О Русской Православной Церкви и России с любовью

Этот номер подводит некоторый итог первому этапу нашей скромной деятельности, которая, исходя из уже сложившихся «традиций» в нашем Таганрогском благочинии (кстати сказать, во многом отличных от традиций, как других благочиний, так и вышестоящих структур РПЦ), вряд ли могла пойти иначе, чем это получается на самом деле... Не смотря ни на что, нам всё же удалось главное - показать верующим Таганрога перспективу развития приходов и благочиний, а также жизнедеятельности верующих людей и молодёжи с целью создания Православной инфраструктуры. Никто, кроме нас самих, мирян РПЦ, не будет создавать эту инфраструктуру.

Никому, кроме нас самих, такая инфраструктура, на самом деле, а не на словах, не нужна. Но без неё никаких изменений к лучшему, никакого воцерковления крещённых народных масс и молодёжи не будет. А значит, не будет Православного возрождения и расцвета городов, областей, России в целом. Будет продолжаться всё такая же профанация Православного возрождения, выдача желаемого за действительное. Язычество будет принимать всё более необратимые, запущенные, извращённые формы, а РПЦ будет и дальше всячески угодничать перед языческой властью, не требуя от неё ни воцерковления самой себя, любимой и дорогой, ни всех сфер и областей жизнедеятельности народа, общества и государства, ни построения традиционного Православного Царства-Государства.

Возвращаясь к нашим проблемам, необходимо ещё раз подчеркнуть, что судить о том, почему слова и дела в благочинии Таганрогского округа Ростовской епархии расходятся со словами Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Московского, Всея Руси Алексия II, конечно же, не нам. А Ростовской епархии, которая благословляет и вдохновляет всех благочинных и священников на их отцовскую заботу о своих чадах и о нашей Матери-Церкви в целом. Частично причины этих «нестыковочек» вскрыты в рассуждениях редактора газеты во втором и третьем номерах «Благой вести», - слава Богу, пока на рассуждения у нас ещё не наложен официальный запрет благочинного. Хотя многие отцы уже давно, без всякого запрета сверху, путают между собой два таких совершенно разных понятия как «осуждение» и «рассуждение». Что всё равно, что путать между собой скромную трапезу и объедение.

Осуждение, как и объедение - грех, а рассуждение, как и еда - реальная потребность любого духовно и физически здорового человека. Но так как многолетняя сложившаяся практика отношения к прихожанам стала нормой и воспринимается верующими и некоторыми священниками чуть ли не как образец «строгости» и «разумности», который не подлежит никакому сомнению и на который всех призывают молиться аж до синяков на наших неразумных, ой как непослушных «гласу божию», лбах, - считаем полезным продолжить начатый нами разговор о Церкви Христовой и реальной жизни и действительности в приходах Русской Православной Церкви. В том числе для того, чтобы показать священником и благочинным, опираясь на авторитетное мнение святых, старцев, иерархов и православных мыслителей и преподавателей, не только пагубность «самочиния» и «папизма», но и того, к чему они действительно ведут и Церковь, и её чад, и Россию.

Просим и молим: Господи, благослови нас, грешных! И начинаем непростой и долгий, но по-братски доброжелательный рассказ о Матери-Церкви. С любовью и надеждой...

Начнём, братья и сёстры, неспешный рассказ мнением столпов Православия.

«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистого Православия. (Иная «редакция»: архиереи онечестивятся так, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, и главнейшему догмату веры Христовой веровать уже не будут – прим. ред.). За это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, 3 дня и 3 ночи молил Господа, чтобы Он лучше лишил меня Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но всемилостивый Господь ответил: «Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня» (1).

Господь преимущественно надзирает за «поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительною, священнодейственною, пастырской... Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от «холодности» к своим паствам многих иерархов и вообще священнического сана...» - а это уже слова святого и праведного Иоанна Кронштадтского.

В наставлениях Оптинских старцев говориться о том, что в последнее время не будет на престолах святительских, монастырских людей опытных и искусных в духовной жизни. Вследствие общего оскудения благочестия войдут в Церковь многочисленные ереси и расколы. Будут прельщать многих и когда, наконец, еретики возьмут власть над Церковью - всюду будут ставить своих слуг, будут всячески притеснять и изгонять истинных рабов Божиих (1).

Вот слова преподобного, отца Серафима Вырицкого: «Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во время открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты, и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями, гонения же будут принимать самый изощрённый, непредсказуемый характер. Страшно нам дожить до этих времён» (2). Пока ещё, слава Богу, массовых гонений нет.

Преподобный Лаврентий Черниговский: «Придёт время, когда и недействующие, закрытые храмы будут восстанавливать и оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить, как храмов, так и колоколен. А когда закончится всё, наступит то время, когда воцарится антихрист. Молитесь, чтобы Господь продолжил нам ещё это время, для укрепления, потому что страшное ожидает нас (Церковь) время. И видите, как всё коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет» (3).

Подытожим сказанное грустными словами... В. С. Соловьёв: «Надо быть готовым к тому, что девяносто девять священников из ста объявят себя за антихриста...» (1).

Есть множество периодических изданий и литературы, официальной и партийной статистики, посвящённых общественным, социальным и церковным вопросам и проблемам. Есть и Интернет, где анонимно можно высказаться так, как никогда публично на это не отважатся ни простые граждане, ни чиновники и партийные лидеры, ни депутаты и власть, ни священники и монахи – авторы многочисленных интернет-сочинений. Анализировать этот вал информации в рамках данной работы не целесообразно. Важно отметить основные тенденции и причины безнравственности, бездуховности, деградации и дегенерации общества, а также неэффективности государственных учреждений и общественных организаций, церковных, благотворительных и иных демократических структур.

Основными причинами всех бед и несчастий Российского государства называют:
- безразличие к своему народу власть и деньги предержащих господ, элиты (4);
- неумение руководить (управлять) массами, обществом, хозяйством, страной (5);
- планомерное ведение против государства, общества и нации широкомасштабной подрывной деятельности, информационной и психологической войны (6,7).

Слабость Церкви видят в оторванности священников, иерархов от реальной жизни, насущных проблем прихожан, народа в целом. В неопытности, духовной незрелости молодых пастырей, противодействии общества многочисленным инициативам и усилиям РПЦ (8-10). В этой связи очень интересно мнение наших всем известных мыслителей начала-середины прошлого века (11,12). Они назвали следующие причины безнравственности, деградации общества и народа:
- отказ от Богом данной власти и Православной государственности России;
- нежелание покаяться всей нацией за свои злодеяния и ошибки прошлого;
- утрату российской нацией её исторической миссии в современном мире;
- отказ от нравственного начала в государственной, хозяйственно-экономической и общественной деятельности, а также в семейной и личной жизни граждан;
- отсутствие национального (соборного) единства и согласия по развитию;
- замена прямых народных представительств (при власти) политиканами (партиями) и бюрократами - самодостаточной и властной корпорации нахлебников;
- отсутствие реального и экономически состоятельного, эффективно действующего местного самоуправления народа;
- практическая творческая и жизненная бесперспективность и уныние представителей низшего имущественного слоя;
- отсутствие братской любви, милосердия и сострадания в реальной жизни;
- неумение духовно переносить неравенство, обиды и несправедливость;
- отсутствие должной взаимовыручки и взаимопомощи у верующих, народа;
- отсутствие творческого и гармоничного сочетания свободы и справедливости;
- бюрократическое управление в РПЦ, лишающее Церковь духа, творчества;
- чванство, канцелярщина и волокита на всех этажах церковной иерархии (власти);
- деспотизм и самоуправство иерархов в отношении священников и верующих;
- деспотизм и самоуправство священников в отношении служащих церквей;
- отсутствие элементарных прав, свобод и возможностей у верующих во всей внутрицерковной жизни и деятельности;
- назначение священников на приходы и их снятие часто даже без учёта мнения и просьб служащих храмов, верующих;
- изгнание мирян из управления приходами, их имуществом и финансами;
- «усечение» полной приходской жизнедеятельности, в т.ч. экономической;
- безразличие к творческим, трудовым и иным инициативам и предложениям верующих, что приводит к их разочарованию, отпадению от веры и сектантству;
- отсутствие истинного и живого пастырского духа и благодати, молитвенной силы, любящего сердца и христианской совести у священников и иерархов;
- сочетание пастырями дел любви и совести, духа и молитвы с заботами о земном (мзде, поборах, средствах на приход, хозяйстве), которые можно и нужно перепоручать ответственным прихожанам;
- отсутствие соборности, полного единогласия всех со всеми и во всём, т.е. единой семьи – истиной Церкви Христовой.

