Человек по профессии Обезьяний папа
Мне не нужны профессионалы,
Мне нужны виртуозы.
Клоун Юрий Никулин
Когда я увидела в программе цирка номер «Пластический этюд» в исполнении Принцессы цирка артистки Марии Сарач, а также свистящего клоуна Гагика Аветисяна, который «косит» под Чарли Чаплина, я решила, что это - самые высокие достижения циркового искусства.
Но, как говорится, лучшему нет предела, потому что потом я попала на представление, где было «Обезьянье шоу».
Вот это - да!
Обезьяны вытворяли там такое, что человеку недоступно даже в «Танце с саблями» знаменитого Хачатуряна.
А кто же создал это шоу?
Кто же этот несравненный виртуоз?
Как бы хотелось увидеть его и поговорить с ним!
Как же его найти?..
Нашла…
Звоню…
Им оказался Народный артист России
АЗИЗ АСКАРЯН
У-у-у-у! Величина-то какая!
Да разве я смогу увидеть живьем такую знаменитость?
Да разве он согласится дать интервью?
Ни в жисть!
А он взял, да и согласился!
Вот удача!
Теперь я пишу о нем рассказ.
Люблю фантастику. А цирк - это сплошь иллюзия. Виртуозная, конечно…
Итак, договорились по телефону с великим артистом.
И в назначенное время мы с моей племянницей Викой приходим на проходную в цирк Никулина.
Ждем около охранника, когда за нами придет Азиз Аскарян, чтобы вести к себе в гримерную.
А в проходной постоянно ходит народ туда-сюда, туда-сюда и обратно.
Смотрю на людей и думаю: «А как же я узнаю этого великого артиста без грима и вне манежа?»
Надо очень внимательно присматриваться к лицам проходящих людей.
Но присматриваться долго не пришлось: из дверей вышел какой-то странный мужчина: на глазах у него были круглые очки, а на руках - детеныш шимпанзе в красивом голубом ползунке.
Увидев его, мы с Викой, как по команде, склонили головы набок и умильно протянули: «О-о!» - и, напрочь забыв про Азиза, кинулись к детенышу, как будто встретили самого дорогого и любимого родственника.
Мужчина заулыбался.
Начинался ЦИРК…
Конечно, этот мужчина и был наш дорогой Азиз Аскарян.
Он приветливо поздоровался с нами и любезно пригласил следовать за ним в его гримерную.
Он поудобнее устроил детеныша шимпанзе на руках и погладил его по спинке.
Малышок доверчиво прильнул к нему, положил свой подбородок на его плечо и уставился на нас любопытным взглядом.
И вот - мы шествуем по пятам за Азизом в лабиринте длинных коридоров никулинского цирка.
В пустынном коридоре гулко раздаются шаги Азиза.
По обеим сторонам нашего пути тянется вереница закрытых дверей гримерных, таинственных волшебников - иллюзионистов.
Маленький детеныш шимпанзе пристально смотрит на нас и в такт шагам Азиза качает головой.
Цирк ведь, однако!..
Я иду-иду и постепенно чувствую, что мне становится как-то не по себе.
Не то, чтобы страшно, но как-то тревожно, что ли…
Сам воздух, наверно, здесь иллюзионный.
Явно со мной начинает происходить что-то непонятное.
Я взглянула на Вику, как бы ища поддержки. Она повернула ко мне голову и прошептала:
- Не смотри на меня так!
- А как я смотрю на тебя? - прошипела я.
- У тебя взгляд какой-то пронзительный. Это мешает мне считать шаги и у меня начинает болеть зуб.
- Но мы же - родственники… - говорю я как можно убедительнее, боясь, что Вика оставит меня здесь одну и пойдет лечить свой зуб.
- Ну и что же, что родственники… - отвечает Вика таинственно. - Все люди в разных лабиринтах. И каждый в своем.
Азиз все шагает и шагает…
Начинает казаться, что до его гримерной - как до Ташкента пешком, в голове проносятся воспоминания о предыдущих интервью за кулисами цирка.
Ладно…
Вообще, должна вас предупредить (и не говорите потом, что вы этого не слышали), цирк - это не просто важное предприятие, а самая настоящая большая коробка с неожиданностями.
Когда мы с Викой брали интервью у знаменитой наездницы Лены Павлович, нас сперва попросили подождать ее на конюшне.
Я стояла в уголочке, дрожа от страха, потому что рядом в деннике лошадь все время как-то странно била копытом и кивала головой.
Потом, через некоторое время, нам предложили пройти за кулисы - направо, повернуть налево и, пройдя восемь шагов, войти в третью дверь сверху.
Мы пошли.
