Художник в Провинции Антинаучный Доклад

Артём Киракосов

с т а т ь и  о ф и ц и а л ь н о







Организаторы и Души Конференции "ХУДОЖНИК В ПРОВИНЦИИ" сумского областного художественного музея имени Никанора ОНАЦКОГО Людмила Константновна ФЕДЕВИЧ и Валерий Юрьевич ПАНАСЮК. 24-ое сентября 2009-го года. Фото: Артём КИРАКОСОВ



Сссылки для скачивания в WORD:

http://files.mail.ru/5OE01D




Артём Киракосов


ЦЕНТР И ПЕРИФЕРИЯ В ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА



(антинаучная статья)



Два (эти) движения преследуют человека, пока он живёт: внутрь себя и обратно, центробежное и центростремительное, к себе, от себя. К личности, к обществу. Идти к людям? Идти прочь от людей? Показывать свои работы другим? Прятать? Поймёт ли кто, оценят? Для кого это всё? Есть ли вообще он, этот шанс, коммуникативности? Разговор – он ли выведет оттуда, куда забрались люди? Надо ли переводить, если мы не понимаем и сами себя? А есть ли вопросы, ``закрытые`` ответами? Кто-то что-то  смог понять? хотя бы сам в себе, в том, что `налепил` за жизнь? Загляни в себя! Улыбнись! Попробуй транслировать эту улыбку? Ты думаешь, будет понимание. (И..?) Ты можешь писать гору ``Виктория`` всю жизнь, как Сезанн, можешь смотать и кончить жизнь на Таити, как Гоген, но – главное – нынче это уже путь в никуда. Понятие #формат# определило жизнь. Ты вычеркнут. Не вычеркнуты те, кто… О! кто они? эти счастливчики? Настоящие художники? таланты? Начинаешь интересоваться… И не можешь ни видеть, ни смотреть… Настолько тупо и гадко то, что тебе предстоит `одолеть` – их так называемое #творчество#. Магическое слово «куратор» выползло… из… под… Магически действуя на всех! кто его произносит. И вот здесь-то и возникают те границы, которые делят людей на `белых` и `других`. Заметны `речи` знатных наших `галеристов`, `кураторш`, `артменеджеров`, прочей шелупони. «Художник – тот, кто…» И т.д. И т.п. Они – самые-самые главные-главные. Господа! Речь идёт лишь о том, чтобы `правильно` разделить ``бабки``, или, как правильно называется то, о чём идёт речь (на жаргоне – “бабло”), – деньги! – мерило всему! жизни! Живёшь ли ты рядом с музеем Гуггенхайма в Нью-Йорке, живёшь ли ты в `ауле` на российской глубинке, а кого это волнует? – был бы кураторский #формат#, кураторский #кураж# . Что без него? Без него тебя нет! Не было! нет! и не будет! 

И всё ж таки двигают `своих`! Только! Вот раньше! – во времена ещё советские – шанс был, теперь – нет. Его больше нет! Места заняты все. Ни местечка! – и не проси!-тесь!.. Искусство такой же бизнес, как нефть, газ, оружие, проституция, строительство, туризм… – со всеми вытекающими последствиями… И теперь `война` начинается ещё на подступах. Это – как в конкурсах «красоты» – на ранних этапах в которых должны уйти главные конкурентки, срезают заранее, чтоб глаза потом не мозолили! Тех, кто может, тех, кто хочет, тех, кто способен. Всякие другие шаблоны больше не действуют – свой / чужой – как в стае. Своих тащат, чужих рубят.

Подходишь ли ты на `своего`? Так надо (будет) играть за «стаю», ещё это называется «командой».

А решает он! – куратор…

Всё просто!

И кончен разговор.

Разговор начинается, когда что-то появляется – всё же – `вне жанра`! `за кадром`! постфактом! Кто-то… Желание творить – уничтожимо ли? Появляются мастера! – исключение! Они и будут! появляться! Где живут? Откуда? Что закончили? Самородки? Любители? Как? – не всё ещё закупорили? И надо же!..

