В. Воробьёв. Исповедь на заданную жизнью тему

«Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царствии Небесном» -
Иисус Христос

За 20 лет в Православии мне не удалось получить ответы на целый ряд вопросов, которые, на мой взгляд, являются ключевыми не только в сегодняшней жизнедеятельности РПЦ, но и в перспективе. Без ясности в этих вопросах не вижу возможностей для действительного (реального) Православного возрождения общества и государства, а не той видимости, которую мы имеем и выдаём за великие и судьбоносные достижения.

Безсмысленно отрицать всё то, что сделано за эти годы всей полнотой Церкви. Цифры и факты впечатляют, кроме двух: мы имеем не более 3% воцерковленных россиян и россиянок, из которых 80% - люди преклонного возраста. Строятся храмы, рукополагаются священники, крестятся новорождённые, а «к.п.д.» на выходе всей нашей кипучей деятельности меньше, чем у паровоза. Конечно, можно обвинять в этом светскую власть и оправдываться отделённостью Церкви от государства, пенять на отсутствие системного финансирования РПЦ, считать своих соотечественников недалёкими или не разумеющими собственного счастья, грешить на отсутствие на воцерковление нации воли Самого Господа Бога и пр. Такая позиция успокаивает, но не даёт ничего положительного не для Церкви, не для общества и государства. В чём, на мой взгляд, основные причины всех наших проблем?

Первая и главная причина: практическое отсутствие каких-либо прав у тех, кто вливается в ряды верующих, прихожан наших храмов. Им разрешается молиться, исповедоваться, Причащаться, участвовать в церковно-приходской деятельности и в различных работах, учиться в Православных заведениях, служить в храмах. Однако, если кто-то из них пытается вникнуть в имеющуюся внутрецерковную «кухню», что-то предложить, изменить к лучшему; что-то развить в приходе, заняться в нём каким-то видом деятельности; поинтересоваться финансово-экономической или хозяйственной деятельностью прихода, благочиния или епархии (не говоря уже о РПЦ в целом); разобраться в церковной кассе и денежных потоках, - на этого человека смотрят как на врага или злоумышленника. Между тем, отсутствие в этой «кухне» открытости, ясности и прозрачности позволяет подозревать служащих храмов в корыстных мотивах и нечистоплотности. О чём открыто говорят между собой прихожане и те люди, которые посещают лишь Православные Праздники. С другой стороны, где гарантии, что злоупотреблений нет? Их может быть и нет, как и корысти, нечистоплотности, злоупотреблений священников, но почему и зачем надо держать эту сферу в «глубокой конспирации», в тайне, нарушение которой грозит «расстрелом на месте»?

Лично я такой закрытости никогда не понимал и не разделял, всегда считал, что любой верующий, любой человек с улицы должен иметь возможность интересоваться всеми без исключения вопросами внутрицерковной деятельности, а не только вероучения; безпрепятственно знакомится с любыми документами, планами и отчётностью по финансово-экономической и хозяйственной деятельности любой структуры РПЦ. Должна быть 100% открытость! И сопутствующие ей доброжелательность, честность и порядочность, укрепляющие доверие людей к Православию и Православным.

Вторая причина: абсолютная, единоличная, не редко и деспотическая власть священников, оправдываемая ими самими «особенной благодатью, приближенностью к Богу» и прочими «заслугами и дарами»; отсутствие каких-либо трудовых, социальных и иных прав и гарантий у служащих храмов; «установка» на «смирение, терпение, самоуничижение и ничтожность», подавление воли и любого здорового энтузиазма, инициативы верующих. Такая атмосфера часто ведёт к формированию коллективов не из лучших по человеческим и деловым качествам, способностям и вере прихожан, а из кадров, лично преданных настоятелям, часто до полного слияния их воли и сущности с «отцом-благодетелем». Любой самостоятельно мыслящий и действующий человек, как и его инициативы и предложения, в том числе полезные для прихода, благочиния, епархии, РПЦ и Православия в целом, воспринимается в таких коллективах как «чужеродный элемент», требующий «отсечения» от прихода и «истинно во Христе чад».