Только сделали несколько шагов, как нырнули в кромешную темноту.
Дальше идем на ощупь.
Шли, шли, шли…
Даже глаза уже начали адаптироваться в темноте.
А дорогу спросить не у кого.
Пригляделись - навстречу нам серый силуэт движется…
Слава Богу! Человек!
Мы очень обрадовались и смело направились к нему.
И вдруг!
Ну, буквально в трех шагах от него слышу Викин окрик:
- Замри!
Остановилась…
Посмотрела под ноги, огляделась по сторонам.
И увидела… Оказывается, этот силуэт ведет маленького тигра на поводке.
- Не дыши! - Приказала Вика.
Стою, как вкопанная.
И безо всякой Викиной команды меня прошибает холодный пот.
Серый силуэт с тигром тихо растворился в темноте.
Но здесь светло. Шагаем за Азизом…
Шагаем.
Внезапно, слева от нас открылась дверь одной из гримерных, и оттуда вышел высокий мужчина в строгом черном костюме.
На груди у него в какой-то странной позе распластался большой белый кот.
Раскинув в стороны передние и задние лапы, казалось, он висит, уцепившись когтями за лацканы дорогого пиджака.
Хвост кота равномерно раскачивался из стороны в сторону как маятник Фуко.
Мужчина остановился у дверей гримерной и внимательно рассматривал нашу процессию во главе с Азимом Аскаряном.
Я не могла оторвать глаз от непонятного белого кота.
- А это что еще за чудовище? – вырвалось у меня.
- Сама такая! – ответил кот, повернув голову, и сверкнул на меня зелеными глазищами.
У меня задрожали поджилки от страха. Я вцепилась в Викин рукав мертвой хваткой.
- Отстань! – воскликнула Вика, с раздражением стряхивая мою руку.
Что происходит здесь с моей Викой?
Я никогда не замечала раньше этого за ней!
А Вика продолжала сердито:
- Как не стыдно?! Взрослый человек, а ведет себя как маленькая… Начиталась своих избранных книг, а простой жизни не понимает! Чего перепугалась?
- Так… так… Он же разговаривает!
- Ну и что… Это – актер-чревовещатель!
- А-ах! – выдохнула я облегченно. И, указывая на кота, добавила:
- Так это – озвученная игрушка!
- Сама игрушка! – ответил кот красивым баритоном и потерся головой о шею своего хозяина.
Я онемела.
Актер повернулся на каблуках и зашагал от нас прочь в противоположном направлении.
Я оглянулась, чтобы еще раз взглянуть на таинственного кота.
- Молилась ли ты на ночь, Дездемона?.. – сказал зловредный кот, чувствуя себя в полной безопасности на плече своего хозяина.
- Редиска ты! – сказала я.
- Чао! – ответил кот.
И вместе со своим хозяином исчез за поворотом коридора.
Азиз шагал, не оборачиваясь.
Мы прибавили шагу, чтобы догнать его.
У меня еще не все мурашки сползи со спины, но я уже бодро шагала за Викой, не переставая втайне удивляться ее наивности.
Она думает, что все в жизни устроено просто и что все люди «солнышки». Даже те, которые ее обманывают и обворовывают.
Она и по телефону так разговаривает:
- Ольга Павловна, солнышко, ну, как там Ваша собачка? Ну, и ничего, что дворняжка! Ну, и ничего, что она цапанула Вас за руку! Ничего! Вы же ее любите! Конечно, конечно! Звоните, не стесняйтесь! Дерните меня, если что нужно. Пока-пока…
И еще моя Вика верит в гороскоп и натальные карты. Хорошо хоть, когда машину ведет в дорожную карту заглядывает, а не в натальную… Или не звонит по мобильнику своей знакомой – ясновидящей.
Наконец, мы дошли до гримерной Азиза.
Мы вошли.
Гримерная Азиза представляла собой крохотную, аккуратную, чистенькую комнатку, где каким-то чудесным образом помещалось, буквально, все.
Абсолютно все:
стол, стулья, телевизор, шкафчики с выдвижными ящиками и дружелюбная улыбка Азиза.
Кроме этого там помещались три красивые женщины и еще какие-то родственники Азиза.
Правда, при нашем появлении они моментально испарились, уступив нам стулья. Бесшумно, как по приказанию владельца волшебной лампы Алладина.
Моей Вике страшно захотелось подержать на руках и потискать детеныша шимпанзе. И она начала переманивать его, соблазняя ласковым причмокиванием.
Я и не знала, что моя родная Вика принадлежит к шайке обезьян.
Во чудеса!
Но детеныш шимпанзе, наверно, решил, что не стоит менять шило на мыло и так крепко прилип к Азизу, что его невозможно было отодрать никакими силами.
