Русский дух - свободная воля

Публицистический очерк о становлении традиционной национальной идеи единства и согласия в современной РОССИИ

    Эпоха Бориса Николаевича Ельцина запомнится прежде всего борьбой за утверждение в искушениях свободой православной веры в душе русского народа, в итоге - общецерковная канонизация cобора новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе в кафедральном храме Христа Спасителя в день попразднства Преображения Господня 20 августа 2000 года от Р. Х.
               

                И ни  церковь, ни кабак -
                Ничего     не     свято.
                Нет, ребята,  всё не так!
                Всё  не  так,  ребята...
                В.  С.  Высоцкий

      1980 г. – «Брежневский пик коммунизма» в СССР на фоне «антикоммунистических» протестов,  организованных независимым профсоюзом «Солидарность» в социалистической Польше и «советского   военного   присутствия»   в   Афганистане.
      Апофеозом «высшей стадии развитого социализма» была летняя Олимпиада в образцовом коммунистическом городе Москве с дешёвой   колбасой   и   водкой.

Кто ответит мне –
Что за дом такой.
Почему – во  тьме,
Как барак чумной?

                Свет лампад погас,
                Воздух       вылился...
                Али   жить   у  вас
                Разучилися?

                Траву        кушаем,
                Век   –   на щавеле,
                Скисли      душами,
                Опрыщавели,

                Да     ещё     вином
                Много    тешилось, –
                Разоряли        дом,
                Дрались,  вешались.      
      
        И    нас   хотя   расстрелы   не   косили,
        Но  жили   мы,  поднять  не  смея  глаз, –
        Мы тоже дети страшных лет России,
        Безвременье    вливало    водку     в   нас.               
               
                А   мы  живём  в  мертвящей   пустоте, –
                Попробуй  надави – так  брызнет гноем, –
                И  страх   мертвящий  заглушаем   воем  –
                И  те, что первые, и люди, что в хвосте.
 
        И       обязательные      жертвоприношенья,
        Отцами     нашими      воспетые     не    раз,
        Печать   поставили   на    наше   поколенье,
        Лишили     разума    и     памяти     и     глаз.

                Мне      меньше    полувека    –    сорок   с     лишним, –
                Я       жив,     тобой       и      ГОСПОДОМ      храним.
                Мне есть что спеть, представ перед ВСЕВЫШНИМ,
                Мне      есть      чем      оправдаться      перед     НИМ.

      Так писал скончавшийся – в год 600-летия победы на Куликовом поле (по молитвам преподобного Сергия Радонежского) православного воинства под предводительством благоверного великого князя Дмитрия Донского – народный поэт (разбудивший, как вулкан, своим внезапным уходом из жизни заснувший русский дух) Владимир Семёнович Высоцкий (1938 - 1980). Эти строки подобны «заре пробуждения искалеченной русской души» – её первая после  долгого  мрака  «безвременья»  покаянная  молитва.

      Затем страна  снова  замирает в «марксистско-ленинском застое». В лице незаурядных представителей «партноменклатуры 80-ых годов» – генеральных секретарей ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова (1914 - 1983) и Михаила Сергеевича Горбачёва –  «советская власть» ищет пути обновления государства: то на съездах и конференциях КПСС, сочиняя бездушные агитационные лозунги, вроде «перестройка, гласность, ускорение»; то «заигрывая» с Русской Православной Церковью (РПЦ), например в 1983 году государством переданы РПЦ для создания Административного центра Московского Патриархата  руины архитектурного памятника-ансамбля  «Даниловского  монастыря».

     1988 г. – Публичное празднование тысячелетия Крещения Руси и соборное прославление РПЦ в лике святых сонма подвижников, в  т. ч.  Дмитрия  Донского, предварили общество о приближении по воле ПРОМЫСЛИТЕЛЯ живительного этапа (наступившего в 1990 г.) «второго Крещения поруганной Русской земли» под началом  двух (избранных очнувшимся народом) харизматичных личностей – Патриарха Алексия Второго (1929 - 2008) и Главы Российского государства Бориса Николаевича Ельцина (1931 - 2007), олицетворявших новую симфонию духовной и светской жизни в период раннего возрождения (под конец второго тысячелетия) национального самосознания русского народа, молящего  ЖИВОНАЧАЛЬНУЮ  ТРОИЦУ:
      «Даруй нам благодать и благую ревность,  да ТВОЕГО ВЕЧНОГО ЦАРСТВИЯ и правды его прежде и паче всего искати, да благая, временному житию потребная, вся приложится нам, предстательством и покровом ПРЕБЛАГОСЛОВЕННЫЯ ПРИСНОДЕВЫ  БОГОРОДИЦЫ и молитвами всех русских святых,  с  ними  же  во  общении  веры    ТЕБЕ,   ЕДИНОМУ     ТРИИПОСТАСНОМУ БОГУ, БЕЗНАЧАЛЬНОМУ ОТЦУ И СОБЕЗНАЧАЛЬНОМУ СЫНУ И СОПРИСНОСУЩНОМУ СВЯТОМУ  ДУХУ, приносим благодарение, поклонение   и  славу  во  веки  веков. Аминь» (Из молитвы  о  Москве, к  850-летию   основания   города   Москвы   посвящённой).

