В. Воробьёв. От покаяния к воскресению России

По благословению АМВРОСИЯ - архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского; ВЕНИАМИНА - архиепископа Владивостокского и Приморского; ДИОМИДА - епископа Анадырского и Чукотского; ИППОЛИТА - епископа Тульчинского и Брацлавского; НИКОНА - архиепископа Стерлитамакского и Уфимского в 2004 году издана книга, в которой говориться: «Бесчисленные бедствия терзают наше бедное Отечество, и всё больше людей сознают, что эти беды - последствия тяжких грехов вероотступничества, клятвопреступления и попустительства цареубийства. Россия в целом ещё не примирилась с Богом.

Когда христианин кается, но разрешительная молитва над ним не состоялась, прощён ли Господом грех? Подобный вопрос стоит сегодня и перед кающейся Россией. 400 лет назад благодать разрешительной молитвы святых Патриархов Иова и Ермогена, освободившей русский народ от тех же грехов, возродила Россию. На основании исторического прецедента, - покаянного чина 1607 года, а также призывов к покаянию Патриархов нашего времени, от Тихона до Алексия II, был составлен покаянный и молебный канон к Пресвятой Богородице о разрешении грехов против Бога и Царя, проект чина всенародного покаяния, которые публикуются в настоящем издании. Бог даст, как и тогда, в Смутное время, наш народ вновь привлечёт к себе благодать Божию, ведущую России от покаяния к её воскресению...

Вероотступничество русского общества, клятвопреступление правительства и военного руководства, армии и Синода, при молчаливом попустительстве народа привели к крушению Российской Империи. В этом падении повинна вся наша нация: руководящие, безусловно, - более, а руководимые - менее, но повинны все, подобно тому, как вина в беззаконном убийстве Господа Иисуса Христа непосредственно руками воинов-римлян легла на весь иудейский народ. Оправдывая, или не осознавая, или не осуждая, не сокрушаясь о грехах вероотступничества и попустительства цареубийства, не умоляя Бога о прощении за них и отцов наших, мы сами являемся не только носителями последствий этих грехов, но и причастниками вины отцов и их нераскаянности...

Злословя (Мф. 5, 21-22), клевеща (Ис. 59, 13; Рим. 1, 30) и осуждая Государя (1Кор. 2, 14-15), не признав Православного учения о Помазаннике Божием, следуя противоположной идеологии и не почитая уже прославленных Церковью Святых Царственных Мучеников, мы уже сами своими грехами связываем себя с грехами отцов. «Я Господь Бог твой, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода ненавидящих Меня» (Исх. 20, 5), «всемеро Я увеличу наказание за грехи ваши, и сломлю гордое упорство ваше» (Лев. 26, 18-19), - и всё это для того, чтобы мы смирились и покаялись. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12, 6).

«Всемилостивый Господь может пресечь наказание на детях, еси будет показано истинное покаяние и молитва к Нему, Отцу Небесному, о прощении, - пишет сербский Святой Николай (Велимирович). Когда Господь простит умерших грешников, тогда их грехи не лягут тяжким бременем на плечи потомков. В этом и есть смысл молитвы за умерших, чтобы Господь простил им грехи. И чтобы, следовательно, наказание не пало бы на потомков».

В 1607 году, когда в Успенском соборе Кремля русские люди, после содеянных грехов клятвопреступления и попущения убийства законного наследника Престола Царевича Дмитрия, затем Царя Фёдора, приносили покаяние, то в особой челобитной просили прощения у Патриарха Иова не только за себя. Но и за всех соотечественников, даже и за умерших: «И ныне от твоея же святыни разрешитися ищем, да не токмо еже мы живи сущее во граде сем, но и за всех Православных христиан, иже во всех градех сея страны живущих. Но и о тех, иже света сего отшедшия отцы и братию нашу, и о тех молим и просим от твоея же разрешитися святыни...» Святая Церковь заповедует нам молиться о прощении грехов усопших, напоминая, что «Бог же не есть Бог мертвых, но Бог живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

За всеусерднейшее и всенародное покаяние с постом и слезами, Господь отменил пророчество о наказании Ниневийского Царства: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл (Иона 3, 10). Но если Бог, увидев покаяние, отменил пророчество о наказании ниневитян, то не убоимся ли, что Он может отменить и пророчество о воскресении Российского Царства за нашу нераскаянность? Когда христианин кается, он не обретает полного прощения, пока не исповедует грех и не будет прочтена над ним разрешительная молитва. По определению святителя Макария, митрополита Московского, «Таинство покаяния есть такое священнодействие, при котором пастырь Церкви, силою Духа Святого, разрешает кающегося и исповедующегося христианина от всех грехов».

