Трезвенная деятельность Братца Иоанна Чурикова

"ВЕХИ ИСТОРИИ"
 
Дорогие читатели! Появилась возможность знакомить Вас с архивными газетными публикациями, касающимися жизни нашей общины периода 10-20х годов. Публицистические материалы предоставлены архивом музея Истории религии и Российским государственным историческим архивом. В этом номере в рубрике «Вехи истории " мы предлагаем Вам первую подборку такого материала.
Письмо трезвенников в редакцию «Невской звезды »
Некоторые из рабочих поверили распускаемой о нас клевете, что мы, трезвенники, последователи Братца Иоанна Чурикова, будто бы ненавидим православную церковь, отрицаем духовенство и даже оскорбили и избили священников 10 июня сего года после беседы нашего Братца. И за это вы жестоко избили многих из нас и грозите еще бить нас и паже громить дом, в котором мы собираемся для слушания бесед Братца. Уверяем вас, что наш Братец учит нас почитать православную церковь и ее пастырей, не пить вина, не развратничать, не курить табаку и никому ничего дурного не делать, что мы и стараемся исполнять по мере наших сил.
Если вы не верите нам, то мы просим вас посетить беседы нашего Братца или хоть почитать их в печатном виде и присмотреться к нашей жизни.
Мы такие же рабочие, как и вы, и стремимся к одной с вами цели. Зачем же вам дышать злобой против нас и причинять нам зло, совершенно не заслуженное нами? Не лучше ли всем нам стремиться к правде и жить в мире и любви?
Платон Семенов, Павел Николаев, Андреян Большаков, Георгий Игумнов и др.
ОТ РЕДАКЦИИ
По-видимому, слухи о том, что темные элементы из рабочих готовятся устроить погром, так называемым трезвенникам, имеют некоторое основание.
Мы охотно даем место письму трезвенников, как бы чуждо ни было нам идейное содержание их проповеди.
Мы уверены, что сознательные и организованные рабочие всегда окажутся на стороне свободной и открытой борьбы убеждений против кулачного права насильников и сумеют убедить в этом несознательных товарищей.
ГАЗЕТА «РЕЧЬ» Избиение     последователей Братца Чурикова.
17 июня, в 4 часа дня, в доме Чурикова, по Троицкой улице, в селе Александровском, должна была состояться духовная беседа Чурикова с его последователя м и.
Несмотря на дождливую погоду, возле дома Чурикова в 3 часа дня собралась огромная топа народа, среди которых было много лиц, не принадлежащих к числу трезвенников. Большой наряд конной и пешей полиции окружил дом Чурикова и никого не пропускал внутрь. Оказалось, что Спб. Градоначальник, генерал Вендорф не разрешил собрание. Узнав о запрещении, последователи Чурикова стали расходиться. Некоторые же из них, приехавшие из Петербурга, возле ст. Обухове и Преображенского кладбища подверглись нападению и избиению со стороны противников Чурикова. Нескольких пострадавших трезвенников пришлось отправить в приемный покой, где им была оказана медицинская помощь.
Правда и ложь о столкновении трезвенников со священниками.
(Письмо в редакцию)
В некоторых петербургских газетах («Петерб. Листок», «Петерб. Газета» и др.), начиная с 11 июня, ежедневно появляются статьи и заметки под заглавиями: «Оскорбление православных священников», «Насилие над священниками», «Надругательство чуриковцев над православными священниками» и др. В которых говорится, что 10 июня близ станции Обухово, Николаевской ж. д. В доме Братца Чурикова после его беседы «чуриковцы подвергли глумлению, избиению и изгнанию местных священников Колесникова и Якимова. Всячески бранили их, тащили за волосы, рвали на них рясу и т. д.» Начавшееся по этому поводу полицейское дознание, будто бы уже обнаружило лиц, нанесших побои священнику Колесникову, - это именно: Зубков, Хозов и Орлов.
Желая проверить все эти сообщения, мы опросили не только многих трезвенников—чуриковцев, но и некоторых полицейских чинов, и вот что сообщили нам.
Еще несколько недель тому назад священник Колесников, являясь на беседы Чурикова каждое воскресенье грозил «Разорить гнездо Чурикова» ; это заставило последователей Чурикова подать 23 мая прошение министру внутренних дел и просить его защитить их от нападок священника Колесникова и могущих произойти насилий.
10 июня священник Колесников явился на беседу Чурикова в сопровождении священника Якимова, диакона Арсеньева и человек 30 прихожан рабочих обуховского и смежных с ним заводов. Трезвенники, почуяв недоброе, пропустили на беседу лишь священников, взяв с них обещание ничего не говорить, а их прихожан задержали у входа. Но человек десять из прихожан все-таки проникли в зал.
Как только началась  беседа, священник Колесников  потребовал от Чурикова разрешение сказать слово народу.   Чуриков,   обратившись   к своим слушателем, сказал: -Местный священник хочет сказать вам слово. Выслушайте его. -Не надо, не надо !  - закричали слушатели, ~ мы слушаем его в его церкви, а здесь мы слушаем тебя.
Чуриков вторично просит слушателей выслушать священника, но безуспешно.
Видя, что слушатели не унимаются, а священник продолжает просить слово, Чуриков оставляет кафедру с намерением уйти из залы, но это вызывает еще большее волнение.
Одни стали кричать: «Братца бьют! Братца режут !» , а другие, очевидно, желая вызвать панику, стали кричать : «Пожар! Пожар!» .
Толпа пришла в сильное возбуждение и хлынула к месту, где стояли Чуриков, священник Колесников и околоточный надзиратель.
Последний предложил священнику Колесникову выйти из зала, желая этим успокоить толпу. Но священник Колесников продолжал настаивать на своем требовании слова.
Когда, наконец, священник вышел, все запели молитвы и стали спокойно расходиться по домам.
Спрошенный мною околоточный надзиратель, правда ли, что Колесникова били трезвенники, сказал мне: «Нет, я этого не видел».
Названные Зубков, Хозов и Орлов не могли бить священника Колесникова, так как они во время инцидента находились далеко от него: Зубков швейцар, был в это время в швейцарской, Хозор стоял на лестнице, а Орлов был около Чурикова, охраняя его от натиска толпы.
Быть может, во время волнения кто-либо из толпы и толкнул священника Колесникова, но об «избиении» и речи быть не может.
Впрочем, было и настоящее избиение, но ему подверглись не священники, а трезвенники.
Когда священник Колесников, выйдя из дома Чурикова, возвратился в село Александровское, то он тот час же велел звонить в колокола и , явившись в церковь, стал жаловаться собравшимся прихожанам, что чуриковцы избили его.
Прихожане после этого бросились на трезвенников и стали наносить им удары кулаками, камнями и палками. Особенно сильно избит был Матвей Коростелев.
О трезвеннице Домне Тумановой «Пет. листок» сообщает, что она будто бы , «бросилась на одну женщину и рассекла ей зонтом лицо» , но и это не верно. Домне Тумановой 80 лет, она едва ходит. Не она била зонтом женщину, а какая-то женщина, вырвав из ее слабых рук зонт , била им ее.
Ив. Трегубое
ДВА  СЛОВА  О  ЧУРИКОВЕ
   Газета “Русская  молва” 5 марта 1912 года
  Благотворное влияние бесед Братца Ивана Чурикова проявилось не только на воздержании от пьянства и развратной жизни многих тысяч народа, но и в укреплении их в христианской жизни по заветам Православной Церкви. Помимо этого его беседы имеют и другую непредвиденную благую сторону, как показывает лично мне известный факт, имевший место незадолго до написания этих строк.
    Одна молодая девушка, назовем ее Танею, вышла замуж. Вскоре ее мужа взяли в солдаты в Западный Край, и Таня осталась одна в Петербурге, где, ленясь поступить в услужение, она сошлась с одним рабочим, живя на его счет, вследствие чего сделалась его покорной рабой. Она поселилась вместе с ним в известном всему городу доме, имеющем более 700 комнат, отдающимся жильцам по комнатно. Здесь у нее родился ребенок от законного мужа. Рабочий, с которым она сошлась, написал обо всем мужу, присовокупив, что в случае его возвращения в Петербург он будет продолжать жить с его женой, а также не позволит ей ехать к нему. В случае же неповиновения Тани, убьет ее и ребенка. Последняя, из опасения смерти, не ехала к вызывавшему ее мужу, но, желая выйти из тягостного положения, обратилась к Иванушке Чурикову и, рассказав ему свое печальное положение, просила помочь. Чуриков внял ее просьбе и помолился за нее Богу. Возвратясь домой, она сообщила любовнику, постоянно носившему при себе нож, что побывала у Чурикова, который помолился за нее. Как только ее зверский любовник услышал это, то воскликнул: “А ты, сделалась иоаниткой (хотя Чуриков ничего общего с ними не имеет), так я не хочу тебя более знать и ухожу от тебя навсегда!” И вместо кровавой драмы все обошлось мирно и благополучно.
    Не правда ли, какой замечательный случай, наглядно указывающий на благотворную роль братца Иванушки Чурикова, что его молитвы имеют доступ к Богу. А между тем наше духовенство преследует его деятельность совсем неосновательно.