Ну конечно же! художником рождаются! А затем – становятся! Кто им родился – молчать не будет! (Да и не должен! не имеет права!) Судьба – вычеркнет созданное из `ценностей`. Но ведь не наплетёшь уздечек? Для всех? Контролировать жизнь? Всех? Ключи от ``власти``? – старая мечта идиотов! Художник… Единственное, без чего не проживёт… Не Первый ли Художник наш Господь? Не Он ли Первый Загнанный? Не Он ли Первый Распятый, Отщепенец от #веры#. Одинок! Периферия – не в Нём ли? – самым ярким смыслом? МАРГИНАЛ! Провинциал из Вифлеема! Столичный Иерусалим – не там ли распинают (как правило!..)? Не Он ли – с краю… У самой кромки жизни… Или вы думаете, что весь `блеск` жизни – Он? В центре жизни верующего, безусловно, Он!

(Как-то мне довелось выйти из метро «Кропоткинская», была интронизация нынешнего Патриарха. Мне стало плохо, страшно, от обилия милиции, оцепления, штатских… Людей не было и вовсе – ``нормальных``, обычных. Я тихо прошмыгнул туда, куда шёл. //Музей Пушника, изобразительных искусств, – моё старое пристанище и прибежище.// После таких `встреч` остаётся осадок примерно такой же, как и после посещения `грандиозных` выставок. Прошу прощения, но у меня происходит надолго расстройство всей системы организма после такого `общения`! Следует избегать подобных `касаний`! Я больше уже не ходок никуда. Я стараюсь – не слышать, не знать, не видеть… Не это ли полная `периферия`? рядом с Кремлём? – Уж куда `центрее`? Один из последних моих разговоров с Лазарем ГАДАЕВЫМ, пришедшим ко мне на открытие выставки, – он сказал мне: “Мне очень тяжело видеть… Я почти не хожу никуда, очень редко... На всё это смотреть? Я ничего не понимаю…” Могу повторить его слова, по отношению к себе…)

Храню дорогие воспоминания о своих исчезнувших (с поля зрения и физически) друзьях. Дорогие!.. Драгоценные!.. Именно их работы, виденные мною, когда мы ещё выставлялись вместе, запомнились мне, сформировали меня; ими живу! Серёжа ГОРШКОВ, Андрей БАСАНЕЦ, Коля КРАЩИН, Володя ТРЯМКИН, Саша БАРАБАНЩИКОВ, Володя СЕРГАЧЁВ, Саша БРОВИН, Андрюша КАРПОВ, убитый молодчиками Серёжа АЛФЁРОВ – мой любимый, самый близкий мне художник! с которым я дружил, мечтал выставляться, и выставлялся … Мои дорогие учителя: Лазарь Тазеевич ГАДАЕВ (скульптор, писатель, живописец, график), Евгения Владимировна ЗАВАДСКАЯ (востоковед, писатель, культуролог, переводчик, историк искусства, лектор-просветитель), Наталья Андреевна МАРЕННИКОВА (реставратор, поэт, воспитатель)… Педагоги: Юрий Георгиевич СЕДОВ (рисунок, композиция), Матильда Михайловна БУЛГАКОВА (живопись), Георгий Александрович ЩЕТИНИН (промышленная графика)… Ведь всё! – лично! и только. И – позже – целый круг, который складывается из нашего общения – те, кто старше, моложе, ровесники: Костя Гадаев (поэт, оператор, режиссёр, издатель), Нина Кибрик (художник, артдиректор, куратор), священник Виктор Григоренко (реставратор, директор, музейщик), Феликс Бух (мозаичист, живописец, иллюстратор, дизайнер, куратор, рассказщик), художницы: Аня Замула и Мария Орлова … В целом – центр и периферия – (только) свои.

