Красота

Очень трудно подобрать аноним слову "красота". Почему так, почему нет точного слова, выражающего "некрасоту", что это может значить. Неужели наши предки не могли передать нам слово, точно обозначающее отсутствие красоты. Но, может быть просто не хотели. Что в языке отсутствует, значит в том и нужды не было собой. Это наиболее простое объяснение.

   Скорее всего, надо обратиться к тому, что мы именуем не красивым, но здесь диапазон очень велик: от поведения, до облаков, как водится. Красивым может быть все, - когда принимаешь это за личный постулат, начинает вырисовываться определенная система. Автор не претендует на исключительное право обладания истиной и желает только поделиться своими соображения по этому, прекрасному поводу.
 
   "Красота спасет мир", сказал Федор Михайлович Достоевский и был прав. Но давайте посмотрим, в чем и почему.

   Дом может гореть красиво. Жалко дом, жалко имущество, но отказать зрелищу могучей силы огня в красоте, мы не можем. Разве красиво, что люди останутся без крова. Если принять, что красота спасет мир, значит мир наш такой, что его надо спасать и должна это сделать красота. В основе слова "красный". На Руси девица красивая именовалась "красной девицей", связь очевидна и с огнем в первую очередь. Огонь красный, как известно, преимущественно. Огонь очищает, значит, красота призвана очищать.
 
   Один известный человек велел после смерти написать на его надгробном камне только одну фразу "Оставляю этот мир таким же глупым и злым, как и застал его". Он не мир осуждал, а себя, и в том, что не смог, как ни старался, сделать его лучше, не сумел добавить в этот мир красоты.

   Красивой может быть природа вокруг нас, причем любая. Бедуину нравится пустыня, он видит её красивой. Это как на глупый вопрос, почему собаки любят кости, следует ответ, - потому что мясо им не дают. Он не видел просто гор, он не родился в горах и не знает, что это такое. Моряк любит море, летчик - небо и видят они в этих объектах свою красоту. Вот мы, сами того не ведая, подобрались к уточнению, к специализации: кто субъект восприятия красоты и каков объект красоты. Отвлеченная красота - это красота наших благородных мыслей, наших образов. От них до воплощения - путь долгий и не всегда легкий, а часто трагический.
 
   Русский самолетостроитель очень правильно подметил как-то, что за всю свою многолетнюю деятельность заметил такой феномен - летает только то, что красиво на чертеже или в модели. Летает, он имел в виду, хорошо летает, а не просто может подняться в воздух. Значит, красота это двигатель чего-то, но чего, можно только догадываться - развития, совершенствования, прогресса нравственного.
 
   Зря говорят, что, например, китайцу больше всего нравятся китаянки. Это, мягко говоря, не может быть правдой. Китаец глаза имеет и когда созерцает красоту, перестает быть националистом, если вообще был им. Красота интернациональна, вненациональна, но все же, есть типы, прежде всего от смешения кровей, видов, вдруг появляющиеся в природе, поражающие нас своей необычной красотой. Иногда можно слышать - холодная красота. Нам кажется, что это тоже невозможно.
 
   Если выверить все возможные пропорции, построенные на правильной системе, по какому-то приятному соотношению, глаз будет радоваться. Не зря на Руси раньше было только одних саженей видов около дюжины, причем размеры двух утеряны. Предки подходили к каждому делу со своей меркой. Сажень для внешнего фасада здания, сажень для полей, сажень для двора, для внутренней отделки дома, да много еще для чего, но все соотносились в строго выверенной пропорции друг к другу. Унификация сыграла с нами злую шутку - нет такого многообразия мер, красота от нас стала прятаться.
 