Помощник Азиза наконец-таки взял детеныша шимпанзе на руки и унес его в другую комнату.
Мы расселись на стульях около стола и приготовились слушать Азиза…
- Уважаемый Азиз, - сказала я, - мы в восторге от Вашего шоу!
- Спасибо! - улыбнулся Азиз.
- Я хотела бы написать рассказ о Ваших танцующих обезьянах.
- Пожалуйста! Пишите… Они возражать не будут, - засмеялся Азиз.
- Тогда, для начала, расскажите нам немножко о себе.
- Могу множко! - пообещал Азиз.
- Началось у меня все очень хорошо: я родился и вырос в Тбилиси – в самом чудесном городе на свете.
- О! - воскликнула я радостно. - А я жила в Сухуми. Выходит, мы земляки! Гамарджоба, батона!
Глаза Азиза блеснули радостно из-под круглых очков и он затараторил быстро-быстро по-грузински.
Обычно, смутившись, люди начинают моргать глазами, что я и сделала невольно.
- Не беспокойтесь, Азиз, - сказала Вика. - Дальше «Гамарджоба» ее познания грузинского не идут.
И мы все трое рассмеялись.
- Ну, что же, - сказал Азиз, - будем разговаривать по-русски.- Нам в Тбилиси не нужно было объяснять, что все люди - братья. У нас во дворе разговаривали на русском, армянском, грузинском, курдском. Так что, насчет братства я знаю с детства.
- А Вы - армянин? - спросила я. - Так ведь?
- Нет, я не армянин. Я - курд. Народ наш маленький, но славный.
- И Вы понимаете все эти языки, на которых разговаривали у Вас во дворе? - спросила Вика.
- Я понимаю и разговариваю на языках братьев: русских, грузин, армян, курдов.
- Чудесно! И все в одном флаконе, и все в одном Азизе! - засмеялась Вика.
- А Вы сами из цирковой династии? - спросила я.
- Нет, но я из Тбилиси! - ответил Азиз с озорством, - Что, вообщем, одно и то же… Видите, как я люблю свой город.
- Конечно, прежде чем писать о Вас, я прочту Вашу книгу. Завтра же пойду в магазин и куплю.
Но я не успеваю договорить.
- Я Вам ее подарю! - с готовностью восклицает Азиз и подбегает к шкафчику, висящему на стене.
Могу поклясться, (и это - сущая правда!) - ящик сам автоматически выдвинулся и оттуда выпрыгнула книга.
Азиз принял ее в руку театральным жестом. Ящик сам задвинулся на место, и автоматически открылась дверца другого шкафа.
Азиз взял оттуда еще две книжки с портретами обезьян и кучу маленьких календарчиков. Тоже с обезьянними портретами.
Весь этот набор с авторским автографом он щедро подарил нам.
Створки шкафа закрылись, как под воздействием дистанционного управления.
Я знаю, вы мне не поверите. (Люди вообще склонны не верить, когда им говорят правду).
А как Вы попали в цирк? - Спросила я.
Сейчас расскажу.
И он начал рассказывать.
А в цирк он попал с самого, что ни на есть, раннего детства.
Так вот: жили они всей семьей в одной квартире - семья громадная, квартира - крохотная в полуподвале.
Как они - одиннадцать человек - помещались в двухкомнатной квартире - такое только в цирке и возможно.
Но у них было чисто, как на манеже - убирались они каждый день.
Поэтому первый цирковой номер маленького Азиза был такой:
старшая сестра Роза мыла в квартире пол, затем вытирала его насухо. Азиз стоял в сторонке и терпеливо ждал своей очереди.
Следующим номером этой программы - было натереть пол до блеска.
Тут наступал звездный час Азиза.
Старшая сестра Роза сажала крохотного Азиза верхом на швабру. Он обхватывал ее черенок ножками и ручонками, прилипал к нему животиком и замирал.
Сестра Роза наливала на пол пахучую мастику и, держа обеими руками швабру, вместе с Азизом на черенке, двигая шваброй туда-сюда, начинала натирать пол до блеска.
Этот номер, к великой радости ребенка Азиза, повторялся каждое утро.
Как репетиция в нормальном цирке.
С тех пор Азиз полюбил цирк всеми фибрами своей души и превратил его в мечту и цель своей жизни.
Следующим его номером в общей программе - было превращение.
На то это и цирк!
Азиз превратился в репейник.
Пожалуйста, не делайте большие глаза и не усмехайтесь недоверчиво.
Я предупреждала вас о великих возможностях цирковой магии!
Итак: репейник!
