Орех

Суббота.  Мы  совершаем  послеобеденную  прогулку по городу.   Идем вчетвером по тихой, безлюдной улице.  Дышим свежим  и уже прохладным воздухом.  Какая тишина вокруг! Какое умиротворение!   Будто мы и не в городе вовсе, а на курорте. Так пусто и тихо.   Даже летом, в теплую  погоду  по этой улице, ведущий в сторону   городского  стадиона,  едва ли  встретишь  редкого прохожего.  Обычно это либо  одинокий  бегун-спортсмен, совершающий  свой   забег  трусцой,  или  какая-нибудь пожилая  дамочка, выгуливающая   на поводке болонку.  А теперь,  с наступлением осеннего  холода,  и подавно никого не встретить. 

Середина октября.  Осень в разгаре. Легкий ветерок  срывает  пожелтевшие, пожухшие листья с деревьев.  Как же хорошо шуршать ногами по опавшей листве!  Вдруг в метре от нас что-то падает, с гулким звуком ударяясь об землю. 

- Чуть ли ни на голову упало! Вот бы у кого-то шишка была!...  Мама, так это орех! – наклоняется и поднимает с  земли орех наша  старшая дочь Николь. -    Пап, расколи а?!   А помните,  мы сказку как то  смотрели,  «Три орешка для Золушки».  Помните?  Там такие же орешки были, как эти?
- Нет, там кажется был  лесной орех-фундук. А это грецкий орех.  Но он тоже волшебный по своим целебным  и питательным  качествам.    Да какая разница, Николь,  тот или не тот орех, главное - орех, и ты его нашла.   Загадывай скорей желание и  пусть  оно исполнится, как у Золушки. 
-  Сейчас, сейчас ...я загадаю себе желание.  Только вы не спрашивайте меня, что я загадала, договорились?
- Не будем, не будем, -  говорю я, улыбаясь.
Муж  раздавливает   ногой  скорлупу  грецкого  ореха, очищает ядрышки  и протягивает их на своей большой ладони дочери.
- Держи! 
- И мне!  Я тоже, я тоже хочу!  - кричит младшая.  Она находит среди опавшей  листвы  пару орехов, протягивает мне -  Мам, расколи и мне.  Мы недавно с бабушкой   собирали,  они такие вкусные, беленькие внутри,  совсем не такие, как магазинные, а гораздо вкуснее.

Я и сама очень люблю  грецкий орех.  С  детства люблю.  Пока  один за другим я раскалываю прямо на асфальте ударом каблука  орехи,  очищаю их от скорлупы и подаю  ядрышки дочери,  перед  моими  глазами  проносятся ассоциативные картинки, связанные с орехом.

У каждого человека есть свои особенные и неповторимые ассоциации на каждое слово. Так и  со словом "орех".  У кого-то вспоминается в первую очередь  фильм «Три орешка для Золушки»,  у кого-то  на ум приходит    фильм   «Крепкий орешек» с Брюсом Уллисом  в главной роли, кому-то   вспоминается  белка,  грызущая золотые орешки  из сказки Пушкина...  А у  меня это слово прежде всего связано  с  отцом.

Из моей памяти всплывает яркая и хорошо запомнившаяся картина из детства.  Мне  примерно  10 лет, сестренке  8.  Всегда, когда отец приезжал  с  длительной командировки,  «с поля», как принято говорить в геологической среде,  дома был настоящий  ПРАЗДНИК!... Счастливая мама с сияющими глазами, целующая и обнимающая  отца.  Счастливые дети,  усаживающиеся на колени к отцу и наперегонки рассказывающие о своих новостях и успехах в школе.  И вот однажды, возвратившись как то поздней осенью из очередной командировки,  отец помимо ящиков с образцами горных пород  принес  домой огромный мешок  грецких орехов.  Просто ОГРОМНЕЙШИЙ!

- Ну вот,  держите!... Насобирал в горах.  На всю зиму должно хватить.  Только их нужно хорошенько  просушить, чтобы не заплесневели.  Давайте,  девульки,  несите скорей  газеты.
Мы расстилаем под  батареей  на балконе газетные листки,  высыпаем  на них грецкие орехи,   они раскатываются в разные стороны, некоторые закатываются под кровать,  и мы  с сестрой  со смехом и наперегонки возвращаем их на место, то есть  на газетку. 

Какие же мы были счастливые тогда!

***

А гораздо позже, когда у нас появилась дача в предгорьях Чимгана, наряду с другими фруктовыми деревьями отец  посадил вдоль периметра 6-ти соток   деревья грецкого ореха.   Не помню точно сколько их.   Три или четыре, а может, даже и пять. Помню мама с ним долго  спорила и говорила, зачем  их сажать столько много, что мол хватит и  одной орешины. Отец всё равно сделал по-своему: «Пусть расточают фитонциды и отпугивают мошек  и комаров. Орех дерево многолетнее. Меня не будет, зато внуки, а то и правнуки будут есть орехи».  Помню еще специфический запах  листьев этого дерева.  Очень терпкий, специфический, йодовый. 