Лично у меня были и есть большие сомнения в целесообразности и полезности сохранения в Церкви феодально-крепостных, а зачастую и рабских порядков. Не понятно также упразднение церковных (приходских) и советов старейшин, контрольно-ревизионных и иных органов по оздоровлению и очеловечиванию атмосферы и порядков в РПЦ. Я понимаю священников, которым всё это не надо, но это надо Церкви, потому что Церковь – не только священники и преданные им до умопомрачения отдельные индивидуумы, а десятки, сотни, тысячи и миллионы верующих людей. Этим людям не нравится превращение РПЦ в «ЗАО «Иерархи и попы», о чём они говорят между собой открыто. Можно довести дело и до того, что будут писать об этом со всеми подробностями в СМИ, ударяя по итак низкому авторитету Церкви, которая, повторюсь, не только рукоположенная её часть.

Немаловажен и вопрос об оплате труда, размер которой уже давно и явно не стыкуется с реальностями жизни в России и с доходами и благосостоянием самих священников. Особенно тяготит то, что любое упоминание об увеличении вознаграждений за труд является причиной либо истерик священников, либо тирад из Священного Писания (о том, что не единым хлебом жив человек; о нестяжании; о том, что Господь итак всё даст), либо прямых пожеланий идти туда, где платят; туда, где работают, а не вымогают деньги у нищих приходов. При этом наших уважаемых отцов не смущают и не останавливают в их «юродстве» не их иномарки, не их фазенды, не их уровень жизни, до которых многим прихожанам очень и очень далеко. Всем известно, что других разрешённых доходов, кроме приходских, у большинства священников, не преподающих и не издающихся, просто нет. Требы также не являются отдельным от Церкви личным бизнесом наших отцов. Почему при этом трудящиеся в храмах люди сидят на подачках из «барского кармана», мне не понятно уже 20 лет. Почему терпят и молчат – понятно: разговор на эту тему не только портит нервную систему, но и часто заканчивается «отлучением» от Церкви особо непонятливых индивидуумов, а иногда и угрозами «анафемы» и «кузькиной матери». Я никогда не видел официальных документов РПЦ, в которых сказано, что все церковно-приходские послушания и труды, кроме священнических, являются безмозмездными и исключительно «во славу Божию»…

Любому здравомыслящему человеку ясно, что произвол и унижение человеческого достоинства топят церковный «корабль» в сто раз сильнее, чем деятельность сект, нападки язычников и клевета христоненавистников. Тем более, что среди служащих храмов мало немых и отшельников – всё происходящее известно и обсуждаемо верующими. На мой взгляд, давно пора наводить в своём доме христианский порядок и справедливость, если мы хотим развиваться, привлекать к нашей вере и жизнедеятельности молодёжь. Иначе наши приходы всё больше будут напоминать музеи «давно забытой старины и древности глубокой», а любимым произведением школьников и молодёжи будет сказка А. С. Пушкина «О попе и его работнике Балде», понимаешь…

Третья причина: неучастие верующих в принятии решений и планировании деятельности и развития приходов, благочиний, епархий и РПЦ в целом. Отсутствие открытой общецерковной Программы и плодотворной «обратной связи» иерархов и священников не только с народом, но и с верующими, прихожанами РПЦ. Практически всё диктуется сверху, ни в чём нет системности и комплексности, достучаться куда-либо простому мирянину, пусть и с гениальными идеями и предложениями, практически невозможно, от чего у людей нет чувства причастности к Церкви, соучастия в общем деле. Часто такое положение дел объясняется Апостольской преемственностью только иерархов и священства, здоровым прагматизмом и консерватизмом, целесообразностью и необходимой непоколебимостью основ веры и Церкви. На мой взгляд, ничего, кроме нежелания считаться с простыми смертными и пренебрежительного отношения к своему народу, в том числе к членам одной Церкви Христовой, здесь нет.