К девяти годам Азиз перестал кататься на швабре и приобрел два основных качества: настойчавость и прилипчивость.
Потому что в этом возрасте он в своем дворе, где было братство народов, уже целый маленький зверинец имел, и всякие мосты и фонтанчики понастроил, так что пол-Тбилиси сбегалось смотреть на диковинного мальчика.
- Животные были для меня радость, - вспоминает Азиз.
- Семья у нас была чудесная. Мы - дети - жили не просто в детстве, а в настоящей волшебной сказке.
Одни эти поездки на море в Сухуми - незабываемое чудо: бывало, накупаешься до мелкой дрожи, выскочишь из воды, голодный, как волк… и бежишь скорее на набережную к горячим хачапури!
- Лодочкой? - спросила Вика.
- Лодочкой. - Согласно кивнул Азиз. - Отломишь крайчик, обмокнешь в горячее масло с сыром и яичным желтком - и в рот!
- Не заметишь, как всю лодочку кусочек за кусочком съел. - Продолжила Вика.
- А ресторанчик «Диаскури» , как мысик в воде, помните?
- Как же, как же! Там еще внизу, под ступеньками всегда козел был привязан, вдруг компания целая завалится - свежий шашлык кушать захочет!
- Мой маленький сын однажды сопровождает наших гостей по набережной… и как экскурсовод показывает исторический Сухуми. Подходит к ресторану и говорит:
- А это все, что осталось от древней крепости «Диаскури»: ресторан и привязанный козел?
- А помните…
И мы наперебой начинаем рассказывать друг другу о Сухуми, вспоминая вкус маджарки и горячей мамалыги с сулугуни.
Вика сидит, положив локоть на колено, подперев кулачком подбородок, и переводит взгляд то на меня, то на Азиза, изредка добавляя свои воспоминания.
И разговор наш уже совсем даже не интервью, а просто радостная встреча старых друзей…
Разными коридорами пришли мы сюда. И сидим за маленьким столиком на деревянном настиле сухумской набережной и пьем кофе по-турецки из крохотных чашечек. И вот, сейчас перевернем свои чашечки, подождем немного, пока подойдет к нам соседка Нателла, кто так хорошо читает рисунок на белых стеночках.
Вот она поднимает чашку Азиза, задумчиво смотрит и говорит уважительно:
- Далекая дорога тебя ожидает, наш дорогой Азиз. И будешь ты знаменитый, и прославишь наше село на весь мир…
Сказать, что мы благодарны этому знаменитому человеку за то время и внимание, которое он нам уделил, при всей его занятости – это значит, ничего не сказать.
Мы побывали в гостях, у щедрого душой человека.
Мы ощутили на себе такую искреннюю доброжелательность, такое особое жизнелюбие и человечность, на которые способны избирательно те, кто родился и был воспитан в Грузии.
И пусть, хоть какие грозы сотрясают небо Грузии, пусть хоть земля не устоялась от бурь, душу народов, живущих в Грузии, не изменить!
Это вечно…
Спасибо, Азиз!
Он поделился с нами оптимизмом и вызвал интерес к познанию приматов.
- Азиз, Вы такой знаменитый, такой успешный, так многого добились в жизни! Каково себя чувствовать на вершине? Спокойно? Мечтать больше не о чем, добиваться нечего… Как говорится, только лавры пожинать.
- Спокойно?.. Нет! У меня есть еще одна большая мечта.
- Какая?
- Построить у нас первый в мире настоящий театр обезьян.
- Итак, я жил в Тбилиси, в волшебном городе. В самые, что ни на есть, баснословные времена.
- Моя жизнь - люди и звери, которые помогли мне стать человеком.
- Когда я учился во втором классе, к нам в школу пришли работницы зоопарка и предложили всем желающим записаться в кружок юннатов при зоопарке. Желающих оказалось много. На первое занятие пришло пятьдесят учеников. А через короткое время я остался один.
Дело в том, что не все мы одинаково чувствуем животных.
Звери среди людей беззащитнее сирот.
Общаться с животными может далеко не каждый.
Мне общение с животными было не только легко, оно мне было в радость.
Так же, как другие находят радость в чтении, спорте, рисовании…
У нас в доме стали собираться белки, хомячки, птички, рыбки…
В детстве я не играл в футбол, не носил за девочками портфель. Меня целиком и полностью занимали цирк, зоопарк и мой домашний зверинец.
Потихоньку я становился одной из примечательностей Тбилиси: маленький мальчик, мечтающий стать дрессировщиком. Так обо мне узнали в киностудии и предложили взять к себе медвежонка - вырастить его для съемок.
- После школы через год я поступил в цирковое училище.
