Смена часовых

Смена часовых

Текст Сергей Смирнов

Зима 1875 года. Как вы думаете, чем занимались мужчины из  швейцарской деревеньки Le Brassus, если на улице стоял мороз минус 30 градусов? А вот и не догадались!  Зима в этой  деревне  была такой же суровой, как в России, но менталитет здешних жителей значительно отличался. Чтобы зря не терять время (в мороз в поле не выйдешь!), местные крестьяне… собирали часы.   
В  1875 году два молодых человека из Le Brassus – Жюль-Луи Одемар и  Эдвард-Огюст Пиге решили объединить свои усилия и создать репутацию  первооткрывателей в создании сложных часовых механизмов.  Что ж, это им удалось. Сейчас мануфактура AP Audemars Piguet   - один из великих часовых брендов мира.
Вы еще не стали поклонником этой известной марки? Сейчас мы это исправим. Знакомьтесь, Georges Ossorguine  -  генеральный директор представительства Audemars Piguet  в России. Он русский, родился в Париже.  Так что во время нашей беседы мы обошлись без переводчика.

LL: Месье  Ossorguine, в мире существует 3 самых известных часовых бренда -  Vacheron Constantin, Patek Philippe и Audemars Piguet… 
G.O.: Я бы сказал так:  Audemars Piguet, Patek Philippe, Vacheron Constantin.
LL: Что ж, вам виднее. Итак, приоритеты расставлены. В таком случае, давайте напомним, в чем ваша мануфактура была первой, и в чем – лучшей…
G.O.: О, да об этом можно говорить долго! В 1882 году, например, появилась первая модель с минутным репетиром и  вечным календарем – Crande Complication.  Это были карманные часы. В 1906 году были придуманы, как это… часы на ремешке.
LL: Наручные. Я читал, что они были придуманы специально для пилотов аэропланов – когда руки заняты, лазить в карман за часами было очень неудобно.
G.O.:  Продолжаю дальше. В  1915 году компания выпустила самые маленькие часы диаметром 15,8 мм. Через десять лет был создан самый тонкий механизм для карманных часов – 1,32 мм. Возьмите в руки мелкую монету, и сравните. Каково спрятать часовой механизм в таком тонком корпусе? А знаете, сколько деталей находится в современных статусных часах, наручных или карманных? В некоторых моделях – свыше 600!
LL: Позвольте я вас чуть-чуть отвлеку от истории компании. Я читал, что после выпуска лимитированной партии часов оборудование, на котором они производятся, уничтожается.
G.O.:  Где вы это читали?
LL:  Переводная статья из французского журнала.
G.O.: Лимитированная партия часов выпускается одним мастером. Вы думаете, он позволит пустить под пресс свои уникальные инструменты? Это либо не точный перевод, либо легенда. Скажем так, не очень удачная.
LL:  Я вижу, что вы привезли спортивные часы Royal Oak. Вот это, действительно, легенда…
G.O.: Которая, подчеркну, связана с конкретной датой. (Часовщики во всем любят точность – авт.) 6 сентября 1651 года будущий король Англии Карл II, спасаясь от преследования войск Кромвеля, волей провидения нашел убежище под сенью огромного дуба. В последствии Royal Oak («Королевский дуб») стал символом защиты, безопасности и могущества. В память об этом событии 4 корабля королевского флота получили название HMS Royal Oak. Отличительная особенность одного из них – усиленная стальными пластинами носовая часть из дуба и восьмигранные бортовые пушечные люки.
Стальные часы Royal Oak, выпущенные компанией в 1972 году, буквально перевернули все условности высокого часового искусства. Знатоки сразу узнают их по восьмиугольной форме базеля…
LL: Можно примерить?
G.O.: Пожалуйста. Точно такие же часы вы увидите на руке пилота «Формулы I» Рубенса Барикелло. Они впущены ограниченной партией – 257 штук.
LL: Откуда взялась эта цифра?
G.O.: К моменту выхода этой партии Барикелло принял участие в 257 стартах «Формулы I». Все точно.
LL: Месье Ossorguine, позвольте еще один наивный вопрос: правда ли, что заказчиков особо дорогих часов вызывают на собеседование к топ-менеджеру компании? Так сказать, чтобы убедиться, что часы попадут в руки человека с надежной репутацией…
