Памятник Догэну
Начитанный и любознательный японский монах посетил Китай, где получил углублённые наставления в Дхарме. Это произошло в средние века, и он был одним из первых, кто начал практиковать в Японии учение Будды не по книгам, а в соответствии с традицией посвящения. Его звали Догэн. Через полторы сотни лет после его ухода, когда человеческое влияние Догэна было почти забыто, другой пытливый монах обнаружил его литературное наследие, и именно оно пробудило к жизни одно из ведущих буддийских течений Японии: Сото-дзэн.
Эта история должна быть признана обычной в силу того, что она повторялась неоднажды. Для любопытствующих приведу только один, но широко известный пример: находка Мендельсоном музыкальных рукописей Иоганна Себастьяна Баха, забытого в те времена композитора.
Утончённый ум Догэна, погружённый в прохладные видения Красоты, присущей древней традиции буддийской учёности, не был понят его современниками-донаторами – беспечными варварами, занятыми борьбой за власть и игрой в возвышенные наслаждения. Он умер для них ещё при жизни, став истинным последователем Пути. Догэн часто сожалел о неудачных попытках обратить умы обычных людей к Учению. Когда-то в подобном положении оказался Бодхидхарма, прибывший с проповедью из Индии в Китай. Его личная сила оказалась достаточной, чтобы, подобно слону, проложить новую дорогу через джунгли сансары. Догэн же, получивший светильник Бодхидхармы для дальнейшей передачи, сражался всю свою жизнь с тенями. Наверное, причина различий их пути в том, что Догэн, даже проповедуя новообращённым, думал о цветах Дхармы, то есть – оставался поэтом. В этом состояли победа его таланта и поражение его жизненности.
Замечательные рукописи Догэна, возможно, наиболее утончённые из буддийских писаний, посвящённых практике созерцания, оказались негаснущим светильником. Одна из них, наиболее известная, содержит наставления по практике созерцания в «позе Будды». Самые обычные из возможных в буддийской практике наставлений.
ПОЗА БУДДЫ ВЫРАЖАЕТ ЕГО УМ.
Эта идея стала памятником Догэну – тихо поющему в лесной глуши ручью.
Судьба же обыденных наставлений в сансаре труднопредсказуема: некоторые люди, используя их, лишь углубляют свою косность, некоторые украшают ими свою речь, дабы произвести на окружающих и самих себя возвышенное впечатление, иные пьют их бережно, как питьевую воду в пустыне.
Рождение подобно путешествию на лодке ... вы плывёте в лодке и именно то, что вы плывёте в ней, делает лодку тем, что она есть.
( Догэн, «Цельная деятельность»)
Почтение Наставнику Догэну.
Свидетельство о публикации №209101501303