2. Зря попало!

(Повесть о школьниках 80-ых)

На уроке природоведения  учительница, Наталья Витальевна, рассказывала о чувствах.  Нет! Не про то, что вы подумали! Вовсе не о том, что она, учительница, презирает обманщиков и ябед, не терпит хулиганов и двоечников и ненавидит предателей. Хотя, и об этом она тоже рассказывает. Но на уроке природоведения можно говорить о чувствах слуха, зрения, осязания, о вкусовых чувствах, или вот об обонянии. Колокольчиков сразу сообразил, что это о нём:
- Наталья Витальевна! А, правда, я обаятельный?! Мне так Машка Ромашкина говорит!
Ребята засмеялись и стали пальцами показывать на Ромашкину. Маша рассердилась и врезала по голове учебником соседу по парте, Гаврилову, чтобы не хихикал так противно.
- Я не про обаяние вам рассказываю, а про обоняние! – пояснила Наталья Витальевна.
- Ааа! – разочаровано протянул  Вася.- А что такое обоняние?
- Обоняние, Колокольчиков, это ощущение запахов. И у нашего обоняния есть память!
- Как это? – удивились ребята.
- А вот как. Мы можем с закрытыми глазами определить, чем именно пахнет, если мы уже раньше этот запах чувствовали и знаем, к чему он относится. Вы точно должны знать, как пахнут, например, яблоки! Ну-ка вспомните, какие ещё запахи вам знакомы?
- Запах апельсинов, лимонов! – выкрикнул Петров Мишка.
- Ой, даже слюнки потекли! – сказала его соседка по парте Маринка.
- Ещё, какие запахи вы точно узнаете? – спросила учительница.
- Розы! Я знаю, как пахнут розы! – встала из-за парты Таня Берёзкина.
- Хорошо!
- А я знаю, как пахнет перец красный молотый, – насупился Васька, - я вчера на кухне опрокинул какую-то баночку с красным порошочком. Хотел  его с водой развести. А то у меня красная краска закончилась. А я не раскрасил ещё каску у пожарного. Короче, порошок оказался на полу. Отец дал мне подзатыльник…
- Ох, - раздался сочувственный вздох одноклассников.
- …и сказал, что как я перец рассыпал, так и собирать должен. Я потом чихал до вечера и даже ночью. На всю жизнь запомнил теперь этот запах, - вздохнул Вася.
- Ничего, Василий.  Иногда  и таким образом  накапливается жизненный опыт, – улыбнулась Наталья Витальевна. - Но продолжим. А вот вы попробуйте зажать нос пальцами и подышать ртом.  А я в это время разбрызгаю свои духи по классу.
Все попробовали.
- Ну, как? Вы чувствуете запах духов?
- Нэт, нэ чусвуем! – прогнусавили ребята и засмеялись.
- Это говорит о том, что орган  обоняния – наш нос. Разожмите носы.
- Ой, какой приятный запах!!! – наперебой закричали девчонки.
- Как воняет! – поморщились мальчишки.
- Колокольчиков! Разожми нос. Колокольчиков! – строго сказала учительница.
- Наталья Витальевна, а, сколько можно не дышать?
- Вася, человек не может не дышать. Ну, если только несколько секунд. Но есть люди, которые тренируются затаивать дыхание для того, чтобы находиться долго под водой. Это люди отважных специальностей – водолазы, например, спасатели. Но такую работу выбирают себе только очень смелые люди!
Тут прозвенел звонок.
- Ребята, об органах дыхания мы обязательно поговорим на следующем уроке природоведения, который состоится через неделю. А завтра, вы помните, мы едем с вами на экскурсию, на ВДНХ!

