Ностальгия
В ролях: Милена Вукотич, Делия Боккардо, Домициана Джордано, Эрланд Юсефсон, Лаура Де Мархи, Патриция Террено, Олег Янковский и другие
Ностальгия. Тоска по ... чему, кому? По Родине, месту где родился и вырос, по запаху общей кухни... Нет. Не та ностальгия в этом фильме. Нет там социального подтекста или контекста. Это душевный настрой героя (исп. О.Янковский). Ему холодно и одиноко в залитой солнцем Италии. Рядом с ним чудесная, прекрасная ,живая, красивая и влюбленная женщина. Казалось бы, протяни руку, сделай шаг,скажи да и счастье во всей своей полноте и лучезарности немедленно преобразит всю жизнь писателя.Однако...
Герой покупает бутылку водки, нехитрую закуску и спускается в канализацию. Как крот, который боится солнечного света. И там в присутствии маленькой девочки-беспризорника потихоньку оживает - начинает чувствовать страдание и боль.
Отказ от человеческого счастья,простого и ясного может показаться прерогативой искалеченной души. Но у Тарковского это не так. Там, в солнечной Италии , душа русского писателя умирает, замыкается. Как кит, которого выбросило на солнечный пляж во Флориде. Все хорошо, все счастливы, смеются, но кит погибает.
Так и Янковский. Он пытается спастись, не погибнуть. И прячется в канализацию. Его душа отвергает такое удовольствие и наслаждение, не принимает. Не принимает и слов, и поступков нацеленных на это. Его влечет отшельничество или затворничество-роскошь, которая осталась на Родине.
Фильм , как и все у Тарковского , внесмысловой в рациональном понимании. Привычные причинно-следственные связи легко преодолеваются.Как в "Зеркале", душа не подчинена обстоятельствам и/или времени.Тем более не важен и пространственный комфорт. А пластика, неторопливое движение времени -воды-субстанции,ее причудливые завихрения или медленный танец травы-зелени-водоросли -имеет первостепенное значение. Душа во времени озарена чувством. И череда чувств - всего лишь производные взаимодействия или прикосновения Души к дыханию Бога. А Ностальгия - трепетное переживание упорхнувшего прикосновения .
Конец фундаментален и символичен. На площади Испании кто-то кончает жизнь самосожжение в окружении грациозно расставленных по всей лестнице человеческих фигур.
Свидетельство о публикации №209101800748
И совсем не к месту вспомнился Ст.Лем, которого обожаю - как писателя, философа и гражданина - который. посмотрев "Солярис" сказал, что к его
произведению это не имеет никакого отношения...
но тут не о "Солярисе", о "Ностальгии", где вообще нет литературной основы, только своё, режиссёрское, болезненное до крайности...
И оказалось, что даже намёк на литературу в основе фильма значит для меня больше, нежели полное её отсуствие, но опять же не всегда...,- взять Феллини, - одна "Репетиция оркестра" или "Амаркорд" - и всё!!!Потрясение до конца жизни.
И так лаконично...Может, в этом всё дело?)
Боже мой, вот я думаю обо всём, перечитывая Ваши рецензии на фильмы Тарковского...,- бедный мальчик, хотевший доказать всему свету, что ОН - особенный, не зависящий от своего талантливого холодного(?) отца... И он смог это сделать...
Но почему мне не хочется смотреть всё это повторно, в отличие от...
Ах, хорошо выложить искренне всё, что накопилось...
С любовью, Яна
Кто помнит поэта Арсения Тарковского?
И кто не знает великого кинорежиссёра
Яна Голдовская 30.10.2009 19:11 Заявить о нарушении
Как я рад Вашей весточке, спасибо , с глубочайшими и трудновыразимыми
Ваш я
Адвоинженер 30.10.2009 20:17 Заявить о нарушении