Некогда, мы составили (с моими друзьями) (это был 86-ой) группу «ЦЕНТР», от которой позже откололась (не без моего участия) группа «периферия». Мне кажется, символично то, что происходит в жизни. Символично, и прокладывает будущие обстоятельства – к делу! как говорят. В «периферия» вошли те, кто не смог вставать рано и составлять фон для ~давания~ интервью `руководителям` группы. (А всегда есть те, кто ~руководят~. Как бы ни был мелок `куш`, который делится.) Времечко было золотое: в каждом ЖЭК-е (``жилищно-эксплуатационная контора`` – советское!..) рождался-создавался *КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР* (так называемый)! Именно тогда мне и пришла идея «арьергарда» (а все группы и художники декларировали себя как «авангардисты» и самые-пресамые «наицентральнейшие»). Идея «неизвестного художника Артёма Киракосова» (я так себя сейчас представляю и подписываюсь) проистекла оттуда же. Если все «кто-то», должен же быть хоть кто-то «никто». Не замечали, что нельзя выпустить визитку без приставки к имени и фамилии? Вчера только меня сразил вопрос одной из крупных начальниц в Третьяковке: “Вы кто? ” (Я веду курс копирования произведений станковой масляной живописи для студентов Московского государственного академического художественного института имени Василия Ивановича СУРИКОВА, в том числе, и в Третьяковке.) Вероятно, предполагается, что я знаю, кто она, спрашивающая меня ещё снизу, в одежде, не раздеваясь, открывающая дверь одного из кабинетов, вероятно, самых значительных. Поражает хамство, как способ разговора, особенно, в учреждениях культуры, в церкви, в образовательных заведениях. Похоже, другого способа общения не существует. Искусство? – так оно будет жить! Жить всегда и везде! Ну конечно же, не по `центрам`. “Мы тут колбасимся, а вы о высоком ”, – навсегда врезалась фраза приёма ещё одной `культурной` начальницы оттуда же. А что у нас есть кроме того?

А ведь бывает же! Бывает!

(Я специально не напишу ни одного имени, ни одной фамилии, – нам ни к чему ссориться! Жизнь прожита! Сложена! Но – пусть всё же – без ссор! – а возможно ли?)

Всегда есть чудеса! Чудеса – основа жизни. По-другому и не бывает. Чудеса – формулируют природу искусства! Жизнь крепится на чудесах. Жизнь – сама – чудо! И, если бы мы не имели этих чудес, не шла бы жизнь!.. так! как идёт она теперь, при нас.

В ГТГ только прошла выставка Гадаева, Лазаря, выдающегося современного скульптора. И на открытии говорили, что не только галереи делают честь автору, но и авторы – галереям. Такие слова услышать от Руководителей Национального музея – почётно. Открывалась – при жизни Автора... Закрывалась – как посмертная! Автор не дожил неделю до конца. Рак. Отпевание поразило всех! Торжественно! В Никольском храме Третьяковской галереи! Через `стенку` – «БИБЛЕЙСКИЙ ЦИКЛ» Автора, где центральное место: «Воскрешение Лазаря»… При всём стечении культурной Москвы! Перед иконами: «Владимирской»… святынями!..

В Центральном доме работников искусств `засела` некая Нина КИБРИК, не дающая этому самому центральному дому всея культуры `дышать` как и прежде – `далёким прошлым` ещё советского…Экспериментальная молодёжная площадка клуба «АРТ`ЭРИА» проводит разнообразнейшую культурную программу: выставки, беседы, встречи, театр, концерты, фестивали, киновстречи, чтения, популяризация науки, фольклор, артрок, джаз, классика, эстрада, авангард, фолк, ретро, фьюжн, техно, этника, танго, танцы, эклектика… Клуб стал уже знаменитым! Нам всегда есть чем занять себя! Нам всегда Господь посылает чудеса! И людей! Господи! Милость Твоя – безмерна!

Театр Васильева… Само пространство театра сформулировано так, что любая встреча там, в нём, – обустроена, для человека, для зрителя. Недавно завершилась выставка «СТО ПЯТИДЕСЯТЫЙ ПСАЛОМ», украшением и центром которой стал библейский цикл Гадаева. Важно, что духовность всегда востребована, всегда привлекает, всегда нужна, даже если и не кажется так, кажется обратное… Было потрясающее обсуждение! на котором вставал вопрос об актуальности создания музея современного христианского искусства. Важна и человечность, с которой `хозяева` принимали `гостей` – нас, художников (мне тоже посчастливилось участвовать, спасибо – куратору – искусствоведу Ирине Константиновне ЯЗЫКОВОЙ).

