На передовой не были часть2

(продолжение, см. часть1)

Встретились два одиночества

Рассказывает Яков: После окончания института меня послали на работу на железную дорогу им. Кагановича, а после окончания войны- на Свердловскую железную дорогу в город Нижний Тагил, где проработал долгие годы. Но вернемся к военным годам. Есть люди, которые в своих рассказах о войне, вспоминают забавные случаи. Поверьте: я не могу вспомнить ни одного. Работали день и ночь, не досыпая и не доедая. Некогда было. Даже вспомнить о том времени ничего не могу: работа, работа и еще раз работа. Втянулся. Ждал окончания войны, но...
Я жаждал попасть на фронт, хотелось мстить врагу, а с работы не отпускали, специалисты по железным дорогам были на вес золота. В 1943 году подал заявление о приеме меня в Добровольческий танковый корпус, не известив об этом станционное начальство. Волновался. Через три дня, 15 апреля, явился на призывной пункт. Там собралось около тысячи добровольцев. Зачитали несколько фамилий, в том числе и мою, попросили выйти из строя. Вскоре меня снова отправили на станцию, к месту работы. Так я и не повоевал.
Предполагал, что мои родные остались а оккупации. Что с ними, не знал, волновался, но даже на это времени не было.
В 1945 году я получил телеграмму от жены брата Нюси, что она вместе с сыном будет проезжать станцию Нижний Тагил. Собрал весь паек и поехал на встречу.В вагоне рядом с Нюсей ехала из эвакуации молодая красивая девушка Софа на родину в Староконстантинов. Увидела меня и позже, когда я ушел, сказала Нюсе:
- Какой интересный парень, этот Яша, а какой состоятельный! Одно угощение чего только стоит!
Нюся улыбнулась:
- Он на самом деле хороший парень, но состоятельным его назвать нельзя, просто он старался получше встретить нас с сыном, понимает, что мы едем из эвакуации, не всегда сыты.
Я об этом разговоре узнал потом, а тогда мы просто расстались.
Это произощло в 1946 году. В Нижнем Тагиле мне дали путевку за хорошую работу на курорт в Пятигорск. Зашел к начальнику:
- Прошу вас, дайте мне билет через мой родной город, я хочу узнать о моих близких. Мне в конце войны сообщили, что их убили немцы,  так хочется побывать в родных краях, поклониться их могилам.
- Конечно, Яков Григорьевич, мы удовлетворим вашу просьбу.
В родных краях Яков остановился у Нюси. От нее он узнал, что Софа теперь живет в Красилово. Нюся ей помогла устроиться на работу на откормочный пункт, парень за ней ухаживает, но девушка к нему равнодушна.
Сделав все, что я хотел, посватался к Софе. Она приняла мое предложение. В нашей судьбе было много общего: и я, и она, потеряли в этой войне всех родных. Нам предстояло начать жизнь с нуля.
Из всего города Красилово спаслось 200 человек, которым удалось эвакуироваться, и 3 человека из тех, кто остался в оккупации.