      Именно благодаря редкому сочетанию личных качеств нашего национального вождя с Урала (веры, воли, чутья, мужества, настойчивости, верности, совестливости и самопожертвования), усиленных колоссальным кредитом доверия и массовому стремлению к переменам, иными словами, благодаря могучей духовной (христианской), созидающей энергии преображения, сконцентрированной в широкой, любящей, русской, крестьянской по роду, патриархальной душе Б. Н. Ельцина стало возможным пройти нам суровый путь «скитаний Богоизбранного народа в поисках земли  обетованной» всего за  десять лет (что значительно меньше сорокалетнего поиска  неприкаянными  евреями своего «пристанища»  в  ветхозаветные  времена).
      Репутация  сильного, решительного и непредсказуемого политика, государственного деятеля мирового масштаба, доброго семьянина с годами крепла, несмотря на возраставшую при этом критику в адрес Бориса Николаевича. Однако авторитет Ельцина был основан не «надутом» средствами массовой информации рейтинге, а опирался на традиции и ценности православного домостроя и русского правосознания (дом и земля, семья и потомство, честь и долг, благородство   и   верность,  правда   и   справедливость).
      Жизненный крест победителя Б. Н. Ельцина – это непрерывный труд и борьба;  мужественно пережитые несколько инфарктов и рискованная операция на сердце; незлобивость, публичное раскаяние не только в своих проступках, но и в «общественных грехах»; интуитивное обретение русского стиля правления (внешне напоминавшего соборную монархию); а на склоне лет смиренное возрастание в вере и любви (истовое «воцерковление самовластной души»,   активное  паломничество).
      Прощаясь с усопшим экс-президентом, любящим отцом, заботливым дедом Борисом Николаевичем Ельциным и слушая пасхальные песнопения под сводами воссозданного (по его Указу) Храма Христа Спасителя , невольно охватываешь мысленным взором прожитую переломную эпоху (чем-то похожую на времена Царя Бориса  Федоровича   Годунова  (1551 - 1605)).

      Недостатка  в  исторических  событиях  тогда  не  было.   Вот лишь  некоторые:

      1988 г. – Cоздан Фонд по восстановлению Храма во имя Христа Спасителя на прежнем месте и открыт счёт для пожертвований и благотворительных  взносов.

      1989 г. – РПЦ прославлен в лике святых святитель Тихон, Святейший  Патриарх  Московский  и  всея  Руси.

      1990 г. – В феврале Священный Синод РПЦ благословил идею возрождения Храма Христа Спасителя. РПЦ прославлен в лике святых   праведный   Иоанн   Кронштадтский, всея  Руси  чудотворец.

      10 июня 1990 г. – День интронизации Святейшего Патриарха Московского  и  всея  Руси   Алексия   Второго.

      12 июня (30 мая по ст. ст.) 1990 г. – В день  рождения (в 1672 г.) первого Всероссийского Императора  Петра  Алексеевича Романова  принята Верховным Советом РСФСР Декларация о государственном   суверенитете   республики.

      1 октября 1990 г. – Принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях».

      17 марта 1991 г. – Подавляющее большинство граждан нашей страны проголосовало на референдуме за введение в РСФСР поста Главы Российского государства – Президента, избираемого народом прямым,  тайным   голосованием.

      12 июня 1991г. – Избран первый Президент суверенного государства Б. Н. Ельцин. Возвращено городу на Неве историческое название «Санкт-Петербург».

      30 июля 1991 г. –  Прибытие в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь (незадолго до этого возрождённый) раки с мощами преподобного чудотворца Серафима Саровского (мощи переданы РПЦ Министерством культуры из Ленинградского музея истории религии 11 января 1991 года – дата второго обретения мощей  особо  почитаемого   русского   святого).