Есть и «УМНЫЕ КНИГИ» (~versus PRIMUS~), магазин (естественно, книжный), кафе, культурный центр, чайная, выставочный зал. Старое, красивое здание... «ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА» – так называется центр духовной культуры, расположившийся здесь. Это – редкий очаг духа! Вот тебе и Москва: не богаты тем, чем должны были бы быть… Есть и другие `точки`, но – точки! Как верно уже закрепилось… Это – лишь точки! – периферия, которой благодаря мы и дышим и живём тут! – в самом центре! в Москве! почти – в столице мира. Да и сами мы – точки! “Перекличка – друг с другом”, – так когда-то назвал Костя ГАДАЕВ то, что происходило с интеллигенцией `одного круга общения` в эпоху, когда закончилось ``Перестройка`` 80-х – 90-х ХХ-го. Точное слово! – перекличка! Путешествие по этим точкам – это `перезвон` людей: “живы? нет? чем дышите?” Что-то получается только там, где есть `наши` люди. И нам надо перейти на этот термин: свой человек. «СВОЙ – ЧУЖОЙ» – точнее и не выразишь! это противоречие. А ведь оно, чем дальше, тем острее! И знаем мы и места и людей – друг от друга! И передаём их – друг другу: как богослужебные знания в Церкви. И дорожим этим и друг другом. Остальной мир – чужой и враждебный, алчный до нашей `крови`, а кровь наша – в работах наших! Понятно, что признаки *славы*, *известности*, *рейтинги*, *регалии*, прочее… это про что-то другое, не про… Хотя, никто не против. Но не получается как-то. К середине жизни – труд и жизнь многих – растворяются, стираются как-то: борьба за жизнь, за кусок… за место под… Но кто-то и остаётся, добавляются новые… Жизнь идёт! Кто ж спорит?

Только мало нас. Очень… Среди всех моих студентов я не встречаю учеников. Это – разные понятия. Студентов много, учеников нету. Этот очень узкий круг, кружок, надо формировать, поддерживать, культивировать, ублажать, лелеять. Москва ли, Ташкент, Пекин, Париж, Рио-де-Жанейро… – это, наш круг (условно), крохотная зона нашей ответственности. Теория представления о периферии как о центре живёт. И – о центре – как о месте выжженного напалмом духа – тоже живёт. И у меня нету других наблюдений, других соображений. Со временем многое изменится. Периферия станет центром. Центра не станет. Забудут… Выбросят. Будут разыскивать «архивные записи» тех, кто был когда-то никому не нужен, одинок, отвержен, что тут нового? – обыкновенная история искусств. Критерии поменяются… Изменятся оценки. Всё встаёт на свои места. Не `время` лечит и расставляет, но люди, положившие жизни на то… Скорее, вопреки этому самому времени. Время – враг. (Это знает любой музейщик.) Оно лишь разлагает, стирает, заметает, уничтожает окончательно… Человек борется со временем, сохраняя… Но ведь и здесь у нас не много помощников! В художественных вузах, училищах, школах Москвы есть люди, которые никогда не были ни в Третьяковке, ни в Пушкинском, и это выясняется (для меня), когда мы планируем и организовываем занятия для них по копированию в музеях (выясняется, что они просто не знают, где это находится в городе, в котором родились, живут, учатся). Много ли ходят на выставки, на ценные выставки, на драгоценные выставки? (Я имею в виду тех, кто должен это делать: студентов-художников, студентов-реставраторов, студентов-искусствоведов.) Нет. Вы услышите шокирующие ответы… И вопросы типа: “А кто это?.. А где это?..” Не нужно удивляться: поросль взошла. И яблоко от яблони… Просто, мы ходим на разные выставки, в разные места, по разным концертам… Мы не понимаем друг друга. Так что же я делаю..? Этот вопрос всё чаще волнует… И я – уже сознательно, абсолютно сознательно – не хожу, пропускаю, не приглашаю… Мы – чужие – друг другу. И это – как и любовь. Или есть, или нет.