С вышеперечисленными причинами сегодня, по прошествии века, можно соглашаться или не соглашаться. Несомненно, одно: без совместных усилий государства, общества и Церкви нацию из бандитизма, преступности и уголовщины, мафиозности и коррупции всех структур власти и управления не вытащить. Как и из вала насилия и унижения, порочности и разврата, проституции и низменных инстинктов и страстей. Из наркомании, пьянства, алкоголизма, дикости и нищеты. Из бездуховности и безнравственности, деградации и дегенерации, смертности. Пока, как видим, сов-местных усилий явно недостаточно. Здесь, как и во внешней и внутренней политике, управлении хозяйственным комплексом страны «успехи» на фоне развала, деградации и застоя вызывают озабоченность. Всё больше людей понимают - надо что-то менять. Вопрос в том, что менять и как менять: курс ли, законы, атмосферу в стране, а может структуру и характер власти и управления в целом? Вразумительного ответа у нации не был, и нет.

Есть мнение, что печальную картину, предстающую перед глазами каждый Божий день, без смены государственности, атмосферы в стране с языческой на Православную, не изменить (6,7). Также заслуживает внимания идея проведения всенародного покаяния, Чин которого благословили старцы и иерархи РПЦ (13).

Продолжим, братья и сёстры, наш рассказ, возвращаясь вновь и вновь к мнению столпов Православия. Для нас это мнение важно, потому что духовно авторитетно: «Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала её поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени её восточную часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к своим рукам японцы, А Сибирь - китайцы, которые станут переселяться в Россию, жениться на русских и хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит. Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Эта война, о которой повествует Священное Писание, и говорят пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невоз-ожно жить так дальше, иначе всё живое погибнет... И выберут единое правительство - это будет преддверие воцарения антихриста. Потом начнутся страшные гонения на христиан... Наступит царство лжи и зла. Будет так тяжело, так плохо, так страшно, что не дай Бог дожить до этих лет. Мы-то с вами не доживём...

Сколько Господь дал благодати России, – какие леса, озёра, реки, недра земли богатые. Но живём без Бога, а земля - она мать, она хлеб даёт и жизнь. Враги наши и богоборческая власть долго не дадут людям возвратиться к земле. Можно накормить всех, всё устроить, но врагам невыгодно, страшна им Россия возрождённая. И, всё-таки, Россия будет жить от своей земли...

Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека, в одно и то же время стали бы на колени и помолились Богу, хотя бы только 5 минут о продлении жизни, дабы даровал всем Господь время на покаяние... Если русский народ не придёт к покаянию, может случиться так, что вновь пойдёт брат на брата» - преподобный Серафим Вырицкий (2).

«Полна бездна людских душ... И на землю вытянут бездну. Все бесы повылазят и будут в людях, которые не будут ни креститься, ни молиться, а будут только убивать. А убийство – первородный грех. Бесы будут стараться как можно больше людей прельстить этим смертным грехом...

Будет война всемирная и где она пройдёт, там людей не будет. А перед этим Господь слабым людям пошлёт небольшие болезни, и они сами умрут. А при антихристе смерти не будет. И война третья мировая уже будет не для покаяния, а для истребления. Будут бомбы такие сильные, что железо будет гореть и бомбы плавиться. Огонь и дым с пылью будет до неба и земля сгорит... И будут драться, и останутся два или три государства (людей останется очень-очень мало), и решат: «Давайте изберём одного царя на всю вселенную». И изберут одного... это и будет он самый (антихрист).

Антихрист будет короноваться в Иерусалимском великолепном храме, с участием духовенства, патриарха. Когда будет читаться «Символ веры», он не даст его правильно прочесть, где будут слова Иисуса Христа, Сына Божия: отречётся от этого и признает только себя. И при этом патриарх вскрикнет: «Это антихрист!» И будет умерщвлён...

Он своих людей будет печатями штамповать и будет ненавидеть христиан. И начнутся последние гонения на душу христианскую, которая откажется от печати сатаны - прольётся по всему миру кровь за имя нашего Искупителя Иисуса Христа... Многие из вас, чада мои, доживут до этого страшного времени. Печати будут такие, что сразу видно будет, или принял её человек, или нет. И за сатаной пойдёт весь слабый духом народ.

Когда земля не даст урожая, люди придут к нему с просьбой дать хлеба, а он ответит: «Земля хлеба не родит. Я здесь не могу ничего сделать». Воды также не будет - реки высохнут. Это бедствие будет длиться три с половиной года, но ради избранных Своих Господь сократит те дни. В те дни ещё будут сильные борцы, столпы Православия, они будут под сильным воздействием сердечной Иисусовой молитвы. И Господь будет их покрывать Своею благодатию, и они не будут видеть тех ложных знамений, которые будут приготовлены для всех людей. Ещё раз повторяю, что ходить в те храмы (где не будет приноситься Бескровная Жертва Иисуса Христа, где будет сатанинское сборище) нельзя будет, благодати в этих храмах не будет» - преподобный Лаврентий Черниговский (3).

К выше изложенному можно добавить следующее. 4 ноября мы отмечаем День единства и согласия, который совпадает и с церковным Праздником – Казанской иконы Божией Матери. Радуемся, что изгнали из Москвы чужеземных правителей и самозванцев. Однако, почему-то никто в этот день, даже представители Церкви, не говорят о том, что события 1612 года – есть прямое следствие общенародного (национального) покаяния 1607 года и прощения Богом всех страшных грехов, Цареубийств и смуты. Кому и зачем нужна полуправда, если мы действительно стремимся к национальному единству и согласию, к созиданию, развитию и процветанию нашей любимой Родины? Сказав «а», надо говорить и «б», весь алфавит, а не продолжать конъюктурить, изворачиваться.

Покаемся - Бог даст нам всё: и единство, и согласие, и умиротворение, и настоящее братство, и расцвет Православия и России. Даст Бог и Царя, который предсказан святыми и старцами не только России, но и всего православного мира, и без которого мы вряд ли когда получим по-настоящему монолитную и воцерковлённую нацию. Такую нацию, которая способна твёрдо идти вперёд своим историческим путём, не растворяясь во всемирном, погибельном языческом болоте, о будущем которого так подробно и отрезвляюще говорится в первом номере «Благой вести», в пророчестве старца: «Приблизились последние дни Запада, его богатства, его разврата…», в 2-х томах неизвестных авторов (6,7). Пророчество это и «Проект Россия» дают пищу для ума не только с точки зрения грядущих ужасов кары Божией на Запад (США и Европу), но и с точки зрения нашей возможной судьбы. Выйдет ли вся Церковь от «великой блудницы» и «сборища сатанинского», коим давно величают Запад за отказ от Бога и Его воли? Выйдет ли нация в целом? Это главнейший, судьбоносный вопрос: сможет ли Русская Православная Церковь вместе с грядущим Помазанником Божиим «вытащить» Россию и народ из ужасов кары в Православное, Богом хранимое будущее? Или всё же будем продолжать бесноваться и ждать наказания? Существуют различные мнения на этот счёт, которые, для полноты картины, целесообразно здесь привести...

«Когда время будет приближаться уже к пришествию антихриста, разум людей помрачится от страстей плотских, и всё более будет усиливаться нечестие и беззаконие. Мир тогда станет неузнаваемый, изменится и облик людей. Нельзя будет ясно отличить мужчины от женщины, благодаря бесстыдству в одежде и форме волос на голове. Эти люди одичают и будут жестокими, подобными зверям, из-за соблазна антихриста. Не будет уважения к родителям и старшим, любовь исчезнет. Пастыри же христианские, епископы, священники, станут мужьями тщеславными, совершенно не различающими правого и левого. Тогда нравы и предания христианские в Церкви изменятся. Скромность, целомудрие исчезнут у людей, будут везде царить блуд и распущенность. Ложь, сребролюбие достигнут высшего предела, и горе накопляющим сокровища. Блуд, прелюбодеяние, мужеложство, тайные дела, кража и убийство станут тогда господствовать в обществе» - преподобный Нил Афонский Мироточивый о сегодняшних безумных нравах и временах.

