Русь изначальная

                ПОСВЯЩАЕТСЯ   1025-ЛЕТИЮ   КРЕЩЕНИЯ РУСИ
               
                Россия   есть   прежде   всего - живой   сонм   русских
                правдолюбцев,  «прямых стоятелей», верных БОЖИЕЙ правде.
                И. А.  Ильин

      Во время оно: после всемирного потопа погибло всё живое, и род людской «пошёл» от сынов уцелевшего праведного Ноя – Сима, Хама, Иафета.
      От  25  сынов Сима, обосновавшихся в долине Тигра и Евфрата, по  преданию  произошли:  вавилоняне,  ассирийцы,  евреи   и  арабы.
      От 31 сына Хама–египтяне, финикийцы и эфиопы, поселившиеся  в  Африке.
      А  14 сынов Иафета (древние историки называли их потомков – арийцами) оказались в предгориях Гималаев, откуда они расселились в Индию, Иран и Европу,
став родоначальниками индусов,  персов,  греков,  славян,  кельтов  и  германцев.
      Арийцы первыми приручили лошадей. Они не приносили в храм жертв; но поклонялись единому БОГУ, а в жизни следовали заветам священной книги «Авесты» пророка Заратуштры (изложенное в ней учение  называется  «зороастризм»).
      Среди потомков арийцев были и три брата – Скиф, Рус и Словен.
      Скифы поселились в степях, разводили лошадей и пасли их в низовьях  Дуная,  Днестра,  Днепра  и  Дона.
      Сыновья Руса не захотели жить на одном месте. Это были воинственные витязи, искусные в ратном деле. С мечом прошли они и Грецию, и Египет, и страны Востока, ... и дошли до Ледовитого океана. Даже «самодержавный властитель вселенной», Царь Александр Македонский, устав от жалоб народов на разорения  от русов, приказал им поселиться у Балтийского моря, отдав им в данники  всех,  кто  окажется  на  его  берегах.
      Так русы, сильные и храбрые, расположились в одном месте–на севере Европы.
Их прозвали варягами, это слово означает «союз,дружина» или норманнами «северные люди»).
      Брат Скифа и Руса – Словен поселился в лесах, там, где протекают  реки  Лаба (Эльба), Висла  и  Дунай. От него произошли славяне. Древние историки называли их   венедами.
     «Никто не покорит нас, доколе будут война и мечи на свете!» – сказал     некогда  военный  предводитель  славян  Лавритас.            
      Но вообще славяне были гостеприимны; пасли на лугах стада, корчевали  лес, пахали землю, жили в деревянных избах, ели простую пищу: просо, гречиху, мёд  и молоко. То, что находилось за стенами  избы – пахотные земли, луга, леса, реки и даже собранное на зиму в ямы зерно, считалось у славян общим, и всем этим они пользовались  вместе.
      Уходя из дома, каждый славянин обычно оставлял дверь открытой,  а  на  стол  клал  пищу – на  случай, если в его отсутствие к  нему  зайдёт  какой-нибудь  гость.
      Славянские женщины славились красотой и преданностью; носили длинные одежды, украшенные бисером. Когда умирал муж, жена  обычно  лишала  себя  жизни,  не  желая  оставаться  одной.
      Славяне были язычниками: обожествляли всю природу, умерших сжигали на погребальных кострах. В честь прославившихся вождей и героев насыпали холмы.
      Вождей избирали только на время военных походов. Избираемый верховный правитель должен был согласно обряду явиться перед собранием  народа босой и в лохмотьях. На троне восседал простой хлебопашец, а  будущий правитель становился рядом  с ним и клялся перед всеми хранить веру предков, защищать сирот и соблюдать справедливость. После этого хлебопашец уступал ему трон, а народ давал присягу послушания. Если правитель нарушал клятву, его тут же прогоняли.
      Славяне любили плясать, петь песни, слушать игру на гуслях и рассказы о былых временах; но больше всего дорожили свободой. Они не терпели над собой никакого насилия. Пленных не превращали в рабов навсегда, а, заставив их отработать несколько лет, отпускали домой  или  предлагали жить у себя свободными и равными со всеми.
      По преданию, сын родоначальника славян – Словена, имя которого не сохранилось, женился на дочери вождя германцев, и у  них  родился  сын  Вандал,  внук  Словена.
      Однажды внук Вандала, легендарный князь Буривой собрал всех  славян  и  повёл  их  на восток.
      Часть славян – братья Чех и Лях – осталась на своих местах со своими единоплеменниками в Западной Европе (их называют западными  славянами).
      Потомки Чеха – чехи, словаки, моравы и сербы объединились в Великоморавскую державу. Их потеснили венгры – кочевой народ с Уральских  гор,  родственный  финнам.
      Лях основал Польшу. На Балканском полуострове возникло Болгарское царство. Название его произошло от кочевого народа болгар, которые пришли с Волги и слились со славянскими племенами.
      Сам князь Буривой поселился на берегах Балтийского моря, недалеко от озера Ильмень. Здесь стоял город Славянск, построенный ещё прародителем славян Словеном. Славяне оказались соседями   варягов  и  вынуждены  были  вначале   платить  им   дань.
      Внук Буривоя мудрый и могучий князь Новгородский Гостомысл (из рода князей Славянских) собрал воинскую дружину, прогнал варягов за море и долго правил славянами, обложив данью многих соседей.
 