`Оттеснить в Интернет` – есть такое выражение… Что тут поделаешь? Наш путь – с краю. Спасибо: у нас есть теперь возможность показывать и себя и своё искусство без `антихудожественных` окриков. Это сложный путь. Путь – без цензуры.  Путь без известного всем понятия @формат@. Путь в никуда. Но им и можно идти. Путь демократический, равный для всех. Талант – виден, заметен... Других критериев нету, выходит… Можно показывать фото, видео, тексты, живопись, графику, можно всё!.. почти! Всё же я за те места, где не должно быть цензуры. Они должны быть. Хоть где-то… Вот тут мы – художники-отщепенцы, художники-маргиналы, графоманы-любители, фотографы-самоучки – и находим себя и своих. Нас понимают, нам пишут, отзываемся и мы. Не новая ли эта жизнь? Не стали ли теперь представления\понятия: «зал», «галерея», «издание» – в конечном итоге, просто – `местом`. Ведь в конце концов – всё тот же окрик-вопль: “Нужны имена! давай имена! Идут на имена! Будут брать имена! Покупают имена!” Мы на рынке? «МИР КАК СУПЕРМАРКЕТ» – правильное название (книги-«публикации» Мишеля Уильбека, “самого известного из французских писателей, выдвинувшихся в последнее десятилетие” /Нина Кулиш «Усталый пловец. Несколько слов о Мишеле Уэльбеке»/). А есть ли то, на что не стоит цена? (Ещё просто не успели..?) Или продаётся всё? “Безусловно, есть то, на что пока ещё не стоит цена, – она будет/появится позже, зайдите через недельку!” – такой услышите ответ, возможно. Всё имеет и будет иметь свою цену, всё продаётся, всё покупается, вопрос цены… согласен… Мир – как супермаркет. Я не против! – деньги! – мерило всему! и как же без..? Брали, покупали, платили, хотели… – имена!! имён!! за имена!! Именно. Очередь за именами. Очередь и на их получение. Моя теория? – сознательно – прочь! сознательно – вон! Из этих `имён` и `брендов`. В пространство полной свободы, в котором и может что-то лишь родится, хотя и не факт. Но – дышать лучше ею всё же! – LIBERTE`.

Будет ли хватать сил? На сколько? И долгая ли жизнь? Всё время ли ты будешь `расти` как художник? или будешь `сходить`? Ведь самые тяжёлые вопросы – со своими, между своими, и самые тяжёлые разговоры – с теми, кто `думает` также как ты, из твоего `круга`, из твоего `окружения`, из таких же, «периферийных». Вот тут-то и начинается… Проясняется, что непонимание и разобщённость таковы, что уже никто ничего не понимает – ни в ком, ни в чём, никто никого видеть не хочет, выставляться никто ни с кем не хочет, делать вместе никто не хочет ничего, все прячутся друг от друга, да и рядом стоять… да и говорить… разговаривать… звонить, обращаться, общаться, хоть как-то… – вот ситуация довольно частая среди творческих людей: писателей, музыкантов, художников… Вот тут-то и подступает настоящая «периферия», вот тут-то и начинается замыкание – на самом себе, в себе – когда уходят близкие, вникавшие, когда ты понимаешь, что ты на `необитаемом острове` – совсем. Когда… Когда… Пожалуй, здесь и начинается главное, интересное…
Искусство!! Я очень люблю – начальный и последний, финальный, этапы работы – художника. Тут, как бы, раскрывается он сам – без ``лишностей`` и наносного.  Того, что `нанесла` жизнь и обстоятельства. Художник – сам перед собой. Без предвзятого. Без коллег. Без заказов и другого… В самой своей чистоте. Не зря – и интерес – к позднему, последнему, или раннему – только-только… «Незаконченное» («Незавершённое») – такой и термин есть. Я бы добавил (и мне хочется сделать выставку таких своих работ): «Начатое», «Брошенное», «Испорченное» – интересные категории… Для меня! Того, кого `вычеркнули` из `списков`, не следует ли рассмотреть отдельно теперь? За что? ТАЛАНТ – и верно! – единственный пропуск! в историю искусств, и в музей – её парк. Привлекают работы, сделанные уже как бы перед самым концом. Они всегда свежи, как и первые. Как бы, – и жизнь прожита… Прошла! Нечего! И не перед кем… Такие работы всегда какие-то обобщающие, как бы свысока… Люблю последние рисунки великого Мартироса Сарьяна, сделанные чёрным фломастером: чистый ритм, пульсация света – деревья… Люблю его последние работы в живописи, считающиеся незавершёнными: будто уходящий в небытиё человек прощается с землёю, с благодарностью, восторгом и нежностью… «ЗЕМЛЯ» – так и называется его последняя работа в живописи. Она и стоит на мольберте в его легендарной мастерской-музее в Ереване. Считается почему-то не законченной… а жизнь закончена? В таких последних работах есть какая-то перекличка всех со всеми, будто нету ни стилей, ни стран, ни эпох – есть мастера, говорящие на одном языке, языке изобразительном. Показать и увидеть то, что – ты – настоящее… И показать то, какой ты – без стеснений и оглядок. Это – для себя. И только. Не перед кем… И незачем… Близка смерть, у порога. Это разговор уже – итоговый, с самим собою, здесь нет даже и Бога. Он – впереди, позади – годы пути! Вспоминаются слова Хуана Миро: «Это совсем не то, что я себе представлял, хотел сказать, но, мне кажется, я неплохо поработал!» Мне сейчас трудно вспомнить, откуда…