«Настанет время, когда люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас» - вторит преподобному Нилу Афонскому Архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (14).

«Россия переживает то, что переживали другие христиане, - бесноватость, и к ней надо относиться как к больному человеку» - архиепископ Феофан Полтавский, говоря о «диагнозе» больного языческом обществе и государстве (15).

«Россия мятётся, страдает и мучается от кровавой внутренней борьбы, страшной во всём дороговизны, от безбожия, безначалия и крайнего упадка нравов... Судьба печальная, наводящая на мрачные думы. Но всеблагое Провидение не ставит России и в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказует и ведёт к возрождению. Судьбы Божии праведные совершаются над Россией» - святой праведный Иоанн Кронштадтский (16).

«Но не до конца прогневается Господь и не попустит Он до конца разрушиться Земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется ещё Православие и остатки благочестия христианского... Всё, что носит название «декабристов» и «реформаторов», словом, принадлежит к «бытоулучшительным партиям» - истинное антихристианство, которое, развиваясь, приведёт к разрушению Христианства на земле и отчасти Православия. И закончится воцарением антихриста над всеми странами, кроме России. А она сольётся с прочими славянскими странами в одно целое и составит громадный всенародный океан, перед которым будут в страхе прочие племена земные. И это также верно, как 2х2=4» - преподобный Серафим Саровский о будущем нашей Родины (17).

«Призрак Православной России с Православным Царём во главе, однако, до сих пор страшит врага Божия и врага человеческого спасения – диавола, который боится, как бы она не воскресла вновь. И он продолжает всячески клеветать на неё, стремясь как можно больше очернить её прошлое, в расчёте, что найдутся люди, которые поверят этой клевете, воспрепятствуют восстановлению её» - архиепископ Аверкий о Царе и Монархии (18).

«Со временем падёт вера в России. Блеск земной славы ослепит разум, слова истины будут в поношении, но за веру восстанут из народа неведомые миру и восстановят попранное» - старец Порфирий о сынах Божиих (19).

«Явлено будет великое чудо Божие, все щепки и обломки, волею Божией и силою Его, соберутся и соединятся. Воссоздастся корабль Россия в своей прежней красе и пойдёт своим путём, Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо» - Иеромонах Анатолий (Потапов)(16).

«Кто это тут говорит, что пропала Россия, что погибла? Нет, нет, она не пропала, не погибла и не погибнет. Не пропадёт, но надо, значит, через великие испытания очиститься от греха Русскому народу, молиться, каяться горячо. Россия не пропадет, и не погибла она» - громко воскликнул на выборах Патриарха Тихона 5 ноября 1917 года иеросхимонах Алексий (Соловьёв), старец Зосимовой пустыни, увидев плачущих.

«Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские. Очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом, и тогда Бог примирится с нами... Обратись же к Богу, Россия, согрешившая пред Ним больше, тяжче всех народов земных – обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели! Больше всех ты согрешила, ибо имела у себя бесценное жизненное сокровище – Веру Православную с Церковью спасающею. И попрала, оплевала её в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей, мнящих себя образованными. Но истинное образование, по образу Божию, без Церкви невозможно. Церковь Православная до скончания века останется непоколебимой и Монарх России, если пребудет ей верен, - утвердится на Престоле России до скончания века» - святой и праведный Иоанн Кронштадтский (20).

«Милость Господня может быть явлена, если всё пойдёт по схеме событий: ГРЕХ - ПЛЕНЕНИЕ - ПОКАЯНИЕ - ОСВОБОЖДЕНИЕ. Судя по происходящему сейчас, нас может ожидать и иной вариант: ГРЕХ - ПЛЕНЕНИЕ - НЕДОСТАТОЧНОЕ ПОКАЯНИЕ - БОЖИЯ КАРА - ГИБЕЛЬ БОЛЬШИНСТВА И СПАСЕНИЕ «МАЛОГО СТАДА» - мнение философа Николая Устрялова о наших перспективах.

«Если все мы, изгнанники земли родной, с крепким воплем припадём к Чудотворному Образу Царицы Небесной и едиными устами, единым сердцем возопием: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», неужели Она не услышит? Нет, возлюбленные! Она услышит и умолит Возлюбленного Сына Своего преклонить праведный гнев на милость, если покаемся и дадим Ей обещание направить жизнь свою по заповедям Божиим, и направим её по обещанному» - игумения Руфина (Кокорева).

«Как учит Святая Церковь, время появления антихриста зависит, в сущности, от нас самих. Если будет у нас истинное покаяние, исправление жизни и обращение к Богу, оно будет отсрочено Богом. И Россия наша может ещё воскреснуть и возродиться к новой жизни, но, если будет такое покаяние у русского народа, хотя бы на апокалипсические полчаса, ибо надо исполниться тому, что предречено в Писании.

В Болгарии ещё в 30-х годах нынешнего столетия произошёл следующий замечательный случай. Умер 14-летний мальчик. Когда его отпевали, он вдруг поднялся из гроба и начал безутешно плакать. Перепугавшиеся в начале родные стали, затем, его успокаивать, и когда это, после долгих стараний, им, наконец-то, удалось, они стали спрашивать мальца о причине такого безутешного плача... И он рассказал им следующее: «Когда я умер, то сразу же попал в те места, где мучаются грешники. Какие же у них были страшные лица, - я не могу этого забыть, а мук их я даже не в состоянии описать! Это так ужасно, что человек не может этого вообразить!

Потом повели меня в обители Райские, где я увидел Пречистую Матерь Божию, и как Она молилась за грешников и за весь свет. Лицо, блиставшее дивной красотой, было измученно, слёзы градом катились по нему. Увидя меня, Она сказала: «Ты не останешься, ты вернёшься на землю к людям. Скажи им, что они замучили Меня своими грехами: Я не в силах больше молиться за них, Я изнемогаю… Пускай они пожалеют меня!» Событие это произвело потрясающее впечат-ление по всей Болгарии. И не удивительно. Ведь если этот грешный мир ещё существует, то потому только, что над ним распростёрт омофор Преблагословенной, Пречистой Богородицы... И в тот день, когда отнят будет сей чудесный омофор, «земля и все дела на ней сгорят» (Пет. 3, 10) – это и будет страшный день кончины мира сего и Второго Пришествия Христова, день Страшного Суда – «день гнева Божия» (Откр. 6, 17)» - архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий.

«Говорить надо именно о возрождении России, потому что весь отходящий век народ наш находился в обмирании, близком к смерти, и речь не могла идти о простом его лечении. Лечение нужно больному, мёртвому же нужно возрождение. Понимающие дело ищут условий возрождения, а не лечения. Припарки нужны больному, а мёртвому нужен голос Имеющего силу воскрешать: «Лазаре, гряди вон». Итак, Россию может возродить только всесильное слово Божие... Чудо Божие, которого мы ждём, относится к разряду «обыкновенных» чудес и не будет сопровождаться громами, молниями, другими непривычными явлениями. Просто, помимо демонической дел (усилий) нынешних верхушечных деятелей, всё начнёт помаленьку двигаться к добру. И всем будет ясно, что именно, помимо усилий. И задача только в том, чтобы осторожно и бережно содействовать промыслительным движениям. Мы ждём такое чудо – и потому это чудо возможно. Не потому, что для него необходимы какие-то предварительные условия. Чудо всегда есть знак особой милости Бога Всемогущего.

Промысел Божий преодолевает законы естества, когда действие законов преграждает дорогу милости. Но Промысел совершает чудо, когда люди готовы его принять, нет места пренебрежению, а сердца раскрыты к вере и благодарности. Если нет - то «не совершил тут Иисус чудес по неверствию их» (Мф. 13, 58), оскорбительной неготовности принять... Мы очень надеемся, но и с тревогой вглядываемся: где люди нового ведущего слоя? Их пока не видно, но они, потенциально, хоть и в малом числе, пока что невостребованные, скрываются до времени в глубинах народных.

