Между двух стульев м-лы для пьесы

(Ну эпигонство. Зато светлое)
(И вообще - не эпигонство, а - по мотивам повести Евгения Клюева "Между двух стульев")
(Далеко не закончено)

Заметки дл автора:
Фабула: П е т р о п а в е л отправляется за Всеобщим Счастьем
Персонажи: Мировая закулиса (Закулисье, фигуры из Закулисья (в тёмном трико?) ) ; Покахонтас

----

А в т о р
П е т р о п а в е л
В с а д н и к   С   Д в у м я   Г о л о в а м и
Ш а р м е н
Б о н   Ж у а н
О й л и   Л у к о й л и
П л а с т и л и н   М и р а - I
П л а с т и л и н   М и р а - I I
П л а с т и л и н   М и р а - . . .
Г у л л и п у т
Д и т я   С   Г л а з а м и
С т а р и к   С   Г л а з а м и
Л е т у ч и й    Н о р в е ж е ц
С м е ж н а я   К о р о л е в а
Т р и д е в я т а я   Ц а ц а
В о щ е   Б е с с м е р т н ы й
. . .
Г о л о с   Э х а
Г о л о с   Е ж а
С в я щ е н н и к
В н о с я щ и е   п и р о г
. . .

----------------------

Кресло. П е т р о п а в е л . А в т о р .

А в т о р (Выходит на середину сцены, оглядывает зал. Наконец произносит): (Ну что . . . ) Рискнём?

(Пауза)

А в т о р : Рискнём. (Отводит глаза - вверх или в пол). Однако начнём не слишком резко. (В публику) С пирога с тмином! (Постепенно вдохновляясь и подражая Остапу Бендеру): Пирог с тмином теперь - большая редкость. Мало кто умеет приготовить настоящий пирог с тмином! Железный конь пришёл на смену крестьянской лошадке ! . . И вот этот молодой человек . . . (поворачивается вполоборота к Петропавлу) Очень симпатичный, но, может быть, чрезмерно серьёзный - не случайно переспрашивает:

П е т р о п а в е л : Простите, с чем пирог? С миной?

А в т о р : Хе-хе-хе, с миной, да? (Пирог) с миной! Хе-хе-хе ! . . (Зрителям) Это наш друг. Зовут его не то Пётр, - я не помню, как его зовут, к сожалению - не то Пётр, не то Павел, - будем звать Петропавел. (Смотрит на Петропавла) Да?

Смотрят друг на друга. П е т р о п а в е л - силясь понять, в чём дело; А в т о р - изучая его реакцию. Наконец А в т о р машет рукой - типа "Ну тебя" и обращается к З а к у л и с ь ю.

А в т о р : Вносите!

Музыка. Вносят пирог. Он явно с миной посередине.

С в я щ е н н и к: Мэ'нэ! Мэ'нэ! Еливарэнэ! Тэкел упарсин!

Заносит нож над пирогом. П е т р о п а в е л кричит (ахает, машет руками). Нож вонзается в мину. Взрыв. Дым. Присутствующих уносит, зато выносит других. (Неясные фигуры будущих персонажей проходят, плавно размахивая руками, в глубине сцены. Ближе к зрителям проносится В с а д н и к С Д в у м я Г о л о в а м и. Видно, что скачет во весь опор, но - словно в замедленной съёмке. Хотя замедлена она не слишком. П е т р о п а в е л несколько шагов проходит рядом с ним, глядя во все глаза. Возвращается к креслу - там уже сидят Ш а р м е н с Б о н Ж у а н о м и целуются. П е т р о п а в е л попадает в объятия Ш а р м е н .

Ш а р м е н : О любовь моя! Как страстно я тебя ждала ! . . Вот он знает (показывает лицом на Б о н Ж у а н а; грозит пальцем) Он всё знает! (Грозит пальцем залу) Он всё знает!! Я полюбила тебя сразу - это у меня впервые в жизни!

Б о н Ж у а н достаёт из сумки через плечо рыбку.

П е т р о п а в е л : Разве мы . . . знакомы?

