Р. Н. Ош

       Думаю, не я одна такая. Думаю, все мы время от времени, когда становится совсем уж невыносимо жить, возвращаемся мыслями в детство, где было светло, легко и уютно.
В этот раз мне вспомнились младшие классы средней школы. Первый или второй, а может и третий класс – не помню точно. Но хорошо помню священнодействие, скрытое за непонятной грозной аббревиатурой Р.Н.Ош. Работа над ошибками. Которая тогда, в далеком девяностом году, казалась адской и бесполезной процедурой, а сейчас, спустя десятилетия, палочкой-выручалочкой явилась из небытия, дабы спасти мою хрупкую психику от черной, душу сосущей тоски.
       Я вспомнила Ирину Константиновну, своего первого классного руководителя. Она заставляла нас вести отдельную тетрадь с работой над ошибками, да еще и писать слова разными чернилами. Тоненькая зеленая тетрадка в двенадцать листов с неровно начерченными карандашом по линейке полями, где кривой детский почерк упрямо сражался с ошибками. Где интересно пропали эти мои тетради?
       Канцелярский магазин находился через дорогу. Я постояла над стеклянной витриной, безнадежно разглядывая обширный ассортимент. Зеленых тетрадок в грубой шероховатой обложке у них не было. Все тетради играли яркими красками и глянцем, что с моим внутренним мироощущением ни коим образом не вязалось. С минуту понаблюдав мой вид утопающего в океане, девушка-продавец прошмыгнула в подсобку и спустя пару минут вернулась со свертком в серой толстой бумаге.  Клацнули ножницы, перерезая шпагат, и под грубой оберткой обнаружились те самые, зеленые советские тетради. К глазам моим подступили слезы, и трясущимися руками я вынула из сумки кошелек:
       - Сколько?
       Девушка пожала плечами и сообщила:
       - Да у нас и ценника то на них нет, эти в архиве валялись. До нас тут библиотека была, наверное, от них в наследство достались. Забирайте все, если вам так надо!
       Я покачала головой и благоговейно взяла в руки тетрадочку.
       - Мне нужна одна, всего одна. Спасибо вам, милая девушка!
       Купив в приливе благодарности с десяток всяких канцелярских штучек, по большей части ненужных, за исключением двух самых простых, синей и красной, ручек, я побрела домой. В голове, словно магическое заклинание, крутилось: «Р.Н.Ош.», и боль накатывала волнами на измученное сердце, но потихоньку отходила на второй план.
       Дома я села за чистый письменный стол, разложила ручки, тетрадь, пристроила светильник справа от себя, и приготовилась погрузиться в нирвану. Титульный лист с серой типографского шрифта шапкой: «Тетрадь для» манил меня, словно дверь в волшебную страну. Я медленно сжала синюю ручку и, затаив дыхание, принялась заполнять шапочку. В детстве за меня это всегда делала мама, у неё красивый ровный почерк, а мои каракули обычно выглядели жалко и убого на строгом чистом листе. Но в этот момент мама была слишком далеко от меня и дрожащей от волнения рукой я выводила «для работ над ошибками ученицы 2 «Б» класса средней школы №3 Мироновой Олеси Эдуардовны». Имя я вписала вымышленное, а вот школу и класс настоящие, повинуясь секундному порыву. Не знаю, кто такая Олеся Эдуардовна, но имя мне определенно нравилось. Вдохнув поглубже, я перевернула страничку.
       Все-таки это были тетради уже более позднего периода, нежели те, с которыми я ходила в первый-второй класс. Красивая белая полупрозрачная бумага, серо-голубые широкие линеечки и светло-розовые тоненькие полосы, отделяющие поля. Проведя рукой по чистому листу, я вдруг поняла, что моя ладошка вспотела. В детстве это случалось постоянно, или от напряжения, или от волнения у меня были вечно влажные холодные руки. Забавно. Автоматическим жестом вытерев ладонь о брючину, я снова взяла ручку и поставила дату. 13.10. Хорошая дата, понедельник. Самое то для возвращения в детство. Чуть прикусив губу, я красивыми, как мне показалось, крупными буквами написала «Работа над ошибками». На этом все приготовления закончились и началось самое волнительное.
       Ирина Константиновна командовала нам:
       - Сначала выписываете правило. Потом приводите к нему примеры. И запоминаете, как нужно делать правильно!
       Я подняла со стола красную ручку и написала через строчку от заголовка:
       - Правило №1. ЖИ-ШИ пиши с гласной «И».
       Потом снова сменила ручку на синюю и ниже приписала:
       - Живу им. Живу для него. Широта моей любви безгранична.
       И заплакала. Сквозь слезы подчеркнула гласные «и» в проверочных словах и стала плакать дальше. С тех пор, как он меня оставил (не бросил, а именно оставил, очень вежливо и аккуратно), я плачу так много, что почти перестала писать. С ударением на первый слог. Поплакав, ниже я подписала: «Жить без него?» И не стала отвечать. Постучала ручкой по столу и приписала «Животное». Кажется, полегчало. Пропустив еще строчку, красным написала:
       - Правило №2. ЧУ-ЩУ пиши с гласной «У».
       И синими чернилами ниже:
       - Научусь!
       Именно так, со знаком восклицания. А научусь ли, это конечно вопрос вопросов. В который уже раз наступила на те же грабли, позволила себе придумать принца, в него влюбилась, а он недоуменно принимал мои щенячьи восторги по своему поводу и ничего не обещал в ответ. Кстати:
       - Правило №3. ЧА-ЩА пиши с гласной «а».
       Потом крупно, с нажимом:
       - НЕ ОБЕЩАЛ!!!
       А я то, дура, любой взгляд, любой жест в свою сторону интерпретировала как взаимность. Господи, столько лет бабе, а как была наивной дурой, так ею и осталась. «Счастье» - написала я следом и подчеркнула первые три буквы, потому что в детстве с диким удовольствием писала: «щастье» и ведь была «щаслива». А сейчас что? Глаза в синяках, потому что по ночам спать некогда – реву. Реву искренне, с надрывом, нутром наизнанку выворачиваясь. А на работе потом хожу как тень и всем на сочувственно-любопытствующие вопросы отвечаю: «Болею я. Грипп у меня». И даже хрип изображать не надо, потому что от беззвучного воя в подушку связки садятся как у заядлого курильщика. Хотя какой там грипп – любовная лихорадка. Причем уже на стадии агонии. Больно и обидно. Но виновата сама. Правда, тут фантазия моя не в меру буйная подвела, понастроила воздушных замков, чувствовала себя в них королевой, а любимый спустил на землю с размаху вопросом: «Разве я тебе чего-то обещал?» К правилу №3 я подписала: «Прощай», а к правилу №2 «Чувствовала». Снова захотелось расплакаться, но удержалась. Зато вспомнила самое любимое, просто таки обожаемое правило:
       - Правило №4. ЧК-ЧН пишется без мягкого знака.
       И задумавшись, прямо красной пастой влепила слово: «Точка». Всегда уважала это правило за его жесткость и бескомпромиссность. Вообще, жесткость и бескомпромиссность – это то, что я всегда искала в людях, в мужчинах в частности, ну, в разумных пределах конечно. Так что когда мой суженый-ряженый предложил: «Давай останемся друзьями, может, я нагуляюсь и останусь с тобой потом», в ответ я бросила трубку. И сразу же переименовала его номер в телефонной книжке из нежно-ласкового прозвища в холодно-деловое Ф.И.О. Неужели он правда думает, что я настолько тряпка, что буду страдать и сходить с ума одну маленькую вечность, пока он нагуляется и повзрослеет? Мне стало стыдно за саму себя. Что ж я такое с собой сделала, чтоб из царственной обожаемой кошки превратиться в раболепную тварь, вяжущую шарфики.
       Той же красной пастой я написала рядом:
       - Стачка, стычка, отмычка, привычка.
       Привычка. Звучит как диагноз. Он ко мне привык, а я привыкла считать себя его вещью. Вот и вся история болезни.
       - Скучно, - приписала я и положила ручку.
       Ему со мной стало скучно. Я словно кандалы висела на его шее и руках, захлебываясь от восторга. Мне казалось, что это верный  способ доказать мужчине, что он самый лучший и прекрасный, а оказалось, что я его, такого, просто-напросто недостойна. Таковы мои ошибки.
       Я устала и закрыла тетрадь. Всего четыре правила, самые простые, самые элементарные. Почему девочками мы их помним, становясь тетеньками – забываем напрочь? Придется учиться жить заново. Жаль, что в жизни не все так просто – подчеркнул ошибку, и тебя простили. Р.Н.Ош. – это всего лишь повод задуматься над собой.
       ДыШИ. ЧУвствуй. ОЩУЩАй. Маленькая дуроЧКа.


Рецензии
Класс.
красиво...
Написано как всегда великолепно. Не слюнявые жалобы на потерянную любовь, а мысли Шоколадной Кошки)

Пани Звездич   23.10.2009 19:36     Заявить о нарушении