«Что происходит в это мгновение в душе, известно всякому, искренне кающемуся - пишет святитель Феофан Затворник. - Потоки благодати от главы разливаются в сердце и исполняют его отрадою. Это тайна Господа Целителя и Успокоителя душ». Таким именно образом: через покаяние, исповедь и разрешительную молитву - весь народ наш в Смутное время обрел прощение тяжких грехов. И Благодать прославления мученически убиенного Святого Цесаревича Димитрия, через молитвы, воззвания Святого Патриарха Ермогена, подвигла русский народ ко всенародному покаянию.

Мы верим, что благодать прославления Святого Царя-Мученика Николая II, Помазанника Божия, и всей его Августейшей Семьи тем более подвигнет нас к всенародному покаянию и прошению о разрешении грехов. Тогда, несмотря на наше столь сложное и трудное время, восторжествует Любовь. Как передал Государь из заточения через старшую дочь: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан... Он всех простил и за всех молится, и чтобы поняли, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только Любовь»...

В 1999 году, на Соборной встрече мирян «Всенародное покаяние - знамение единства», откликнувшихся на призывы Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II ко всенародному покаянию в грехах вероотступничества и попущения цареубийства, было принято решение о составлении общей исповедальной грамоты. Инициативная группа соборян, обратившись за помощью к афонским монахам, имеющим опыт в составлении богослужебных текстов, со страхом Божиим приступила к выполнению нелёгкой задачи. Этот наш труд был благословлён, как и составление проекта чина соборного покаяния, известным Старцем, архимандритом КИРИЛЛОМ (ПАВЛОВЫМ). Составители получили от него не только молитвенную поддержку, но и ряд практических советов. К этому времени необходимость составления покаянного чина отмечали архиепископ Владивостокский и Приморский ВЕНИАМИН; архиепископом Иваново-Вознесенский и Кинешемский АМВРОСИЙ. А позже к этим благословениям присоединились: архиепископ Уфимский и Стерлитамакский НИКОН, епископ Тульчинский и Брацлавский ИППОЛИТ, епископ Анадырский и Чукотский ДИОМИД.

Издавая проект, мы ни в коем случае не пытаемся навязать его именно в том виде, в котором он представлен. Мы смиренно слагаем его к стопам высшего священноначалия, дабы облегчить труды наших архипастырей и не испытывать и далее долготерпение Божие, откладывая покаяние в грехах против Веры и Царя, сугубо тяготеющих над нашим народом. Мы надеемся, что представленные материалы помогут также и широкой общественности глубже осознать насущную необходимость принести покаяние соборно (всенародно, всецерковно) и через разрешение Святейшего Патриарха - примириться с Церковью торжествующей, открыв этим путь покаяния и воскресения России.

В работе над чинопоследованием составители опирались, прежде всего на богослужебную практику древней Русской Православной Церкви; устав Святого Иоанна Постника, Патриарха Константинопольского (VI в.); совершённый Патриархами Ермогеном и Иовом в дни первой смуты покаянный чин; гимнографические традиции монахов Святой горы Афон. По аналогии с собором 1607 года, особая покаянная служба начинается с увещания (приводится в самой книге - прим. Ред.), которое по церковному благочинию, произносится к собравшимся со всей России представителям кающейся паствы Святейшим Патриархом. Далее соборно служится «Канон покаянный и молебный ко Пресвятой Богородице о разрешении грехов против Бога и Царя».

Предлагаемый нами вариант содержит элементы литургической службы Великой Субботы, что предшествует Воскресению. Текст его составлен насельниками Нового скита («Неа Скити») Святой Афонской Горы - иеромонахом Ефремом и схимонахом Симеоном-греком по подобию «Канона молебнаго ко Пресвятей Богородице, поемого во всяком обстоянии и душевной скорби». Другими словами, это византийский Параклисис (что, в переводе с греческого языка значит «прошение»), от которого и произошёл привычный нам молебен. Согласно древней традиции Святой Горы Афон, по окончании канона, когда молящиеся прикладываются к иконе, - поются стихиры. Подобные стихиры приводим и мы. После службы канона совершается непосредственно Чин покаянный. Его открывает Обращение от всенародного множества к Патриарху, которое соответствует Челобитной, поданной Патриархам Иову и Ермогену в 1607 году. В этом Обращении паства исповедует грехи против веры и Царя, затем представители священства, воинства, казачества и русского рассеяния сугубо каются в прегрешениях своего сословия, и все соборно, через своего верховного архипастыря, - умоляют Господа Бога простить всех виновных, и живых, и усопших, и разрешить их от бремени вероотступничества и клятвопреступления, а также попустительства убийства Царей и происходящих от них грехов. Патриарх же наш, по данной ему благодати отпускает смертные грехи. С народа снимается тяжкое бремя и Россия вновь идёт предназначенным ей Богом путём.

