Вступление

“...Как цепь, потеряв одно или два звена, неизбежно распадается, так же и разум, жаждущий проник-нуть в прошлое, останавливается и остывает, если пытается добиться своей цели, опираясь только на предания. Стремящемуся к  истинному знанию необходима особая наука - искусство читать между строк...”
(“Беседы о памяти”, библиотека Нафин Лассинар)


Одна из немногих вещей, что существует в сознании любого живого существа, независимо от расы, срока жизни и места обитания - это ощущение безнадёжности собственных усилий, рано или поздно приходящее ко всем, не знающим своего пути. Анур Аниварэр (1) , Меняющие Облик дети новой Эрмар (2)  почему-то не задумываются о своём пути, и проживают свой недолгий срок в постоянных поисках и мучениях, чаще всего посвящая себя чему-то отнюдь не по велению души, а под влиянием некоторых обстоятельств: воспитания, моды, общепринятых понятий, мнения родных и совершенно незнакомых людей...
Я тоже обладал этим. Моё ощущение безнадёжности казалось мне чем-то, не зависящим от меня, я был уверен, что это норма. Но в какой-то момент всё изменилось. Долгое время мне казалось, что я пребываю в состоянии свободного падения, причём было неизвестно, куда я падаю, и что последует за приземлением. Я был склонен думать, что смерть. Но падение прекратилось.
Я, Элимар Тирхаурэ Имиаквар, живущий в городе Меняющих Облик и до последнего часа твёрдо осознававший себя одним из них, я, потерявший память предыдущих лет и помнящий только смутные картины, долгое время говоривший на чужом языке, почитая его родным, наконец-то обрёл память.
Сначала были слова. Я ещё не понимал их смысла, но ощущение за-ставляло задуматься, сопоставить то-что-знаешь с тем-что-есть. Оказалось, что они мне знакомы. Они всплывали незримыми образами из глубины сознания, сворачивались в потрясающей красоты фразы, стихи, песни - казалось, что это всё было со мной всю жизнь, только зачем-то было закрыто в каком-то старом сундуке, а ключ потерян. Откуда это - мелодичная речь, звучавшая ещё в годы юности мира, откуда это у меня? Память прошлых жизней? Я был уверен, что да. Но что такое прошлые жизни? Они могут быть только у Меняющих Облик... Да, расставаться с привычными понятиями иногда тяжело. Я сделал над собой усилие и с жадностью погрузился в бурлящий поток неведомого знания, шаг за шагом узнавая то, что уже когда-то знал. Мифы, легенды, предания, песни, обычаи, имена... Потом я вспомнил и своё имя. Киниан (3) не умеют забывать. Видимо, я, как полукровка, представляю собой исключение. 
Затем я нашёл их, вернее, наоборот. Они меня нашли. Вежливо по-интересовались, нужно ли мне всё это, прекрасно зная, что отрицательного ответа быть не может. Далее информации стало столько, что я уже с трудом мог её вмещать.
Я отважно полез в историю творения, как всякий доморощенный теолог пытаясь сопоставить её с уже знакомыми мне теориями. Я начал интересоваться тем, что лежит между строк скупых канонических повествований, тщательно выискивая двусмысленности и несоответствия. Во-просов возникало столько, что половина забывалась за ненадобностью, потому что, как правило, ответ приходил один, но на все вопросы сразу.
В “Илэр пас ларэр Кинианур”(4) об Эрмар Сафанэр(5) сказано немного. Вернее, очень мало. Но почему была обойдена вниманием жизнь и история целой планеты? Предания в деталях повествуют о гибели Эрмар Сафанэр, но о жизни на ней сказано лишь, что ”Киниан создали свою цивилизацию на основе знаний, мудрости и взаимопонимания и многие времена жили они в мире и спокойствии, совершенствуя свои знания и умения и приумножая красоту земли.” И всё? Да и не верится что-то, чтобы за многовековую историю огромного народа на планете не произошло ни одной войны. Вдобавок, у меня было какое-то странное ощущение внутри, мне казалось, что за этими общими словами может быть спрятано нечто огромное, не вмещающееся в известные понятия, какая-то история, тайна, горькая и беспощадно необходимая. А потом я вспомнил. Причём так, будто стал сразу всеми жителями Эрмар Сафанэр, каким-то образом провалившись в непостижимо далёкое прошлое. Картины, открывшиеся мне, мягко говоря, не всегда были похожи на сухой, строго положительный и абсолютно безэмоциональный текст Книги Песен. Через какое-то время у меня уже не хватало сил держать всё это в себе, этому шквалу информации нужен был выход. Вдобавок, возникло желание упорядочить сие хронологически, потому что у меня было ощущение, будто я читаю книгу, которая когда-то рассыпалась и перепуталась, и её переплели, не разложив по порядку листы. И я начал это записывать, не разрешая себе ничего приукрашивать, исправлять и добавлять от себя. Но история эта огромна, и боюсь, что она ещё долго не закончится. Ну и хорошо. А нервы, сгорающие в этом огне, - что ж, нервы можно вылечить. Так уж устроен мир, что за всё, что мы получаем, мы обязаны чем-то жертвовать.
“...Ведь и птенец не появится пред лучами Солнца, не разбив яйца...”