Экскурсии ребята любили. Ведь можно было просто гулять, смотреть, слушать. Не надо было, ну, почти, отвечать на вопросы и к тому же, в этот день ни тебе математики, ни тебе русского! Красота!  Ребята, вместе с учительницей,  ехали в метро до станции ВДНХ и кричали на весь вагон. Это чтобы слышно друг друга было. 
Таня и Маша держались за один поручень и стояли рядом. Отличница  Таня думала о том, как это здорово, о чём вчера рассказывала учительница. Как это прекрасно – быть смелым и отважным человеком, уметь задерживать дыхание и спасать людей даже с большой глубины! Сейчас мы проверим, думала Таня, кто - я или Ромашкина сильнее и отважнее.
- Машка, а я могу надолго дыхание затаивать, – сказала Таня.
- Ну и что?! Я тоже могу!
- А давай – кто дольше?!
- Давай!
- Я считаю до трёх, и затаиваем! – предложила Берёзкина.
- Валяй!
- Раз, два, три! Ап.
Девчонки затаили дыхание и стали пристально смотреть друг на друга.
- Следующая станция Рижская, – объявили по радио.
Девчонки молчали и, затаив дыхание, продолжали смотреть друг на друга.
- Следующая станция Алексеевская! – снова объявило радио.
- Берёзкина! – позвал Васька.
Но Таня не ответила.
- Эй! А что это вы? – поинтересовался Колокольчиков.
Маша с шумом выдохнула:
- Не видишь – дыхание мы затаиваем! Кто дольше! А ты помешал!
- Класс! А сколько вы уже затаиваете?
- От Тургеневской! – гордо ответила Таня.
- Ну, вы даёте! Это ж минут пятнадцать! – восхитился Вася.
- Ага! Да я бы ещё смогла, только ты помешал! – фыркнула Машка.
- Гаврилов! Давай тоже дыхание затаивать! – стал протискиваться к другу Колокольчиков.
До станции ВДНХ весь класс на спор затаивал дыхание. Наталья Витальевна в это время оживлённо общалась с какой-то бабушкой.  На своей станции ребята вывалились из вагона и стали наперебой рассказывать учительнице, какие они все отважные и смелые, и как долго они умеют затаивать дыхание!
- Что вы умеете делать? – ужаснулась Наталья Витальевна.  Сейчас я вам дам!
Нахмурившись, она поставила своих учеников парами. И когда все, разом притихшие, поднялись по эскалатору, Наталья Витальевна выстроила ребят  вдоль парапетов и очень рассерженно начала говорить:
- Как же так можно?! Это значит, один баран идейку подкинул, а все остальные бараны поддержали! И ни одного умного я среди вас не вижу, не то, что смелого и отважного! Затаивать дыхание без тренировки очень опасно! Человек не может обходиться без дыхания. Потому что так наш мозг снабжается кислородом, который поступает в наш организм из воздуха.  Кислород - это газ такой, необходимый для жизни. Мы вдыхаем его лёгкими, там кислород поступает в кровь, а кровь доносит его до мозга. Мозг живёт и думает. Нет кислорода – это смерть. А, затаивая дыхание, да ещё на долгое время, вы перестаёте снабжать свой мозг кислородом. Вот и поглупели все на глазах! Вы что,  хотите, чтобы меня в тюрьму за вас посадили?! Кто идейный вдохновитель,  признавайтесь? – уже кипела учительница.
Таня опустила глаза, Машка сжала ей руку, Васька смотрел в потолок.
- Не признаётесь, значит?! Трусов тоже презираю.
Признаваться было страшно. Бараном быть никому не хотелось.
- Ладно. Пусть останется это на вашей совести! – сказала  учительница.
И все направились  к выставке. На экскурсию не хотелось. Настроение было испорчено.
- Машка, знаешь, а я через нос дышала, – мужественно призналась Таня.
- Таньк, да я тоже вообще-то, -  улыбнулась Маша.
- Зря нам всё же попало. Никакие мы не бараны! – уверенно сказала Таня.
- Ага! Просто мы маленькие хитрые девочки, – засмеялась Ромашкина.
- И вообще. Откуда нам было это знать – урок природоведения ещё только будет.
- Точно!
   И девчонки пошли на экскурсию, держась за руки.
 


Рецензии
«Никакие мы не бараны, а маленькие хитрые девочки». Уже одна эта фраза дорогого стоит. Так приятно было читать и перечитывать эти Ваши рассказы. Надо бы Вам, Катя, продолжить про Ваших замечательных девочек.
Всего Вам и Вашим хорошего, интересного и весёлого!
С неизменной теплотой, Саша.

Александр Артёмов   22.06.2010 22:45     Заявить о нарушении
Спасибо большое, дорогой Саша! Может быть как-нибудь продолжу. Лето...в голове пусто. Вот буду ждать осени. В субботу уезжаю на дачу до середины августа. Буду скучать. Желаю прекрасных деньков. С улыбками. Катя.

Екатерина Журавлёва   22.06.2010 22:58   Заявить о нарушении
Я тоже буду скучать, Катя. Неужели прямо так и до середины августа? Ну, счастливо, Катя! Приятного и нескучного отдыха. И впечатлений, конечно, побольше.

Александр Артёмов   22.06.2010 23:20   Заявить о нарушении
Ну может быть и будем иногда приезжать, но вообще-то хотелось там осесть.)))

Екатерина Журавлёва   22.06.2010 23:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.