   Если льется замечательная мелодия и вдруг в неё диссонансом врывается чужой звук, нам режет слух. Если в глаза лезет "некрасота", мы страдаем или отворачиваемся. Красив любой здоровый и веселый ребенок, но не красив печальный и больной, потому что это противоречит нашему чувству, старость тоже может быть благородной и красивой, но может быть и злой и не красивой, все зависит от стареющего и его отношения к остающимся. Чему человек улыбался всю жизнь, то и создало морщины на его лице, если вообще улыбался, а не вымучивал улыбку, кривую, как турецкая сабля. Отсюда и красота старого лица - мудрость, благожелательность, терпимость и великодушие. Нет этого, вот они - бабы ёги, кащеи, лешие и прочие жители хаоса. Значит, всякое отсутствие порядка есть хаос, любой порядок красив, потому что основной чертой порядка является наличие причины и следствия. Зря американца надеются создать в мире "управляемый хаос", это, как говорится, вряд ли. Создать хаос можно, но чтобы им управлять, нужен порядок, а если есть порядок, это уже не хаос.

   Условно говоря, красоту можно разделить на два вида: красота окружающего нас мироздания и красота человека. Это почти то же самое, что и у Канта - две удивительные вещи, звездное небо над головой и внутренний мир человека. Внутренний мир человека мы трогать не будем, очень это тема коварная, а лучше сведем вопрос к красоте предметной, красоте облика человеческого и вот почему: что у нас перед глазами всегда, то волей-неволей является определенным раздражителем и в хорошем и в не очень, отношении.
 
   Мужскую красоту мы трогать тоже не будем, вспомним лучше слова одной умной женщины - если мужчина, хоть немного отличается от обезьяны, он уже красавец. С этим мы согласны, при условии, что внутренний мир такого мужчины гораздо красивее его внешнего облика, что для мужчины является определяющим. Теория "Аленького цветочка", - чудище с прекрасной душой, оцененной по достоинству кем, - как вы думаете, - любовью в образе девушки. Верной и последовательной, заметим здесь. Пренебрегшей купеческим достатком и ради любви, решившейся на большой и сильный поступок, искренний и самоотверженный. Награда под стать поступку и степени риска. Мудрые люди были наши предки. У них не было "Майкрософта", и ничего, смотрите какую мудрость нам передали. Читай да думай.
 
   Красота - страшная сила. Иногда говорят про некрасивого "страшный". А здесь вдруг страшная сила. Красота беспокоит, - так будет точнее. Беспокойство заставляет думать, лишает вожделенного покоя, из которого мы вышли и куда вернемся каждый в свое время. Возможно, в условия постоянной энтропии, - сопротивления, - пространства это и есть единственная сила, заставляющая все вертеться в человеческом, а возможно и во внешнем мире. Если не делить эти миры, то проще, - меняюсь я, меняется со мной мое понятие красоты. Но нельзя так примитивно, если человек стал хуже, это не значит что он разучился воспринимать красоту. Значит, красивое всегда будет действовать на наши органы чувств, а через них и на воображение.

   Давайте представим себе человека, живущего среди чудовищ и никогда не видевшего других людей и себя в том числе. Он не знает, какой он, но он знает, какие вокруг него чудища. Привыкнув к ним, он перестанет им удивляться и будет находить в них определенную гармонию и красоту. Но, если вдруг среди чудищ появится миловидная или даже красивая девушка, наш человек начнет делать главное - сравнивать, сопоставлять, а это то, что делает нас людьми. Мы смотрим на полотна живописцев, скульптуры, - это единственное, что дошло до нас таким, каким оно было. Стихи, проза, письменность вообще - крайний субъективизм. Тот, кто садился писать, ничем не отличался от современного писателя, со всеми теми же ошибками и вечными муками творчества.
 
   Сколько не приходилось читать древних письменных шедевров, ничего там сверхъестественного нет, они могут восторгать только историка и то не содержанием, а древностью. Другое дело, например, сонеты Шекспира, это не такое далекое прошлое, - Лермонтов, Байрон, Пушкин, Бернс, уже нам понятнее, потому что ближе. И совсем рядом наши друзья писатели и поэты, - тут мы, как говорится, все критики и все читатели. Что скажут потомки, мы не знаем и никогда не узнаем, поэтому писать надо, рисовать надо, лепить надо, - трудиться над красотой необходимо постоянно. Над её созданием. Но, то, на что человек тратит свои силы, порой жизнь, природа создает походя, между прочим, и создает таких же смертным, как и некрасивое. И то и другое умрет. Красота не тленна, приходится слышать - и это неправда. Красота - вечная, - это тоже неправда. Нетленны только представления о красоте, но откуда они, куда уйдут, почему такие, а не иные, - большая тайна.