И вот: мне кажется, что четыре основные отправные точки в нашем движении к себе и к людям найдены: отношения с самим собою, отношения с близкими тебе по духу, отношения с коллегами, отношения с обществом. И здесь важен вектор:  если ты решаешь, что диалог возможен, то ты пройдёшь эти точки одну за другой, показывая то, что делаешь, людям. А, если – нет, то ничего и не напишешь. Потому что, движение вглубь себя кончается молчанием. Ведь, если ты движешься в  себя, то будет и то, что ты скроешь и от себя. Я замечал довольно часто, что есть вещи, которые и записать-то нельзя. Значит, полное молчание. Потом появляются вещи, которые и не скажешь себе вслух. Потом находится и то, о чём и думать не хочется в отношении себя. Так замыкается круг. И автор замолкает. Но, если вдруг ты решился делиться (а искусство – это разговор), то рано или поздно, ты выйдешь со своей «периферии», двинешься к ним, к тем, кто принесёт тебе много горечи и боли, к людям, к ним, а к кому же? ведь для них всё и было… как ни (странно?)… в этом себе признаться. Искусства `для себя` не бывает! искусство – для людей. И к людям идёт, придёт. А люди – это в «центре», к центру.

Я уж не знаю, «ПОЧЕМУ?», но меня тянет `ОТ`, а не `К`. Старая болезнь – боязнь ``вляпаться``. По большому счёту – трусость. Людей боишься! Так ведь и обоснованно же? А как не бояться? – вон чего! натворили: те, кто «по образу и подобию…» Не боишься `общества`(а оно и не должно цацкаться с тобою!), менее боишься `коллег`(а они всё равно ничего не понимают ), страшнее – `специалисты` (~скушают с потрохами~), никогда не сговоришься с `одногрупниками` (конкуренты – прямые), с теми, с кем печатаешься, выставляешься, проводишь время в задушевных беседах, с кем влюбляешься в одних и тех же! И полное непонимание! отторжение – с собою лишь (себе сам? – всегда враг! от жгучей любви до ненависти – один шаг!)! Быть «никем» и «ничем»! – моя декларация в современном мире, где все «кто-то» и «что-то». Без иерархии, систематизации, классификации и  остального не проживёшь, знаю, но душа! протестует! – и я назвал свою статью «антинаучной», стремясь хоть как-то демократизироваться не понарошку. Отчего-то – избегаю всяких приставок, дополнений, приложений, обозначений, определений: “Хочется быть, жить и умереть «володей”, – запомнил я слова человека, учебного мастера мастерской офорта факультета графики МГАХИ имени Сурикова Владимира ПОТАПОВА, у которого я учился, и научился чему-то (так казалось, по крайней мере…). Так бы и – жить!.. дожить!..      

Вот и я: хочу поблагодарить всех за предоставленную возможность высказаться. Как бы ни были направлены вглубь меня мои художественные сентенции, дойдя до дна полного одиночества и отторженности, отверженности, закрытости, они повернут вспять. Всякий разговор – и о себе и с другими. Понятие «другой» – преследует нас… Этот «другой» – и в нас самих… Разговор с ним не прост! И – пожалуй – САМЫЙ СЛОЖНЫЙ. Разговор с собою… Замкнуться можно и от самого себя. Выстроить «баррикады», «крепость», сесть в «башню», запершись от всех, от себя, в первую очередь.  И больше не разговаривать с собою. Известное выражение: «себя не обманешь». Мне думается, что себя человек обманывает вечно… и постоянно! Следом лишь – другие.

Разговор нужно вести. Нет и не может быть никакой «провинции». Есть душа! Её глубины неизмеримы, её полёты не смирить! ею не управлять! Руки художника найдут материалы любви! Вспомним великого ПАРАДЖАНОВА, делавшего сказочной образности коллажи в тюрьме. Я недавно читал его письма… Художник – национальность – касаясь чего-либо, оживляет! Неодухотворённая материя – та, которой не коснулись душа и взгляд. Какие есть преграды? Взгляду? Мысли? Мечте? Неужели и в полной изоляции ты не будешь работать, художник? Остановит ли непонимание? тупость? недоумие? Что, вообще, может остановить тебя, творец? Разве Распятие остановило? Вектор неизменен, не изменён.