 
                Влад. Др.-Боняч.
 
 ПОКЛОННИЦЫ ЧУРИКОВА
 
23 марта, в страстную пятницу, в храме Бориса и Глеба, после выноса св. плащаницы, настоятелем о. Николаем Рудинским было произнесено сильное прочувствованное слово о страданиях Христовых, и он коснулся таких людских понятий, которые говорят, что в двадцатом веке не могло бы быть такого варварского распятия, и в опровержение сего он развил мысль о жизни современного человечества и о том, не распинаем ли мы своей развратной, пьяной жизнью вторично Христа…--Да, распинаем!..—закончил он и сделал воззвание ко всем матерям, женам, сестрам, чтобы просили, молили своих мужей, братьев, чтоб они не напивались и не покупали этого пьяного зелья—причину всех зол, и не оскорбляли светлый праздник Воскресения Христова…
   Его обращение к присутствующим, переполнявшим храм, было горячее, слезное…
    После выхода из церкви я вошла в вагончик стоявшей конки, где уже сидели четыре женщины, одетые весьма прилично, но в платочках. Они вели между собою возбужденный разговор.
    --Вот этот батюшка говорил то же самое, что и братец Иван Чуриков. Шел против пьянства, умолял жен и сестер, чтобы они удвоили мольбы, не допускали их к пьянству и не оскверняли праздник св. Пасхи…
    --Ведь я стояла впереди и сама видела, как он плакал, произнося это – перебила ее другая женщина. Пьянство—первая гибель для человека, -- продолжала она.
    --Я тоже погибала в пьянстве и разврате, даже была воровкой, только и мысли было, чтоб напиться и отбить мужа от жены. Дошло до того, что просила копейки на ночлег, а теперь, благодаря братцу Чурикову, я уже много лет стала человеком. За это благодарю Бога – каялась третья, симпатичная, средних лет женщина, одетая в плюшевое пальто с черной кружевной косынкой на голове.
     --Что же вы с ним беседовали?.. Он вас вразумлял? – спросила я.
  --Да, он сам трезвенник и многих отрезвил и спас пьяниц…
      --Благодаря ему только уразумели священное писание и поняли смысл христианской жизни, -- говорили в один голос ее товарки. –А ведь нас называют иные сектантками. А какие мы сектантки, коль стремимся к православной церкви и, вот, Великим постом два раза говели и приобщались св. таин? Бываем и на Стремянной в храме…
   Но тут конка остановилась. Пассажиры вышли, а трезвенницы ласково простились со мной. Смотрела им вслед и думала:
  --Какие же это сектантки?.. Да ведь это желанные чада для православной церкви. Как с этим не могут не согласиться и другие?
                Ф. Москалева.
 ГАЗЕТА «ГРОЗА» 28 апреля 1912 года.

 
СЛОВО ИГУМЕНА АРСЕНИЯ О БРАТЦЕ ЧУРИКОВЕ
 
  Богоизбранные сподвижники мои.
С великой радостью исполняю ваше желание и высказываю свое мнение о Братце Иоанне, проповедующем ныне в Петербурге. Прежде всего я должен сказать вам, что Братца Иоанна я не знаю лично, хотя был бы очень рад знакомству с ним.
  В присланных вами мне беседах Братца Иоанна я никаких ересей не нашел: наоборот, из его бесед я глубоко уверился в том, что Братец Иоанн говорит свои поучения не от себя лично, но на основании Священного Писания и учения Св. Отец. Все его беседы проникнуты глубокой религиозностью, христианской простотой и состраданием к заблуждающимся и погибающим людям. Слова его поучения суть благодатные и приносят большую пользу православным слушателям. Всем нам, православным христианам, нужно радоваться появлению такого благовестника в нынешнее, развращенное неверием, безбожием и безнравственностью, время. Братец Иоанн указывает народу истинные пути к спасению. Из его бесед я увидел, что Братец Иоанн глубоко изучил Священное Писание, почему и все его поучения святы и истинно исходят от Евангелия и Пророчеств. Да поможет ему Господь.
   На сем основании, от души советую всем вам, дорогие мои сподвижники, благоговеть перед такими благовестниками, как братец Иоанн Чуриков. Не слушать клевету на братца и никак не считать его за сектанта. Если братец Иоанн на своих беседах внушает своим слушателям правила благочестивой жизни и почитание Св. Церкви и ея пастырей, то можно ли называть Братца Иоанна сектантом? Да немы будут те уста, которые глаголют на праведного беззаконие из-за гордости или зависти!
 Посылаю всем вам заочное благословение свое. Да укрепит Господь Братца Иоанна в его святой деятельности.
  Недостойный всех вас молитвенник, бывший синодальный миссионер, болящий игумен Арсений.
                Ялта. 25 ноября 1911 года.    / Газета «Гроза»/
 