Лишь бы, когда придёт время Божия посещения, те, кто пока ещё смиренно не вышел на поприще общественного служения, были бы отмечены Богом, обнаружены народом, выведены на это поприще и не посмели бы отказаться. Они не только не будут рваться к власти, а наоборот, чрезвычайно неохотно соглашаться на неё. Потому что они будут обладать подлинной независимостью, и у них будут развязаны руки для честного, открытого и самого решительного действия. Люди нового слоя едва ли выйдут с детально разработанными, кабинетными программами. Они будут только смиренными делателями чуда, их главной задачей будет внимательно наблюдать за действительностью, творимой Богом; чтоб не перечить Божьему деланию» - протоиерей Владислав Свешников (21).

«Подобно тому, как древнему Израилю Господь посылает Судей или Пророков, так и Церкви Своей, в чрезвычайные моменты, - обычно посылает людей исключительной благодати и одарённости, как бы Пророков, сильных духом и Верою. Не имея официального назначения, они самим своим делом выдвигаются из общей народной массы и становятся предводителями. Но это предводительство не имеет официального характера, не является установленной в Церкви должностью и не всегда держится служебных рамок. Как и всякое пророчество, оно - личный подвиг этих людей. Дело их личной, духовной, внутренней предприимчивости и ревности о Боге и Церкви Божией» - Патриарх Московский, Всея Руси Сергий Страгородский (22).

«С 1917 года начались «страдания народов и великие испытания нашей России - страдания и испытания за болезнь всего мира, особенно Запада, - этой «остроумной и прелестно культурной» Европы... Наша аристократия, ещё со времён Петра I, «влюбилась безумно» в эту прелестницу, всё истощила на неё и кончилась у ног её. И - 75 лет ужаснейших, жертвенных страданий Русского народа!.. «Великая творческая мысль, особенно мысль религиозная», о которой говорит князь Е. Н. Трубецкой, и которую лучше бы назвать мыслью Русской и Православной, - мысль Ф. М. Достоевского, истинного пророка, возвестившего: «Наш удел, и есть всемирность, и не мечом приобретённая, а силой нашего Братства». Силой нашего, Русского, Православного, Выстраданного Братолюбия и его Обетованной от Господа предстоящей Филадельфийской Церкви по Апокалипсису (3, 7-13). (Филадельфия, с эллин., есть Братолюбие).

Особенно пророчественные же слова Князя: «Наши страдания есть предвестники чего-то неизреченно ВЕЛИКОГО, что должно родиться в мир», и «мы должны твёрдо помнить о той радости, в которую ОБРАТЯТСЯ все эти тяжкие муки духовного рождения». Они наиболее, и окончательно, относятся к переживаемому нами сейчас времени, этим ужасным шести годам «перестроечной смуты», в которой к нам, к России, приступил сам диавол, «большой красный дракон с 7 головами и 10 рогами, и на головах его семь диадим» (Откр. 12, 3). Указанные особо, пророчественные слова Князя несут в себе слова Господа из Евангелия: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). Так родится в мир Богом избранный Русский Человек (Царь).

Эти слова Князя совпадают с предсказаниями из Апокалипсиса: «И явилось на небе великое знамение: Жена (Церковь), облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд (Апостолов). Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения (Русская Великомученическая Церковь)... Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и Престолу Его - (Откр. 12, 1-6) (т.е. состоится Помазание Русского Православного Царя – прим. ред.). Смотри к этому и Откр. 14, 14-20» - священник Борис Кирьянов, Санкт-Петербург (23)...

Вернёмся к известным русским мыслителям, вместе с ними и нашими современниками порассуждаем о наших непростых временах, о Церкви, нации и Отечестве.

«Полное вмещение личности возможно лишь в строе, где организующим элементом является Бог. Этим строем является Церковь, она не сливается с социальным строем и является общественностью над-социальной. Различие между социально-политической средой и церковной определяется тем, что организационное начало в обществе есть человеческая личность, элемент психологический. Организационным же элементом Церкви является Бог, Личность Божественная, элемент духовный. В первом случае цели определяются человеком, во втором случае – Богом. В обществе человек работает на себя, в Церкви является Божиим домостроителем. Таким образом, Церковь представляет коллективность совершенно своеобразную. В церковном строе человек приводится к коллективной жизни духовной природой своей. Духовные дары в людях различны, а между тем целью святости поставлена полнота совершенства. Она оказывается, таким образом, недостижима иначе, как только совместной духовной жизнью.

Апостол Павел хорошо объясняет это в послании к Коринфянам (1-е, 12-14). «Дары, - говорит он, - различны, но дух один и тот же, и служения различны, а Господь один и тот же, и действия различны, а Бог один и то же, производящий всё во всех». Без дара не остаётся никто. «Каждому, - говорит Апостол, - даётся проявление Духа на пользу: одному даётся Духом слово мудрости, другому - слово знания, тем же Духом, иному - вера, тем же Духом, а ино-му - дары исцелений, тем же Духом. Иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос». При этом «не может сказать глаз руке: ты мне не надобна, или также голова ногам – вы мне не нужны»... Все друг в друге, стало быть, духовно нуждаются. Интересы членов Тела Христова солидарны. Страдает один член - страдают с ним все члены, славится один член - с ним радуются все члены». Эта необходимость солидарности и взаимопомощи составляет закон жизни духовной, для её полноты.

Всесторонней святости отдельный человек не имеет. Но при взаимопомощи каждый может пользоваться плодами дара, имеющегося у другого члена Церкви, почему легче освящается и сам. «Служите, - говорит Апостол Пётр, - друг другу тем даром, какой получили, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1, 10). Эта взаимопомощь в духовной жизни составляет причину, по которой для христиан нужна от государства не только свобода совести, но свободное коллективное существование, как членов Церкви. Но есть ещё и другая сторона религиозной жизни, связывающая христиан и ставящая перед государством довольно сложный вопрос. В целях христианства заключается всемирная задача высочайшей религиозной важности. Именно в Церкви вырабатывается из среды всего рода человеческого Тело Христово, которого членами являются отдельные личности. Отсюда для христианина является обязанность деятельного участия во всемирно-исторической миссии Церкви, без чего нельзя пребыть живым её членом...

Во всём, что касается интересов оправдываемых, справедливых, христиане в своей Церкви всепреданно служат Отечеству, и лишь в том, где Отечество грешит против высшей правды, христианин не может быть ему усердным слугой. Но с точки зрения здравой политики это не есть явление вредное для государства. Напротив, для него очень полезно содержать элементы, воздерживающие его от несправедливости и эксплуатации относительно остальных частей человечества, так как государства обыкновенно, именно вступая на этот путь, кладут начало собственной своей гибели. Таким образом, «условный патриотизм» христианских подданных можно считать более полезным с точки зрения широкой политики, чем «безусловный патриотизм», свойственный, в сущности, лишь народам, находящимся в состоянии варварства. Условный христианский патриотизм совершенно аналогичен тому «условному» патриотизму, который порождается всеми великими идеями, научными или нравственными, ибо они неизбежно получают тоже «общечеловеческий» характер, а потому уже не допускают человека приносить в жертву Отечеству высшие нравственные требования или принципы общечеловеческого блага.

Универсализм Церкви особенно совместим с идеей Монархии, представляющей верховенство этического начала. Та Монархия, которая, понимая свою идею, имеет привнести всё человеческое понимание блага и справедливости в свою мировую политику, тем самым является сотрудницей Церкви, а потому приобретает вдвойне преданных и усердных граждан в христианах. История показала пример этого ещё у Константина Великого. Московская Русь тому же обязана была своим крепким единством духа и преданностью государству населения, не знавшего даже слов «народность», «патриотизм», но обладавшего чувством народности и любовью к Отечеству несравненно большими, чем теперь: а вырабатывались эти чувства именно единением задач политических, национальных и церковно-христианских…

По внешности Церковь имеет все социальные элементы. В ней есть народ (миряне, верующие), есть руководящий слой священства разных степеней, есть высший слой епископов, которых совокупность представляет церковную власть. В Церкви есть даже старший епископ (патриарх, папа и т.д.) и высшая власть – Собор. При извращении церковности из этих элементов может вырастать власть, неотличимая от социально-политической. Но в нормальном состоянии церковную коллективность одинаково ошибочно было бы представлять себе теократической Монархией, или иерархической, аристократической республикой, или демократической общиной. В Церкви личности представляют лишь части одного Тела Христова. Сообразно природе и целям этой коллективности, церковный строй расположен так, чтобы члены его были живыми членами Тела Христова. В юридическом смысле в Церкви нет начальства и власти, и все друг другу подчиняются в тех пределах, какие указаны даром Христа.