(1) Люди. Дословно - Юный Народ
(2) Земля
(3)Дословно - Высокий Народ. Старшая раса, во многом отличающаяся от людей, жившая ещё на Эрмар Сафанэр - Старой Земле. Главным отличием кинианской цивилизации от человеческой было то, что она была не техногенной, а магической. 
(4) Книга песен Киниан - сборник преданий о сотворении мира, об истории народа Киниан, о том, как они оказались на Земле и что они здесь делают. Что-то вроде местной Библии.
(5) Старая Земля. Планета, находившаяся на месте Земли и погибшая вследствие ослабления притяжения между частицами, короче - от старости.
 


Рецензии
«Сто снов о Старой Земле». Прочла сей опус с удовольствием. Написано хорошо: тонкий, красочный, подобный музыке язык; насыщенное поэтичными метафорами, сравнениями, ассоциациями изложение. Интересна представленная во Вступлении модель мироздания : из великого ничто, из противоборствующих сил через звук и свет путём музыки и гармонии к созданию нового прекрасного мира. Причём изложено так красиво и с таким чувством, что отчётливо заметно то, что автор имеет непосредственное отношение к музыкальному искусству и любит его)).
В центре повествования два , скажем, брата, две ипостаси :Эрт’э‘лен Аквар, Создатель и Тхирмиунар, воплощённая Любовь. Вот как не удивительно, но именно Создатель представился мне наиболее морально неустойчивым персонажем, пройдя путь от Творца до карателя .А так хорошо всё начиналось… А всё она, ревность. Ну не захотелось ему совместно воплощать великий замысел , одному хотелось, самому. На манер есть только одно правильное мнение и оно по странной случайности совпадает с моим собственным. А всё остальное неправильно, потому что портит МОЙ замысел. И из той птицы высокого полёта, которая сотворила и населила прекрасный мир получился крайне эгоистичный, капризный, как балованное дитя, слушающий и слышащий только угодное ему субъект. Классический пример самодура на высоком посту. Хорошо ещё, что он не высшая инстанция, ещё есть Ирму Акварэн, Мать Миров, способная приструнить зарвавшегося синкланара, своё же творение…
Тем симпатичнее выглядит антипод -несмотря на стихийную свою сущность разумный ,дальновидный, мудрый и любящий Тхирмиунар.К нему стремятся, его ищут, его любят те, кто не согласен с подавляющими личность порядками в обществе киниан. И не потому, что, обладая вздорным характером, хотят разрушить многовековые традиции, а потому, что ищут свой путь, своё истинное предназначение в жизни, натуры одарённые, творческие. Честь и хвала тому, кто даёт желающим такую возможность. Тхирмиунар истинно Старший и есть. Но за это и бывает периодически бит ревнивым Эрт’э’лэн Акваром вплоть до попытки полного уничтожения.
Хочется ещё сказать, что книга очень увлекательна, вызывает ощущение непосредственного присутствия в описываемом мире и участия в событиях. Она богата самыми разнообразными и разнохарактерными персонажами, вызывает и улыбку, и негодование временами ,и глубокие размышления.

Виктория Башкирова   05.02.2010 04:14     Заявить о нарушении