В. Воробьёв. О смысле русской истории

В предисловии известной всем верующим людям книги «Россия перед Вторым Пришествием» игумен Исаия пишет: «Что с нами случится в будущем? Этот вопрос волнует, наверное, каждого человека. Что будет с нашим Отечеством? Этот вопрос не должен оставлять безучастным всякого гражданина России… То, что открыто просвещённому духовному взору подвижников Самим Богом, никак нельзя сравнивать с предположениями тех, кого называют мыслителями и которые, обладая порой блестящей интуицией, всё же не могут подняться выше обычных прогнозов ограниченного человеческого разума, по природе своей неспособного к познанию будущего... Разногласия во второстепенном часто бывали и среди святых, ибо каждый получает свою, частную меру откровения единой, полной Божественной Истины…

Русское государство на всём протяжении своего более чем тысячелетнего существования никогда не мыслилось вне Православной веры. Можно без преувеличения сказать, что история России - это прежде всего история Святой Руси, ибо как и в Ветхозаветном Израиле, судьба нашей Родины самым непосредственным образом всегда зависела от нравственного состояния нации.

Это подметили ещё в Киевский период наши летописцы, с тревогой писавшие о том, что княжеские усобицы, забвение нравственных устоев и охлаждение в вере неминуемо навлекут на Отечество гнев Божий. И когда предсказания сбылись, и на Руси установилось тяжкое татарское иго, что как не духовное возрождение, начавшееся с Преподобного Сергия и его учеников, было причиной военных и политических успехов от Куликовской битвы (1380 г.) до знаменитого стояния на Угре (1480 г.), завершившего многовековое рабство монголов? И все последующие вехи русской истории с неопровержимой очевидностью иллюстрируют тот же библейский принцип: за преступления против Закона Божия неминуемо грядёт наказание, за покаяние и молитвы – помилование и новый расцвет нашего Отечества.

Смутное время начала ХVII века сами же современники признавали следствием всеобщего нравственного одичания, и только заступничеством Богоматери, как это было открыто архиепископу Элассонскому Арсению, «суд об отечестве нашем преложен на милость». Увлечения верхних слоёв русского общества французским вольномыслием в конце ХVIII – начале XIX в.в. завершились нашествием Наполеона на Россию и сожжением Москвы. А изгнание непрошеных гостей из пределов Отечества завершилось в день Рождества Христова 1812 года. И затем – новые витки исторической спирали: всеобщая погоня за материальным изобилием в ущерб духовному в конце ХIХ века приводит к новому смутному времени – кровавым ужасом 1905-1917 годов. И к новому чужеземному игу, которое и по срокам, и по суровой до безпощадности жестокости небезосновательно сравнивают с Вавилонским паленом…

Не достаёт времени говорить о Великой Отечественной войне. Ей предшествовала «безбожная» пятилетка - к 1942 году должны были закрыть все церкви… Война завершилась 6 мая 1945 года в день святого Георгия Победоносца.

Хрущёвские гонения на Церковь 60-х годов «сопровождались» Карибским кризисом и экономическими неурядицами. Конечно, скептик усмотрит здесь простое, случайное совпадение событий, но тогда ему можно задать вопрос: не слишком ли их много? Не превращается ли тогда вся Русская история в сплошную цепь «случайностей», каждая из которых, с отнюдь не случайным постоянством свидетельствует, что именно Бог есть Творец истории и Им положен в основу исторического процесса непреложный нравственный закон? Этот же нравственный закон распространяется и на будущие судьбы нашей Родины. Если русский народ покается, обратится к Богу и сделает Православную веру основой своей жизни - Россия спасётся, вновь процветёт и станет великой державой. Если нет - исчезнет с исторической арены, растворится среди прочих народов…

Всем, кто стремится увидеть Россию великой Православной державой, хотелось бы напомнить, что подлинное возрождение нашей Родины зависит не только от внешних обстоятельств - расстановки политических сил, борьбы партий, военного или экономического потенциала страны. Возрождение России зависит от каждого из нас, от наших молитв и от нашей благочестивой христианской жизни".

ИГУМЕН ИСАЙЯ, ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА, 3.01.1993 г.


Таков смысл Русской истории в толковании подвижников Православной Церкви. Его надо знать для правильного отношения к действительности и выбора направления движения в XXI век...

РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "БЛАГИЕ ВЕСТИ"

источник: http://www.blagievesti1.narod.ru/1nomer.docx 


Рецензии