Член Церкви, даже самый малый, остаётся разумной, а не бессловесной овцой. Сверх того, как бы ни был он мал, он всё-таки есть носитель какого-нибудь дара или какой-нибудь силы Христовой и зачем-нибудь нужен для других, хотя бы и более сильных и высокопоставленных. Это сознание выразилось в том, что вся жизнь и деятельность Церкви совершается при теснейшей совместности всех членов. Так как власть в Церкви принадлежит только Христу, а Христос действует в целостной Церкви, то соборное начало проникает церковный строй.

Причём должно заметить, что идея соборности Церкви состоит не в преобладании большинства (и старшинства – прим. ред.), а в полном единогласии всех. Сущность соборности не во внешней форме собрания, а во внутреннем духовном единении общей мысли и воли. Но потребность единения естественно издревле приводила к общим собраниям и решениям. Она же выразилась в избрании лиц священного сана. Но смысл этих избраний не в том, чтобы представить «общественную волю», а в сохранении слитности верующих, их духовной совместности.

Оставаясь разумными (способными рассуждать, мыслить – прим. ред.), а не бессловесными овцами, миряне подчиняются Христу, а не людям. Точно также епископ подчиняется Христу, а не воле общественной. Все они обязаны охранять волю Христа, живущего во всей совокупности верующих, а не в одном священстве. Такова идея Церкви, которую послание восточных патриархов (24) и в новейшее время указало римско-католикам, говоря: «у нас ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-либо новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то есть самый её народ» (Пар. 17). Таково содержание церковности, которое необходимо знать политике для того, чтоб с ним сообразоваться. Желая быть в союзе с Церковью, государство должно искать этого союза в целой церковной коллективности (а не в отношениях с иерархами, священниками - прим. ред.)» (25).

Вот как полно и как хорошо высказался идеолог Монархизма Л. А. Тихомиров о Церкви Христовой и её «внутреннем устроении» в соответствии с апостольскими требованиями и решениями восточных патриархов. Они признавали право мыслить, судить, говорить, предлагать и участвовать в церковной жизни за каждым членом Церкви, даже самым малым, вновь рождённым для духовной жизни святым крещением и первыми шагами православной жизнедеятельности.

Практически об этом же говорит и наш современник, проф. А. И. Осипов:«Все в Церкви призываются для решения всех вопросов, стоящих перед Церковью. Церковь не есть только одна иерархия, одна элита учёных (богословов), профессоров и т.д. Церковь – это весь верующий народ. Все...» Ссылаясь на А. С. Хомякова, он даёт такое определение Церкви - это «единство Божией благодати, живущее в тех, кто покоряется ей». Именно так, единство Божией благодати, а не людей. «Церковь - Бого-общественный организм, созданный Богом, а мы входим в этот организм». «Церковь - Тело Христово».

Проф. Осипов утверждает: по внешней деятельности Церкви (строительству храмов, рукоположению и благополучию большого количества священников) нельзя судить о благополучии Церкви, о ситуации в ней. «Все процессы в обществе, государстве, на всей Земле определяются духовным стоянием общества, человечества... Внешнее благополучие ведёт к катаклизмам».

Главная наша проблема сегодня - обмирщение Церкви, оязычивание христианства: «Внешние формы и атрибуты превышают внутреннее делание» (26). Он утверждает, что Церковь – «закваска» общества и государства. Её состояние определяет и состояние и общества, и государства. «Задача Церкви сегодня не в том, чтобы возвратиться в состояние дореволюционное, которое и привело к революции. А в том, чтобы привести Церковь в такое состояние, которое бы не привело к новой революции» (27). Мы отличаемся от Запада тем, что у нас ещё идёт борьба за идеалы монашества и нестяжания. На Западе эта борьба давно закончилась победой секулярной точки зрения на монашество и Церковь, со всеми вытекающими последствиями для Церкви, общества и государств Запада. У нас, ещё с времён Петра Первого, две культурологические тенденции (западничества и славянофильства)борются, а в XIX веке они сложились окончательно и столкнулись не только в философии и богословии, но также и в социальной, культурной, общественной и государственной жизни. Западничество дало нигилизм, материализм, неоязычество и атеизм. Корни революции 1917 года именно здесь. Славянофильство же говорило об ином пути развития и будущего России – святорусском, святоотеческом. Виднейшими представителями концепции были И. В. Киреевский и А. С. Хомяков.

«Славянофильство, возникшее как движение, философское и культурное направление в жизни нашего общества, оказалось вполне родственным с духовными академиями, в частности, с Московской Духовной Академией» (28). Богословские идеи, царящие в академиях, оказывали влияние на славянофилов. И наоборот: славянофильские идеи оказывали влияние на профессуру академий и атмосферу в них.

Православие, Самодержавие, Народность - три кита славянофилов, на них они хотели построить не только культурную и общественную жизнь, но и жизнь государственную. Изложение этих идей встретило хохот и ругань, потому что наше общество было заражено западничеством, демократическими идеями. Славянофилы же видели, к чему ведёт западничество и демократия, считали их вредными и опасными для Российской Империи. Они считали Самодержавие лучшей формой правления, ибо Царь независим, неподкупен и держит всё в своих руках и ответственен только перед Богом. Ему не нужно бороться за власть, участвовать в интригах и склоках родовых, партийных и клановых. Западники же были не просто за республику. Они были ещё и против Монархии и Православия (28). Идеалом русской жизни славянофилы считали общину. Здесь, в общине, труд, воспитание детей, уважение к старшим и христианская любовь друг к другу были основой единения людей. «Один за всех и все за одного» - главный принцип общины. Об этом много говорят и сегодня, считая возможным возвращение к общинной, артельной жизни в наших условиях (29-31). Именно такой возврат, на взгляд целого ряда авторов, и построение Православного государства, может спасти Россию от окончательной гибели в объятиях западной демократии, дикого капитализма и грядущего тотального глобализма – информационно-числового концлагеря XXI века...

«Мы сейчас живём под знаменем иосифлянства. Мы – иосифляне. Нестяжатели нам совершенно не нужны» (28). Мы и сейчас пытаемся спастись в рамках западной модели будущего, хотя со всей очевидностью понимаем её обречённость, погибельность. Об этом мы подробно говорили выше, в том числе обращаясь к пророчествам святых и старцев. Об этом же говорят и авторы двух книг, известных как «Проект России» (6),7, делающие вывод о спасительности для нас только одной го-сударственности – Православной!

«Проблемы, которые поднимал в своё время А. С. Хомяков, чрезвычайно актуальны для нашего времени» (32). Одна из этих проблем – Россия и Запад. Другая – Церковь и христианское единство. Третья – выбор пути. Все эти вопросы и сегодня стоят перед нами со всей очевидностью и требуют нового осмысления и принятия грамотных, мудрых решений. Отличных от тех, которые и привели нас к революции 1917 года, а затем к гражданской и Второй Мировой войне, «уполовиниванию» нации за годы экспериментов и сегодняшней разрухе и деградации, которую всё ещё, за счёт СМИ и лжеэлиты, выдают за прогресс и «введение» в наше счастливое будущее.

Продолжение 90-летнего самообмана, как предупреждают в своих пророчествах святые и старцы, ведут Россию и весь мир к III Мировой войне, гибели 1/2-2/3 человечества и самому настоящему концу. Правильный же выбор, о котором говорят не только профессора, но и святые и старцы, может не просто вернуть Россию в разряд ведущих стран мира, но и Воскресить её после 90-летнего пленения духами злобы поднебесной в качестве Святой Руси, Путеводной звезды для гибнущего мира...

Продолжим же «исследования» святых отцов Церкви, не забывая, что судьбы мира были и есть в руках Божиих. И в Его власти выполнить или изменить Свой Замысел: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от злых дел своих, отлагаю то зло, которое помыслил Я сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иерем. 18, 7-9).