Я приглянулся одной из педагогов - ее звали Любовь Лаврентьевна Лаврова. И на следующий год при конкурсе 43 человека на место был принят в ее группу на отделение клоунады.
Но через год Любовь Лаврентьевна умерла, группа была расформирована и нас перевели на факультет иллюзии и манипуляции.
- А что Вы можете сказать о памяти обезьян? - Спросила Вика.
- Память у обезьян, особенно зрительная - невероятная. Острота зрения - на порядок выше человеческой.
В зале, где находятся две тысячи зрителей, обезьяны могут безошибочно найти знакомое лицо.
А мой талантливый Микки обожал солдат. Подбежит, обхватит за сапоги и смотрит вверх с любовью и обожанием.
Ко мне Микки попал маленьким, слабеньким. Его выходила одна работница киевского зоопарка.
Разговорились мы с ней о странной привязанности Микки к солдатским сапогам.
- Вы удивительный человек, Азиз! - ответила работница.
- Почему?
- Когда разговариваете, Вы смотрите людям в глаза и не обращаете внимание, во что они одеты.
- Я смутился и поглядел повнимательнее на ее одежду.
Да, на ней был военный камуфляж и резиновые сапоги.
- Ваш Микки ищет меня, вернее, свое детство.
- Скажите, Азиз, вот Вы работали с разными животными… Кто из них легче поддается дрессировке?
- Вообще говоря, - отвечает Азиз, - это интересно. Чем умнее животное, тем сложнее с ним работать. У меня перебывали: медведи, собаки, львы, питоны… Уверяю вас - со всей этой разношерстной командой работать легче, чем с обезьянами. Они, я бы сказал, изысканный народ. Ни на какие лакомства приматы не покупаются. У них более сложная мотивация: они ловят настрой, зрительные симпатии, причем, сами подвержены смене настроения, даже, куражу. Им нравится арена, нравится играть на публику. Кстати, они любят музыку и красивую одежду.
- Ну, совсем, как люди! - улыбается понимающе Вика.
- Вот именно! - соглашается Азиз. - По существу мы работаем не с человекообразными обезьянами, а с очеловеченными приматами. Ведь они с нами со дня рождения. Они привыкают к чистоте, салфеткам, блюдут гигиену.
Зачем искать предков в животном мире? По многим параметрам человек отличается от животных настолько, что невозможно говорить о каком-то родстве. Человек превосходит любое животное умом. Он использует орудия совершенно иначе, чем все иные создания.
Возвращаясь в детство - у нас в квартире жили львята Цезарь и Тереза. Я фанатично стремился стать дрессировщиком в цирке. Но сейчас я никому не порекомендовал бы держать в квартирах крупных хищников. Прежде всего - это небезопасно. Может привести к тяжелой трагедии.
Может, Вы уже не помните этот случай. Я расскажу Вам.
Известный бакинский архитектор держал таких опасных хищников как лев и пума у себя в городской квартире- Лев Львович Берберов - был настолько знаменит и почитаем, что из его жизни уже исчезло понятие разумной осторожности.
Главным стало - тщеславие и, наверно, надменность.
После смерти Льва Львовича его жена Нина и ее двое детей продолжали держать зверей в своем доме. Нина Петровна полагала, что у нее семья. Но людям не дано создавать семьи с животными. Одомашнить дикого зверя можно, но создать с ним семью нельзя.
Звери живут по законам стаи, по законам джунглей, а не законам семьи в городе. И не нужно создавать для себя никаких розовых иллюзий! Это может дорого обойтись.
Нина Петровна этого не понимала…
И вот однажды, во время стирки, лев заглянув в ванную, где находилась Нина Петровна. Она прикрикнула на льва. Он зарычал. Тогда она шлепнула полотенцем по морде. В ответ лев ударил ее лапой. На крик матери прибежал сын Рома и попытался оттащить льва за ошейник. Лев повернулся и одним ударом лары убил мальчика. Услышав крики, соседи вызвали милицию. Милиционеры влезли в квартиру через балкон и застрелили льва. Пума в страхе выскочила на улицу - застрелили и ее.
- Такой трагичный случай не изменил направление Вашей мечты? - спросила Вика.
Иллюзионистом быть не опасно - не то, что дрессировщиком.
- Нет, не изменил, - ответил Азиз. Ее направил по другой дороге Виль Васильевич Головко - Художественный руководитель Всесоюзной дирекции по подготовке номеров. Он посоветовал мне заниматься не львами, а обезьянами, за что я ему благодарен и по сей день.
- Азиз, а как Вы воспринимаете теорию Дарвина? Вы живете с обезьянами, можно сказать, бок о бок.