      Государыня Екатерина Алексеевна Великая в своих «Записках касательно российской истории» (1783 г.), основанных на древних летописях, приводила такие подробности о истоках нашего отечества:
      «Понеже славянских князей поколение, которое пресеклось кончиною Гостомысла в 860 году, восходит примерно до 480 года по РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ, то надёжно полагать можно, что до 480 года славяне  приходили  в  Русь.
      Имя Русь и Русия хотя сначала малой части народа принадлежало, но потом разумом, мужеством и храбростью того народа повсюду распространилось, и русы приобрели великое пространство  земли.
      Предел един от Финляндии к востоку до гор поясных и от Белого моря к югу до Двины и Полоцкой области; и тако вся Карелия, часть Лапландии, Русь великая и Поморье с нынешнею Пермиею, именовалась Русь до пришествия славян. Ладожское озеро называлось  море  Русское.
      Шведские и норвежские писатели поименно называют русских царей под именем гардарикских и голмогардских царей. Писатели сказывают, что варяги русским князьям войски давали и что русы помогали  соседям  в  войнах.
      Слово «князь» в древнейших книгах, вместо греческого игемона и стратиарха, воевода  и  высший  войск  начальник,  положено.
      У греков имя Русь задолго до Рюрика знаемо было. Латины  русь именовали  рутении.
      Все северные писатели сказывают, что русы на севере чрез море Балтийское (которое русы называли Варяжское море) в Данию, Швецию  и  Норвегию ездили  за  торгами.
      Полуденные историки сказуют о русах, что издревле морем с торгом  в  Индию,  Сирию  и  до  Египта  ездили.
      Закон, или Уложение древнее русское, довольно древность письма в Русии доказывает. Русы  давно  до  Рюрика  письмо  имели.
      Древних русов город над устьем Ловати близь Ильменя-озера, и до днесь Старая  Русь  или  Руса  именуется.
      Славяне, когда русами овладели, тогда в Руси новый город построили, в различие Старой Руси или Старадогардерики, Новый град  Великий  именовали, тут обитать стали, люди же из Старой Руси  в  Новгород  переселились.
      У русских писателей град великий именован Ладога, где ныне село Старая Ладога, и до перенесения княжеской столицы в Новгород  Великий престол княжеский был в Старой Ладоге. Близ Старой  Ладоги  и доныне видны развалины, которые слывутся домом   великого  князя  Рюрика.
      Русы, со славяны смешався, за един народ почитаются. Славяне-русь чрез признание варяжских князей, по кончине Гостомысла, со варягами  соединились.