В Священном Писании есть для нас утешительный пример такого изменения определения Божия. За злодеяния жителей великого города Ниневии Господь обещал разрушить его. Пророк Иона ходил по городу и по слову Божию проповедовал: «Ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена». И поверили горожане, объявили пост. Сам Царь «встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить, сказать в Ниневии от имени Царя и вельмож его: «Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбища и воды не пили. И чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл» (Ион. 3, 6-19). Ниневитяне, чтобы прийти в себя, умертвить навык греха, наложили на себя пост. Любящие роскошь, отказались от богатых одежд, оставили будничные дела, даже не пасли скот. И покаялись. Их искреннее покаяние переменило гнев Божий на Его милость. О священной истории своего народа Апостол Павел писал тогда: «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (Кор. 10, 11).

Если обратимся к родной истории, то и в ней сможем найти назидательные образы и для себя. Начало XVII века. В России смутное время... «Россию терзали свои более, нежели иноплеменные... Сердце трепещет от воспоминания их злодейств. Всех твёрдых в добродетелях предавали жесточайшей казни: метали с крутых берегов в глубину рек, расстреливали из луков и самопалов, в глазах родителей жгли детей, носили головы их на саблях и копьях; грудных младенцев, вырывая из рук матерей, разбивали о камни. Видя такую неслыханную злобу, ляхи, содрогаясь, говорили: «Что же будет нам от Россиян, когда они и друг друга губят с такою лютостью?»

Сердца окаменели, умы омрачились: вблизи свирепствовало злодейство, а мы думали, оно минует нас, или искали в нём личных для себя выгод. Гибли Отечество и Церковь; храмы истинного Бога разорялись, подобно капищам Владимирова времени. Скот и псы жили в алтарях; воздухами и пеленами украшали кони; злодеи пили из святых потиров, на иконах играли в кости; в ризах же иерейских выплясывали блудницы. Люди уступили свои жилища зверям; медведи, волки, оставив леса, витали в пустых городах и весях…

Граждане и земледельцы жили в дебрях, в лесах и в пещерах неведомых, или в болотах, только ночью выходя из них обсушиться. Но и леса не спасали: люди, уже покинув звероловство, ходили туда с чуткими псами на ловлю людей; матери, укрываясь в густоте древесной, страшились вопля своих младенцев, зажимали им рот и душили до смерти... Не светом луны, а пожарами озарялись ночи; грабители жгли, чего не могли взять с собою - дома, скирды хлеба, да будет Россия пустынею необитаемою... » (Летопись о мятежах).

Казалось, что оканчивается история Отечества. Православная Церковь все эти годы взывала к сердцу, сознанию соотечественников и наконец народ, измученный собственными грехами и не видя никакой внешней помощи, обратился всем сердцем к высшему миру, чтобы оттуда извлечь средства для спасения. «По совету всей земли Московского государства, во всех городах, всем православным народом приговорили поститься - от пищи и пития воздерживаться три дня, даже с грудными младенцами. И по приговору, и по своей воле православные христиане постились: три дня - в понедельник, вторник и среду ничего не ели и не пили, в четверг и в пятницу ели хлеб. Так при господстве религиозного чувства выразилась в народе мысль о необходимости очищения всей земли и отделения себя от смутного времени, осквернённого общественным развратом" (М. В. Толстой «История Русской Церкви»).

И в который раз «Пожалел Бог о бедствиях» (Ион. 3, 10) и отложил наказание ради покаяния народа. Иноземцы, занявшие уже Кремль, были изгнаны из родных пределов, и общим желанием выбран Православный Царь, впереди были победы и созидание великой Российской Державы, трёхсотлетнее царствование Дома Романовых.

Есть пример из нашего времени. Вспомним, что югославская трагедия, которую наблюдаем и сегодня, могла начаться несколько лет назад. Тогда произошёл военный конфликт между хорватами и сербами. Хорватские войска, подготовленные НАТО, выступили против сербов на спорной территории. А войска Сербской Крайны ответили на их выступление неожиданно быстро и удачно, и разбили хорватскую армию. СМИ дали навязчивую информацию о геноциде и о необходимости наказания сербов. НАТО, поддержанный спровоцированным общественным мнением, готов был нанеси ракетно-бомбовый удар по Сараево и ввести войска. Было определено время бомбардировки. В Сараево со всего мира съехались журналисты. Они нашли и оборудовали удобные площадки для съёмок, завезли аппаратуру. Но неожиданно по европейским телевизионным каналам пошли вдруг репортажи из Сараево, в которых показали наполненные людьми православные храмы. Показали людей в праздничных нарядных одеждах, стоящих в очереди на исповедь и Причастие. В два или три дня вся Сербская Крайна, от членов правительства до живущих в дальних сёлах крестьян, Причастилась. Впечатление от этого было настолько сильным, что даже телевизионные компании, которые поддерживали антисербские настроения - не сдержали своего удивления. И показали по своим каналам это небывалое зрелище. Информация так подействовала на общественное мнение, что бомбардировка не состоялась... Молитва народа была услышана. И вновь ради покаяния отодвинулись сроки.

Истинные пророчества и истинны чудеса имеют целью побудить нас к молитве и покаянию. Но есть люди, не ищущие покаяния, ибо «более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3, 19). Для них пророчества, особенно пророчества о конце света, о Втором Пришествии Иисуса Христа, Страшном Суде, как горящие уголья, и они стараются извергнуть их из своего сознания. Так некогда жители Гергесинской окрестности просили Спасителя покинуть их пределы, потому что желали только одного – пасти своих свиней, и не видели пользы для себя в слове Божием (Мф. 8, 28-34). Мы поступим весьма разумно, если, встретив в ком-либо особенное неприятие разговоров о признаках времени и пророчествах, прекратим беседу, «Отойдём от пределов», как отошёл Спаситель от страны Гергесинкой. Совершенно ни к чему рассыпать духовный жемчуг перед тем, кто не созрел для слова Божия, а желает пока ещё пасти свои страсти. Не станем разжигать ссоры, «к миру призвал нас Господь» (Кор. 7, 15).

Сегодня мы видим, что человечество больно не меньше, чем при праведном Ное и что болезнь поразила не отдельные города, страны и народы, но весь мир в целом. О возможности катастрофы говорит не только Церковь - медики, экологи, экономисты, политики. В неблагополучии государств часто обвиняют экономику, политику, все ждут экономического, политического чуда. А болезнь не вне, а внутри нас. «Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их»(Мф. 23, 26). Пытался открыть глаза народу, увлёкшемуся материалистическими идеями и ожиданиями, святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Вы забыли Бога, оставили Его, и Он вас оставил Отеческим промыслом, отдал вас в руки собственного необузданного, дикого произвола». Забыли и русские люди в своих планах, надеждах и устремлениях Бога. И целый век строят и перестраивают Россию, ничего у них из затеи этой не получилось. «Кажется, вышло что-то, почти построили, глядишь: то ли само развалилось, то ли сами что-то развалили. А иначе и не может быть: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1).

На протяжении веков, осмысливая бедствия и несчастия, русские люди смиренно говорили: «Бога прогневали». И, обращаясь к своей совести, в себе искали истоки бед, несчастий, каялись и исправляли жизнь. И только последние 100 лет стали считать причиной несчастия ошибки властей и правителей, возлагая на них заботу об исправлении... «Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека. Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи» (Пс. 117, 8-9) (34). И ещё: «Мы знаем, что Бог грешников не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает Бог» (Ин. 9, 31) (33).

19 веков назад Апостол Иоанн писал: «Дети! Последние времена" (1 Ин. 2, 18). К своим современникам Апостол Павел обращался, как к «достигшим последних веков» (1 Кор. 10, 11). «Время уже коротко» (1 Кор. 7, 29), - говорит Апостол. С тех пор прошло 2000 лет – срок, кажется не малый. Нет ли здесь какого-то противоречия, которое позволяет нам надеяться, что этого короткого времени ещё достаточно впереди? Что его довольно для нас и для наших детей и внуков? Надеяться мы, конечно же, можем, но эта надежда никак не упростит нашей жизни.