   Без тайн никуда, нельзя все знать, но стремиться надо.

   Красив орел, парящий в вышине неба, но и чучело орла, хорошо сделанное, не лишено красоты. Каким образом это работает, что это означает, - спрашивает себя человек и не может найти ответа. Но зато точно каждый знает, что красиво, а что не красиво. Феноменально. "Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю, что." Если вдуматься, - очень философский тезис. Искать надо, но во имя того, чтобы искать, а не для того, чтобы найти. Потому это так, что замерев, мгновение перестанет быть прекрасным. Злосчастный Фауст сильно ошибся, повелев через Мефистофеля остановиться прекрасному мгновенью, - оно тут же перестало быть прекрасным, и даже красивым. И вообще перестало быть мгновением, став вечностью. Значит, быть - это развиваться: мучиться, сомневаться, искать, терять, думать, разочаровываться, верить, разувериваться, не теряя путеводной нити - твердой уверенности, что красота - это главное, ради чего эта жизнь образовалась. Перебрать надо тонны руды, чтобы найти одну самую прекрасную песчинку, но ведь чем больше тонн руды, тем выше вероятность найти эту красавицу-песчинку. Один малахитных дел мастер пошел по пути Фауста и потребовал от хозяйки медной горы, чего бы вы думали, - именно самой настоящей, основной, последней красоты. Но красота последней не бывает. Красота - это движение к красоте, а не к хаосу. Именно от этого он сошел с ума, а не от того, что его об этом предупредила хозяйка медной горы. Он ужаснулся, что лучше этого он создать не может и свихнулся, хотя красота была все время под его ногами. В одном месте он говорит о правильном методе - берем в руки самый невзрачный цветочек из травы и делаем его из малахита, стараясь, но, не заменяя природу.

   Красота в этом случае есть первооснова, в совокупности с человеческим трудом, возвышенным и благородным. А мы вынуждены трудиться за деньги, и поэтому красоты мы не создаем. Красоту никакой наемный работник создать не в силах, красоту может создать только свободный труд. Труд для души, как говорят на Руси, а не из-под палки, из-за куска хлеба.

   "С лица воду не пить", конечно, но жить все же придется с лицом. Прежде всего с лицом и с остальной внешностью, а как мы установили, это влияет на человека. Это мы подобрались вплотную к мужчине и женщине. Самое яркое и самое заметное выражение красоты вообще - женская красота. Она имеет решающее значение в природе. Банальность, вроде той, что пчелу привлекает более красивый цветок, от частого повторения не перестала быть правдой. Правду, сколько не повторяй, - ничего с ней не сделается, а вот ложь имеет коварную черту, от частого повторения уподобиться правде. Поэтому, обвинения в банальности, избитости сами по себе вредят делу правды и красоты, так как вынуждают думать, что все можно затрепать. Не все, красоту нельзя. Попробуйте сказать влюбленной девочке, что те же самые банальные слова уже столько раз произносились вслух при сходных условиях, что превратились в банальность, а значит в ложь. Она вам не поверит и правильно сделает. Для неё - это открытие и откровение одновременно, она слушает природу, а девочку слушает вселенная и даёт девочке прекрасный ориентир - правда или ложь. Девочка раскрывается навстречу любви, и счастье, когда её на самом деле любит парень, - горе, когда оказался проходимец.
 