      31 октября 1991 г. – Cъезд народных депутатов РСФСР утвердил новый государственный флаг – бело-сине-красный, который в январе 1705 года Именным Указом (ном. 2021) из Приказа воинских морских дел Петра Великого дарован только коммерческим, торговым судам.

      7 января 1992 г. – Отныне РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО становится государственным  праздником  и  нерабочим   днём.

      25 мая 1992 г. – Российскому Палестинскому обществу при Академии Наук возвращено историческое название «Императорское православное Палестинское общество» (основано в 1882 году великим  князем  Сергеем  Александровичем  Романовым).

      29 мая 1992 г. – Состоялось в Санкт-Петербурге в великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора погребение Его Императорского Высочества благоверного великого князя Владимира  Кирилловича (1917 - 1992).
      Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй в день отпевания 29 апреля 1992 года Главы Российского Императорского Дома произнёс проникновенную  речь:   
      «Вся жизнь Владимира Кирилловича прошла за пределами России, попеременно в Германии, Швейцарии, Испании и Франции. Но он сознавал себя в них скитальцем, ибо его помыслы и чувства были устремлены  к стране,  которую  он  считал  своим  Отечеством.
      Он никогда не имел гражданства или подданства какого бы то ни было государства. Единственным оправданием своего существования он считал возможность по мере сил послужить Родине. Он полагал это священным долгом и на протяжении всего, далеко не лёгкого, жизненного пути совершал свою миссию,  как  мог,  как понимал [...]. Исход в Землю обетованную,  которой для почившего была Россия, продолжался на протяжении всей жизни. Он всегда остро сознавал свою неотъемлемую принадлежность к её народу. И его вера и  долготерпение  не  были  посрамлены [...].
      БОГ смилостивился над ним, и буквально на пороге в мир иной Владимир  Кириллович  вступил  в  родную  землю».
      После панихиды, на приёме, Патриарх сказал, в частности: «Дело его (В. К. Романова), которому он служил, мы верим, будет  продолжаться  и  потомками – продолжателями  рода».

      16 июля 1992 г. – Подписан Указ Президента РФ «О создании Фонда возрождения Москвы, где строительство Храма Христа Спасителя стояло на первом месте.

      8 октября 1992 г. – Празднование 600-летия преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.

      1993 г. – По инициативе Российского дворянского собрания объявлен Международным годом памяти императора Николая Второго. К 380-летию Дома Романовых был приурочен фестиваль «Вехи», организованный в Костроме с участием великих княгинь Леониды Георгиевны (вдовы великого князя Владимира Кирилловича) и Марии Владимировны (дочери великого князя, нынешней   Главы   Российского   Императорского   Дома), а также великого князя Георгия Михайловича (внука и наследника великого князя,  1981 года  рождения).

      4 ноября 1993 г. – Освящение храма-памятника в честь Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве, восстановленного по решению Президента России Б. Н. Ельцина на месте прежнего, построенного в 1636 году на средства первого Царя династии Романовых – Михаила Фёдоровича и разрушенного богоборцами   в  1936  году.

      12 декабря 1993 г. – Утверждена народным голосованием на референдуме Конституция России с византийско-русским самодержавным  гербом.

      10 июня 1994 г. – К 300-летию Российского флота – спуску на воду в 1693 г. Петром Великим первого корабля «Апостол Павел» – на архангельском заводе «Красная кузница» в присутствии великокняжеской семьи был спущен на воду сухогруз, названный «Цесаревич Георгии». Крёстной матерью корабля водоизмещением в 1000 тонн, освящённого по церковному чину, стала великая княгиня Мария Владимировна.
 
      В конце 1994 г. – Выполнены работы по устройству монолитной фундаментальной плиты Храма Христа Спасителя.

      1995  г. – Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе святитель Филарет (в миру  В. М. Дроздов), митрополит Московский и  Коломенский.  Его  мощи  почивают  в  Храма  Христа  Спасителя.

      7 января 1995г. – В праздник РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, заложен  первый камень  в основание возрождаемого Храма.

      6 мая 1995 г. – Освящение храма-памятника (в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.) во имя святого вмч.  Георгия  Победоносца на Поклонной горе в Москве.