2000 лет назад история человечества разделилась на ветхую и новую. Нашу или новую эру открыло воплощение Бога Слова, рождение Иисуса Христа. К этому времени человечество исчерпало свои творческие силы. Жизнь народов текла однообразно. Разные цивилизации, развиваясь, проходили чрез свою высшую точку, потом постепенно скользили вниз, угасали и давали место следующему племени или народу пройти свой путь. Как слепец или человек, заплутавший в ночном лесу, идёт по кругу, так проходили свой путь религии, философии, науки и социальные отношения. Молодые народы, идущие на смену уходящим, ждал тот же путь слепца. Проникая в суть ветхой истории, мудрейший из людей диктовал писцам: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1, 9-10).

Так было, пока не родился в Вифлееме Спаситель мира. «Он спас их от бедствий их; вывел и из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их» (Пс. 106, 13-14). Закончилась ночь человечества и блуждание в потёмках. И засиял день. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (И. 8, 12), - говорит Спаситель, - «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Если грех держал ветхое человечество в темнице, то Христос Спаситель своей Крестной Жертвой внёс плату за всех, выкупил всех из неё, показал путь в Жизнь Вечную. «Древне прошло, теперь всё новое» (2 Кор. 5, 17), - писал Апостол. С Искупительной Жертвы начался последний период истории человечества, потому что второго Искупителя не будет. Милосердием Божиим человеку даровано всё необходимое для спасения.

В Таинствах Христовой Церкви верующий соединяется с Богом, его усердие к добру получает поддержку благодати. Воскресение Христово открыло врата Царства Небесного. Что ещё нужно человеку? У нас нет причин ждать какого-то особенного, иного времени. Воспользуемся последним, которое даёт нам Господь для покаяния, для исправления жизни, потому что, по словам Апостола, именно для того и длится наше время. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3, 9) (33).

Итак, есть сегодняшняя ситуация в обществе и нашем государстве Российском, есть призыв Главы Церкви, Иисуса Христа к покаянию и исправлению нашей жизни и деятельности в соответствии с Новым Заветом. Есть пророчества святых и старцев либо о Православном Царстве Государстве, либо о конце времён после многочисленных бед и несчастий, которых ещё не знал род человеческий. Есть Русская Православная Церковь, которая убедительно и громогласно заявляет нации, что она есть часть Единой Святой Соборной Апостольской Церкви, возглавляемой Самим Иисусом Христом. Есть, как-будто бы, верующее руководство страны, которое молится в храмах перед телекамерами (на всю страну), которое горячо поддерживается руководством РПЦ. Теперь вопрос: почему же, имея всё выше обозначенное, нация, страна никак не могут стать на тот путь, к которому их призывают не только профессора и мыслители, отдельные верующие, священники, иерархи и наш Патриарх, но и святые и старцы, Сам Иисус Христос? Не потому ли, что внутри самой Церкви что-то не так, не тем в ней заняты клирики, не о том думает православный люд? Не утверждая этого, мы предлагаем разобраться в вопросе, сделать соответствующие выводы. Кто-то же должен начать разбираться с этими «тайнами мадридского (если не римского) двора», которые не подчиняются законам логики и здравого смысла? Иначе, как же мы избежим худшего для нас, наших детей и внуков, да и для всего мира, не выбрав лучшего из возможного?

«Основным принципом, который характеризует жизнь Церкви, как Богочеловеческого организма, является принцип взаимной любви во Христе. Когда этот принцип отвергается, то, как утверждает А. С. Хомяков, тогда то, что было видимой Церковью (в нашем случае, РПЦ - прим. ред.), перестаёт существовать в её подлинном смысле. Видимая Церковь существует постольку, поскольку подчиняется невидимой Церкви (Христовой – прим. ред.) и соглашается быть её проявлением. С другой стороны, невидимая Церковь, по природе своей, не может признать за своё проявление такое общество, которое не хотело бы подчиниться самому принципу общения христианского... Если взаимной любви нет, в том числе между видимой и невидимой Церквами, нет и единой Церкви. Там, где утерян Дух, там тело (видимой Церкви, РПЦ - прим. ред.) обязательно будет разлагаться. Тело без души сохраняться не может... это будет труп. И при первых же возможностях – тело это распадётся» (34).

А. С. Хомяков утверждает, что... «Христос поручил хранение веры и предания Своего учения не отдельным лицам - Своим ученикам, но Церкви учеников, объединённой свободно силою святою взаимной любви. Эта земная Церковь в своей совокупности, а не те лица, что временно её составляют, и была в День Пятидесятницы прославлена Самим Духом Святым»... Церковь же, по словам А. С. Хомякова, есть Истина, а не авторитет, который есть нечто для нас внешнее. Истина - Бог, Христос, Святой Дух. Церковь Христова! Именно поэтому христианин должен воспринимать даже явления и приказания Самого Бога не как авторитет начальника, командира, а как Истину, рассуждая о ней здраво, не отказываясь и от свободы. Надо рассуждать, рассуждение - признак свободы. Иначе мы и явления нечистых духов будем принимать за явления Бога, не умея отличить их от Истины. «Истина - плод рассудительного и разумного отношения человека, его убеждение, которое он приобрёл потом и кровью, луком и мечём» (34). (Здесь, также, вспоминаются слова старца Николая (Гурьянова), который всегда говорил своим духовным чадам, тем, кто обращался к нему за наставлением: «Живите своим умом», не подчиняйтесь, кому попало - прим. ред.).

Там где нет свободы, там нет и Церкви. Там есть «папизм», «самочиние», «подданство» и «диктатура» начальников, истуканов и идолов. Папа Римский давно сделался каким-то оракулом, лишённым всякой свободы, истуканом из костей, из плоти, приводимым в движение затаёнными пружинами и непогрешимым авторитетом... И все сектантские движения в наше время также основаны на непогрешимом авторитете руководителя. Чтобы он не сказал, это есть истина. Почему? Потому что это он сказал! При этом отклоняются решительно любые попытки рассуждения или какого-то обсуждения того, что исходит от руководителя секты. Безусловный авторитет руководителя полностью порабощает всех без исключения членов секты. Тоталитаризм - состояние секты, того, что в ней происходит…

Бог не призывает к такому отношению человека к Себе. Христос научает, приводит целую массу различных притч и поясняет, показывает людям, почему это правильно, почему верно. Господь говорит: «Если не верите Мне, поверьте делам, которые Я творю». Христос постоянно обращается к окружающим Его людям не как авторитарная личность, а именно их научает, призывает к совместному осознанию-пониманию того, что Он говорил... Авторитет - нечто слепое и безрассудное. Вот, такой-то, сказал – и всё! «Рим сказал – вопрос окончен». Всё! Почему окончен? Потому, что это Рим сказал. Не потому, что это правильно, а потому что Рим так сказал! Папа сказал, папа разрешил… Не Евангелие, не Господь Бог, а папа! «Папизм» – страшная болезнь, которая поражает всё человечество. «Папизм» поражает все секты; «папизм», догматизированный Римом!» (34)

«Очень большая опасность подобного же явления и в нашей, православной среде, когда понимание духовника подчас очень искажается. И сам духовник, часто, не понимает, что он делает. Если он сам не понимает, кто же такой духовник, то и здесь происходит подобное искажение… Что такое духовник, в древности? Человек ищет его, и допустим, нашёл. Что же пишут отцы? «Испытай его». Не бросайся сразу, познакомься, убедись, что это действительно святой человек. И не просто святой, а духоведец, т. е. который чужую душу, твою душу видит. И только когда убедишься, - проси принять тебя в его ученики. История Церкви говорит, что далеко не всегда такие попытки увенчивались успехом. Далеко не каждого брали в ученики. А если и брали, то с большим трудом. Поэтому-то, как правило, учеников было очень мало у истинных старцев... Такой метод воспитания был связан с сознательным отречением от своей воли, ради Истины, которую увидел человек в старце, убедившись, что он говорит от Бога, а не от себя. Отречением от своей воли до тех пор, пока старец не ошибётся. Если же ошибся, говорит преподобный Иоанн Лествичник, - расставайся с этим наставником, который, ведёт тебя явно не туда. Пимен Великий тоже самое говорит. А что сейчас произошло? Мысль осталась, но во что превратили? Превратили в классический римский вариант: находят себе папу и начинается: непогрешимый духовник. Всё, что не прикажет! И эти лже-духовники требуют себе послушания! И начинаются секты в лоне Православной Церкви. Вот что такое авторитет и слепая вера, вера не рассуждающая, без стремления к познанию истины… Авторитет здесь есть попрание человеческой свободы...(34)