Мы были свидетелями подобного отношения к нам со стороны прежней государственной власти, рухнувшей в 1991 году; рядовые коммунисты и члены профсоюзов также внимали верхам и не имели ни малейшей возможности влиять на свои организации и положение дел в стране. Сейчас такие же порядки и у новой власти, хотя она и декларирует необходимость перемен; недалеко ушли работодатели-капиталисты, обещавшие нам на заре перестройки и реформ рай на земле, достаток и всеобщее благоденствие не слабее, чем коммунисты. Казалось бы, Сам Бог велел иерархам и священникам Русской Православной Церкви, которая всегда провозглашала христианские истины и гуманное отношение к человеку, объявляла его «венцом творения» (образом, подобием и сотворцом Богу и Царству Небесному на нашей грешной земле), - «идти в народ» верующий и неверующий, в культуру, образование и науку, СМИ и ТРК (телерадиокомпании), и предлагать обществу и нации взаимодействие и сотрудничество, активное участие в деятельности РПЦ и даже построение христианской цивилизации на нашей общей земле, имевшей 1000 лет не только Православную историю, но и Православную государственность. Но увы…

Священный Синод заседает, решает, взаимодействует с властью, оппозицией, монополиями и бизнесом; епархии и благочиния совещаются, решают и взаимодействуют, однако ни один Православный человек и гражданин России не имеет перед глазами ясную и чёткую Программу деятельности и развития РПЦ, как и епархий, благочиний, приходов. «Как Бог даст», так и будет, «на всё воля Божия», «думайте о спасении, а не о делах мира сего» и т.д. и т.п. Хочу заметить нашим уважаемым отцам, что любая земная организация, коей является и РПЦ, если она хочет быть понятой и поддержанной всей нацией не только на словах, но и на деле, - публикует не только свои цели и задачи, планы и намерения, но и Программу деятельности на год, 5, 10 и более лет. Указывая также и планируемые показатели своей работы, которые можно фиксировать или видеть реально. Достижение заявляемых показателей стимулирует эффективную деятельность организаций, заставляет шевелиться, активизирует творчество внутри структуры. Убеждает юридические и физические лица в целесообразности дальнейшей помощи и поддержки организации. Если же никакие показатели не планируются, то и результаты вчера, сегодня и завтра будут одни и те же, при росте штатов, капиталовложений, храмов и благосостояния иерархов и священников: 3% воцерковленных вчера, 3% сегодня, 3% завтра и 3% через 10, 20, 30 лет. При росте преступности, наркомании, алкоголизма, проституции, психических заболеваний, абортов, бедности, нищеты, инвалидности и смертности. Какое отношение есть и будет к РПЦ, если ничего в обществе и государстве РПЦ не меняла и не меняет в лучшую сторону?

Четвёртая причина: отсутствие Православной инфраструктуры и понимания необходимости её выстраивания силами воцерковлённых и крещённых людей. Живём по принципу: помолились в Храме – разбежались, нагрешили – прослезились, исповедались (помолились) – опять разбежались…

Где те дети, которых мы 20 и 10 лет назад видели с родственниками в храмах? Где многочисленные соотечественники, Празднующие Пасху и Рождество? Где молодёжь? Их, за редким исключением, нет в храмах ни в субботы, когда Церковь усиленно молится за умерших, ни в воскресенья, когда мы молимся за живых. Почему их нет? Потому, что мы, РПЦ, ничего не сделали для того, чтобы они «задержались» и остались в наших храмах навсегда, а потом привели своих детей, внуков и правнуков. Мы не предоставили им возможности устроить своих детей и внуков в Православные ясли и детские сады, гимназии и колледжи, кадетские корпуса и ВУЗы, духовные семинарии и академии. Мы не создали для них, в том числе молодёжи, Православные фирмы и предприятия, компании и ФПГ различного профиля деятельности, не открыли кредитные товарищества, не помогли экономически ни в чём: ни в открытии своего бизнеса, ни в приобретении жилья, ни в обустройстве, ни в воспитании и обучении детей, ни в профессиональном и карьерном росте. И у нас всему этому есть «оправдание» - это не наше дело, не дело РПЦ!

