О ритуалах, постах и украденной мудрости...

Прекрасная традиция верить неведомо во что, прочно вошла и укрепилась в сознании. В тандеме с маниакальной увлечённостью обрядами это приобретает поистине комичные, или скорее трагикомичные формы. Веря неведомо во что, мы забываем о том, что в каждой вере обряды всегда отвлекают от проповедей. И чем сильнее абсолютизм религиозного института, тем более вспомогательных, а зачастую и рудиментарный характер играют эти самые проповеди. Зато обряды на высоте.
Попытка пообщаться с «обрядопоклонниками» обычно не слишком успешна. Они искренне считают, что все их традиции были спущены им непосредственно с неба, по некоему «духовному факсу». И их не волнует, что пророк (или божий сын) не слишком настаивал на постах. Говоря простым языком, он вообще о них не упоминал. Однако посты есть. Почему? Для того чтобы это понять, надо только посмотреть на вещи открытыми глазами.
Итак, раз мы заговорили о постах, рассмотрим четыре основных христьянских поста.
Великий пост. Множество фарисейских уловок и откровенных пропагандистских сказок отложим в сторону. Посмотрим, чем сопровождался этот календарный период раньше, до индустриальных революций и вообще на заре формирования религии. Пост этот, начинающийся после древнего языческого праздника прихода Весны (у разных народов он называется по разному. Масленица, Бел Тайн и т.п…) и длиться несколько недель. Чем занимались в это время наши предки?
Как не странно, но как раз в этот период практически ничем. Были у них такие редкие периоды. Зимние дела уже все закончены, но весенние, а тем паче летние начинать ещё рано. А позади – зима. Амбары и прочие закрома пустеют. А впереди ещё тяжелейшие недели. Какие? А распахать землю? Проборонить и засеять. И всё это обратите внимание на своём, ну в лучшем случае на лошадином горбу и без трактора «Беларусь».
А кто не в поле, тот в лесу. Как минимум резать иву, на корзины, плетни, верши и косовища. Да многое сверх того.
Большие затраты труда при пустых закромах – сложный период. Да и не поохотишься тут. Зверьё в это время разрождается потомством, а наши предки в лицензировании не нуждались и всерьёз ограничивали охоту ранней весной. Да и рыбалку тоже. Надо было растягивать то, что заготовили за осень и зиму.
Наши предки были умнее нас, и сытно отпраздновав приход новой весны, затягивали пояса, оставляя хоть немного еды до весенний работ апреля-мая. Естественный ход жизни, выработавшийся за десятки и сотни поколений оседлой жизни.
Следующий пост, на который мы можем обратить внимание – это Петров пост. Несколько недель (обычно основной массив выпадает на конец июня – начало июля), когда люди снова ограничены в еде. Очень интересен и рацион этого поста. Но вернёмся к предкам.
«Отсеявшись в мае, они принимались править после зимы дома, удить первую рыбу сплетёнными ранее вершами, да и вообще вести хозяйство. Хозяйство – в самом широком понимании этого слова. А значит невозможны такие хозяйства без скота. И скот этот надо кормить. Отелившиеся (ожеребившиеся, окотившиеся и т.п.) животные, кормящие своих детёнышей сильно нуждались в еде. Выгнать на поля – не бином Ньютона, да вот невесть какое лето впереди, а корова – не кошка, кушает много. И тут как на радость середина июня. Первые сочные травы. Вот тут и собирались люди да снова в поля. И косить десятки, сотни и тысячи четей, акров и прочих гектар зелёных полей. Косить, сушить, таскать и складывать. Да и почти круглосуточно пасти. Не до еды в поле, прямо скажем. Круп набрали с собой и готовят их в поле. Не набегаешься за маслом, мясом и прочими деликатесами домой. И джипов со встроенными холодильниками нет. Не тратили они время на ежедневную дорогу. Как сказано было выше: «Естественный ход жизни, выработавшийся за десятки и сотни поколений оседлой жизни.»
Ну а про успенский пост и говорить много не надо. Как ни крути, а серьёзной еды за лето не наберёшь. Рыбы да мяса чуть, ягод да корнеплодов. Но август – время первого урожая. Тут уже и яблочный и медовый и ореховый спас, и озимые злаки и многое, многое другое. Но прежде чем съесть всё это разнообразие, его надо собрать. Вот и уходили наши предки в поля на две недели, собирая первые большие плоды своего труда, чтобы потом обеспечить себя на долгую снежную зиму.
Есть ещё рождественский пост, заканчивающийся как видно из названия. В самое рождество. С ним ситуация мутная. Хотя в принципе тоже объяснимая. Если забыть о том, что в силу ряда причин (схожих по характеру с причиной навязывания постам христьянского значения) день рождения Иисуса, родившегося на границе месяцев Адара и Нисана, под знаком рыб, был перенесён вдруг на зиму, то получится, что праздник в эти дни был другой. Отвлечёмся от подвижек с юлианского календаря на григорианский и увидим, что пост предшествовал… дню Солнцеворота! Дальше можно искать или не искать связи, общей сути это не изменит.
Так если смотря открытыми глазами, увидеть всю простоту и бытовую суть постов, в чём же маниакальная страсть церковников привязывать их в своим обрядам? И только ли христьяне таковы? Конечно нет.
Возьмём иудейский и мусульманский запрет на свинину. Грязное мясо говорят. Ещё интересное слово «не кошерная». Братья мусульмане, об руку с братьями иудеями. Отвлекитесь на секунду. Откройте глаза. Ваша культура родилась в жарких песках Аравийского Полуострова. Там, где присев днём на песок можно поджарить себе седалище в считанные мгновения.
При чём тут пески и свинина? Да портится она там. Зарезать не успеешь свинью, как жирное её мясо стухнет на такой жаре. Вот и не ели там ей и не разводили, отдавая предпочтение баранам, чьё мясо в схожих условиях вялится. И никаких тебе «небесных запретов».
Это же кстати касается и предупреждения о вине, следуя которому многие мусульмане сливают первую часть бокала на землю, а многие горячие головы и вовсе пытаются его избегать. «В первой капле вина – таиться дьявол», так по-моему переводится с арабского соответствующие напутствие. И мы слушаем. Мы, люди двадцать-первого века, пьющие вино не только из стеклянных бутылок, открываемых штопором!!! Но и из картонных коробок с хитрым «самольющимся» краном.
Ну не укладывается в нашей голове, что так было на всегда. Нет, кто-то конечно представляет себе ещё дубовые бочки. Сиротливые приёмные дети европейской культуры. Плохо на Аравийском полуострове с деревом. Глиняные сосуды с залитыми, а не заткнутыми пробкой горлышками, которые, о ужас!, не открыть штопором. Только пробивать или отсекать то самое горлышко. Вот и выходит, что не слив немного вина из открытого кувшина, пить придётся вино-глиняный микс.
В чём же суть? Почему так происходит? Почему мудрость наших предков приписываю себе люди, старающиеся от мудрости этой держать нас подальше?
Сдаётся мне потому, что личная власть, которую даёт религиозным институтам баранье подчинение паствы, для них слишком ценна и отстаивая своё место под солнцем они готовы заставлять нас забывать истинную мудрость наших предков и слепо следовать у них на поводу. Хорошо если просто на групповое стояние с зажженными свечами или вредное в условиях мегаполисов, но обычно не смертельное ограничение в еде. Но бывает ведь, что и на священные войны…               