 (К89-й годовщине призыва к отречению трезвенников от мяса )
В межведомственную комиссию, председателю Павлову.
Сельскохозяйственная трудовая коммуна Братца Иоанна Чурикова настоящим просит вашего распоряжения о сложении с нас разверстки по реализации скота на мясо, т. к. Вам известно, что коммуна Братца Иоанна Чурикова, не употребляя вообще мяса в пищу, преследует только одну цель: размножение скотоводства. Мы всеми мерами содействуем увеличению скота, необходимого в хозяйственном обиходе. Коммуна начала развивать скот с 1915 года, с одной коровы, что давая ежегодный приплод, увеличивало стадо до 25 голов, считая с молодняком.
Если бы коммуна Братца употребляла скот в пищу, то, конечно, не было бы такого количества собственного развода породистого скота, который был бы вероятно съеден, как и у других. Но взгляд Братца Иоанна на скот совершенно другой, а именно: много скота — много удобрений, а удобренная земля дает обильный урожай, много скота — много молочных продуктов, кроме того, много воловой силы, которая необходима в данное безлошадное время, что, конечно, у Братца Иоанна проводится на практике: молодые бычки пашут, а это пример, показательный урок для других. Если все это будет, то и жизнь будет налаживаться к дешевизне. Все это говорит за сохранение и сбережение скота, от которого зависит будущее улучшение жизни народа. На основании изложенного просим в настоящую и следующие поставки скота на мясо миновать означенную коммуну как образцовую в скотоводстве.
22. П. 1920г. (из архива МИР)
(обращение перепечатано без изменений)
 
МОИМ   СЛУШАТЕЛЯМ
 
« 15 апреля 1910 года Чуриков был приглашен в Александро-Невскую лавру, в покои епископа Никандра, председателя миссионерского Совета, и допрошен миссионерами. Последние нашли Чурикова православным и предложили ему подать прошение митрополиту Антонию о том, чтобы его не смешивали с отлученными от Церкви московскими «братцами» и считали бы его православным. Вскоре после этого петербургские миссионеры заставили подать Чурикова второе прошение на имя митрополита Антония, которое было составлено миссионерами, в котором Чуриков заявляет о своем православии и об отречении от всех сект, в том числе и от хлыстовщины.
   Чуриков безукоризненно исполнил и это требование миссионеров. Это было 24 апреля 1910 года. Но вот с мая 1910 года начинают записываться и печататься мною беседы Чурикова отдельными листками, которые быстро стали расходиться среди его последователей, и миссионеры опять заволновались и потребовали от Чурикова запретить мне печатать его беседы, уверяя его, что я искажаю его беседы в своем, «сектантском» духе.
   Чуриков ответил, что не может запретить мне этого. Тогда миссионеры потребовали от Чурикова вывесить в зале для бесед печатное изложение православного учения под заглавием «моим слушателям» за подписью Чурикова». (Из статьи И. М. Трегубова «Миссионеры и «братец» Чуриков» в газете «Русская молва» 12 марта 1913 г.)
  Так появилось это исповедание Братца Иоанна, которое было отпечатано в типографии и вывешено в зале дома №1 по Петровскому проспекту 13 марта 1911 года.
Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, а остальное все приложится Вам.
Находит же Царство Божие тот:
 
1.   Кто постоянно поучается в слове Божием, -- Св. Писании и Свящ. Предании, в коих в полноте и совершенстве открыта людям воля Божия. Они во всей чистоте и неповрежденности сохраняются, и во всей истинности изъясняются только в Православной Восточной Церкви, и кроме их нет и не может быть никакого другого Св. Писания и Свящ. Предания истинного и спасительного. Поучайся в них всяк человек под руководством Церкви и найдешь Царство Божие.
2.  Кто верует во единого Бога, Творца, Промыслителя, во Св. Троице Единосущной и Нераздельной прославляемого, и свою веру старается обнаружить в делах во славу Божию, -во имя Отца и Сына, и Св. Духа.
Верует, что единственный Спаситель для всего мира и на все времена есть Господь Иисус Христос, Единородный Сын Божий, предвечно рожденный от Бога Отца, а во времени нашего ради спасения, единожды, во дни Ирода царя, родившийся по плоти от Девы Марии наитием Св. Духа в городе Вифлиеме Иудейском. Нет и не может быть иных христов и иных спасителей, как нет и не может быть иных богородиц. Один Ты, Господи Иисусе Христе, Спаситель мира; помилуй мя! Одна Ты, пречистая Дева Мария, Богородица, Заступница рода христианского.
4. Кто верует, что Сей Господь –Спаситель мира три года благовествовал св. Евангелие людям, уча их, как надо жить, чтобы в Царстве Божием быть;при Пилате, правителе Иудейском, был распят иудеями на Голгофе в Иерусалиме и умер на кресте, чтобы смертию Своею победить врага спасения людей – дьявола; в третий день воскрес из мертвых во свидетельство Своего Божества и победы, и в подкрепление веры в Него, что силен даровать Царство Божие ищущим его; А в сороковой день вознесся на небо, где и пребывает одесную Бога Отца, невидимо помогая людям чрез Духа Святого; видимо и в последний раз придет опять на землю при кончине мира во всей славе Своей Божественной, чтобы судить людей и воздать каждому по делам их. Тогда будет всеобщее воскресение умерших,-- от Адама до последнего человека; тогда беззаконники пойдут на вечную муку, а праведники наследуют вечное блаженство в Царстве Небесном. О, пощади тогда, Господи, раба Своего, меня грешного!
1.     Кто верует, что Дух Св. пребывает в Церкви Христовой, охраняя ее от заблуждения, соделывая ее столпом истины, во святых таинствах ее, подавая Божественную Благодать Свою всем ищущим Царствия Божия. Слава Тебе, Господи, что я принадлежу к единой истиной, единой спасительной Церкви Христовой Православной! Дай мне, Боже, пребыть в ней до смерти и умереть ее верным сыном, как пребыли св. апостолы, св. мученики, св. отцы, преподобные мужи и жены, которые теперь на небе со Христом радуются неизреченною радостью и Христу молятся за братьев своих на земле. Вси святии, молите о мне грешном Христа Бога нашего!
2.     Кто верует, что семь только таинств св. Церкви, через кои приступающие к ним получают благодатные силы св. Духа для благочестивой жизни по заповедям Господним:
а) Таинство крещения, посредством которого человек вводится в Церковь Христову чрез рождение водою и Св. Духом в жизнь святую. Благодарю, Господи, что я крещен еще в младенчестве: тогда еще привит ко Христу, как дикая ветвь к святому корню! Благодарю своих родителей, что они принесли меня к купели крещения еще младенцем, для очищения по вере их, от греха прародительского.
б)  Таинство миропомазания, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела во имя Св. Духа, подаются благодатные силы, укрепляющие в жизни богоугодной. Слаб человек, но с тобой, христианин, сила Божия. Подвизайся же для Христа смело!
в)  Таинство покаяния, в котором священники, после чистосердечной исповеди грешников пред ними, разрешают кающихся от грехов данною им от Бога властию. Кайся же каждый в своих грехах и очищайся от них в таинстве покаяния.
г)  Таинство причащения. В нем верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни. О, Господи Иисусе Христе! Да не в суд мне будет причащение Пречистых, Животворящих Твоих Тела и Крови, но во исцеление души и тела моих.
д)   Таинство елеосвящения; оно для больных. Больные получают в таинстве, по вере их, исцеление немощей душевных и телесных при помазании священником тела освященным елеем с молитвою о выздоровлении больного. Вот целебное лекарство от болезней наших! Но мы пренебрегаем им. Мы прежде всего спешим к врачам земным, на них надеемся больше, чем на Бога. За то у нас много всяких болезней смертных.
е)   Таинство брака, установленное Богом для ниспослания благословения на супружескую жизнь в чистоте и взаимной верности супругов, на рождение и христианское воспитание детей. Плачьте, супруги, если ваша жизнь семейная в тягость вам. За грехи свои вы не получили благословения Божия. Покайтесь, исправьтесь, и получите благословение, и жизнь ваша станет в радость вам.
ж)  Таинство священства, в котором Дух Святый чрез рукоположение архиерейское поставляет избранных лиц совершать св. таинства и пасти стадо Христово.
 