Ш а р м е н : Мы созданы друг для друга! (Давит П е т р о п а в л а в объятиях; П е т р о п а в е л стонет во весь голос).

Проносится В с а д н и к С Д в у м я Г о л о в а м и .

Ш а р м е н (бросаясь за ним): О, любовь моя ! . . (Оба исчезают в Закулисье).

П е т р о п а в е л стоит с закрытыми глазами, пытаясь прийти в себя.

Б о н Ж у а н : Не спи! Свихнёшься.

П е т р о п а в е л усилием воли не теряет сознания.

П е т р о п а в е л : Это . . . кто была?

Б о н Ж у а н : Это? Шармен была. Такая, знаете ли . . . Испанка. Темперамент, у любви как у пташки крылья и всё такое. Рыбки хотите?

П е т р о п а в е л (машет рукой: нет) А чего она . . . такая? Налетела, блин . . . Как буря.

Б о н Ж у а н (жуёт рыбку) : Полюбила! Тут, брат, поделать нечего. Со всяким бывает.

П е т р о п а в е л : А Вы - кто?

Б о н Ж у а н : А я - Бон Жуан.

П е т р о п а в е л : Дон Жуан?

Б о н Ж у а н : Бон. Бон Скотт, Бон Джови, Бонавентура, бон тон - Бон! Это по-испански и по-итальянски, а также по-французски, по-галисийски, по-каталонски, по-бретонски - хорошо или хороший. Понял? А Дон Жуан - бабник и вообще тому подобное. Шестой, хоть пятый.

П е т р о п а в е л : В смысле?

Б о н Ж у а н : Хоть стой, хоть падай, говорю. Это Вам послышалось. Голову, что ли, Вам оторвать, как Булгаков советует?

П е т р о п а в е л (хлопает глазами) : Чего?

Б о н Ж у а н : Да нет, это я так, шутка. Предположения строю. У Булгакова есть разные варианты отрывания голов. Мощнейший был писатель. Голова! Ты предположения строить умеешь?

П е т р о п а в е л : Предположения? Пожалуй, умею.

Б о н Ж у а н : Предположи, что король Франции лыс!

П е т р о п а в е л : Король (Франции)? Не могу . . . Во Франции уже нет королей.

Б о н Ж у а н : Так во-от! Раз их нет, значит, и предполагать можно что угодно: что они лысы, что они длинноволосы, что им поотрывали тупые головы. всякая вещь или есть, или нет. Когда некая вещь есть, то зачем о ней что-то предполагать? Она уже есть! - в завершённом . . . и в завёрнутом виде. Создали, завернули в бумажку, выдали на руки - чего предполагать?

П е т р о п а в е л : Так она ж завёрнута! Кто там знает, что там, внутри? Вот и строим предположения. О том, чего н е з н а е м, - а не о том, чего нет или есть.

Б о н Ж у а н : Это всё демагогия. Кто тебя этому научил? Вот у меня приятель - та он за три часа десятку так нарисует - не отличишь от настоящей. (П е т р о п а в е л усмехается). Ты рассуждаешь прямо как женщина. Абсолютно нелогично. Неверно. Неправильно. Как ж . . . кстати! Я ж совсем забыл. Я ж с мужиками не разговариваю. Знаешь почему?

П е т р о п а в е л (улыбается): Почему?

Б о н Ж у а н : Они как бабы в последнее время рассуждают все. Согласен?

П е т р о п а в е л : Нет.

Б о н Ж у а н : Ну и ладно. Ну и дурак. Что я говорил? (Уходит; в зал): Что я говорил?

П е т р о п а в е л : Так . . . Бог знает что делается. Где я? Шармен . . . Сумасшедший дом, что ли? (Оглядывается и пробует идти. Ф и г у р ы и з З а к у л и с ь я быстро выносят и расставляют деревья. На одном (под одним) сидит О й л и Л у к о й л и).

О й л и Л у к о й л и :

Из-за о-о-стрррана моя родная!

Много в не-е-е-е-ей морской волны!

П е т р о п а в е л (решает быть построже и в то же время прикалывается над ситуацией): О! А Вы ещё кто такой?

