План учебной программы Психосоматика и ТОП

Мои преподавательские материалы

Рабочий план учебной программы "Психосоматика и телесная психотерапия"

300 учебных часов


Цель программы – дать слушателям как теоретические знания, так и практические навыки для самостоятельной психотерапевтической работы и самооздоровления.

Методологическая основа программы:
Теоретические модели и практические подходы к коррекции психосоматических расстройств.
Стресс, его соматические проявления и телесно-ориентированный стресс-коупинг.
Физиология транса. Измененные состояния сознания как инструмент психокоррекции.
Телесная эмпатия для поддержания раппорта и установления терапевтического альянса.
Возрастная регрессия как механизм возникновения психосоматических расстройств и инструмент терапевтической помощи.
Интегративный подход к телесной психокоррекции, включая разнообразные техники классических методов (Райх, Лоуэн и другие) и современных (нейрофизиологическое программирование, РОСТ-Ретри).
Техники релаксации и дыхательной саморегуляции, психокоррекционная работа с образами с опорой на тело.

Практические навыки учебной программы включают набор базовых телесно-ориентированных психокоррекционных техник (стандартных упражнений), применяемых в индивидуальном и групповом терапевтическом сеттинге, а также телесные техники установления раппорта и сознательно-подсознательной коммуникации. Отработка практических навыков включает индивидуальный подход к каждому слушателю и супервизию.  Для практикующих психотерапевтов – интеграцию соответствующих новых навыков в сложившуюся профессиональную практику.

Программа рассчитана на психотерапевтов-врачей, психотерапевтов-психологов, студентов старших курсов медицинских и психологических вузов

 

«Психосоматика и  телесная психотерапия»
Разбивка по учебным циклам


Цикл 1. Базовые техники релаксации. Телесное осознавание
Теория.  Физиология универсальной реакции напряжения (Г. Селье) и реакции релаксации (Г. Бенсон). Механизмы произвольного включения реакции релаксации.

Практика. Ментальная релаксация (остановка внутреннего диалога). Идеомоторная релаксация. Техника «уставшая рука». Полная релаксация.


Цикл 2. Техники соматической психокоррекционной работы
Теория. Психомоторное развитие в онтогенезе и его воспроизведение в зрелом возрасте как основа телесной психокоррекции.

Практика. Техники глазного контакта. Глазодвигательные и дыхательные синкинезии. Первичный и вторичный контроль. Заземление.


Цикл 3. Снятие мышечных зажимов
Теория. Представление о соматизации и контейнировании эмоций. Мышечные зажимы, локальный мышечный гипертонус и мышечные триггеры (БМУ). Мышечный панцирь по В. Райху. Постизометрическая релаксация.

Практика. Техника Ауто-Mобилизации и ПостИзометрической Релаксации (АМПИР) для различных мышечных групп.


Цикл 4. Возрастная регрессия
Теория. Теория десоматизации-ресоматизации (М. Шур) как онтогенетическая основа психосоматического патогенеза. Феномен физиологической возрастной регрессии. Регрессионная основа отдельных психосоматических симптомов. 

Практика. Регрессионный анализ индивидуально-типических аффективно-индуцированных телесных ощущений. Коррекция негативных телесных ощущений.


Цикл 5. Ре-перентинг. Работа с «внутренним ребенком»
Теория. Парциальная инфантильность как основа психосоматических расстройств в представлениях различных терапевтических методов. Понятие о ре-пэрентинге (Д. Винникотт).

Практика. Дифференциация функциональных состояний «Взрослый», «Родитель» и «Ребенок». Техника ре-пэрентинга.


Цикл 6. Частная психосоматика
Теория. Патогенез и симптоматика наиболее распространенных психосоматических расстройств (дыхательная, пищеварительная, сердечно-сосудистая система и др.) Соответствующие преморбидные личностно-характерологические особенности пациентов.

Практика. Диалог с симптомом. Осознавание вторичной выгоды симптома. Телесно-ориентированный рефрейминг.


Цикл 7. Профиль психосоматических расстройств
Теория. Биопсихосоциальная модель психосоматических расстройств. Когнитивные, эмоциональные и поведенческие механизмы их патогенеза. Проблема специфичности психосоматических нарушений (Данбар, Александер).
 
Практика. Диалог с симптомом (адаптивная фокусировка, телесный самоанализ).


Цикл 8. Формирование «зрелого Эго» с опорой на соматические ресурсы
Теория. Представления о «зрелом Эго». Их связь с теорией самоактуализации, индивидуации, эмоциональной компетентностью, адаптивностью и стрессоустойчивостью.

Практика. Техника осознавания границ. Интеграция внутренних телесных «опор». Формирование ресурсного состояния «зрелого Эго»


 
Рекомендуемая литература

Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия. М.: КЛАСС, 2005

Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем. М.: Ин-т психотерапии, 2001

Сандомирский М.Е. Телесная психокоррекция. МГОПУ, 2002

Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Телесные технологии. СПб.: Питер, 2008

Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием. СПб.: Питер, 2009
 


Рецензии