Конечно, покаяние никому не может быть навязано, ибо акт этот добровольный. И каждый определяет свою личную причастность в той или иной степени к каждому греху в предлагаемом перечне общей исповеди. Поэтому, несмотря на то, что покаянное обращение и челобитная составлена от имени народного множества, сами грехи исповедуются каждым лично. Подобно этому и в челобитной 1607 года, в прошении на разрешение грехов сказано: «Прошу и молю». Это соответствует определению церковного таинства покаяния, и оно совершается и над каждым лично, и над всем кающимся народом единой Церкви Российской (то есть над всем крещёным народом - прим. ред.), архипастырем которой Самим Господом Богом поставлен Святейший Патриарх Московский и Всея Руси... Сей день да сотворит Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!»

В книге приводятся и призывы всех Патриархов (от Тихона до Алексия II) к национальному покаянию и примирению.


ЧЕЛОБИТНАЯ ОТ ВСЕНАРОДНОГО МНОЖЕСТВА ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ

Мы, архипастыри, пастыри, иноцы, инокини, военачальницы, воини, атамани, казацы и вся чада Русския Православныя Церкве сыновне припадаем ти, господине и отче наш, смиренно и с любовью дважды призывавшему ны к покаянию нашего ради спасения во гресех вероотступничества и попустительства цареубийства, народом нашим нераскаянных и Богом не разрешенных.

Ныне же с тугою сердечною и нуждою велию вопием: отступиша, беззаконноваша, неправдоваша пред Господем мнози от предков наших. Дары Его, иже Святей Руси даровал бе Царством Православным, в небрежении прияша и благодарение Ему, владыце и щедродателю нашему, не воздаша, паче же отрекошася владычества Его, еже чрез Помазанника Своего утвердил бе. Возлюбихом мы земная паче Небесных и временная паче Вечных, и обою лишихомся. Возлюбихом волю свою паче Божия творити и тем врагу Божию поработихомся, Господу изменихом, от Святыя веры отцы наши отвергошася, отца своего Царя природного, Помазанника предаша и убиения его не возбраниша. И ныне несть нам отверзти уста, студ и поношение еста нам.

Исповедуем же, яко беззаконий ради отец наших и неправд ради наших истиною и судом навел еси казни страшныя на ны даже до третияго и четвертаго рода, вразумления и покаяния деля нашего. От богоборцев пленение, святилищ опустошение, святынь осквернение, святых пастырей оболгание, уничижение и умерщвление. Градов разрушение, народа разсеяние. Нищету, глад, болезнь, страх, муки адские. Предание друг друга, братоубийство. Мы же не вразумихомся, паче же ожесточихомся, и сердца наша в нераскаянности омертвеша окамененным нечувствием. Заблуждше есмы, страстьми обуреваеми, враждою и завистию снедаеми, самохтно соблазном многим вдавшеся.

Ныне же волю нашу падшую и греховную отлагаем зде пред Господем Вседержителем: крове ради Святых Царственных Мученик, всех Святых Новомученик Российских, молитвами Их с сокрушением сердечным просим, да отверзет нам Господь Жизнодавец двери покаяния. Да помянет Господь Бог отшедших отцев наших, яко благ и человеколюбив, и да отпустит грехи и потребит неправды, ослабит, оставит и простит вся вольная их согрешения и невольная противу веры Православныя и Царя Помазанника Божия.

Сего ради каемся со умилением и воздыханием, и духом сокрушенным исповедуем грехи наша.

(Оригинал покаянного чина - на церковно-славянском языке).

Подробнее см. «От покаяния к воскресению России», С.Пб.: «Царское дело», 2004, 112 с.


источник: http://www.blagievesti1.narod.ru/3nomer.docx


Рецензии