А чьё это дело? Вот чьё это дело, там люди не только задерживаются, но и остаются навсегда! Рождаются язычниками, живут язычниками и умирают язычниками, хотя, формально, и крестятся в церквах. Им всё даёт языческое общество, государство, требуя взамен одного - быть язычниками, служить языческому обществу и государству. Они идут на такой договор (мы знаем с кем конкретно и под залог чего), потому что нет никакой другой возможности жить, как принято говорить, по-человечески. Они бы могли не идти на поклон, извините за прямоту, сатане, если бы РПЦ предлагала крещёным все 20 лет своей «свободы и независимости» альтернативную Православную жизнедеятельность. Но мы ничего не предлагали и не предлагаем не то что нации, а даже воцерковлённым людям, заставляя их 6 дней в неделю жить, учиться, работать, общаться, отдыхать и иметь дело с язычниками. Так откуда же будет праведная жизнь, рост верующих, перспектива развития Церкви за счёт обращения молодёжи и их детей? Мы все не Святые Павлы Таганрогские и монахи в миру, а посему ничто человеческое нам не чуждо, если оно лежит в рамках веры...

Я глубоко убеждён, что Православная вера без Православной экономики – это такая же утопия, как и существование человеческой души без тела. Экономика есть сегодня даже в монастырях, иначе они вымрут или разбегутся кто куда. Как же можно развивать Православие в целом, если нет никакой экономической базы и желания её создавать в интересах Православных мирян? Я допускаю, что сама РПЦ не может, не должна, тем более в лице священнослужителей, развивать хозяйственную и финансово-экономическую деятельность, выходящую за рамки реальных потребностей приходов и «администраций» (благочиний, епархий и Патриархии). Но почему РПЦ не ставит такую задачу перед мирянами, многие из которых с большим, понимаешь, и глубоким чувством удовлетворения готовы приступить к созданию Православной экономической базы и Православной инфраструктуры РПЦ, которые предадут нам «второе дыхание» при движении вперёд, совсем другие масштабы деятельности и темпы развития. И уже через 5-7 лет совсем другой «к.п.д.» нашей работы - 15-20 и более процентов воцерковлённых россиян и россиянок, даже при всё том же языческом обществе и государстве. Наши соотечественники, таким образом, впервые за 90 лет получат реальную альтернативу языческой жизнедеятельности, и, я уверен, пойдут в эту альтернативу семьями и целыми родами, а то и станицами и посёлками (в казачьих краях, в первую очередь).

Пятая причина: отсутствие у РПЦ важной Программной цели - стремления к Православному воскресению России из мёртвых, т.е. к Православной государственности и, в конечной цели, к Монархии. Что только не говорят священники и иерархи о будущем Церкви, общества и государства, только не говорят Правды о том, что Святая Русь – это не абстракция и не только Царство Небесное, но и Царство земное, возглавляемое Православным Царём-Помазанником Божиим, где Государство и Церковь – единое Православное целое, как и власть, различные институты и гражданское общество. Как же можно быть иерархами и священниками Господа нашего Иисуса Христа и не быть Монархистами? Как можно молиться Богу и не знать Его воли и промысла о России? Как можно не понимать, что ничего совершеннее и угоднее Богу, чем Православное государство, реализующее на практике и ежедневно Новый Завет, не было и не будет на Планете Земля, созданной, как и Монархии, Самим Господом? Как можно радоваться достижениям языческой власти, не призывая её к главному – воцерковлению себя самой, своих структур и подчинённых в центре, регионах и на местах; воцерковлению всех сфер и областей жизнедеятельности нации и самой нации, обманываемой 90 лет ради сохранения языческого режима, который меняет свои личины, но не языческую суть?