Епископы и священники--отцы наши духовные. Чрез них, совершителей тайн Божиих и руководителей в духовной жизни, Дух Святой усовершает христиан, устрояет Церковь Христову, “доколе все, говорит ап. Павел, придет в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения; но истинною любовью все возвращались в Того, Который есть глава, Христос” (Ефес. 4гл. 11-16 ст.)
Так я верую и так исповедую и по вере жить стараюсь.
Так только веровать и так исповедовать учу и всех, приходящих ко мне. Учу, чтобы и жили они, как веруют, чтобы не пьянствовали, не развратничали, к храму Божию и молитве, и к учению в слове Божьем были усердны, к пастырям почтительны, послушны, со всеми миролюбивы, в делах честны, исполнительны, к слабым снисходительны и наставительны.
Грешный раб Господа нашего Иисусу Христа, и ваш Братец Иоанн Чуриков.
Март 1911 год.
 
 
 
ХРАМ-ПАМЯТНИК
 
                Вот уже более месяца наша община собирается на духовные беседы в радушных стенах часовни в честь Новомучеников и Исповедников Российских при храме Феодоровской иконы Божией Матери, недалеко от Московского вокзала. Настоятелем храма является профессор, протоиерей о. В. Сорокин. Именно благодаря его трудам и заботам была построена часовня рядом с храмом, совершаются богослужения, работает приходская школа, идет общинная жизнь.
                Белокаменная, с необычной ступенчатой зеленой кровлей, радующая глаз часовня, построенная в 1998 году, стоит на фоне угрюмых серых стен, которые напоминают остатки древней крепости или храма. Это и есть собор во имя Феодоровской иконы Божией Матери. Вернее то, что от него осталось.
                А в 1913 году корреспондент «Церковных ведомостей» восхищался прекрасным памятником русского зодчества: «Как невеста перед венцом, стоит во мраке площади белый стройный храм, весь огнями сияющий, словно камнями самоцветными…
Зачинается жизнь духовная, во веки не престающая среди стен памятника молитвенного на радость его строителей и всех русских людей…»
                В 1913 году Россия готовилась встретить 300-летний юбилей царствующего Дома Романовых. Остались в прошлом неудача русско-японской войны, трагедия революции 1905 года. Царская власть, казалось, надежно, уверенно, незыблимо правит страной.
Идея сооружения храма-памятника в столице зародилась в Феодоровском Городецком монастыре, который воздвигнут на месте явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери более 8 веков тому назад.
Этой иконой благословила на царство своего сына Михаила Федоровича Романова его мать – инокиня Марфа 14 марта 1613 года. Как известно из истории – после убиения царевича Димитрия прервался род Рюриковичей и наступила на Руси великая смута – поляки уже захватили Москву. Но Господь тогда не допустил разрушения Святой Руси, и до сих пор стоит на Красной площади памятник великим русским людям Минину и Пожарскому, поднявшим народное ополчение на защиту Отечества. Вот тогда представители древнейших русских фамилий под руководством духовенства и остановили свой выбор на Романовых и умоляли юного Михаила взять на себя тяжкое бремя самодержавия – ответственности перед Богом и народом за Россию.
Храм сооружен в чисто русском стиле ростовско-ярославских церквей начала XVII века. Св. ратоборцу князю Александру Невскому посвящен средний престол нижнего храма, т.к. он неутомимо радел о благе отечества и не допустил завоевания новгородских земель немецкими и шведскими рыцарями, и в конце жизни своей принял схиму под сенью Феодоровской иконы. Главный престол верхнего храма освящен во имя святой иконы Пречистой Феодоровской Божией матери – небесной заступнице Царствующего Дома. Все внутреннее убранство храма: и священная алтарная утварь, и пятиярусный величественный иконостас и великое паникадило из резной чеканной бронзы художественно исполненное в виде «шапки большого наряда» царя Михаила Федоровича – все дышит древностью. На особом аналое установлена древняя в золотом окладе Феодоровская икона, перевезенная из Городецкого монастыря. Менее двух лет понадобилось русским мастерам на строительство прекрасного большого с колокольней и пятью главками храма.
По желанию Государя Императора торжественное освящение храма-памятника состоялось 15 января 1914 года. «Церковные ведомости» на нескольких страницах описывают это торжественное богослужение. Представим себе яркий январский солнечный день, малиновый звон колоколов. Множество духовенства в белом облачении из Петербурга и других епархий, представители древнейших русских фамилий, великие князья и министры заполнили внутреннее помещение храма. Храмовую площадь окружают стройные ряды правоведов, лицеистов, студентов и гимназистов. С раннего утра все прилегающие улицы были заполнены простым народом. И, наконец, прибытие царственного семейства и Государя с блестящей свитой. После освящения храма слово сказал митрополит Петербургский Владимир: «…Боголюбивые соотечественники: сейчас мы находимся на открытии того священного памятника, в котором неизменно в роды родов, пока стоит Русская земля, будут возноситься молитвы священнослужителей и всех русских людей о здравии и благоденствии Благочестивейшего Государя и всего Царствующего Дома… чтобы упомянутые чудеса Промысла Божия совершались и впредь к возвеличению России, и с чувством умиления, взирая на нашего Верховного Державного Вождя, возглавляющего настоящее наше молитвенное собрание, усерднее чем когда-либо молим Всевышнего, да продлит Он дни его до последних пределов человеческого бытия, да «не приходит к нему никакое зло и никакая рана не прикасается телеси его»… но вознося такие молитвы мы должны твердо помнить, что они тогда только будут услышаны, если мы будем того достойны, если, не уклоняясь ни на право ни на лево, прямо будем идти по тому пути веры и благочестия, по которому шли наши предки.
Почтенные соотечественники, предстоя сейчас перед лицом Всемогущего Бога в сем новоосвященном храме, дадим неложное обещание очистить свою совесть, стряхнуть с себя прах равнодушия и всеми силами и способами деятельно помогать природному своему Государю в борьбе с пагубными, растлевающими призывами безумного анархизма, бездушного социализма и других учений, которые как чума, как язва, как смерть, -- скажу словами Пророка, -- усиливаются проникнуть не только сквозь наши двери но и сквозь щели, стремясь все переделать у нас по-своему. Аминь.»
Но пройдет всего лишь несколько лет, по сути, миг для истории, и окажется, что русскому народу не нужны ни православные храмы, ни даже православный Государь. Такая же печальная участь разрушения постигнет и этот прекрасный храм. То, чего опасался митрополит, сбылось – на месте молитвы воцарилась мерзость запустения. Но есть надежда, что вновь воскреснут эти стены, и воскреснет в них молитва.
О причинах русской революции можно говорить много, но это отдельная тема, которой уже посвящены толстые тома современных мыслителей как православных, так и не очень. Думаю, что основная причина и русской, и французской, и английской революций – это отрицание Бога, поклонение человеческому разуму («мы наш, мы новый мир построим…»). Падший ангел – сатана тоже решил, что он все может без Бога.
Как в стране с тысячелетней историей православия могло произойти такое безумство? Почему русские люди, которые на свои трудовые копейки строили прекрасные храмы и жизни свои отдавали за любимого царя, стали эти храмы взрывать и грабить, а Царственное Семейство приняло мученическую кончину при молчаливом попустительстве народа и Церкви. Это тоже отдельная большая тема. Скажем только, что революция, внеся в Россию хаос, разорение и безбожие, показала всему миру невиданный сонм Новомучеников и Исповедников за веру правую, который можно сравнить лишь с первыми веками христианства.
И наш учитель святой трезвости Братец Иоанн, также входит в это число, поскольку принял страдания за Христа с тех пор, как встал на путь служения народу. И при безбожной власти принял мученическую кончину. И не случайно, наверное, что Бог нас привел в часовню во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Отрадно также, что, оказывается, при храме Феодоровской иконы Божией Матери, тоже существовало трезвое общество, и люди давали Богу обет трезвости.
Будем просить Божьего благословения и молитвенной помощи Дорогого Братца Иоанна и всех святых Новомучеников Российских о том, чтобы не было тщетным наше служение, а были трезвые плоды на пользу Отчизне и Церкви.
 