      25 октября 1995 г. – Принесение в Москву (в воссозданную часовню    у   Воскресенских  ворот   Китай-города)  со  Святой  Горы Афон списка чудотворной Иверской иконы Божией Матери («Вратарница»).

      14  апреля  1996 г. – На Пасху Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй в присутствии Президента России Б. Н. Ельцина провёл первое Богослужение под сводами Храма Христа Спасителя.
 
      1997 г. – В год празднования 850-летие Москвы состоялось освящение нижней церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего   Иисуса   Христа   возведённого  Храма   Христа   Спасителя.

      1998 г. – Празднование 600-летия со дня основания Саввино-Сторожевского  монастыря  преподобным   Саввой, Звенигородским чудотворцем (святой прославлен  в 1547 г.  на  Московском Соборе).
       
      9 апреля 1998 г. – В Великопостную неделю, в Святом граде Иерусалиме в присутствии Патриарха Иерусалима Диодороса Первого и многочисленного духовенства великий князь Георгий Романов,  достигший династического совершеннолетия,  принёс  «именем БОГА ВСЕМОГУЩЕГО, пред святым ЕГО Евангелием...» присягу на верность ГОСПОДУ ВСЕДЕРЖИТЕЛЮ, Главе Российского  Императорского  Дома  и  Отечеству. Патриарх, по- архиерейски  двумя  руками,  благословил наследника, затем обнял и сказал: «Я буду молиться о том, чтобы   как можно скорее ты прочёл присягу уже в момент своей коронации».

      17 июля 1998 г. – Произнесённая в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе (по случаю отмечаемой на государственном уровне 80-летней годовщины расстрела царской семьи) речь Президента России Б. Н. Ельцина была зримым и выстраданным плодом  личного покаяния.
 
      31 декабря 1999 г. – В последний день правления Бориса Николаевича Ельцина прошло малое освящение Храма Христа Спасителя Патриархом  Алексием  Вторым.

      7 января 2000 г. – Экс-президент Б. Н. Ельцин вместе с Вселенскими Патриархами и Главами (православных по духу) государств принял участие в праздновании 2000-летнего юбилея Рождества Христова на Святой Земле, а в Московском Храме Христа Спасителя в этот день состоялось первое Рождественское Богослужение.

      19 августа 2000 г. – Состоялось большое освящение Храма Христа Спасителя.

      20 августа 2000 г. – На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ – проходившем в Храме Христа Спасителя – прославлен в лике святых «Собор новомучеников и исповедников Российских», а также  принят исторический документ «Основы социальной концепции Русской Православной  Церкви».

      2003 г. – В России с государственным размахом отмечались торжества:    100-летие     прославления     преподобного    Серафима    Саровского чудотворца и 300-летие  основания     Санкт-Петербурга.

      2006г. – Перезахоронение русской Императрицы, супруги Государя Александра Третьего Марии Фёдоровны (1847 - 1928) в царской усыпальнице  Петропавловского собора  в Санкт-Петербурге.
   
      5–7 марта 2007 г. – В Москве в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя под председательством Главы Собора, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго собрался XI Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС). Тема форума: «Богатство и  бедность: исторические  вызовы  России».

      25 апреля 2007 г. – Общенациональный траур: похороны по православному обряду Главы Российского государства Бориса Николаевича Ельцина. Отпевание и прощание прошли при многотысячном стечении народа в столичном Храме Христа Спасителя.

      17 мая 2007 г. – Всенародное торжество в Храме Христа Спасителя – в праздник ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ – по случаю подписания, в присутствии Президента России Владимира Владимировича Путина, Акта о восстановлении канонического общения   внутри   Поместной   Русской   Православной   Церкви.

      5 декабря 2008 г. – Общенациональный траур: почил в Бозе  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй (в миру Алексий Михайлович Ридигер). Благоговейное прощание благодарной многомиллионной паствы со своим Отцом стало кульминацией миссионерского служения Первосвятителя РПЦ, похороненного в Богоявленском кафедральном соборе в Москве.

      1 февраля 2009 г. – В день празднования обретения мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородскоо чудотворца (1652)   в   Храме   Христа   Спасителя,   в   присутствии Президента России Дмитрия  Анатольевича Медведева,  состоялась  интронизация избранного Поместным Собором РПЦ  16-ого  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (в миру Гундяева Владимира Михайловича).