      О варягах русские древние писатели нередко упоминают, яко славянам единоплеменном народе; а особливо, что от оных колено Рюриково  на  престоле русском  от  862 по 1598 год,  и того 736 лет с пременным счастием наследственно продолжилось;  и в дворянстве от  варяг  в  России  и  в  Польше  многие  ещё  роды  находятся.
      Со Рюриком в Русь приходили варяги, и более при нём в знатности  находились, нежели славяне, ибо везде имена варяжские в его  время  упоминаются.
      Варяги жили по берегам Варяжского моря; они от весны до осени разъезжали на Варяжском море, и над оным господствовали. Варяги требовали от своих королей и вождей не токмо предприимчивости, но и ума; быв почти завсегда на море для военных действий, что добывали  над  неприятелем  в одном  месте, то продавали  в  другом.
      Нестор точно сказывает, что поляне, древляне, бужане, радимичи, вятичи,хорваты и дулебы от греков называемы были великая Скифия.
      Имя Скиф весьма старо и в глубочайшей древности у всех писателей знаемо было. Греки прозвали скифами на великом пространстве Африки, Азии и Европы живших народов, и  в название сие  включали   многих  народов,  яко  то  и  славян,  сармат  и  татар.       
      Скифы самые северные, по сказанию греческих писателей, жили или обращались у моря Каспийского, в Кубане, Кабарде, реки Дона до Днепра.
      Малою Скифиею назывался Крым и бывшая степь Крымская, ныне Азовская губерния. Некоторые скифские поколения имели самовластных государей, и сие по состоянию их для приобретения общей пользы и сохранения спокойства и безопасности весьма им было нужно. Греческие писатели скифских государей Василеи, Латинские – Рекс именовали,  а  иногда  Кахан,  или  Каган.
      В полуденном краю России, около 430 года по РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВЕ, созидается на реке Днепре град Киев и иные города, князьями, пришедшими из мест тех, кои греки под общим названием Скифии  разумели,  одного  языка  со  славянами.
      Скифы терпеть не могли,  чтоб другие народы сказывались старейшими. Они почитали дружбу и добродетели, любили неустрашимых, пренебрегали богатство, имели скотоводство, одевались зимою и летом в равную одежду. Были всегда на коне, оружие лучшее их – щегольство, суд отправляли, рассуждая здраво; письменного закона не имели, пороки наказывали строго. Храбрость и справедливость скифов в похвале были у соседних народов. У них супружества были благополучны, понеже нравы имели неиспорченные. Наук и художеств мало знали, но ремесленников имели. Большая сила скифов в коннице и стрелках состояла. Жены езжали с мужьями на войну; девы не вступали в супружества, пока не были в поле. От того произошла пословица: «Скифы столько искусны стрелять из лука, сколько греки играть на лире». Невесты гнушались женихов  робких.  Трижды  скифы  победили  всю  Азию.