Плотникова В.В.
(Исторические материалы
 любезно предоставлены
старостой церкви
Блиновым
Владимиром Евдокимовичем).
 
 
6.06.1910г.
 
В блокнот трезвеннику:
…слова Христовы приносят нам пользу только тогда, когда мы рассуждаем и беседуем о них… Я не говорю, что молиться не нужно. Нет, молиться нужно, но если мы только молимся, но не поучаемся словами пророков и словами Христа, то мало пользы…

Братец Иоанн Чуриков
 
 
Наша задача
 
Наша задача в том, чтобы как можно теснее сплотить наши ряды для усиления борьбы за Святую Трезвость словом и делом, за правильное понимание Учения нашего Учителя, за проведение в жизнь того, чему Он нас учил, что хотел в нас видеть, как того требовал ап. Павел от своего ученика Тимофея: " А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная Кем ты научен. " ( 2 Тим. 3,14).
Необходимо стремиться, чтобы в нас неизменно царил дух нашего Учителя Братца Иоанна, Его любовь среди нас, Его последователей. Последователей, как таковых, не засматривающихся на чужой плетень, на чужой огород, соблазняясь его плодами, а возделывать свой виноградник, Трезвый, насажденный нашим Учителем, где работы много, и рабочих мало. Как поем мы, трезвенники, один из любимых стихов Братца Иоанна, который мы певали с Ним вместе в узком кругу Его друзей -последователей -" Виноградник ".
Здесь, в Трезвом винограднике есть дело каждому по силам, лишь бы было желание в нем трудиться, приложить руки и сердце для выращивания трезвых плодов и семян, посеянных в нас нашим мудрым сеятелем Братцем Иоанном. Как Он Сам о Себе сказал: " Вся Моя жизнь и ревность направлены к тому, чтобы сеять Слово Божие."( Беседа от 25.12.11)
Посеянные им в нас, эти драгоценные зерна, нам необходимо сберегать, выращивать, заботиться, возделывать, трудиться в винограднике.
В общественной жизни каждый может найти себе труд по силам. Это должно быть нашей задачей.
Трезвенник с 1900 года
Смолев И.Г.
30 сентября 1964 года
 