- Знаете, что я Вам скажу, даже не вдаваясь в глубины науки, - серьезно ответил Азиз, - никакая эволюция не сделает из обезьяны человека даже за сотни миллионов лет. Хотя наши генные структуры совпадают на 97%, обезьяна стоит от человека дальше, чем от волка.
Науке предстоит еще много новых открытий.
Не надо спешить с утверждениями. Шимпанзе живет столько же, сколько человек, обезьяну можно научить танцевать, пользоваться салфетками, столовыми приборами… Но и через тысячу лет они останутся все теми же одомашненными обезьянами. Зверями… Но не человеком!
Мы, люди, вместе образуем народ, а не стадо. Люди стадами не живут. И не выживают. Только народ… Только вместе с народом…
А те, кто начинает размывать границы собственного биологического вида, те уходят за грань выживания. Уходят в небытие…
- А какой-нибудь смешной случай с Вашими обезьянами можете рассказать? - спрашивает Вика.
- Смешной…- задумывается Азиз. - Ну, вот, хотя бы последний. Есть у меня такой шимпанзе Мартин. Его подарил мне французский посол. Раньше он жил у него в загородной резиденции и перенял любовь к джазу, сладким ликерам и сигарам. Так вот, однажды Мартин прямо на манеже влюбился с первого взгляда в одну зрительницу в зале. Вышел на арену, работает, а сам все на нее оглядывается. А потом, неожиданно для нас, взял, да и рванул в зал. Уселся к ней на колени, и давай обнимать перепуганную женщину! В зале хохот стоит… Публика ревет от восторга… А мы с помощником, онемевшие от ужаса, пытаемся призвать Мартина к порядку. С большим трудом и всякими хитростями переманили его на нашу сторону с колен объекта обожания.
Вообщем, можно сказать, что Азиз, кроме того, что развлекает и забавляет публику, в дополнение еще проводит научную работу по сравнительной психологии человека и обезьяны.
При его аккуратности и методичности и такого четкого и скрупулезного отношения к работе, Азиз накопит очень ценный и нужный материал для науки.
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется!
Как знать, может, пятнадцатилетний мальчик, внимательно следящий за тонкой и умной работой Азиза, видит что-то недоступное нам, и в будущем, став великим ученым, откроет человечеству, как в свое время были открыты диффиренциальное и интегральное исчисления, новые истины о том, кто мы такие, откуда и куда идем?
Я смотрю на Азиза и думаю, какая дивная судьба ему дарована: он не только село свое на весь мир прославил, он прославит Россию - первый в мире откроет театр небывалый доселе - чудесный театр обезьян…
А знаменитый Лужков - славный правитель великого города, донесет свое имя потомкам в том числе и тем, что кольцевую построил, чтобы подъехать к театру.
И театр тот возвел для искусства, науки и развития разума во славу России первой в мере неоновой афишей - «Театр обезьян»…
- Знаете, что я Вам скажу…- улыбается он доверительно. - Всем своим достижением и успехом я обязан своей маме. Отец называл ее ласково Ася. Мы, ребятишки, с любовью – мама. Я никогда не употребляю слова «Простая женщина». Как говорят некоторые: «Она - простая женщина, но…» Я говорю так: «Моя мама - экстраординарная женщина, мудрая, трудолюбивая, терпеливая и человечная». Ее любовь неисчерпаема! Ее доброта неизмерима… Всем в моей жизни я обязан ей. Она подарила мне жизнь, она научила меня правилам жизни:
уважать старших, помогать младшим, быть терпеливым и настойчивым, вежливым и постоянным.
Она научила меня быть благодарным за добро, которое сделали мне люди. И делать добро другим людям, чтобы радоваться их благодарностям.
- Рассказывать о себе, о своих успехах, - говорит Азиз, - это прежде всего - выразить благодарность и почтение своим родителям.
Теперь об отце:
- Мой дорогой папа… - задумчиво произнес Азиз, - он всегда как-то немножко стеснялся меня: и когда я пошел служащим в зоопарк, и когда поступил в цирковое училище, чтобы стать клоуном, и тогда, когда я стал профессиональным иллюзионистом и фокусником…
Но он никогда не мешал мне идти моей дорогой.
Он был человеком с потрясающим чувством собственного достоинства.
И уважал это чувство в других.
Низкий тебе поклон, отец!
Ты был лучшим папой на свете.
Это главное, что тебе может сказать твой взрослый сын.
- И знаменитый сын, - добавила Вика.
- Скажите, Азиз, профессия Ваша необычная. Вы не ходите на работу от 9 до 5, Вы живете на своей работе, живете среди обезьян, - сказала Вика.
