Китай и мы
Булгаков заметил, что для наведени порядка в туалете надо не лекции читать, а повышать культуру.
Гоголь же, как известно, считал, что беда России дураки. Для умных остается соблюдение жеских, а порой жестоких, рамок жизни. У Джека Лондона, например, сын с семьей едут в упряжке, оставив отца на съедение волкам. И ахи, охи ни к чему, потому что не хватит продуктов на всю семью. Не продолжится род.
Во времена Хрущева социализм Сталина был однозначен. Китайцы шли сталинским путем, Хрущев выступил против Сталина, и пошли трения с Китаем.
Сталинская система подразумевала безоговорочную веру в идеалы, это усиливало ответственность перед обществом за свой труд.
Хрущев ослабил этот дух, отношения в быту и на производстве стали свободнее, но...Пошло разложение в умах. И уже позднее, создавая бригады коммунистического труда, Хрущев сам стал героем многих анекдотов. Он пытался подобраться к тем же сталинским идеалам, но понятие социализма было извращено им же, которое он свел к свинячьему удовлетворению потребности масс. В наше время эта идея фигурирует у писателя Веллера: "Не надо нам Толстого, Достоевского, а нужны писатели с идеей здорового потребительства". К счастью, эта идея почти овладела остальным миром, но не РОссией. Когда перед глазами материальные блага, люди стремятся к ним, но остается и душа, и её потребности.
Сталинский социализм заполнял и эту нишу высокой ответственностью перед собой и людьми.
Были герои труда и войны, на которых все равнялись. Хрущев же разложил социализм до молекул, до самого низкопробного потребительства, выдвигая лозунги: "Догнать и перегнать Америку по мясу, молоку, сосискам",- олабевая гайки социалистического контроля, и развелись семейственость, кумовство, а это ослабило промышленность.
Но вот ругают Сталина, а восхваляют Китай, который остался верен сталинским идеям. В Китае за коррупцию расстреливают, и эта мера воздействия считается там адекватной.
А нас либералы вот уже второй десяток лет переучивают доказывая, что если расстреляешь одного, на его место придут новые преступники.
А в Китае предприятиями руководят настоящие предприниматели, капиталисты. Средняя зарплата в Китае триста долларов, как в Турции, и на предприятии дают еду на обед примерно за двадцать рублей в переводе на наши деньги. Хотя есть еще двести миллионов китайцев, живущих в сельской местности, у которых месячный доход порядка тридцати-сорока долларов. И они выживают. Как и наше крестьянство при Сталине.
Но... тут две большие разницы. Наши шли с песней на работу, и обеспечивали свои нужды полностью со своего домашнего хозяйства. И еще платили налоги государству.
Чувствовали себя людьми, и дураков в этой среде было мало. А кто подавал надежды в школе, ехал в город, поступал в институт. А выучившись. приезжали обратно, привозя с собой высокую культуру отношений.
Вспоминаю этот период, когда вечеро в деревню пригоняли стадо, в каждом доме была корова, а , значит, пили парное молочко, а по праздникам собирались в круг, пели, плясали.
И деревня в таком состоянии была огромным экономическим потенциалом. Но вот, в период оттепели стали раздаваться голоса, что крестьяне несчастны, что им в колхозе вместо трудодней палочки ставят, что у крестьян нет паспортов, и что работают так, что света белого не видят.
Популизм Хрущева на первый взгляд носил самый мирный, добрый характер: крестянам отдали паспорта, создали совхозы, зажали приусадебное хозяйство, стали выплачивать крестьянам по восемьдесят, девяносто рублей, не малые деньги по тем временам.
Этот факт отражен в картине Шукшина "Печки-лавочки". Там крестьянин едет отдыхать на Юг, и говорит попутчику в вагоне: "Стали платить крестьянам зарплату по восемьдесят рублей".
Тот спросил: "За что?". Герой Шукшина ответил: "Не знаю".
Таким "добрым" актом Хрущев толкнул экономику в сторону краха. В Китае же и теперь двести миллионов его граждан живут в сельских провинциях, получают по тридцать-сорок долларов в месяц, работая по восемнадцать часов в день, при том в Китае самый большой золотовалютный запас в мире, но власть не субсидирует крестьян, потому что тогда сельское хозяйство станет не рентабельным.
И у Сталина сельское хозяйство было рентабельным. Как сказано у поэта:
Да, голод был, кругом была разруха,
Но наш народ отчаян был и смел,
Спасибо же народ - хватало духа,
Что ты тогда смеялся, пел!
Уже в сорок седьмом карточки на продукты отменили, за десять-пятнадцать лет восстановили разрушенные города, хотя на Западе считали, что нам на это потребуется лет сто пятьдесят.Каждый год снижали цены на продукты, и, когда народ произносил слово "власть", то в нем слышалась вера в эту власть, в её спрведливость.
А когда в фильме "Печки-лавочки" герой не знает за что ему платят деньги, значит, экономика деструктуирована, и герою платят не заработанные деньги, и экономика перестает быть рентабельной, а сам крестьянин уже не личность, а переходит в разряд господ.
Думает о благах не по закону.
При Сталине форма богатства была заключена в общественном труде в колхозе, и она была идеологически и художественно оформлена через такие фильмы как "Свадьба с приданым", "Кубанские казаки".
После смерти Сталина власть коммунистов стала перерождаться, в её лице стало не хватать чести, и в то же время крестьянам стали платить деньги. Вот тогда-то крестьяне начали философствовать, отказываться от приусадебного хозяйства, а в образовавшееся свободное время пьянствовать.А самое главное, крестьяне перестали понимать, кто они, и потеряли связь с землей.
И появились на каждом деревенском откосе перевернутые, брошенные трактора. А продолжительность жизни тракторитов резко снизилась, потому и что и на работе стали пить. Деревня на глазах менялась. Помню, как лесничий стал химичить с нарядами на порубку леса, а при учительнице уже, не стесняясь, ругались матом. Деревня стала меняться в соответствии с новым духом потребителства, насаждаемым сверху, теряя совесть, честь.
Теперь говорят о реформах, но мы уже не те. Вон у Китая сил много. Их предприниматели весь мир одели . и налоги не хилые государству отстегивают на социальные нужды.
В Китае рабочий герой, хоть и получает максимум триста долларов. А у нас труд перестал быть почетным и стал лишь средством заработка. И из деревни бегут. Захочет человек фермером стать , купит коровник, а ему чиновники с землей вокруг него препоны ставят или завистник-пьяница свой же подожжет. Опасное это занятие быть фермером. Оттого и вымираем, из-за неприспособленности жить в современных условиях.
А в Китае в жару, под открытым небом рабочие роют котлован по двенадцать часов, и делают это с таким энтузиазмом, который у нас и за десять тысяч долларов уже вызвать. Потому что нас разложили. Отняли главное: веру в идеалы, гордость за себя, свой труд, за страну.
А все началось с Хрущева...
Свидетельство о публикации №209101701270