Пиросмани



У одного из работников железной дороги была вполне солидная фамилия – Пиросманишвили. Он работал проводником. Выполнял служебные обязанности честно и добросовестно, но произошло непредвиденное – полюбил замужнюю женщину,  притом княжну. Безответная любовь  привела к алкоголю. Администрация железной дороги тут же сократила число своих добросовестных работников. 

С тех пор у Пиросманишвили укоротилась фамилия. Его стали  называть Пиросмани. Увлечение княжной и чачей довело бывшего железнодорожника до белой горячки. В состоянии очередного опьянения он на последние деньги купил у старьевщика дерматин черного цвета, палитру, краски и кисть. Голодный, никому ненужный; с покупками, которые представлялись ему самому странными, проснулся Пиросмани возле журчащей Куры. Вспоминая сумасшедший вечер, потащил он себя и свои  покупки в ближайший  духан. Там его встретили смехом, а хозяин духана сказал – литр чачи, если нарисуешь барана! Так Пиросмани стал великим художником. И тут же у него более прежнего укоротилась фамилия – его стали называть Пиро. 



Ходят сплетни – 
Спился Пиро. 
Я сужу о том иначе – 
Кто ночлега не имеет, 
Тот не может жить без чачи – 

Холодно. 

Добрый люд хотя и беден, 
Злой духанщик не внакладе. 
Дайте Пиро Бога ради 
Опрокинуть на похмелье 

Рог. 

Нарисует волка Пиро, 
Пиро пир вам нарисует – 
За медяк продаст картину 
И опять переночует 
Там, где отказали 

Ноги. 

На ночь, чтоб не простудиться,
Горло полоскал он чачей – 
Вновь ему княжна приснится.
У Куры, как на перину,
Он упал на склон пологий – 

Пьян.

Отяжелели руки.
Пахнут звезды валерьяной.
Желтый диск похож на чучело – 

Обезьяны.



Мне посчастливилось. Зал Пиросмани был открыт. Люди приходили  и уходили. Одни смотрели молча, другие морщились и даже фыркали. Ни одного равнодушного лица. Шепот двух девиц: мазня, гениально, отсутствие школы, упрощенная символика, добро и зло, плоская философия. Служители напомнили – пора уходить, музей закрывается. Я спустился к Куре и присел на прибрежный валун. Армия туристов. Искать гостиницу летом – занятие почти бесполезное. Спать я решил в пещере, которую нашел случайно, исследуя окрестности с единственной целью - убежать от жары и толчеи. 

Освещая гладкие стены (создавалось впечатление, что они отшлифованы наждачной бумагой) я медленно и осторожно передвигался на шум, исходящий из глубины. Мне казалось, что там шумит подземный родник, но чем дальше я удалялся от входа, тем явственнее становилась человеческая речь. 

Торгаши 
болваны 
столпились
БЪДНАЯ С ДЕТАМИ 
неграмотный 
поставил на уши 
ушел навсегда 
усну трезвым 
духанщик подлец 
в бутылке вода 
ядовит   
а вы инфантильны 
офицер 
продолжайте 
не со мной 
с кем угодно 
спокойной ночи княжна 
не слова 
окно 
альков 
муж 
затылок 
уши 
лысина 
луна 
улыбка слепого 
круглая 
как у макаки! 

Фонарик светил ярко. Поводя им  из стороны в сторону, я убедился, что зашел в тупиковое ответвление пещеры и что здесь, кроме летучих мышей, никого нет. Но голос, который я так отчетливо продолжал слышать, свидетельствовал о противоположном – в пещере кто-то был. 

Высветив неглубокую нишу, я  не спеша, осторожно, затаив дыхание, на цыпочках приблизился и, выключив фонарик, прижался спиной к спасительному углублению и замер, прислушиваясь к говорящему – он произносил слово в слово, как заведенная пластинка, тот же самый текст, который я слыхал от него минуту назад. Нервное напряжение мое было таковым, что стены начали светиться и я увидел людей. Они стояли в таких же нишах, как и я. У каждого на голове фуражка железнодорожника и в вытянутой руке флажок. Я попытался сойти с места, но не смог. Будто прирос. Двигались только глаза. Глянув искоса на свою руку, я увидел флажок и в ней. Какая ужасная галлюцинация! Это мне снится или происходит со мной наяву? Как проверить? Я попробовал пошевелить губами. Это мне удалось. Шевелились. Здесь есть кто-нибудь? – спросил я и говорящий тут же умолк. В наступившей тишине я услыхал свист приближающегося паровоза. Я увидел ослепительный свет его фары, похожей на глаз чудовищного циклопа... В центре пещеры (но никак не тоннеля)  блестели рельсы. Ударял ветер. Мчались вагоны. И товарные и пассажирские. На каждом лозунг. Несмотря на огромную скорость – прочитывалось: 

Вся вла…
Сове...
Доло…
Пятиле…
Догоним и пере… 
В коммуне ост…
Смерть фа…
Роди…
Наверста… упу...
Все на по…
К побе…

Вагоны мчались. Ти-та-та, ти-та-та, ти-та-та – пели колеса. Мои глаза слезились. В моей руке трепетал зеленый флажок!


Рецензии