О й л и Л у к о й л и (рассматривает П е т р о п а в л а, оказываясь грубым): Ты так спрашиваешь, словно это ты создал мир, а я, вроде бы, проник в него без твоего ведома! Но мир создал не ты, я точно знаю. Никто такой! Любопытной Барбаре на Барбадосе голову оторвали!

П е т р о п а в е л : Какой-какой Барбаре? С Новодемьяновской? С Бродвея?!

О й л и Л у к о й л и : С Тверской . . . С Сорок Второй! Барбара смущена.

П е т р о п а в е л (хочет что-то сказать).

О й л и Л у к о й л и : И не надо грубить! Ты ведь не можешь гарантировать, что в настоящий момент где-то, пусть даже далеко от нас, не находится какая-нибудь незнакомая нам Барбара. А если это так, то не исключено, что именно сейчас она чем-либо смущена.

П е т р о п а в е л : Не исключено. Но зачем об этом говорить?

О й л и Л у к о й л и : Как зачем! Что ты лезешь в мою жизнь . . . непрестанно? Может, тоже хочешь быть суперстранным?

(На мотив "Ох рано встаёт охрана):

Ох странным, ох суперстранным

(И тут же - на мотив "Широка стана моя родная):

Ох странна страна моя родная . . .


Хорошо здесь, в Чаще Всего, правда?

Много в не-е-е-ей . . .

П е т р о п а в е л : Почему - В Чаще Всего?

О й л и Л у к о й л и : Потому что это - Чаща. В которой навалом буквально всего. Мы в ней находимся и здесь хорошо - разве не так?

П е т р о п а в е л : А-а ! . .

О й л и Л у к о й л и : "А-а"! Ну отказался я знакомиться. Так ведь от чистого ж сердца. Я ж сам не знаю, как меня зовут. Ой ли, Лукой ли - устраивает тебя? Меня не устраивает. Ойли Лукойли - абы что! То ли дело . . . Зевес! Или Паперитумтох Мустайкаримаманбельдыджавахангирович Куклютурлямзин-Перистальтгемоглобинов! Если уж обязательно как-то называться

П е т р о п а в е л : Ойли Лукойли . . . Из Андерсена?

О й л и Л у к о й л и : Не знаю. Может ещё из кого. Живу вот и всё время думаю . . . Да что ж я за старичок-то такой, а?!!

П е т р о п а в е л : Нормальный старичок. Грубоватый только

О й л и Л у к о й л и : Ума я к себе не приложу. Знаю только, что таких, как я, больше нету

П е т р о п а в е л : Каждый по-своему неповторим

О й л и Л у к о й л и : Ай, это ты брось! Таких, как ты, например, — навалом. Легион ваша фамилия. А вот я... Никак не пойму, в чем мой секрет! Всю жизнь бьюсь над собой, ан без толку. Иной раз спросишь себя: "Старик! Чего ты хочешь?" — и сам себе ответишь: "Не знаю, старик"

П е т р о п а в е л : И что же в Вас такого необычного?

О й л и Л у к о й л и : Во! В том-то и вопрос! Я вот каждого вижу насквозь, в мельчайшей букашке прозреваю ее сущность — и нет для меня никакой загадки в мире, кроме себя самого: тут я — пас! Ну, не удивительно ли, что за всю мою долгую жизнь я ни разу — ни разу! — не встретил никого, кто был бы точно таким же, как я? Вот уж создала природа — так создала...

П е т р о п а в е л : Давайте о чем-нибудь другом поговорим. Про Вас я уже, кажется, все понял. И если попробовать . . . ну, истолковать . . .