Исповедник любви
(Памяти И.М. Трегубова.)
         Иван Михайлович Трегубов родился в семье потомственного священника 21июня 1858г. в Полтавской губернии. По окончании Полтавской Духовной Семинарии, откуда по собственному признанию вышел совершенным атеистом,  Иван Трегубов поступил воспитателем в мужское духовное училище в 1884 году, где пробыл до 1890 года. Разочарованный в христианской вере, Трегубов в 1887 году познакомился с запрещёнными произведениями Л. Толстого, ходившими по рукам в рукописях. «Толстовский» вариант христианства воодушевил Трегубова, Иван Михайлович принял его всем сердцем и оставался ему верен до конца жизни. Он начал раздавать религиозные писания Толстого лучшим ученикам, среди которых был пятнадцатилетний Георгий Гапон, которого Трегубов впоследствии называл толстовцем в рясе. Своих воспитанников он побуждал к принятию священнического сана, чтобы с большим успехом проповедовать «очищенную Толстым религию». В 1888 году Трегубов бурно разрывает с Православием, обратившись к толстовцам с призывом совершить духовную революцию, намеченную на празднование 900-летия Крещение Руси в Киеве. По проекту Трегубова все свободные христиане (освободившиеся от «пут» Православия) должны были пройти демонстрацией по Киеву, что-то вроде крестного хода, с хоругвями, иконами, мощами и сбросить их в Днепр, как поступил когда-то князь Владимир с языческими идолами. Он начинает изучать сектантство: штундистов, молокан, иеговистов, духоборов и т.д., собирает о них материал, ведёт обширную переписку, встречается с руководителями сект, живёт у них, ведёт горячую полемику с православными миссионерами, ревностно выступает за свободу вероисповедания. Он даже пишет письмо обер-прокурору К.П. Победоносцеву, в котором признаётся, что хотел его убить за насилие над религиозной свободой, но не сделал это только потому, что познакомился с «истинно христианскими взглядами Толстого». Будучи искренним и честным, Иван Михайлович в любых условиях открыто исповедовал свои взгляды, доходя до буквализма. Даже к своему паспорту Трегубов прилагал «необходимую поправку», неоднократно изымаемую полицией. На маленьком листочке, вкладываемом в паспорт, и предъявляемом вместе с ним, было написано: «исповедуя Божественный закон любви и братства всех людей, я не могу принимать участия в тех учреждениях, которые нарушают этот закон, будучи основаны на противоположенном ему законе насилия и небратолюбия и поэтому: 1) я не могу принадлежать к «православному вероисповеданию», благословляющему насилие и убийство людей на войне и в других случаях. Вероисповедание моё свободно христианское, сущность которого есть любовь без насилия; 2) не могу признавать себя «потомственным почётным гражданином», т.е. возвышать себя и унижать других, ибо «любовь не превозноситься» и мы все дети одного Отца, братья между собою…». Однако, такое отношение к Православию не помешало ему поступить в 1891 году в Московскую Духовную Академию, чтобы лучше его изучить. По дороге в Троице-Сергиву Лавру, Трегубов заезжает в Ясную Поляну, где впервые лично встречается с Л.Толстым, с которым прежде познакомился по переписке. Проучился он всего лишь полтора года и вынужден был покинуть стены Академии после устроенного им митинга в защиту притесняемых властями киевских штундистов. Трегубов переезжает в Москву и работает в издательстве «Посредник», расширяя свою деятельность и продолжая собирать материалы о сектантах. В эти годы он особенно близко познакомился с духоборами, и в 1896 году принял участие в составлении воззвания «Помогите!», призывающего общество помочь истязуемым духоборам выехать за границу. К этому воззванию Толстой написал послесловие, датируемое 14 декабря 1896г. Авторов воззвания подвергли ссылке, но перед ссылкой Трегубов успел нелегально побывать на Кавказе, где и был арестован в Тифлисе и выслан в Курляндию (Эстонию – прим. П.С.). До возвращения в Россию в 1905г. Трегубов побывал Швейцарии, Англии, Париже, пополнял свой сектантский архив. Написал ряд воззваний социальной и антивоенной направленности.
 
Среди них: «Всеобщая мирная стачка, как средство освобождения русского народа от православно-самодержавного деспотизма», «Довольно крови! Воззвание к рабочим всего мира», «Остановите смерть!» Первое время по возвращении в Россию, Трегубов жил у малеванцев, которые приняли его за антихриста, т.к. он не обоготворял Кондратия Малеванного. У малеванцев Трегубову  удалось записать множество духовных псалмов. Возвратившись к работе в «Посреднике», Трегубов пишет воззвания к российской общественности против насилия и за свободу вероисповедания: «Опомнитесь люди-братья!»,  «Воззвание в защиту современных христианских мучеников». Эти и другие воззвания Трегубов посылал на проверку Толстому, с которым советовался по всем значимым вопросам. В 1907 году Трегубов приезжает в Петербург для раздачи членам Госдумы брошюры Толстого «Единственное возможное решение земельного вопроса» и знакомится с Братцем Иоанном Чуриковым.
      Трегубов посещает его беседы и с июня 1909 года начинает регулярно записывать и издавать их, сначала в сокращенном варианте в газете «Новая Русь», потом отдельными листками, оканчивает сборниками бесед в 1912 году. Трегубов собирает свидетельства о чудесах Братца, которые помещает в 1909г. в «Новой Руси», а в 1912г. издает отдельной брошюрой. Для записи и издания бесед Трегубов подошёл, как нельзя лучше. Он не был ни последователем, ни преследователем Братца. Он был наблюдателем, независящим ни от церковной, ни от светской власти, ни от авторитета Братца. Поэтому беседы, изданные Трегубовым,  особо ценны достоверностью, чего нельзя сказать о послереволюционных беседах.
    Для Трегубова беседы Братца были интересны прежде всего своей нравственной направленностью. Несмотря на то, что православные убеждения Братца Иоанна для Ивана Михайловича были чужды, он относился к Братцу доброжелательно, как и к московским «братцам», и вообще ко всем, независимо от вероисповедания. Однако некоторое влияние Братец на Ивана Михайловича оказал: он начал креститься, чего уже давно не делал, будучи противником церковных обрядов. Кроме того, Братец исцелил от глухоты жену Трегубова – княжну Елену Петровну Накашидзе, что отчасти способствовало некоторому смягчению взглядов Трегубова на Православие.
   С 13 ноября 1911г. Трегубов подписывает беседы -- «трезвенник». Это не означает, что Трегубов стал трезвенником Братца.  По своим свободно-христианским убеждениям Трегубов давно вёл трезвую жизнь. К тому же им ещё в 1908г. была организована «Община свободных христиан» из единомышленников Толстого, которой вначале не хватало нужного количества членов для регистрации, но вскоре число последователей увеличилось и Трегубов до 1914г. живёт в Петербурге, принимая деятельное участие в многолюдных собраниях созданной им общины. На первую мировую войну Трегубов с единомышленниками толстовцами отозвался антивоенным воззванием, за распространение которого авторы были арестованы. Почти полтора года Трегубов провёл в Таганской тюрьме, откуда был выпущен оправданным в 1916г. В апреле 1917г. Трегубов напечатал воззвание «Привет творцам мирной революции», под которым подписались в числе прочих и несколько трезвенников-колосковцев во главе с Колосковым. По приглашению Колоскова Трегубов живёт в его общине свободных христиан «Трезвая жизнь» и даже помогал ему вести собрания. После того, как Колосков увлёкся учением евангельских христиан и крестил в реке своих трезвенников, Трегубов от него переехал. После революции Трегубов служил в Наркомате земледелия, был участником пяти съездов Советов, занимался организацией сектантских общин. Находясь на службе в органах советских власти, Трегубов остался верен себе, сколько было в его силах, ходатайствуя перед властями за обижаемых, помогая устроиться сиротам, находить работу, поступить на место, получить паёк и т.д. Власти лояльно относились к его религиозным убеждениям, которые не отождествлялись ни с Православием, ни с каким другим видом христианства, тем более что «толстовство» рассматривалось как просоветская религия. (Вспомните советскую школу и работу Ленина  «Лев Толстой, как зеркало русской революции»). К тому же Трегубов выступил в поддержку  советской «Живой Церкви». Но даже такую расплывчатую религиозность власти перестали терпеть. Трегубов был слишком честен для этой власти. Для трезвенников Братца Трегубов сделал очень много.  Его ходатайства за коммуну, за арестованных трезвенников, за арестованного Братца, его посещение Братца в заключении в 1930г., -- всё это свидетельство мужества Ивана Михайловича. Вскоре арестовали и его. Свободный христианин Иван Михайлович Трегубов, наивный исповедник любви без насилия скончался в ссылке 22 июля 1931г. в казахском посёлке Сузак.
(По материалам архива ГМИР: ф.13 оп.1 дд.8,25,26,41,42)
Сергей Паламодов.
  В блокнот трезвеннику:
Вот я напомнил вам о том, о чем учил Христос: о том, что всегда должно молиться и не унывать. А молиться нужно не для себя только, но и для других, для народа. Ведь если мы чего просим у кого-нибудь только для себя, то нам неохотно дают, а если мы просим для других, то дают с охотой. Так и Господь не откажет тебе в просимом, если ты будешь просить для других.
Братец Иоанн Чуриков
15.01.1912 года
 В блокнот трезвеннику:
 Недостаток должного усердия -- грех против Бога. Все что делает человек для здоровья, счастья и благосостояния других, -- все это он делает для Бога.
 