Я этой «мудрости» и «дипломатии» РПЦ не понимаю и не пойму никогда! Можно и нужно признавать действующую власть как объективную реальность, можно и нужно с ней сотрудничать и решать стоящие задачи и проблемы; но можно и нужно объяснять этой власти, что она не от Бога (а попущена Богом, как ранее коммунисты, демократы и капиталисты) и её главная задача – помочь становлению Православной власти и возвращению России на свой исторический путь, прерванный незаконно и кроваво в 1917 году мировыми антихристовыми силами. Если не РПЦ, то кто может и должен сказать нации Правду, Истину, которая не от мира сего, а суть Божия? Эта власть, сформированная из сотрудников СВР (КГБ) и других спецслужб, в отличие от всех предшествующих, достаточно образованна и умна и вполне способна понять эту Правду и Истину, тем более, что всё отчётливее видна вся безсмысленность попыток обустроить страну и народ на языческий лад. Ничего порядочного в интересах народа, всей нации, без Бога, на русской земле построено не было и не будет, как бы мы не аплодировали Путину В. В., его приемникам, соратникам и коллегам по власти и КГБ. Все их иллюзии успехов – насмешка сатаны над русским народом, превращающимся в безликую часть мирового языческого сообщества.

Наша задача не в «растворении» в этом антихристианском болоте, а создание этому болоту, противному Создателю, Божьей альтернативы – Святой Руси, в том числе в качестве примера для подражания Славянским и ранее Православным народам и государствам. Я допускаю, что архиереи и священники боятся испортить отношения с действующей властью, не знают как конкретно, мирно и мудро трансформировать языческое общество и государство в Православную Державу; просто живут сегодняшним днём и вообще не хотят и не могут предложить нации ничего, кроме голосований за язычников. Я не понимаю другого: зачем и почему РПЦ (в лице иерархов и священников) надо выкручивать руки и давить на тех мирян, которые давно уже никого и ничего, кроме Бога, не боятся и знают как и в какой последовательности строить Православную Русь? И почему не бла-гословить начинания этих мирян и их деятельность в этом направлении? На реализацию своих Проектов и Программ? На контакты и взаимодействие с властью и СМИ? Почему иерархи и священники считают, что среди мирян нет людей, способных не хуже их представлять Русскую Православную Церковь и Православный люд в коридорах власти и управления? В СМИ, на телевидении, радио? Не в качестве руководства, а в качестве представителей всей полноты Церкви? Или мы не имеет право голоса, других прав и свобод, данных нам Богом и Конституцией?

На все эти вопросы миряне давно должны иметь ясные и чёткие ответы, а не бормотания или истеричные призывы к подчинению руководству РПЦ, епархий, благочиний и приходов. Как и на другие вопросы, на которые невозможно получить однозначные и понятные ответы вот уже 20 лет. Будут ответы – будет определённость с будущим Церкви. Пока их нет, нет и определённости, есть лишь растущая день ото дня озабоченность по поводу благополучного будущего РПЦ. Она заложена в словах Самого Иисуса Христа, который не сказал, что силы ада не одолеют РПЦ – организацию земную, зарегистрированную в Минюсте языческой властью, которая держит эту земную организацию в своих языческих руках. Иисус Христос сказал, что врата ада не одолеют Церковь Христову. Она, как нам известно, не одно и то же с РПЦ, а создана и руководится не на земле и не людьми, а Господом Богом…

Как бы не случилось то, о чём предупреждали Святые и Старцы. А они говорили о спасении «малого стада», которое сохранит «подчинение» Богу, выйдя из подчинения руководству РПЦ. По какой причине – я повторять, вслед за Святыми и Старцами, не вправе, потому что человек грешный и судить никого не имею никакого права. Могу сегодня сказать лишь то, что сказал в этом сочинении, не претендуя на правильность и непогрешимость своих аргументов, фактов и выводов. И не желая обидеть тех, кто вдруг воспримет что-то на свой счёт, как конкретные случаи из реальной жизни. Моя задача в другом. Если не смог её выполнить здесь по причине несовершенства и ограниченности моей личности и ума, приношу всем свои извинения и готов изложить эти предложения ещё раз в той форме, которая более доступна для понимания иерархией РПЦ, епархий и благочиний. Что же касается важнейшей для нас заповеди Господа нашего Иисуса Христа - Главы Церкви Христовой - о Любви к Богу и ближнему, то могу, в своё оправдание сказать, что, если бы не имел такой Любви, не написал бы открыто то, что вы сейчас читаете.