Начальник станции

Семья Штейнброх разрослась: одна за другой родились доченьки - Галочка и Танюша. Родители были счастливы. Глава семьи работал начальником станции, Софа тоже устроилась на железную дорогу. Работа начальника станции требовала полной отдачи, даже ночью Яков частенько вставал и шел на работу проверять, как работают подразделения. Софа привыкла и не ворчала, тем более, что она тоже целиком была поглощена работой.
Это случилось во времена, когда страною правил Сталин. Якову присудили 5 лет тюрьмы за производственную халатность. Даже сейчас Яков считает, что поступил в тот момент неправильно: он должен был проверить, дошел ли груз до другой станции, но за массой дел он забыл сделать это. Груз потом нашли, но...ему грозило заключение. Штейнброху повезло.Помог случай и хороший человек.  Адвокат Майзевич, по национальности еврей, решил помочь соплеменнику. Сам явился к нему, плотно закрыл дверь в кабинет, чтобы никто не слышал.
- Яков, тебе не законно дали такой срок, - сказал он, - Я докажу, что ты не виновен.
И доказал. Яков остался на свободе и на своем рабочем месте.
Однажды Штейнброха вызвал секретарь райкома партии и попросил публично осудить врачей-евреев, которые отравили Горького, отправили на тот свет Фрунзе, и теперь продолжают свое подлое дело. Яков молчал. Он ничего не знал по этому поводу, да и как он, еврей, сможет осуждать огульно тех, кто с ним одной крови? Что-то не так во всех этих обвинениях. Ведь врачи -евреи, он это знал, спасли многим жизнь во время войны и после. Яков молчал, а секретарь требовал немедленного ответа.
- Я не знал, что секретари парткома бывают антисемитами, - выдавил он из себя.
- Жид!- заорал секретарь что есть мочи.
- Нет, я - еврей! - поправил Яков, - Еврей.
- Иди, работай! - в спину ему сказал партиец.
На пенсию Штейнброх Яков вышел в возрасте 60 лет, но трудовую деятельность не прекратил. Год работал ревизором, а ,впоследствии, десятилетие трудился начальником льдопункта. Эти годы он считает самыми лучшими в своей жизни: дружный коллектив, несложная работа, зимой - лыжи, летом -лес, грибы, ягоды.
Все свободное время поглощал сад. Чего только он не выращивал на своем небольшом участке!
В суровом уральском климате это сделать довольно сложно, но Яков трудностей никогда не боялся. Да и ничего не боялся, разве только шахты в далекой юности.
Мог дать совет не хуже любого опытного агронома. Такой уж он человек, Яков Штейнброх, за что не берется, делает основательно.

В Израиле

В Израиль супруги Штейнброх приехали в почтенном возрасте. Якову к тому времени исполнилось 78 лет, но усидеть на месте глава семьи не смог. Он уменьшал свой возраст, чтобы его взяли на работу. И брали. И были им довольны.
В Израиле , во дворе дома, он сделал грядки в лестничном порядке и стал выращивать, лук, петрушку, укроп, помидоры и др. овощи. А также, любимые им, розы.
Когда работал в школе на улице Орлов, не зная ни слова на иврите, ухитрялся беседовать с учителями и детишкими, просил соблюдать чистоту в классах и туалете. Странно, но они слушали его. Так и проработал до 91 года.
Любитель концертов, Яков всегда ездил в парк Аяркон 9 мая, чтобы послушать артистов из  России. Последний раз поехал один, не найдя желающих ехать с ним.
Это было в его 89 лет.
Яков и в России любил не только работать, но и отдыхать, ездил на курорты. В Израиле стал поклонником Мертвого моря, посещал его каждый выходной в течение многих лет. Вокруг него всегда собиралась толпа жаждущих услышать о полезных продуктах. Все приоритеты он отдает обычной моркови.
Здоровым питанием и оздоровлением организма он занялся не очень давно, но многое знает и умеет. И никогда не пропускает утреннюю зарядку.
София, наконец, осуществила свою давнюю мечту: всей семьей совершить путешествие на теплоходе. На все скопленные деньги закупила три каюты, вся семья: супруги Штейнброх, их дочери и внуки - Игорь и Леночка, с удовольствием справили восьмидесятилетие любимой мамы и бабушки в открытом море.

Дружная семья любит собираться под родительским кровом. Глава семьи Яков с удовольствием поддержит любой тост и выпьет за компанию. Им хорошо вместе. Только бы внуки не растеряли семейных традиций, установленных Софией и Яковом.
окт 2009 Зинаида Маркина


Рецензии
Уважаемая Зинаида! Мой отец, как и Ваш тоже был фронтовик, почти до конца работал, как мог. У меня тоже есть рассказы о войне, написанные по его воспоминаниям. Я много знала ветеранов. Это замечательные , стойкие люди.Только живут они у нас в России очень скромно.

Татьяна Шмидт   21.10.2009 15:56     Заявить о нарушении
Я писала про отца моей знакомой,мой отец воевал всю войну, читайте Вычеркнутый из списков на этом же сайте. Я тоже про них много пишу, здесь, на этой стр. они все почти.Надеюсь,что мы еще встретимся.Моего отца давно нет в живых: ВОЙНА СДЕЛАЛА СВОЕ ДЕЛО.
а,как живут в России , знаю не понаслышке, но и здесь не так хорошо, тут тоже не просто жить.

Зинаида Маркина   22.10.2009 23:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.