Рецензии
Даже простое следование обрядам и традициям не самое худшее в этой жизни. Гораздо хуже их отрицание и забвение, что приводит к разобщённости и хаосу, выражающихся в виде революций и войн. Говорить о сакральной сущности того же поста, думаю, здесь неуместно, поскольку "миниатюра" написана совсем в другом ключе. Ваши поспешные и незрелые выводы напоминают подгонку решения довольно сложной задачи под уже готовый простой ответ. А вот изучить историю происхождения и трансформацию традиций - это благородная и трудоёмкая задача.
С уважением,

Сергей Воробьёв   08.04.2010 14:45     Заявить о нарушении
Спасибо Сергей за Ваше суждение. Вы уж меня простите но не соглашусь с Вами. Учитывая что таже церковь "подогнала" 99% своих обрядов под существовавшие ранее мировоззрения, меня упрекать в подгонке - смешно. Нравиться Вам жевать церковную кашу - жуйте. Жизнь рассудит.

Дмитрий -Ветер-Павлов   09.04.2010 14:41   Заявить о нарушении
"Нам (и нами же), порой, внушаются такие бессмыслицы, что потом материалистическая ограниченность, ложное понимание, не доведённое до своих обличающих неверность понимания выводов, представляется огромным приобретением разума". Л.Н.Толстой (из дневников)

Сергей Воробьёв   13.04.2010 11:08   Заявить о нарушении
Да Ваша точка зрения ясна. Вы считаете что до христьянства жизни небыло....
Закрыли тему...

Дмитрий -Ветер-Павлов   16.04.2010 13:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.