Хомяков: «Внешнее единство – есть единство, проявленное в общении таинств, тогда как внутреннее единство – есть единство Духа. Многие спаслись, например, некоторые мученики, не приобщившись ни к одному таинству Церкви, даже крещению, но никто не спасается, не приобщившись внутренней святости Церковной, её Вере, Надежде, Любви. Ибо не дела спасают нас, а спасает Вера». Хомяков утверждает, что "нравственный закон взаимной любви является единственным основанием органической целостности и законом бытия Церкви. Что вера – начало нравственное по своему существу, она - познание и жизнь по вере, дела веры» (34). Вот как важно нам всем знать разницу между Истиной верой и верой, выстроенной на авторитете какого-то земного лица, не являющегося Истинным учителем и духовником. Между делами Истиной веры и делами, которые навязываются нам (или, наоборот, запрещаются) «авторитетами» (начальниками) Церкви. Вот как важно понимать разницу между послушанием Богу и Его ученикам, и послушанием кому попало, претендующим на непререкаемый авторитет Церкви, не обсуждаемый, не ставящийся под сомнение ни при каких обстоятельствах и происшествиях. Мы же всё вторим и вторим, как попугаи, что «послушание превыше всего». Оказывается, это утверждение - лукавство...

Что же нам делать? Ибо, с одной стороны, мы ждём спасения России через Церковь и обращения народа к вере своих великих предков, с другой стороны, начальствующие часто не могут найти общий язык со своей паствой, а паства - с начальствующими? Ответ очевиден духовно зрелым людям: надо менять ситуацию в Церкви. Так, чтобы впреть никто и никогда не мог сказать после этих перемен о Русской Православной Церкви: это не та Церковь, что Христова, а церковь иерархов и священников, которые говорят одно, делают - совсем другое, а в Священном Писании – третье (35).

«Пастырей ваших умоляю я, со-пастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принуждено, охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что гордым противится Бог, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время. Все заботы возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что ваш противник дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший и нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном вашем страдании, да совершит вас, и да утвердит, и да укрепит, и да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5, 1-11). Так говорит Апостол Господа!

В заключение этого весьма длинного, но содержательного и, надеемся, полезного разговора мы хотим задать следующий вопрос нашим иерархам и священникам: считали ли и считают они преподобных Серафима Саровского, Лаврентия Черниговского и Серафима Вырицкого «раскольниками» и возмутителями спокойствия», «критиканами»? Обвиняют их в «нелюбви» к Богу, РПЦ, её иерархии? Воротят ли они от них свои лики? Грозят «анафемой», «отлучением» от Церкви? А Алексею Хомякову, Льву Тихомирову, Ивану Ильину, профессору Осипову?

Мы, конечно, далеки от известных чад Русской Православной Церкви, но, как представляется, благоразумие у иерархов и священников должно быть и по отношению к ныне живущим, пусть и «простым смертным», но всё же, мыслящим и пишущим чадам Церкви. Иначе мы дойдём до того, что спасать Родину будет просто некому, потому, что в Церкви нашей останутся только «паполизы» и «лизопапы». А это, как мы видим из приведённого выше материала, грозит уже не столько «папизмом», сколь окончательным «опупизмом» - воцарением антихриста...

ГРУППА ПРАВОСЛАВНЫХ ОФИЦЕРОВ, 2007 г.

ИСТОЧНИКИ:
1. Россия перед Вторым Пришествием. - Москва: Адрес-Пресс, 2002, с. 364-365.
2. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий. – М.: Братство святителя Алексия, 1999, с.70-78.
3. Преподобный Лаврентий Черниговский. - Москва: Лествица, 2003, с. 160-167, 203-204.
4. Газеты «Правда», «Справедливая Россия», «Русский вестник» и др.
5. Газеты «Завтра», «ЛДПР» («Русская власть») и т.д.
6. Проект Россия. - Москва: Эксмо, 2007. - 384 с.
7. Проект Россия. Вторая книга. Выбор пути. - Москва: Эксмо, 2007, - 448 с.
8. Журналы «Сербский крест», «Первый и Последний» и т.п.
9. О прелести и фанатизме в духовной жизни. - Москва: Образ, 2006, - 128 с.
10. Можно ли отделить Церковь от жизни? - Москва: Даниловский благовестник, 2002. - 64 с.
11. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. - Москва: Айрис-Пресс, 2006. - 624 с.
12. Ильин И. А. Почему мы верим в Россию? - Москва: Эксмо, 2007. - 912 с.
13. От покаяния к воскресению России. - Санкт-Петербург: Царское дело, 2004, - 112 с.
14. Россия перед Вторым Пришествием. - Москва: Адрес-Пресс, 2002, с. 424.
15. Там же, с. 286.
16. Там же, с. 334-336.
17. Там же, с. 464.
18. Там же, с. 429.
19. Там же, с. 425-426.
20. Там же, с. 338-339.
21. Там же, с. 340-343.
22. Там же, с. 347.
23. Там же, с. 120-121.
24. Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам. - С.- Пб: Синодальная типография, 1850.
25. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. – М.: Айрис-Пресс, 2006, с. 419-422.
26. Проф. А. И. Осипов. Лекция на тему «Церковь» в ДК «ЗИЛ».
27. Проф. А. И. Осипов. Лекция на тему «Эпоха возрождения» в Духовной Академии.
28. Проф. А. И. Осипов. Лекция на тему «О славянофилах и западниках» в Академии.
29. Потомок С. Н. Бог создал человека для жизни (данные утрачены).
30. Половинкин А. И. Возродим нашу Родину. Необходимые сегодня дела для спасения России. - Москва: Институт экономических стратегий, 2004. - 64 с.
31. Платонов О. Экономика русской цивилизации (данные утрачены).
32. Проф. А. И. Осипов. Лекция на тему «О русском религиозном возрождении».
33. Священник Сергей Николаев. Тем, кто боится будущего. – Москва: Даниловский благовестник, 1999, - 96 с.
34. Проф. А. И. Осипов. Лекция на тему «Богословские воззрения славянофилов».
35. Иеромонах Тихон. Архиерей. - Москва: Образ, 2007, с. 120-123.


источник: http://www.blagievesti1.narod.ru/4nomer.docx


Рецензии
А что случилось с отцом Александром Клюнковым? За что его отлучили от должности?

Сергей Николаевич Емельянов   12.10.2009 23:30     Заявить о нарушении
Ушёл на заслуженный отдых, является настоятелем Никольского Храма...

Владимир Воробьёв   04.08.2010 11:15   Заявить о нарушении
Это официально а на самом деле?

Сергей Николаевич Емельянов   04.08.2010 15:38   Заявить о нарушении
У Клюнкова была КРЫША в Москве - бывший партфункционер из Таганрога, который затем возглавил Отдел писем Президента Ельцина, где и сидел до прошлого года. Его уволил Медведев, назначив начальником этого Отдела своего человека...

КРЫША поехала, а следом за ней и Клюнков - с должности благочинного...

Владимир Воробьёв   05.08.2010 14:46   Заявить о нарушении
Это видимо МИРОНОВ?

Сергей Николаевич Емельянов   05.08.2010 17:55   Заявить о нарушении
Вы, оказывается, всё знаете не хуже меня... А скромничаете... Может Вы знаете и ответ на такой вопрос: почему и б. мэр Таганрога, и б. нач. УВД, и б. зам. б. мэра по финансам, и многие др. б. - собирались на "посиделки" не у б. мэра, не у б. нач. УВД, не у б. зам. б. мэра по финансам, а у б. благочинного Таганрога? Если Вы знаете ответ на этот вопрос, значит знаете гавное - кто в Таганроге много лет возглавлял его неформально. Остальное - легко ложится в русло главного ответа...

Владимир Воробьёв   06.08.2010 13:49   Заявить о нарушении