      Российские писатели сказывают, что князь Кий, пришед около 430 года по РОЖДЕСТВЕ  ХРИСТОВЕ со своими братьями Щеком и Хоревом и со сестрою Либедь, или Лебедь, и со многими людьми, поселился на берегах Днепра. Кий – старший брат – построил во имя свое Киев; около Киева тогда был лес и бор велик, который к ловле зверей был полезен. Второй брат – Щек – создал град Щековицу. Третий брат – Хорев – построил град Хоревицу, который потом именован был Вышгород. Сестра их Лебедь наименовала реку Лебедь,  и  на  оной  построила  город Лебедь  же.  Дееписатели сказывают:
              1) что сии мужи были мудрые и смысленные;
              2)  что   были  немалые  владетели   в  народе  своём  и
              3)  что  они  имели  обычай  тих  и  кроток.
      Славянских князей поколение княжило в Руси от 480 года до 860 года  и  кончилось  Гостомыслом.

      Историки сказывают, что в 860 году по РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВЕ Гостомысл, быв при конце своей жизни, созвал старейшин земли от славян, русы, чуди, веси, мери, кривич и дрегович, говорил им: « что видит между ими несогласие, всяк из них по своей  мысли и прихоти правит и судит, отчего правление земель и дел медлится и разорение Великому Новгороду воспоследовать может, сами собою править не могут; и для того надобно им князя, который бы над ними владел, что таковые три брата, князи честного происхождения, обретаются в варягах, кои разумом и храбростью славны...». (От автора: У князя Гостомысла было три сына и три дочери, причём все сыновья погибли в боях и войнах. Однажды ему приснился сон, будто из живота его средней дочери Умилы вдруг выросло огромное дерево ветви которого покрыли весь город и всю славянскую землю и протянулись за её пределы – это пророческое аллегорическое изображение династического родства и правопреемственности Рюриковичей и Романовых: Михаил Федорович, первый Царь из рода Романовых, являлся сыном племянника супруги первого Царя из рода Рюрика Иоанна Четвёртого Васильевича – законной Царицы Анастасии Романовны. Самый мудрый из волхвов объяснил сон Гостомыслу так, что сын Умилы должен стать славянским князем, а его потомки укрепят и прославят всю славянскую землю – языческое подтверждение истинности предсказания святого апостола Андрея Первозванного о грядущем величии Русской земли. Умилу Гостомысл ещё раньше выдал за одного из русичей – потомка Руса, «князя рода Одина и сына его Ингваря», короля Финляндского Людбрата с целью укрепления мира между славянами и варягами-русами.  Славяне прощались с усопшим  Гостомыслом по языческому обряду предков: на священном Волотовом («богатырском») поле сложили костёр из дубов, возложили наверх князя в дорогих одеждах с боевым оружием и подожгли; затем насыпали высокий холм, что стоит до  наших  дней  и  зовётся  в  народе   Гостомысловым   холмом).

