В. Воробьёв. О смысле русской истории
Русское государство на всём протяжении своего более чем тысячелетнего существования никогда не мыслилось вне Православной веры. Можно без преувеличения сказать, что история России - это прежде всего история Святой Руси, ибо как и в Ветхозаветном Израиле, судьба нашей Родины самым непосредственным образом всегда зависела от нравственного состояния нации.
Это подметили ещё в Киевский период наши летописцы, с тревогой писавшие о том, что княжеские усобицы, забвение нравственных устоев и охлаждение в вере неминуемо навлекут на Отечество гнев Божий. И когда предсказания сбылись, и на Руси установилось тяжкое татарское иго, что как не духовное возрождение, начавшееся с Преподобного Сергия и его учеников, было причиной военных и политических успехов от Куликовской битвы (1380 г.) до знаменитого стояния на Угре (1480 г.), завершившего многовековое рабство монголов? И все последующие вехи русской истории с неопровержимой очевидностью иллюстрируют тот же библейский принцип: за преступления против Закона Божия неминуемо грядёт наказание, за покаяние и молитвы – помилование и новый расцвет нашего Отечества.
Смутное время начала ХVII века сами же современники признавали следствием всеобщего нравственного одичания, и только заступничеством Богоматери, как это было открыто архиепископу Элассонскому Арсению, «суд об отечестве нашем преложен на милость». Увлечения верхних слоёв русского общества французским вольномыслием в конце ХVIII – начале XIX в.в. завершились нашествием Наполеона на Россию и сожжением Москвы. А изгнание непрошеных гостей из пределов Отечества завершилось в день Рождества Христова 1812 года. И затем – новые витки исторической спирали: всеобщая погоня за материальным изобилием в ущерб духовному в конце ХIХ века приводит к новому смутному времени – кровавым ужасом 1905-1917 годов. И к новому чужеземному игу, которое и по срокам, и по суровой до безпощадности жестокости небезосновательно сравнивают с Вавилонским паленом…
Не достаёт времени говорить о Великой Отечественной войне. Ей предшествовала «безбожная» пятилетка - к 1942 году должны были закрыть все церкви… Война завершилась 6 мая 1945 года в день святого Георгия Победоносца.
Хрущёвские гонения на Церковь 60-х годов «сопровождались» Карибским кризисом и экономическими неурядицами. Конечно, скептик усмотрит здесь простое, случайное совпадение событий, но тогда ему можно задать вопрос: не слишком ли их много? Не превращается ли тогда вся Русская история в сплошную цепь «случайностей», каждая из которых, с отнюдь не случайным постоянством свидетельствует, что именно Бог есть Творец истории и Им положен в основу исторического процесса непреложный нравственный закон? Этот же нравственный закон распространяется и на будущие судьбы нашей Родины. Если русский народ покается, обратится к Богу и сделает Православную веру основой своей жизни - Россия спасётся, вновь процветёт и станет великой державой. Если нет - исчезнет с исторической арены, растворится среди прочих народов…
Всем, кто стремится увидеть Россию великой Православной державой, хотелось бы напомнить, что подлинное возрождение нашей Родины зависит не только от внешних обстоятельств - расстановки политических сил, борьбы партий, военного или экономического потенциала страны. Возрождение России зависит от каждого из нас, от наших молитв и от нашей благочестивой христианской жизни".
ИГУМЕН ИСАЙЯ, ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА, 3.01.1993 г.
Таков смысл Русской истории в толковании подвижников Православной Церкви. Его надо знать для правильного отношения к действительности и выбора направления движения в XXI век...
РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "БЛАГИЕ ВЕСТИ"
источник: http://www.blagievesti1.narod.ru/1nomer.docx
Свидетельство о публикации №209101300114