Овес и Лазарь.
 Хорошо известна фотография Братца Иоанна, на которой он запечатлен стоящим на поле в овсе. Овес высокий, Братцу выше плеч.
         Всякий раз, как случится мне летом проходить мимо поля овса, вспоминаю эту фотографию, сравниваю и удивляюсь. Такого высокого овса, как на той фотографии, мне видеть никогда не приходилось. Его худосочный современник мне едва был выше колена. Глядя на него думаю: вот оно, наглядное действие молитвы, силы Божией и человеческого усердного послушания. Ведь вырос же такой овес-геркулес при Братце. И это не на тучных землях Украины, а у нас в Ленинградской области, в Вырице! Чудеса, да и только. Но чудо бывает не только, когда много, но и прямо наоборот, когда мало, так мало, что хоть выбрасывай.
         Лето 1923 года выдалось холодным и дождливым. Урожай был из рук вон плох, а овес и того хуже: низкий, недозрелый, да еще хилые стебли его косым дождем и ветром прибиты к земле. Все соседние хозяйства и местные крестьяне не стали напрасно тратить силы и овес оставили на полях. Такой бесполезный урожай, если и сгниет, не жалко. Но Братец решил овес на поле коммуны убрать.
Из раскисшей земли, чавкающей под ногами, коммунары вручную вытаскивали грязный овес и мыли его в канавах от налипшей земли. Лил холодный дождь, люди коченели, только на короткое время отогреваясь горячим обедом. Уборка овса под дождем продолжалась четыре (!) недели. Настроение коммунаров, убиравших овес, было – прямо скажем – далеко не бодрым. Среди многих коммунаров росло глухое недовольство на Братца за этот бестолковый труд. Но Братца всегда слушались. И на этот раз, хотя и сомневались, но дело делали. А Братец сам приходил и помогал, не чураясь такой грязной, тяжелой работы. Так, совсем не чудесно, начиналось чудо, в которое никто почти, кроме Братца, не верил.
По указанию Братца выкопали большую яму, стенки которой обложили досками и замазали глиной. В эту яму и сложили весь собранный и отмытый зеленый овес. Когда яму, как гроб, закрыли досками и засыпали землей, Братец сказал: «Мы похоронили Лазаря, но он воскреснет». Для коммунаров эти слова были полны буквальным смыслом: они похоронили 4 недели напряженного труда, -- овес сгниет.
Но через полгода из ямы вынимали ароматный, дозревший овес – отличный корм скоту. Открытие ямы и чудесное воскресение овса состоялось в Лазареву субботу 1924 г. Это событие сестрица Анна Григорьева описала в стихотворении.
 
Открытие из-под спуда моченого овса на долине 21 апреля 1924 года.
 
Придите все братья и сестры,
Взгляните на мир золотой,
Где люди в трудах и молитвах
Находят в коммуне покой.
 
Работая с Братцем до ночи,
Долг исполняли святой.
И чудо совсем совершилось:
Зарыт он был в яме простой.
 
Так братия все рассуждали,
Не зная, что будет с овсом,
Зарыли овес на сомненье:
Найдем ли мы корм потом?
 
Но Братец, как Ангел нас уверял:
Овес хоронили, как Лазаря мы,
Будьте покойны, овес воскреснет.
К весне все силосы откроете вы.
 
С молитвой и верой в Братца идею
Время полгода прошло.
Чудо святое с овсом совершилось,
Братьев сомненье ушло.
 
Братец с коммуной на болоте,
Лом и лопата в руках.
Братец сказал без сомненья:
Вера не слово, а будет в делах.
 
Вот подошел он к силосу,
Братец пример показал.
Первую доску сам отодвинул
И слово Христово сказал:
 
«Лазарь воскресни из гроба,
Дай исцеленье скоту!»
Земля задрожала под ломом
И заступ пошел в глубину.
 
Запах овса ароматный.
Он нам, как манна дана,
На пользу скоту и коммуне
Бог сотворил чудеса.
 
Идея же Братца свершилась.
Один для коммуны отец:
Дает он в трудах облегченье,
И кормит он скот и овец.
 
Все братья с постом и молитвой,
Прославили Бога Творца,
У Братца просили прощенья,
Как дети, ласкали отца.
 
 
Этот эпизод из жизни «Коммуны Б.И.Ч.», является иллюстрацией к евангельской повести о Лазаре. Он хорошо показывает, когда начинается чудо. Светлому празднику чуда предшествуют будни, часто серые. Чудо уже начинается в них, невидимо, чтобы в конце открыться видимым образом. Так видимое чудо воскрешения Лазаря началось не когда Христос возгласил: «Лазарь иди вон!», а за несколько дней до этого, еще в Вифании, невидимо, когда Христос сказал: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией». А тем временем Лазарь уже начал смердеть во гробе. Время шло и – чудо – тление не может препятствовать славе Божией.
Тук и в жизни всякого угодника Божия – самая цепь жизненных обстоятельств, выстроившаяся так и никак иначе, чудесно приводила их к чуду живого видимого Богообщения, хотя обстоятельства эти, сами по себе, по-видимому, ничего чудесного в себе не имели.
Так было и холодным летом 1923 года. Холод, дождь, грязь, побитый мелкий овес, тяжелый труд – ничего чудесного не видно. Но вера Братца уже чудесно действовала, когда он решил убирать овес. И вот всем видимый чудесный финал в Лазареву субботу.
Прочтите внимательно 11 главу Евангелия от Иоанна, посмотрите на свою жизнь, на ее будни, тягость дней, похожих друг на друга. И если в этой рутине вы храните невидимо веру, то чудо уже началось. «Веришь ли сему?» (Ин. 11:26).
Паламодов С.Ю.
 