      Новгородцы приняли Гостомыслов здравый совет; – продолжает повествование в «Записках...» Ея Императорское Величество Государыня  Императрица  Екатерина  Вторая, – по кончине его, в том же 860 году, послали послов из первейших граждан  в варяги, трёх  братов – князей Рюрика, Синеуса и Трувора – звать  владети  над  собою.
      Послы, пришед к варягам, говорили князьям между прочим сии достопамятные слова: «Земля  наша велика и обильна, а порядку в ней  нет;  придите  владети  нами».
      Рюрик со братиями, услыша о несогласии, своеволии, прихоти и беспорядке   новгородцев,   с   трудом    согласились   на  просьбу  их.
      Наконец, склонились на предложение послов. (От автора: По преданию, не все славянские вожди согласились принять Рюрика. Внук Гостомысла от младшей его дочери князь Славянский  Вадим Храбрый сам хотел править славянами, но всё ж таки Рюрик был провозглашён  «великим  князем  Новгородским   и   Варягорусским»).
      Князь Рюрик, со братиею и своими домами собравшися, взяли с собою великое число своего народа, пришли из варяг к рубежам (границам) русским в 861 году. (От автора: Принято считать 862 год   датой  основания  русского  государства).    
      Старейший Рюрик – в Старую Ладогу, который город укрепить велел. Синеус  на  Белоозере  –  в  Весь Егонскую, а третий, Трувор, – в  Изборск.
      По смерти обоих братьев, Синеуса и Трувора, князь Рюрик новгородские оба княжества, Белозерское и Изборское, к Новгородскому  присовокупил.
      В четвёртое лето княжения его переселился из Старого града (Ладога) в Новгород Великий ко Ильменю (озеро), в том городе умножил строение, и прилежание имел о расправе земли и правосудии. Дабы всюду расправа и суд не ослабел, послал князей (начальники) по градам Полоцк, Ростов, Белоозеро, Изборск, Смоленск и Муром, и по тем градам князи были варяги-пришлецы (говорит Нестор), а жители были в Новгороде славяне, в Полоцке – дреговичи, в Смоленске – кривичи, в Ростове – мери, на Белоозере – весь, в Муроме – муроме. Сам же именовался князь великий – для различия от подданных князей, коих Рюрик немало подвластных имел. Именование князь великий – то же, что у греков  Архикратор,  или  Василей.
      По смерти (финландского короля Людбрата) отца великого князя Рюрика владел он варяго-русами,  кои ему дань платили и войск  и  давали.
      Славяне, живущие по Днепру, зовомые поляне и горяне, утесняемы бывше от хазар, кои обладали градом Киевом и прочими около лежащими областьми, брали с них дань тяжкую и требовали сверх того всякие поделия (работы) изнуряющие, прислали к великому князю Рюрику предные мужи (именитые или старшины) просити,  да пошлёт  к  ним сына  или  свойственника князя княжити.
      Он же дал им Аскольда и войски с ним отпустил. Аскольд же был пасынок  великого князя  Рюрика, сын жены его (Ефанды) от первого мужа.  (От  автора:  По  преданию,  дружинники  Аскольд  и  Дир – первые    русские    правители    христиане  –  княжили   в   Киеве с  863 по 883 годы.  За   это   время   князья-соправители  разбили     и   прогнали    далеко   в   степь   хазар,   совершили   смелый,  но безрезультатный     поход    на    столицу    Византии  –  Царьград. Вскоре   Киев   стал   богаче   и   сильнее   Новгорода).
      При  конце жизни  великий  князь Рюрик, когда был вельми болен и начал изнемогати, видев сына своего Игоря двух лет, в сущем младенчестве, отдал княжение и сына своего своему шурину (брату жены Ефанды, княжны Урманской) Олегу, князю Урманскому (т. е. норманнов), из варяг, и скончался в Новгороде в 879 году; тут и погребён.  Царствовал  17  лет.
      Великий князь Рюрик имел жену, которую он весьма любил, а именно Ефанду, или Едвинду (Гедвиг), дочь князя Урманского. Когда она родила сына Игоря в 877 году, то великий князь Рюрик даде ей обещанный  град  Ижору».
      Мудрый, храбрый и искусный воин Олег собрал большую дружину и на ладьях спустился по Днепру к Киеву в 883 году; хитростью  выманил   Аскольда  и   Дира   из  города.
      Олег взял на руки Игоря и сказал киевлянам: «Сей есть наследник всех княжений русских, а Аскольд не есть самовластный князь, ни рода Рюрика, но подданный Игоря, который его сменяет с княжения и  наказует». Затем выхватил спрятанный меч и убил обоих. Киевляне сожалели о смерти христиан Аскольда и Дира, но подчинились Олегу. Место, где похоронили убитых, и сегодня называется Аскольдовой могилой. Бытует мнение: причиной  гибели киевских князей было принятие Аскольдом и Диром христианской веры во время их похода в Царьград; что киевляне донесли Олегу, жалуясь, будто Аскольд без ведома великого князя крестился и хочет переменять  народную  веру. 
      Вещий Олег, увидев как удобно расположен Киев, как богат, красив и надёжен, перенёс  в него столицу из Новгорода и предрёк: «Да будет Киев матерью городам русским!» С этого времени древнерусское  государство  стало  называться  Киевской  Русью.