Время бежит быстро. Деревья растут незаметно.  Вскоре они подросли и стали плодоносить.  С каждым годом все больше и больше.   Каждую осень  отец собирал урожай  и приносил  мешки  с орехами не только  в свой дом,  а  теперь уже  в семьи своих подросших и уже вышедших замуж дочерей,  а также в дома  ближайших родственников, соседей и друзей.
И так из года в год.

***

15 Октября 2008 год.  Раннее утро. В квартире раздался телефонный звонок.  На связи Ташкент.
"Почему звонят утром, да так рано? Неужели, что-то случилось?" –  в голове проносится вереница тревожных мыслей.
 В телефонной трубке я слышу не привычный басовитый голос отца, а дрожащий  и малознакомый голос какого-то мужчины.  Через пару секунд  понимаю, что звонит  Вадим, друг и коллега  отца. Сердце ёкает: "Господи! Неужели?..."  Мои самые  тревожные мысли подтвердились.  Отца в то утро не стало.

***

-  Мам, почему ты плачешь?  Что случилось? –  дочь  пристально смотрит мне в лицо и замечает   покрасневшие  и мокрые  от набежавших  слез  глаза.  Но мне в тот момент  их было не сдержать, не спрятать, как бы я  этого не  хотела.  Знаю, что дети очень пугаются  моих слез,  сразу настораживаются, лица их напрягаются,  и они готовы тут же расплакаться вместе со мной за компанию.  Всеми силами  пытаюсь сдержаться.  Но в этот раз сдержаться было просто невозможно.  Прошел ровно год, как не стало отца.  А тут еще этот  случай с орехами.   Что ж поделать,  мне никуда не деться от своих ассоциаций,  не прогнать их, не спрятаться от них.  Простое и обыденное, казалось бы,  для всех  слово  «грецкий  орех»  лично у меня навсегда  связано с памятью об отце.
 
-  Алён, да ты что?  Что такое? -  теперь уже  встревожено смотрит на меня муж, не понимая в чем дело, -  Только что  минуту назад ты улыбалась, а теперь вдруг плачешь. Что на тебя нашло?

-  Да, нет  ничего, – улыбаюсь  я сквозь слезы  -   Не волнуйтесь,   мои дорогие, любимые... Я просто вспомнила папу и вашего дедушку-Володю.... Орехи напомнили мне о нём.  Просто в  этом году он  не сможет больше  собрать их урожай на даче.  А он так любил  грецкие орехи,  так любил угощать ими своих  родных!   Вот и вспомнилось.   Ничего, ничего...Все хорошо! -  отвечаю я.

- Ой, как же вы перепачкались в этой ореховой кожуре.  В ней  много йода,  и поэтому руки стали черными.  Теперь их и с мылом не сразу отмоешь,  –  достаю из кармана куртки походные салфетки -  Ну-ка,   идите сюда,   вытирайте свои  руки. Да и пора уже нам возвращаться домой.  Холодно очень, – подергиваю я плечами.

-  Ой, какие замершие руки у тебя, Элиза!  Просто ледышки.   Скорей  бежим  домой отогреваться!
-  И  чтобы согреться,  будем пить чай с конфетками?
-  Да, и горячий чай будет непременно с конфетками,   - отвечаю я, на всё заранее согласная, лишь бы дети  поскорей  переключились на что-нибудь позитивное и забыли про  недавнюю  сцену с  расплакавшейся ни с того ни с сего мамой.


Рецензии
Здравствуйте, Елена!
У меня много ассоциаций вызвал Ваш рассказ и конечно, не обошлось без слез.
Мы все дети своих родителей, а воспоминания о детстве всегда немного грустные. Там наши старшие были молодыми, или просто ... были.
Для меня слово орех, это
-Гофман, Щелкунчик, орех Кракатук.
-Дед, который срывает орехи с посаженных им деревьев, раскалывает зубами( они у него все сохранились, до старости)) и кормит меня.
-Папа приехал и привёз орехи из Баку, всякие разные, такие, каких и не видела раньше, я любуюсь ими и пробую все на вкус.
-Мой дом, окружённый восьмью ореховыми деревьями, я живу в их тени и собираю каждый год их плоды.
Можно ещё продолжать, потому что слово удивительное, сильное, наполнено многими смыслами, как и сам грецкий орех, напоминающий наш мозг.
Мне понравился Ваш рассказ, недаром столько всего всплыло в сознании, и я уверена, что Ваши дети запомнят этот день, орехи , себя маленьких и любящих родителей рядом.
Елена, я рада была познакомится с Вашим творчеством, желаю здоровья и удачи Вам.

Зулейха   22.07.2020 10:35     Заявить о нарушении
Благодарю, Зулейха, за добрые слова и пожелания!

Рада, что Вам мой рассказ понравился.

Мира и добра Вашему дому, здоровья и благополучия семье! Загляну к вам на страничку чуть позже.
до свидания!

Елена Хохлич   22.07.2020 11:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.