Художник! Никто не властен над тобою! Ты – должен лишь чистому полотну! Художник! тебе завидует Господь! Твоя любовь безмерна! Созданное! – впечатляет! У тебя учился Господь – Созидать! Ты не спасёшься лишь от совей совести! – писать! писать лучше! Твой долг и твоя честь – творенья твои! Твори! Бессильно время стирать! Бессмертие – внутри уже твоего замысла. Художник был до Бога! Как ты жил, где ты жил, с кем ты жил… – ты сам с себя спросишь только холсты! Ты должен был – СЕБЕ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ! – и нет тебе оправданий, если ты не напишешь того, что должен.

Так и!.. 

И – надо выкарабкиваться! Карабкаться! Из любого!.. Из любых проблем. – Потому что, нет никакого `пафоса` замыкаться! Нет никакого `пафоса` стоять в `позе`: здесь не место `скромняжкам`. «Назвался груздем – полезай в кузов». И ты – бери кисть, холст, карандаш, краски… Работай! Работай! Работай! – «Дорогу осилит идущий». (Но, надо идти, а не стоять, сидеть, лежать!) «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага».

Так и!..

Не была жизнь сладка! – ни у кого. Ну не была!.. Нет. Она не будет сладкой и у тебя. Что бы не ждало тебя – ты должен – этой чистой бумаге и этому чистому холсту, этому чистому полю, что ждёт твоих ласк. Кисти – твои слова… В какие бы «периферии» ни закарабкивалось твоё сердце, ты – иди, двигайся – к самому центру, в самые «столицы». Однажды я спросил прославленного скульптора современности Андрея КРАСУЛИНА: “Должен ли художник `двигать`, `защищать`, `заниматься` – собою, своим искусством? ” “А как же? Должен! Обязательно! ” Это было накануне выставок в «Русском», «Третьяковке», меня пригласил к Андрею замечательный Феликс БУХ. Мы много говорим и занимаемся этими проблемами, обсуждаем их детально. Мы – выброшены, и – на отшибе `жизни`… Но всё же, что-то меняется… меняется… меняется… меняется… И, не покладая рук, будем двигать `колесо` истории в центр, к самому центру, где мы и живём и работаем, в столице Москве, одном из крупнейших мегаполисов Земли.               
               
осень 2008 – – 2009 весна







Написано для Конференции на тему: «ХУДОЖНИК В ПРОВИНЦИИ» Сумского художественного музея имени Никонора ОНАЦКОГО по предложению кандидата искусствоведения Валерия Юрьевича ПАНАСЮКА, доцента кафедры хореографии, изобразительного искусства, истории, теории музыки и художественной культуры Сумского государственного педагогического университета им. А.С. Макаренко.






Артём Киракосов родился в 1958 году в Москве. Закончил МГАХУ имени 1905-го года (1977, Москва) и МГАХИ имени В.И. Сурикова (1989, Москва). На факультете живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова (2004, Москва) преподаёт «технику живописи и технологию живописных материалов», «копирование произведений станковой масляной живописи» в музеях и другие дисциплины, руководит мастерской реставрации живописи. Работает, как художник разных специальностей, как реставратор, как музейщик, как педагог. Участник и организатор вечеров, выставок, на которых представляет графику, тексты, инсталляции, живопись, фотографии, скульптуру, видеосъёмки.


Артём Киракосов: 8 926 2104354 – моб.; 8 495 6850195 – дом.; e-mail: artemkirakosov58@mail.ru

 



Основные активные авторские сайты, доступные в Интернете:


http://artemkirakosov.ya.ru/index_fotki.xml   

http://www.proza.ru/avtor/artemkirakosov

http://video.mail.ru/mail/artemkirakosov58/

http://artemkirakosov.ya.ru/index_video.xml




Основные материалы о художнике, доступные в Интернете:


http://www.istina.religare.ru/article135.html

http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6418.php

http://www.haylife.ru/content/6/1206.html

http://www.istina.religare.ru/article343.html

http://www.museum.ru/N21802

http://kirakosov.chat.ru/chmuseum/index.htm

http://www.damian.ru/news/2008-01-31/kirakosov.html

http://rama.com.ua/AMS+article.storyid+311.htm

http://shans.com.ua/?m=nr&in=17&ir=19&id=1193

http://www.new-day.com.ua/?id=534

http://www.novoezerkalo.ru/abramcevo3.html

http://news.mediaport.ua/culture/2006/34322.shtml










Доклад был опубликован в сборнике «ХУДОЖНИК В ПРОВИНЦИИ» к научной Конференции, прошедшей 24-го – 26-го сентября 2009-го года в Сумском областном художественном музее имени Никанора ОНАЦКОГО (Украина) и представлен автором на ней в устном выступлении кратким резюме:




Статья переведена на украинский язык:

http://www.proza.ru/2010/01/17/1258



Статья размещена в Интернете на русском языке:

http://www.proza.ru/2009/10/17/228



Материалы поездки на Яндексе:


ФотоАльбомы:

http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/78055/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/77923/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/77770/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/77715/
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/77617/


ВидеоАльбомы:

http://video.yandex.ru/users/artemkirakosov/collection/49/
http://video.yandex.ru/users/artemkirakosov/collection/50/
http://video.yandex.ru/users/artemkirakosov/collection/51/
http://video.yandex.ru/users/artemkirakosov/collection/52/
http://video.yandex.ru/users/artemkirakosov/collection/53/
http://video.yandex.ru/users/artemkirakosov/collection/54/
http://video.yandex.ru/users/artemkirakosov/collection/55/
http://video.yandex.ru/users/artemkirakosov/collection/56/
http://video.yandex.ru/users/artemkirakosov/collection/57/



ВидеоФильм (необработанный) "ХУДОЖНИК в ПРОВИНЦИИ" (23.09.2009 – 27.09.2009: Валерий ПАНАСЮК, Владимир РАТНЕР, Анатолий ДАШКЕЕВ, Мартин КРЕМЕР, Нина КИБРИК):

– в процессе работы.



Материалы поездки на MAIL.RU:


ФотоАльбомы:

http://foto.mail.ru/mail/artemkirakosov58/11496
http://foto.mail.ru/mail/artemkirakosov58/11534
http://foto.mail.ru/mail/artemkirakosov58/11602
http://foto.mail.ru/mail/artemkirakosov58/11625
http://foto.mail.ru/mail/artemkirakosov58/11762



ВидеоАльбомы (неполные):

http://video.mail.ru/mail/artemkirakosov58/6423
http://video.mail.ru/mail/artemkirakosov58/6436
http://video.mail.ru/mail/artemkirakosov58/6442
http://video.mail.ru/mail/artemkirakosov58/6450
http://video.mail.ru/mail/artemkirakosov58/6457
http://video.mail.ru/mail/artemkirakosov58/6463
http://video.mail.ru/mail/artemkirakosov58/6465
http://video.mail.ru/mail/artemkirakosov58/6467
http://video.mail.ru/mail/artemkirakosov58/6470



ВидеоФильм (необработанный) "ХУДОЖНИК в ПРОВИНЦИИ" (23.09.2009 – 27.09.2009: Валерий ПАНАСЮК, Владимир РАТНЕР, Анатолий ДАШКЕЕВ, Мартин КРЕМЕР, Нина КИБРИК):

– в процессе работы.



Тексты на ПРОЗА.РУ:

http://proza.ru/2009/10/11/146
http://proza.ru/2009/10/14/205
http://proza.ru/2009/10/17/228



Отзывы в ПРЕССЕ:

http://rama.com.ua/AMS+article.storyid+7813.htm
http://www.webground.su/rubric.php?date=20091005&id=87



Сссылки для скачивания в WORD:

http://files.mail.ru/5OE01D













 


Рецензии
В твоих интонациях слышится боль за нынешнее состояние искусства, Артём!
Неравнодушие - главная твоя характеристика.
«Начатое», «Брошенное», «Испорченное» – как бы я посмотрела такие циклы! Они сказали бы, наверное, больше, чем все законченные полотна...
Мне кажется, художник обязательно должен оставить незавершенными какие-то картины, или писать одну картину всю жизнь и всё равно оставить незаконченной, чтобы был открытым финал!

Оля

Лалибела Ольга   17.10.2009 07:23     Заявить о нарушении
Я очень надеюсь на то, что многое удастся завершить, я оставлю после себя всё завершённым и с комментариями, а начатое, брошенное, испорченное, незавершённое - будет отдельным законченным циклом. Спасибо, Ольга, что всегда поддерживаешь.

Артём Киракосов   17.10.2009 07:38   Заявить о нарушении