(В статье использованы материалы АГМИР ф.2 оп.17/80 д.363 л.11,11об.)
 
Памяти  сестрицы  Анны.
“Я был не один, со мной были Девы, от которых вы духовно родились...” 
  Дорогой Братец Иоанн

 
    7 декабря совершается память сестрицы Братца Иоанна Чурикова, Григорьевой Анны Семеновны. Дорогой Братец и трезвенники ласково окрестили ее сестрицей Нюшенькой.
    Господь наградил ее не только прекрасной внешностью, острым умом, но и поднял ее на высокую духовную высоту.
    Сестрица Анна была старшей дочерью Семена Григорьевича и Парасковьи Павловны, поэтому говоря о Нюшеньке, трезвенники вспоминают и младшую дочь - сестрицу Манечку. Очевидцы дорогих сестриц с благоговением и благодарением вспоминают те дни, которые они провели рядом с сестрицами. Их прозорливость, мудрые советы и наставления помогали нам жить.
    Когда в 1894 году Дорогой Братец начал вести свои проповеди в Петербурге по отрезвлению и исцелению народа от пьянства, разврата, болезней, тысячи людей откликнулись на Его призыв. Бывшие пьяницы, опорочники, бомжи, изменив свой образ жизни, радовались и благодарили Господа и Дорогого Братца за сотворенное над ними чудо.
    За то, что Дорогой Братец , отрезвив отца и исцелив мать, принес мир, любовь и спокойствие в их семью, сестрица Нюшенька так возлюбила Его, что посвятила свою жизнь Богу, став незаменимой помощницей Братца Иоанна (с 17 лет). Впоследствии помощницей стала и младшая - Манечка.
    В 1905 году, когда количество отрезвленного народа увеличилось, и Дорогой Братец стал совершать прием по записочкам, сестрицы выносили ответ. Больным Братец высылал пузырек маслица 10 гр. Просящим трезвости - 3 кусочка сахара; от табакакурения - ладан в свертке - 3 уголька, а также духовные наставления.
    Впоследствии Дорогой Братец неоднократно вспоминал и говорил, что Я был не один, со мною были Девы через которых вы духовно родились как младенцы.
    С 1905 года Братец Иоанн создает колонию трезвенников в Вырице. Когда в 1906 году был выстроен Дом Братца, то сестрицы переехали туда жить. Жизнь в Доме была очень строгая и имела четкий распорядок.
    В 1918 году была организована коммуна БИЧ. Сестрица Нюшенька по поручению Братца Иоанна заведовала всем хозяйством коммуны. Жили все пять сестриц в одной комнатке. Вставали в 6 часов утра. Дел по хозяйству было много, семья большая - 250 человек. Завтрак в 7-00, обед в 12-00, вечером ужин. Находясь в послушании у Дорогого Братца, сестрицы и коммунары жили в мире, любви и согласии.
    В 1927 году над коммуной  нависли “черные тучи”... Начались гонения.
  Сестрицу Нюшеньку, других сестриц и многих трезвенников забрали и выслали на Вишеру. Оттуда дорогая сестрица Нюшенька писала письма Братцу Иоанну и, Он давал силы перенести это суровое испытание. Воспоминания о чудесах, исцелениях, сотворенных на ее глазах Дорогим Братцем, придавали сестрице Анне мужества.
    В ссылке ее полюбили заключенные. Всем она была там, как мать родная. Зашивала одежду, перевязывала раны и подкрепляла духовно.
    В 1930 году сестриц освободили, но Дорогого Братца уже не было...
    Возвращаться в Ленинград не разрешили.Пришлось поехать в Псковскую губернию, но Господь не оставил без милости. Трезвенник Петр Павлович сдал сестрицам комнату. Обшивая деревенских, сестрицы зарабатывали себе на пропитание и благодарили Бога.
    Приехав в 1932 году в Вырицу, сестрицы также получили запрет на прописку. Но и здесь Господь их не оставил. Спасибо трезвеннице Вере Красовской. Ее муж, член партии, дал ей поручительство и сестриц прописали. Пожив некоторое время у трезвенников, им выстроили домик, в котором дорогие сестрицы прожили до конца своих дней. 7 декабря 1953 года дорогая сестрица Нюшенька скончалась. Ее нет уже с нами целых 44 года.
    Вся жизнь дорогих сестриц является для нас живым примером, каким должен быть настоящий трезвенник Дорогого Братца Иоанна. И я благодарю Дорогого Братца за Его богатые и великие милости ко мне и к моей семье. А дорогой сестрице Нюшеньке и всем сестрицам вечная слава и вечная память!
 
Плотников Я. В.
 
Трезвенники-христославы
 
Этой статьей я хотел бы вкратце освятить те события, которые имели место быть в самом начале развития нашего общества и которые дошли до нас по рассказам и записям трезвенников.
В 1906 году репрессивные меры на Братца Иоанна прекратились. И трезвенники, получившие от Братца в прямом смысле все, имели большую ревность и желание прославить Христа и рассказать о дорогом Братце, изменившем их жизнь на 180 градусов. Вдохновленные благословлением Братца на распространение идеи Трезвости они в Рождественские праздники шли в те места, где совершенно забыли Христа. Пели стихи и молитвы, прославляющие рождение Господа.
Но ведь не всегда трактирщик или хозяин питейного заведения хотел пускать трезвенников. Он ведь понимал, что от трезвости прибыли в его кабаке не будет. Но христославы не останавливались: переодевшись ряжеными они с еще большим усердием делали свое дело.
Как рассказывал Иван Кузьмич Фролов, Братец велел одевать все самое лучшее, в карманах иметь адреса, где проходят беседы. Встречи были естественно разные. Многие заинтересовывались, спрашивали: “Кто вы, так хорошо одетые в шубах, дубленках?” Им отвечали, что были такие же как они, но Христос по молитвам Братца Иоанна перевернул их жизнь и теперь стали трезвые и счастливые; если хотите быть как мы, приходите на беседу.
Но многие с шумом и криками и даже кулаками прогоняли воинов Христовых и не хотели слушать.
И так ходили три года 1907-1909гг., но потом Братец запретил, сказал, что хватит. Теперь весь Петербург  знает, где можно услышать Слово Божие и по вере изменить жизнь.
И действительно количество народа у Братца увеличилось.
Владимир Семенович Костюков также рассказывал, что в 20-х годах трезвая молодежь по благословлению Братца Иоанна подобно тем христославам ходили славить Христа, только уже по квартирам трезвенников, большей частью тех, кто не мог  попасть на беседы к Братцу. Трезвенники радушно встречали молодежь и приглашали к праздничному столу.
 
http://www.trezvograd.ru/arhive/arhiv.htm


Рецензии