О й л и Л у к о й л и : Не смей меня истолковывать! Понял — и понимай себе, а истолковывать не смей! Понимать каждый дурак может. Но истолковывать . . . (крутит пальцем: не смей). Я тебя меня истолковывать не избирал. Я для этого себя избрал. Есть такой принцип: познай себя. А такого принципа, как истолкуй меня, — нету. Я себя без твоей помощи истолкую. (Начинает объяснять и постепенно забывает о Петропавле) Вот есть такая методика: представляешь себе чего хочешь - и оно сбывается. Если представлять достаточно долго и всё подробнее, то сбудется, - проверено ! . . Но чего я хочу-то? Денег? А потом они - раз! - и исчезли! Потратил, украли, потерял . . . Или купил - а оно сломалось. Тогда можно сразу заказать то, что ты хочешь купить. Так оно и тут может сломаться. Оно ж как: чем неправильнее пожелал - тем частичнее сбывается. Хочешь автобус на остановке в двадцать три ноль-ноль - приходит, да не туда идёт. Хочешь автобус, и чтоб шёл туда - так он на полдороге сломается, дальше топай пешком. Хочешь плюс ещё и доехать, стало быть - третье условие - так он неизвестно кем заполнен. Завязывается драка. И пока всё перечислишь, представляя . . . Как в том анекдоте, про негра в пустыне . . . А можно, стало быть, загадать так, что раз - и всё автоматически прилагается. Или своё предназначение угадать . . . Когда всё просто обязано приложиться . . . Или как-то так его обойти, чтобы не придраться

П е т р о п а в е л : А чего Вы больше хотите: угадать своё предназначение или его ловко обойти?

О й л и Л у к о й л и : А вот это уже, пардон . . .

П е т р о п а в е л : Ну и пожалуйста. Подумаешь! . . Объясните-ка мне лучше, что тут где - а то я здесь впервые.

О й л и Л у к о й л и : Что где? Ну что где? Прямо если пойдёшь - к Муравью-разбойнику попадёшь. Это лучше не надо. Это, брат, разбойник. Ого какой; он - знаешь какой разбойник?! Он - ого какой разбойник! Он знаешь, какие дела делает? Он - ого какие дела делает! Он . . . разбойник, брат! Реальный.

П е т р о п а в е л : Но муравей ведь?

О й л и Л у к о й л и : Муравей - РАЗБОЙНИК, понял?! Дело не в размере, а в возможностях. Вот человек, говорят, песчинка во Вселенной, да?

П е т р о п а в е л : Ну да . . .

О й л и Л у к о й л и : Фигушки! Это по размерам песчинка. Или "букашка" ещё говорят. А роль у него - ого какая не песчиночная. И возможности тоже, поэтому. У человека знаешь какая роль и какие возможности?!

П е т р о п а в е л : У него ого какие роль и возможности!

О й л и Л у к о й л и : Да! Понял?

П е т р о п а в е л : Ну и какие?

О й л и Л у к о й л и : Человек мир обязан завершить - вот какие.

П е т р о п а в е л : В смысле?

О й л и Л у к о й л и : В смысле. Бог создал - мы завершаем.

П е т р о п а в е л : Мы?

О й л и Л у к о й л и : Ну да. Все возможности есть.

П е т р о п а в е л : Какие?

О й л и Л у к о й л и : Фантазия. Умение. Обучаемость. Руки, ноги, голова. Природные богатства.

П е т р о п а в е л : А почему не получается?

О й л и Л у к о й л и : А кто брался?!

П е т р о п а в е л : Ой, никто не брался?

О й л и Л у к о й л и : Ну а кто, кто?

П е т р о п а в е л : Ну . . . Коперник . . . Нет, - Кампанелла! Ленин. Оуэн. Вообще, социалисты-утописты, большевики . . .

О й л и Л у к о й л и : Дурак. На то и утописты. Они возможности использовали неверно. Сочинили и не проверили. Большевики . . .

П е т р о п а в е л : А как проверить?! Возможности проверить не было - вот что!

О й л и Л у к о й л и : Возможность проверить всегда есть. Про интуицию забыл? Интуиция - это, брат . . . Вдумался, вмедитировался, вжился - и чувствуешь: не то что-то.

П е т р о п а в е л : А что не то - не ясно, да?

О й л и Л у к о й л и : Поначалу не ясно. Потом доходит.

П е т р о п а в е л : А до них не дошло?

О й л и Л у к о й л и : Они не проверяли!

П е т р о п а в е л : А так бы что было?

О й л и Л у к о й л и : А тогда бы не ошиблись.

П е т р о п а в е л : И что бы было?

