репина, Шишкин принял строгий профессорский вид и долго молча стоял перед картиной, заложив большие пальцы за жилет и раскачиваясь с пятки на носок.

- Изрядно, изрядно, и вид есть, и впечатление, – наконец похвалил он истомившегося Репина, который сразу запунцовел от удовольствия. – Только, вы уж не обессудьте, Илья Ефимович, позвольте маленькое замечаньице. Я ведь человек прямой, привык говорить, что думаю.

- Ну что вы, Иван Иванович, я для того и показал вам работу, чтобы услышать дружеский совет, - пробормотал враз похолодевший Репин.

- Так вот, - степенно произнес Шишкин, поглаживая бороду, - всем ваша картина хороша, только правды в ней нет.

- Как нет?- опешил Репин.

- А вот так. Признайтесь, вы с натуры писали, аль по воображению?

- По воображению…

- Оно и видно! А позвольте-ка поинтересоваться, из каких бревен у вас плоты связаны?- с ехидцей спросил Шишкин.

- Как из каких? Из обыкновенных, древесных.

- Вот то-то и есть, что  из «древесных», - передразнил Шишкин. –  Скажите лучше "стоеросовых"! Бревна, голубчик, не бывают просто древесные, они бывают сосновые, еловые, осиновые, и всякому смотрящему на картину должно быть с первого взгляда ясно, какие они. А без этой правдивости жизни нет. Так что не взыщите, Илья Ефимович, картина ваша только красивый фантик от конфеты. Впечатление есть, но это несерьезно…

Попрощавшись, Шишкин спокойно отправился домой, оставив Репина в глубокой растерянности.

 

Общество поощрения художеств присудит Шишкину первую премию, и «Сосновый бор» займет почетное место в галерее П.М. Третьякова.

Картина «Плоты на Волге» на конкурс заявлена не была. Не была она представлена и на очередной выставке передвижников. Судьба ее печальна – отчаявшись добиться достоверности в передаче бревен, Репин замазал картину. Шишкин так и остался ее единственным зрителем.


Рецензии