Бабушка

                Бабушка

     Бабуля у меня золотая, хотя и не уделяла мне никогда много внимания. Вижу ее молодой девчонкой, ухаживающей за скотиной в деревне Погост, что в Ярославской области. От этой деревни осталось два дома, и то нежилые.

     Однажды в осеннюю непогодь мы ездили с бывшем мужем в родные для бабушки, и соответственно, для меня места. Никто не мог нам в Переяславле-Залевском точно сказать, где находится деревня Погост, но вот, наконец, один старик указал нам дорогу на эту деревеньку. Было, как в сказке: ночь, дождина и размытая, труднопроезжаемая, разбитая многими годами дорога. Увидели два дома, почти заброшенные. И, о чудо, в одном из них горел тусклый свет. Эдик, мой муж, вышел из машины и постучал в окошко. На пороге появилась древняя старушка. Она сказала, что живет в деревне одна и чтоб дальше мы не ехали, больше никого нет. А Филатовых она помнит, мол, передавайте поклон. Эдик так все мне и передал. Тогда я подумала: «Вот она – моя прародина, поля, лес и дорога».
     Но вернемся к моей бабушке. Она не выходит из дома вот уже три года. Но смотрит в окно каждый день – следит за обстановкой, может быть, по привычке. Ведь она в молодости работала в охране на заводе ЗИЛ. С винтовкой ходила. Вспоминая те времена, она говорит: «А ведь, приехав в Москву, было всего двадцать четыре часа, чтобы устроиться на работу и найти себе жилье… наше хозяйство Сталин разорил, забрали корову, двух лошадей и поросят». А как она вспоминает этих поросят! Говорит, подойдешь, бывало, а они так «хрю-хрю-хрю». Когда их забивали, она плакала. «Ведь все ж живые, хорошенькие, жалко». Я обычно умиляюсь, когда она такое рассказывает.
     И вот, вижу ее полную сил и по-девичьи очень красивой, встающей в пять утра, чтоб поухаживать за скотиной. В школу она ходила пять километров – далековато. Вот и бросила учебу после четвертого класса, когда умер ее отец, и надо было помогать матери растить младших сестер. Многие сватались к ней, только она не хотела бросать семью. Да и мать ее поговаривала: «Мужики, как дети – даже хуже: ведь их надо накормить, обстирать, спать уложить». Так и росла моя бабушка, красивая, работящая да неприступная.
      Когда началась война, было ей семнадцать лет. Семья переехала в Ярославль. Бабушка рассказывала, что в войну она работала на земляных работах, что много дров они с девчонками пилили. Что было трудно, голодно, холодно, но «Бог хранил» даже в морозы. Что ели они много патоки, и оттого нет у ней теперь зубов. После войны сестры повыходили замуж. А она вслед за близкой подругой поехала в Москву, так как младшие сестры были устроены. Забыла написать, что в Ярославле работала моя бабушка на маслозаводе и периодически получала свои законные: молоко, масло, творог, сыр. Так она одна кормила трех сестер, и была им за место матери и отца. Брата убили на войне. Отец ее, мой прадед, был печник – умел класть красивые резные печи. Но быстро помер, еще до войны.
     Был все же у бабушки парень, который занозил ей сердце. Но после войны он пришел калекой и врач выходить за него замуж бабушке отсоветовал, так как у него «скользящая не работает, будешь всю жизнь грязь из-под него таскать». Бабушка послушала врача и уехала в Москву. Просто сбежала, никому ничего не сказав.
     Помнится, рассказывала бабуля, как приехав в Москву, шла она и привиделся ей с голоду старик, как она думает, Никола-угодник. И сказал: «Будешь ты жить при этом большом городе, и будет у тебя муж – военный в отставке, двое детей в живности, а первый умрет – ты не переживай – его ангелы  заберут». Сказал и исчез. А может, это было помутнение рассудка? Но бабушка уверена, что это точно был Николай-угодник.
     Прошло три года, Бабушке было около двадцати трех лет. Проработала охранницей на ЗИЛе, потом пошла работать во «вредный» цех. С подругой Любкой ходили на танцы. Бабуля моя никогда не красилась, даже не пудрилась. Но женихов отбою не было, потому что красивая была. Ну, может, еще почему, я не знаю.
     И вот однажды пригласил ее на танец хромой, высокий, хорошо сложенный молодой мужчина. Она с ним потанцевала, но адрес не оставила. И как же она удивилась, когда увидела его с большой коробкой конфет у себя в общежитии. «Любка, зараза, дала ему мой адрес». Делать нечего, стали встречаться. «Да и на лицо хромой был очень красивый!»
     Приходит моя бабуля как-то в общежитие, а ей говорят, что койка ее занята, что приходил ее муж и выписал ее из общежития. Это был мой дед, этот хромой русский офицер в отставке. Оказывается, он ухитрился сделать ее своей женой. «Как это ему удалось выкрасть мой паспорт и сделать, чтоб нас расписали, черт его знает». Но делать нечего, пошла к нему в барак жить.
     Пять лет  Бог не давал им детей, а «потом как повалило». Первенцем стал мальчик – Вовка, но он был в два годика отравлен тогдашними вредителями в яслях. В два года он был похоронен. Дед собственноручно  соорудил ему памятник в виде большого камня на Даниловском кладбище. Потом появилась мама, потом ее сестра. Дали им всем комнату в коммуналке. Дед солил капусту, ходили на рынок продавать, подрабатывал обувщиком. До последнего дня из раненой ноги, которую он не согласился ампутировать, выходили осколки. Бабушка все так и работала на ЗИЛе всю жизнь. Худо-бедно окончили девочки десятилетку. Дали квартиру. Бабушка состарилась. Дед в 2001 году помер…
     … Что еще рассказать? Это просто история обычной деревенской девчонки. История военного поколения. Не знаю, на сколько она мне удалась. Спасибо, читатель, за внимание.
                11 июня 2008 года.


Рецензии
Спасибо, Марина, за рассказ! Читаю такое со всегдашней горькой печалью...

Инна Люлько   24.11.2023 03:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.