      В «Записках ...»  Августейшей  Особы  написано: «Когда Игорь достиг 27 лет, тогда Олег сыскал ему невесту, из Изборска, девицу добродетельную, именем Прекраса; Олег же нарече её Ольга, родом была из Веси, именуемой Выбутска, правнука Гостомысла, внука старшей его дочери, и выдал её на двадцатом году за великого князя Игоря  в  904  году...
      Блаженная Ольга, будучи сама от рода князей славянских, паки народ славянский возвысила. При ней всюду имена славянские в начальниках и правителях оказываются. Ольга и язык славянский во употребление общее привела. Известно, что народы и языки народов  мудростью и тщанием вышних правителей умножаются и распространяются. Каков государь благоразумен, о чести своего народа и языка прилежен, по тому и язык того народа процветёт.  Многие народные языки исчезли от противного сему.
      Великая княгиня Ольга приятием святого крещения и книгами церковными, переведёнными с греческого языка на славянский язык, наипаче утвердила язык славянский.
      Святослав (от автора: великий князь всея Русии от 945 по 972 годы; в супружестве имел княжну Венгерскую Предславу, от которой  родились: Ярополк и Олег, от супружества с Малушей – Владимир) по смерти матери своей (Ольги), пребыв несколько времени в  Киеве,  распорядился  о  всём  правлении.
      В 970 году определил старейшего сына своего Ярополка в Киеве со  властию,  а  второго  –  Олега  в  Древляне...
      Един же из послов новгородских, именем Добрыня, советовал им (новгородцам) просить меньшего сына Святослава, Владимира, который рождён был от Малуши, дочери славянина Каплюши Малки Любчанина, сестры Добрыниной (Малуша же была свойственница и ключница Ольги и в её призрении воспитана). Новгородцы, прияв тот совет за благо, просили Святослава, чтоб им дал Владимира, чему Святослав быв рад, отдал им охотно; новгородцы приняли Владимира,  и  он  поехал  с  Добрынею  к  Новгороду».
      Святая равноапостольная Ольга, крестившаяся в 957 году в Царьграде с именем Елена, подготовила, как некогда пророк Иоанн Предтеча  и  Креститель ГОСПОДЕНЬ, почву для воцерковления русской  земли. Великая княгиня Ольга успешно привила на Руси византийское православное благочестие, а именно почитание: ГОСПОДА И СПАСИТЕЛЯ нашего ИИСУСА ХРИСТА, ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ДЕВЫ МАРИИ, ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ, Предтечи Иоанна, пророка Ильи, Евангелия и икон – ибо убедительнейшим доводом бояр, при окончательном выборе веры русским великим князем Киевским Владимиром, был следующий: «Если бы вера греческая не была лучшая из всех, то не приняла бы её бабка твоя, княгиня  Ольга  –  мудрейшая  из  людей».

      Благословенная Таврида предстаёт перед взором «вторым Эдемским садом»: здесь взошло лучезарное «Красное Солнышко» – вступил на апостольское поприще великий князь Киевский Владимир Первый Святославович (960 - 1015); тут состоялось «бракосочетание» Руси, в лице великого князя Владимира, и Византии, в лице царицы Анны; в греческом городе Корсуне ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ предопределил священное миссионерское служение («родовой пожизненный крест») правящей династии Рюриковичей – созидание Святой Руси как храма СОФИИ – ИПОСТАСНОЙ ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ, который  «врата   ада   не   одолеют   вовек». 
    
      Святой Владимир в 988 году от РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА олицетворял «благодатный саженец райского древа жизни», посаженный ТВОРЦОМ вселенной на плодородной земле Киевской Руси; а затем возросший и принесший через тысячу лет «сторичный плод»:  собор всех святых, – во главе с богатырской благоверной троицей: великими князьями равноапостольным Владимиром и Андреем Боголюбским вместе с Царём страстотерпцем Николаем Вторым, – в Священной Российской империи просиявших. Надо помнить: русская земля обильно обагрена кровью святых  новомучеников   и   исповедников –  наших   с   вами  родственников,  мы  же  их  наследники.

       P.S. Системный анализ развития национального самосознания представлен в концепции "Правый выбор" http://www.proza.ru/2011/11/29/647.
2009


Рецензии
С таким интересом читала. Так понравилось, что больше и писать нечего.

Валентина Забайкальская   29.08.2021 04:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.