О й л и Л у к о й л и : Всеобщее счастье!

----

Кроме того, не мы - букашки или Земля - "песчинка" (тоже нередкое утверждение, да?), - а Вселенная настолько огромна, что нет ни слов, ни представлений. Но разница в размерах ни при чём

Муравей тоже достаточно огромен в своём кругу - для тлей, например. Так и человечество, объединившись в единый сверхорганизм, способно повлиять на миллионы иных цивилизаций и изменить ход дел не только у себя, но и во Вселенной, и в природе вообще

----

О й л и Л у к о й л и : Соловей тоже есть. Налево если. Возле Гиперболота инженера Гарина.

П е т р о п а в е л : Чего возле?

О й л и Л у к о й л и : Гиперболота. Ну, сверхболото такое. Жуткое - ужас, всех затягивает. Болото болот, в общем. А названо в честь инженера Гарина - то ли он его спроектировал, то ли что, не знаю.

П е т р о п а в е л : понятно.

О й л и Л у к о й л и : Вот. А соловей - это птичка такая, страшидловидная. веки - во! До' земли! Каааак выпрыгнет ! . . Ого!

П е т р о п а в е л : А Муравей - чего?

О й л и Л у к о й л и : А Муравей - это гроза лесов и полей. Болот, лугов . . . Суши! Его никто ни когда не видал, но боятся все - ужасно.

П е т р о п а в е л : Да?

О й л и Л у к о й л и : Плод народного суеверия, следствие неразвитости науки... Мифологическое сознание и все такое. Познать не можем — и обожествляем, что ты прямо как маленький! Это и Ежу понятно. (В пространство) Эй, Ёж! Тебе понятно?

Г о л о с Е ж а: Мне все понятно.

П е т р о п а в е л : Вы же каждого видите насквозь. Почему бы тогда Вам самому не познать вашего муравья?

О й л и Л у к о й л и : Насквозь вижу, ты прав. Но это если видно. А Муравья-разбойника не видно. Впрочем, я бы, может быть, его все равно познал... Ан — такого принципа, как познай его, — тоже нету. И потом... он злой как собака! Молчит и злится. Тут вот кто-то из наших гулял по Чаще Всего — в самые дебри зашел - чем дальше влез, тем ближе вылез! - решил: была не была, и шасть — прямо к логову! Возьми да и крикни: "Муравей-разбойник, разрешите я Вас познаю!" Так тот — ни слова в ответ. Молчит и злится — представляешь?

П е т р о п а в е л : Представляю . . .

О й л и Л у к о й л и : Народное воображение рисует нам Муравья-разбойника . . .
П е т р о п а в е л : Подождите . . . С народным воображением нам всё ясно. А вот - какой он на самом деле?

О й л и Л у к о й л и : Кто, Муравей?

П е т р о п а в е л : Да.

О й л и Л у к о й л и : Ну . . . Какой . . . что, муравьёв не видал . . . маленький, рыжий . . . Горбатенький такой, зуб торчит - клык, глаз на перевязи, кинжал за поясом. . .

П е т р о п а в е л : Азазелло?

О й л и Л у к о й л и : Да; типа.

П е т р о п а в е л : Ну, довольно жутко . . .

О й л и Л у к о й л и : Да. А если ещё и воображение включить. . .

П е т р о п а в е л : Так а зачем?

О й л и Л у к о й л и : Как зачем? Ты влюблялся когда-нибудь?

П е т р о п а в е л : Я влюблялся. И сейчас влюблён в одну . . .

О й л и Л у к о й л и : Ну вот. Ты её несуществующие признаки приписывал?

П е т р о п а в е л (ещё не понимает, о чём вопрос, но уже чувствует, что всё верно, и стесняется): Ну . . .

О й л и Л у к о й л и : Вот тебе и ну. "Самая умная", "самая красивая" . . .

П е т р о п а в е л : Нет, это признаки существующие.

О й л и Л у к о й л и : Да, ты точно влюблён. А то бы я подумал, что ты дурак.

Серьги красавицы -
Словно пельмени . . .
(Исчезает)

====


Рецензии