- Можно и так сказать, - ответил Азиз.
- И как Вы знаете, - продолжала Вика, - Каждая профессия накладывает свой отпечаток на человека. Я бы сказала - формирует его личность. Скажите, какой отпечаток Ваша профессия наложила на Вашу личность? Вы понимаете, о чем я говорю?
- Понимаю, - ответил Азиз. Я буду говорить не только о себе, а обо всех нас - цирковых. Да, мы другие люди. Мы - цирковые. Мы живем в своем мире. Я бы сказал, мы живем в аквариуме, как золотые рыбки или ящерицы. Люди приходят смотреть на нас, потому что мы можем делать что-то необыкновенное. А мы смотрим на людей сквозь голубые стекла аквариума и чувствуем себя хорошо только в нем. Только среди цирковых…
Мы - как двоякодышащие. Мы можем находиться среди людей, но нам нужна своя среда.
Наша среда - это цирк.
- Это хорошее определение, Азиз, - сказала Вика.
- Так, наверно, много людей живут в своих аквариумах, а остальные - вне. Так, изолированно, под надежной охраной, живут политики, религиозные деятели, члены секты.
- Еще хочу рассказать вам один интересный случай.
Малышку шимпанзе у матери нельзя забрать ни угрозами, ни за угощение. В этом смысле мы ушли от них далеко, далеко… Отнять детеныша можно только одним способом - убить мать. Например, одна моя цирковая артистка от всей души ненавидела темнокожих людей. Меня всегда предупреждали о присутствии в зале афро зрителей и я держал обезьяну на поводке. Мы не могли понять ее ненависти. Пока один профессор - физиолог не объяснил нам.
Очевидно, животное контрабандное и ее мать убил черный человек.
- Хочу сказать вам одну отличительную особенность цирка: в цирке нет фальши. Нельзя сфальшивить с животным или слукавить с трапецией. Нельзя обмануть циркового зрителя. Как говорит один мой добрый приятель, - смеется Азиз, - «все обезьяны произошли от курдов». Это - одна из теорий, конечно. Эти чудесные животные - они мне как дети. Вот и стал я теперь - человек по профессии «Обезьяний папа».
На этом мы прощаемся с Азизом. К сожалению, нам нужно торопиться: Вику ждет в театре Иллюзии группа школьников-юннатов.
Мы искренне рады - у нас есть теперь новый друг Азиз. Это - самый милый, самый чудесный и обаятельный человек на всей цирковой орбите.
Но нельзя так уйти, не сказав хоть немножко об его подопечных, его обезьянках-партнерах:
Приматы
Среди животных Земли выделяется особая группа - это приматы: полуобезьяны, обезьяны и человек.
Они дальше других продвинулись по длинной эволюционной лестнице.
Какие черты у них являются общими?
Первое: приматы - это животные, имеющие хватательные конечности и развитую ключицу, кисть у них свободно сгибается и разгибается. Первый палец руки может противопоставляться другим.
Второе: зрение.
Глазницы окружены костным кольцом, глаза обращены прямо. Зрение бинокулярное, стереоскопическое, цветовое.
Третье: развитый головной мозг.
Четвертое: одинаковое количество зубов.
Пятое сходство в строении и функции детородных органов: плод развивается в плаценте.
Семенники у мужских особей расположены в мошонке.
Женские особи обезьян и человека имеют менструальный цикл.
Очень различны обезьяны и полуобезьяны по своим размерам: так крошечные карликовые Игрунки - ростом всего лишь 8 - 15 см, весом - 40 граммов. Тогда как горилла ростом в два метра достигает веса до 300 кг.
Продолжительность жизни приматов 10 - 50 лет. У человека продолжительность до 70 - 80 лет.
Очень разнообразна окраска шерсти и кожи приматов:
белая, красная, рыжая, оливковая, серая, голубая и черная.
У человека цвет кожи: белый, желтый, красный и черный.
Живут обезьяны, как на земле, так и на деревьях.
Все обезьяны бодрствуют днем, спят ночью. За исключением ночной обезьяны Дурукули.
Приматы всеядны.
Человек всеяден.
Приматы - стадные животные.
Люди не живут стадами.
Люди живут народом.
Стадо для обезьян и крепость, и семья, и школа. Здесь находят защиту от врагов, выхаживают детенышей…
Образец обезьяней организации.
Во главе стада стоит вожак. Альфа самец - самый бесстрашный, сильный и решительный. Он первым замечает опасность и принимает решение: бежать или драться. Он знает дорогу к водопою и к местам, где найти пищу. Хороший вожак оберегает маленьких и улаживает ссоры между сородичами. В минуту опасности другие самцы выступают вперед, а в походе охраняют стадо со всех сторон. Все подчинены вожаку.
