Ностальгия

Фильм: Ностальгия  СССР - Италия , 1983 г.
В ролях: Милена Вукотич, Делия Боккардо, Домициана Джордано, Эрланд Юсефсон, Лаура Де Мархи, Патриция Террено, Олег Янковский  и другие

   Ностальгия. Тоска по ... чему, кому? По Родине, месту где родился и вырос, по запаху общей кухни... Нет. Не та ностальгия в этом фильме. Нет там социального подтекста или контекста. Это душевный настрой героя (исп. О.Янковский). Ему холодно и одиноко в залитой солнцем Италии. Рядом с ним чудесная, прекрасная ,живая, красивая и влюбленная женщина. Казалось бы, протяни руку, сделай шаг,скажи да и счастье во всей своей полноте и лучезарности немедленно преобразит всю жизнь писателя.Однако...
   Герой покупает бутылку водки, нехитрую закуску и спускается в канализацию. Как крот, который боится солнечного света. И там в присутствии маленькой девочки-беспризорника потихоньку оживает - начинает чувствовать страдание и боль.
   Отказ от человеческого счастья,простого и ясного может показаться прерогативой искалеченной души. Но у Тарковского это не так. Там, в солнечной Италии , душа русского писателя умирает, замыкается. Как кит, которого выбросило на солнечный пляж во Флориде. Все хорошо, все счастливы, смеются, но кит погибает.
   Так и Янковский. Он пытается спастись,  не погибнуть.  И прячется в канализацию. Его душа отвергает такое удовольствие и наслаждение, не принимает. Не принимает и слов, и поступков нацеленных на это. Его влечет отшельничество или затворничество-роскошь, которая осталась на Родине.
   Фильм , как и все у Тарковского , внесмысловой в рациональном понимании. Привычные причинно-следственные связи легко преодолеваются.Как  в "Зеркале", душа не подчинена обстоятельствам и/или времени.Тем более не важен и пространственный комфорт. А пластика, неторопливое движение времени -воды-субстанции,ее причудливые завихрения или медленный танец травы-зелени-водоросли -имеет первостепенное значение. Душа во времени озарена чувством. И череда чувств - всего лишь производные взаимодействия или прикосновения Души к дыханию Бога. А Ностальгия - трепетное переживание упорхнувшего прикосновения .
    Конец фундаментален и символичен. На площади Испании кто-то кончает жизнь самосожжение в окружении грациозно расставленных по всей лестнице человеческих фигур.


Рецензии
Дорогой Влад! Мы частично уже обсудили этот взгляд... У Вас - удивительно художественное, зрительное восприятие, у меня - больше литературное( которого тут нет...)...
И совсем не к месту вспомнился Ст.Лем, которого обожаю - как писателя, философа и гражданина - который. посмотрев "Солярис" сказал, что к его
произведению это не имеет никакого отношения...
но тут не о "Солярисе", о "Ностальгии", где вообще нет литературной основы, только своё, режиссёрское, болезненное до крайности...
И оказалось, что даже намёк на литературу в основе фильма значит для меня больше, нежели полное её отсуствие, но опять же не всегда...,- взять Феллини, - одна "Репетиция оркестра" или "Амаркорд" - и всё!!!Потрясение до конца жизни.
И так лаконично...Может, в этом всё дело?)
Боже мой, вот я думаю обо всём, перечитывая Ваши рецензии на фильмы Тарковского...,- бедный мальчик, хотевший доказать всему свету, что ОН - особенный, не зависящий от своего талантливого холодного(?) отца... И он смог это сделать...
Но почему мне не хочется смотреть всё это повторно, в отличие от...
Ах, хорошо выложить искренне всё, что накопилось...
С любовью, Яна
Кто помнит поэта Арсения Тарковского?
И кто не знает великого кинорежиссёра

Яна Голдовская   30.10.2009 19:11     Заявить о нарушении
Очень к месту С.Лем, которого я с детства люблю. В одной из рецензюшек, по-моему на "Солярис", я поминал это высказывание Лема. Абсолютно причем, я настаиваю! Тарковский, который Андрей, пытался выбраться из поэтического сна - тени отца Арсения - переводя пластические изображения в чувственные, непосредственно чувственные, но просветленные изнутри, переживания. Символика Андрея, неторопливость кадра, несмешение изображения и звука - признак сна. Литургия по живому как весточка к пробуждению. Предчувствие - вот вот появится знание,и разум ,может быть, определит некий порядок, но ненадолго. Пластика Андрея, как наиболее сильное средство в его фильмах, за счет собственного движения , смоет и разумом восстановленный порядок. Но красота, движение и воспоминание останутся. Это она- ностальгия:)))

Как я рад Вашей весточке, спасибо , с глубочайшими и трудновыразимыми
Ваш я

Адвоинженер   30.10.2009 20:17   Заявить о нарушении