C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

О последнем желании отца

Ты написал о смерти своего отца. Он был известным, уважаемым человеком и имел много друзей среди представителей власти и богатства. Однако перед смертью отец не хотел видеть никого из них, но часто просил посидеть с ним сапожника Крсту. А этот Крста не имел ничего, кроме веры и доброты. Когда Крста приходил, умирающий ничего ему не говорил, но лишь брал его за руку, держал его руку и молчал. Когда же приходил кто-то из его могущественных друзей и компаньонов, он лишь слабым взмахом руки просил их уйти. Вот ты и спрашиваешь: что это значит?

Это значит, дитя моё, что человек перед смертью становится искренен. Он не желает больше соприкасаться с лицемерием. При расставании с этим светом душа требует от него того, что в нём самое лучшее. А это вера и доброта. «Милость Твоя лучше, нежели жизнь», — говорит Псалмопевец (Пс.62:4). Правда, он обращал слова свои ко Господу, но Божия доброта сияет через доброго человека. Нагнись над одром умирающего и напомни ему имена великих царей земных, завоевателей, богачей, властителей, учёных, живописцев — всё это для него пустой звук, ничто! Ничего ему эти имена не говорят. Всё это далеко от души его, как забытый сон. Когда одному умирающему государю напоминали о других великих мира сего, он со вздохом просил: «Не говорите мне о тех, кого оставляю, но скажите о тех, к кому отхожу».

В другом случае, когда одному русскому князю на смертном одре придворные льстецы продолжали говорить льстивые слова и превозносить его, он сердито воскликнул: «Прошло время для лести! Говорите теперь о Том, Кто более велик, чем я!»
Всё это означает, что умирающий человек искренен и ищет прежде всего искру доброты, чтобы она его согрела, поддержала и осветила путь.
Свт.Николай Сербский

газета "Православный Санкт-Петербург", №10, 2009


Рецензии