Вожак пользуется привилегиями, которые поддерживает все стадо. Наряду со строгой иерархией в стаде большую роль играет взаимопомощь и сотрудничество. Кроме этого нужно отметить, что внутри стада существуют сложные и своеобразные отношения. Существуют сплоченные подгруппы, как родственные, так и просто приятелей. Своего рода «социальные кланы» (как и у людей).
В стадном поведении особенно бросается в глаза отношение всех членов к своему потомству. Новорожденных здесь холят и привечают абсолютно все, особенно - самки. Если кормящая самка погибнет, детеныша выходят, что называется, всем коллективом.
Самой удивительной особенностью в поведении многих обезьян является необыкновенная забота самца о своем детеныше. После краткого периода новорожденности отец забирает детеныша и сам таскает его, не выпускает его из рук, сам чистит и обучает его правилам жизни.
Обезьяны - теплолюбивые и светолюбивые животные.
Подотряд полуобезьян называют лемурами. В переводе - “Духи усопших”.
В лесах Амазонки живут самые крохотные обезьянки на Земле - Игрунки. Они так же самые красивые и разноцветные: золотистые, серые, красные, белые и черные.
Игрунки живут семейными группами. Вожаки - оба супруга. Самец руководит мужским населением, самка - женским. Отличительная особенность этого вида обезьян - забота отца о потомстве. На Игрунках в лабораторных условиях изучают гепатит, лейкоз, пересадку органов.
Свойство иммунитета.
Дурукули.
Это довольно необычная обезьяна. Небольших размеров - 25 - 45 см. С громадными глазами. Единственная ночная обезьяна. Ее особенность - наличие горлового мешка и расширенной трахеи. Благодаря чему она может издавать вопли и так лаять, что ее можно принять за собаку, кошку и за ягуара. Охотится обезьяна за насекомыми, мелкими птицами и за летучими мышами. В лабораториях используется ее исключительная ценность - для изучения малярии, рака крови, вирусных инфекций.
Обезьяны, похожие на пауков.
Довольно крупные приматы - до 65 см. Стоит отметить, что они очень ласковы друг с другом. А в неволе даже делятся пищей, что довольно редко среди приматов. Род вымирающий. Взят под защиту.
Мартышки или заморские кошки.
Разнообразны по окрасу: зеленая, голубая, черная, краснохвостая. У слабосильных мартышек очень много врагов. Разорвать ее на обед может не только леопард, но и сородич шимпанзе.
Мартышки очень осторожны. При опасности спасаются бегством. В ХVII - ХVIII в.в. мартышек называли «Заморскими кошками».
В лабораторных условиях используют культуры клеток тканей для выращивания вирусов.
Макаки.
Яванский макак был неизменным партнером бродячих шарманщиков. В лабораторных исследованиях они прославили себя тем, что люди спасли себя от полиомиелита, нашли лечение от малярии и туберкулеза. А так же открыли резус-фактор.
Макаки в стаде заботятся о престарелых родственниках.
Бесконечное множество легенд сложили об этой обезьяне в Индии и близлежащих странах. По одной версии он похитил для людей плод манго из сада злого волшебника. За это был предан огню. Но спасся, хотя обжег на костре руки.
По другой версии - он достал плод из огня.
Есть две очень интересные особенности в поведении Ханумана: вожак стада предупреждает своих подопечных об опасности, но не защищает их, а первым бросается наутек. И вторая особенность в поведении Ханумана: самцы, становясь вожаками, убивают малолетних детенышей. Так, известны группы, где было убито до 80 % молодняка. Эта особенность в поведении обезьян до сих пор остается загадкой для ученых.
Человекообразный гиббон.
Самой примечательной чертой гиббонов является их редкая в животном мире семейная жизнь.
Гиббоны моногамны. Живут семейными парами в течение всей жизни. Молодой самец ухаживает за самкой из другой группы довольно продолжительное время. Брачные узы стабильны. В неволе разведение гиббонов почти невозможно. Трудно подобрать партнеров для их семейной жизни.
Интересно, что обезьяны не понимают, что их соплеменник умер. Они остаются с мертвым телом, пока вся стая не перейдет на новое место.
Пусть сбываются Ваши мечты, дорогой Азиз!
До следующей встречи в новом театре обезьян!
Свидетельство о публикации №209101700002
Объявлен конкурс на рассказы о животных.
Уверена, что у Вас есть, что предложить!
http://www.proza.ru/avtor/konkurs3
Это - здесь.
Ваша Фишка
Ксюша -Рыбка 16.11.2009 08:05 Заявить о нарушении