   Но есть одно существенное условие - красива ли девочка. Могут сказать, по-своему все красивы, верблюд тоже ничего. Вполне вероятно, что для извращенного вкуса это и так, но есть ориентиры. Мы смотрим, кого нам подает современная зрелищная индустрия в качестве эталона, и горько улыбаемся, в лучшем случае. Больше всего огорчает, когда на самом деле красивая девушка, но, как она сама считает, плохо одетая и малообеспеченная, а значит не привлекательная, начинает тупо гнаться, как достославная Эллочка-людоедка, за Вандербильдшами наших дней. Не понимая при этом, что это как раз вандербильдша, со всем своим лоском не стоит одних её красивых кистей рук, и все это - даром, бесплатно от природы и навсегда. Не зная об этом, она портит свою красоту, худеет, таскает какие-то узкие штанишки, уродует тело серьгами где попало, татуировками, застуживает почки короткими блузками, курит и пьет, и в конце концов становится больше похожа на "идеал", но меньше всего на ту красивую девочку, которую произвела матушка-природа. Ей бы глаза открыть, да некому, вокруг такие же оглоедки и охломоны. Последние, понятия не имеющие, что такое женская настоящая красота, цинично обсуждают каждую и доводят их до слез.

   Эталонов, раз уж так хотят женщины, много и настоящих, надо только приглядеться, что это такое. Итальянка Джина, известная в прошлом артистка кино, один из них. В русском кино их гораздо больше, но не в современном кино. Нам поют, что изменились вкусы у мужчин. Ерунда полная, кому понравится худосочная стриженная "деловарка", с алчно-циничным, только оценивающим взглядом. Тут мы, как говорится, не в теме, и слава богу. Пройдет и это, все пройдет, не забывал повторять Соломон.

   Красота просто так не дается. Красота - это ответственность. Как говорится, обязывает. Красивой верят, что она красива вся и внутри тоже. Один "деятель" договорился в свое время до того, что нужен прямой запрет для некрасивых иметь мужа и детей. Полная чушь, как раз обратное показывает природа - если мама удивительной красоты, её дочки до мамы не дотягивают, пусть папа и Ален Делон, а не обычный цивилизованный, только лысый орангутанг. Красота живет по своим, нам не ведомым законам, мы может только на ощупь следить за разворачивающимся значением красоты в нашей жизни и в жизни вселенной, что одно и то же. Миллиарды пар, миллиарды вариаций, бесконечное множество комбинаций и вот, у совсем невзрачных родителей вдруг рождается такая, как Джина или, на худой конец, как Жаклин Кеннеди. То же ничего, как говорит один знакомый, с пивом попрет.
 
   И последнее, есть подозрение, небеспочвенное, что у красивых женщин, где-то там, в душе есть принцип, что принадлежа фактически одному, они обкрадывают самих себя и род человеческий.
 
   Но лучше все же, ради красоты в доме своем потерпеть и стерву, до известных, конечно, пределов, чем любоваться на покладистую клушу. Самое лучшее - красивая и добрая, но это такая умопомрачительная редкость, что видимо природа не зря так экономна, - хорошего понемножку.
   


Рецензии
...Так широко размахнулся, такие тонкие и глубокие наблюдения продемонстрировал! Хотелось дочитать до конца, чтобы увидеть столь же зрелое и оригинальное заключение трактата о красоте. Увы. Коцовка оказалась слабой. А ведь кому как не вам, мужчинам, должно быть известно, что красиво кончить важнее, чем хорошо начать. А?

Татьяна Вегерина   09.12.2009 19:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Таня!
Вы - правы, иногда кончить важней, чем кончить хорошо.Если бы каждый конец был выдающимся, вряд ли был бы смысл в этом.
С уважением,
Аркадий

Аркадий Шахвердов   10.12.2009 10:26   Заявить о нарушении
Аркадий, милости просим на Альманах!
Игорь

Альманах Святки   09.01.2010 14:36   Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь!

Аркадий Шахвердов   09.01.2010 18:54   Заявить о нарушении
"Красота - это ответственность" - прекрасно сказано! Она всегда дается авансом - а чем отработаем?...

Екатерина Щетинина   13.05.2010 20:51   Заявить о нарушении
Именно ответственность, Екатерина Даниловна, - от слова "отвечать". Красота обязан ответить, но чем? Нравственным ростом, нравственным влиянием на "некрасоту", но когда красота безнравственная - это просто кошмар, что можно простить страхопезе, не прощается красивой, красивому.
С уважением,
Аркадий.

Аркадий Шахвердов   18.05.2010 09:46   Заявить о нарушении