G.O.: Вызывают? (Смеется – авт.). В знак особого уважения к клиенту компания может пригласить его к мастеру, который делает именно его часы. Клиент может высказать какие-то пожелания, например, украсить корпус часов своей монограммой, или разместить на задней крышке фамильный герб. Заказ на некоторые статусные часы выполняется два года.
LL: Почему именно мужчины проявляют интерес к эксклюзивным часам?
G.O.: Женщина может подчеркнуть свой статус с помощью украшений: колец, сережек, колье… Мужчина, усыпанный драгоценностями – признак дурного вкуса. Чем он может выделиться? Дорогой машиной? Но  дорогую машину с собой в ресторан не возьмешь. Зато можно надеть часы, которые  по стоимости этой машине не уступают.
LL: Сверхточные часы нужны для престижа. Я, допустим, не очень огорчусь, если они раз в 100 лет опоздают на какую-то долю секунды. Зато это очень важно, например, для военной или космической промышленности. Месье Ossorguine, признайтесь, работаете на космос?
G.O.: Хотите, чтобы я выдал военную тайну? Пожалуйста: сейчас на борту Международной космической станции   находится  Ги Лалиберти, владелец цирка «Цирка дю Солей». Так вот, признаюсь: на его руке часы Audemars Piguet!
LL: Известно, что европейские дома haute couture ориентируются на восточную моду, так как лишь 5% вещей из коллекций известных кутюрье остаются в Европе, а остальное покупают Россия, Китай, Объединенные Арабские Эмираты. Приходится ли Audemars Piguet подстраиваться под азиатский рынок?
G.O.: Подстраиваться – нет. Адаптироваться – да.
LL: В 70-80-е годы Япония попыталась отобрать лидерство у Швейцарии, начав выпуск электронных часов. Но механика, все-таки отстояла свои позиции. Со стороны какой страны вы ожидаете атаку на ваш рынок?
G.O.: А ни с какой. Все наши конкуренты живут рядом, в Швейцарии. Мы их прекрасно знаем.
LL: Как Audemars Piguet переносит кризис?
G.O.:  Во время кризиса мы выпустили новую серию часов Royal Oak – Offshore Survivor. Это сверхнадежные часы из титана и керамики. Survivor – в переводе с французского означает «выживший». В России мы провели презентацию этих часов в одном из ядерных бункеров – 65 метров под землей. И немного испугали гостей, сымитировав сценку начала ядерной войны… Что касается кризиса, то мы отделались легким испугом. Минус в продажах есть, но не очень большой.
LL: Сколько часов выпускает в год Audemars Piguet?
G.O.: Наша мануфактура маленькая. На ее по-прежнему работают жители деревни Le Brassus (а там живет человек 500-600), есть еще одно производство в Швейцарии. Всего в компании около тысячи человек. В год мы выпускаем не более 25 тысяч часов, в то время, как некоторые компании – до 2 миллионов.
LL: Понимаю – Rolls-Royce на конвейер не ставят. Я думаю, чтобы по достоинству оценить часы Audemars Piguet, человек должен обладать определенной культурой…
G.O.: В идеале – да. В каждой стране свой менталитет. Американец, например, при покупке часов в редком случае поинтересуется историей бренда. Он спросит: «А смогу ли я в этих часах играть в гольф, или принимать душ?».   В России был такой случай… В одном из областных центров в магазин зашел человек в ковбойской шляпе, длинном плаще и купил часы из серии Royal Oak. На другой день здесь появился человек точно в такой же одежде: «Здесь был мужик похожий на меня? Тогда дайте такие же часы, которые он купил!».
И все-таки, как мне кажется, в России истинных ценителей и знатоков больше. Если в Европе или в Америке наша спонсорская деятельность направлена на спорт – парусный спорт, автогонки, гольф, то в России мы обратились к сфере духовной.  Компания  Audemars Piguet стала спонсором легендарного Большого театра. Наши часы с бриллиантами, я скажу, как они называются по-русски – «День и ночь», украшают прелестную ручку примы балета Светланы Захаровой. Простите,  но эти часы вам примерить не предлагаю…
LL:  В начале прошлого века говорили, что кино погубит театр. В 70-е, что телевидение «похоронит» прессу. Сейчас утверждают, что телевидение вытеснит Интернет. Эти прогнозы не подтвердились. Но все изменяется. Многие вещи уходят в небытие. А что будет с часами?
G.O.: Пока будет жив наш мир, будет время.
Часы останутся.   


Рецензии