Я Люблю Бога, Церковь Его, Родину и народ (ближних своих). Уверяю всех и в том, что Люблю и иерархов и священство РПЦ, но, не более, чем Бога, Церковь Его, Родину, народ (других ближних, кроме иерархов и священников). А вот кто и как меня любит, я смогу прочувствовать сразу после выхода в свет второго номера газеты «Благая весть» и этой статьи…

Простите, Бога ради, если кому не угодил своей глупой писаниной, но кто-то должен назваться глупым, чтобы мы все поумнели в ХХI веке и не повторяли ошибок и трагедий прошлого...

С Любовью, Владимир Воробьё: Брат братьям и сёстрам во Христе Иисусе.

источник: http://www.blagievesti1.narod.ru/2nomer.docx


Рецензии
Великолепно написанная статья. Многие, очень многие думают также.Полностью солидарен с мыслями автора за исключением его монархических взглядов - мне они представляются глубоко ошибочными. Более того, опасными. Не секрет,что потомки Романовых будут претендовать на престол в первую очередь, а это отпрыски английских королей или их ближайшие родственники. Но кто же не знает, что эта династия входит в состав мирового правительства, которое ставит задачу уничтожения, в частности.православия и славян вообще.
Самодержавие само по себе - абсолютная власть. Но давно известно:любая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Исторических примеров не счесть. Мало того, самодержавие - это система управления без обратной связи. Давно строго научно доказано, что такая система управления неэффективна в принципе.
Я не говорю уж о риске плохой наследственности. Представим себе, что сын НиколаяII оказался бы на престоле, каковы были бы последствия?

Владимир Миронов 3   01.03.2013 12:47     Заявить о нарушении
Лет 5, наверное, прошло с момента опубликования этой статьи в своей же газете (чтобы такое опубликовали официальные издания РПЦ - это надо было, наверное, случиться многодневному солнечному затмению)... А с момента написания - лет 7, не меньше... Это было время, когда во главе МП РПЦ стоял Патриарх Алексий Второй, когда еще не было активных поездок по стране нынешнего Патриарха Кирилла и многих инициатив, которые давно наболели и требовали своего разрешения... Но... прошло уже немало лет после прихода к церковной власти нового Патриарха, десятки Архиерейских Соборов и заседаний Священного Синода, наверное, сотни поездок по всем епархиям и митрополиям... А воз и ныне там по очень многим вопросам внутрицерковной и внешней (общественной, социальной, миссионерской и иной) деятельности Церкви... Почему? Ответ очевиден: нет главного - активности мирян, создания православной инфраструктуры и православного большинства в России - одними клириками воз, увязший в прибрежном песке и иле не вытащить... Почему этого не понимают в МП РПЦ - не понятно... Или они понимают, но боятся активности верующих масс и давно назревших перемен к лучшему? Это уже вопросы, конечно же, к самим клирикам...

Владимир Воробьёв   02.07.2013 10:49   Заявить о нарушении
По поводу Монархии... Понятно, что Монархия - это особое состояние общества и государства, которое может быть даровано Господом за особые заслуги нации перед Царством Небесным... Это не простая земная конструкция, которую можно создать руками человеческими, здесь требуется прямое участие Господа нашего Иисуса Христа, Его воля и живое участие...

Кто это понимает, тот не кричит "даешь монархию", потому что формальная она просто-напросто бессмысленна, а чтобы была неформальной - надо иметь соответствующие дела, угодные Богу, в масштабах нации (а не 3% реальынх прихожан наших Храмов)...

Исходя из этих простых рассуждений я и говорю о настоящей Монархии - до нее нам, как до Луны... А вот Православное по сути своей государство мы можем пытаться построить даже малыми силами человеческими, если начнем действовать при практической свободе в обществе... Раньше нам мешали то большевики, то коммунисты, теперь же нам не мешает никто, но масштабной деятельности по воцерковлению нации, созиданию православной реальности как не было, так и нет... Увы...

Владимир Воробьёв   02.07.2013 10:58   Заявить о нарушении