      Касаясь вопиющего общественного расслоения, в том числе обнищания трудового населения страны в 90-ые годы прошлого века,  следует   обратить   внимание   на   следующее:

• Во-первых,  «шоковая терапия», начатая в 1992 году «новыми левыми» (внуками большевиков «сталинской закалки», молодыми реформаторами – «учёными монетаристами проамериканского толка»), внезапно обрушилась на привычное для многих интернациональное,  коммунистическое  «равенство  в  нищете» (атрофировавшее предприимчивый навык и парализовавшее народную волю к ведению самостоятельной хозяйственной деятельности, к эффективному распоряжению «на халяву прихваченной» собственностью), усугубила социально-материальное различие «стартовых условий жизни»  между «полюсами  общества»  и   ярко  обнажила  бездуховную,  алчную  суть  части  бывшего  «советского  народа»  бывшей  «страны  Советов».

• Во-вторых, монопольно господствующая семь десятилетий в СССР «тоталитарно-масонская» идеология КПСС (с атеистическим моральным кодексом коммунизма и спекулятивной марксистской политэкономией) её ревизионистским руководством (в спонтанном процессе «ускорения перестройки») была превращена в эклектичный либерализм – «социал-демократический» синтез маргинального исторического материализма с социал-дарвинистской этикой «американского» общества потребления (здесь норма «каждый  за себя,  а  рынок всё расставит на свои места» в реальности выглядела так: «в криминальные годы первичного накопления капитала при беспощадной конкуренции – естественном отборе, или  завистливом  отстреле, выживал  сильнейший  мафиози», т. е. баснословно обогащался тот «сырьевой» олигарх-ростовщик, кто был при «кормушке» – коррупированной «власти») вкупе с фрейдистской эстетикой психоанализа порочного идолопоклонства перед кумирами любостяжания и сластолюбия.

• В-третьих,  без возрождения духовно здоровой многодетной семьи, без развития отечественного земледелия и промышленности – не будет ни воспитанного справедливого потомства,   ни   богатой   счастливой   страны.

• В-четвёртых, без «верховного правителя», соблюдающего традиции и обычаи русской культуры, не уберечь единую и неделимую   Россию   от   деградации   и   распада.
 
•  В-пятых, без нравственной симфонии «церковный канон = государственный закон» не будут прочными моральные устои общества. Именно, в начале 90-ых годов общественный процесс христианского возрождения, сопровождаемый реституцией церковного имущества, приобрёл повсеместный характер и был предоставлен свободный выбор исторического пути развития страны, а также личного бытия каждого гражданина - это ли не чудо промысла Божиего, зримо явленного и вымоленного собором Русских святых.

      В качестве эпитафии наряду с политическим завещанием первого Президента: «Берегите Россию» уместны поэтичные слова В. С. Высоцкого:
                Душу, сбитую утратами да тратами,
                Душу,    стёртую    перекатами, –
                Если  до крови  лоскут истончал, –
                Залатаю    золотыми    я     заплатами –
                Чтобы    чаще     ГОСПОДЬ    замечал!
                2009      
               


Рецензии
О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ.
Без нравственной симфонии духа церковного канона и буквы государственного закона не будут прочными моральные устои общества, ибо "фарисейство" разрушает целостность мировоззрения - основу духовности личности, а духовность представляет собой экзистенциональное существо человека, достигшего зрелости, т. е. мудрости - понимания происходящего в библейском контексте исторического процесса.
Остро востребована сейчас - в нынешнем разобщённо-раздробленном обществе потребления (с пошлым вкусом и сатанинским влечением) - Человеческая Личность, подобная литературному критику и педагогу, «отцу русской интеллигенции» Виссариону Белинскому (1811 - 1848), с живоносным, могучим и певучим русским языком, с активной гражданской позицией, с классической, публицистической патетикой на просторах Интернета (с неограниченными информационными ресурсами социальных сетей), опирающейся на незыблимые библейские, а потому подлинно гуманистические ценности, такие как: премудрый промысел Божий, мир, свет просвещения, благо, благоговейное благочестие, благородство, благоразумие, вера, надежда, любовь, истина, добро, красота, благородство, чувство меры и такта, счастье, справедливость закона, свобода воли и доминанта совести, художественность и народность и т.д.
Возвращаясь к эстетическим истокам «Золотого» XIX века русского искусства, при этом практически оценив сквозь призму его художественности эпохальную уникальность Русского модерна в эфемерном «Серебряном» XX веке, вполне возможно сотворить оригинальный по форме и народный по духу «Платиновый» XXI век российской культуры. Бог нам в помощь.

Георгий Асеев   29.10.2018 19:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.