В Чаше - Сокровище Камня. Часть 1

Камень драгий, единый, благостью в жизни сохраните.
Учение Живой Этики: Зов, ЛОНДОН. Март 24. 1920

Посягать на радость духа могут лишь камень носящие в сердце.
Счастья крылья даны лишь возвышенным мыслью.
Не надо толп и полков – можно достигать единым полетом духа.
Явление единения побеждает полчища.
Учение Живой Этики: Зов, 1923 Февраль 16

      (Гуру – Н.К.Рерих). Не будем пенять на убожество жизни, если угаснут огни сердца. Ведь и убожество и богатство – внутри. Камень нашедший и крепко держащий его всею силою духа не возжаждет и не взалкает вовек, где бы он ни был и каковы бы ни были условия его земной жизни. Все внутри человека, ибо человек есть мера вещей.
Грани Агни Йоги, 1966 г. 108


В ЧАШЕ – СОКРОВИЩЕ КАМНЯ (1)
(Из Посланий Учителя Света)

      Камень. В нем сосредоточивается сознание всего бытия. Из физического тела ощущения убираются с периферии в центр, в область Чаши. Все чувства отбрасываются, дух живет пульсацией Камня. Из мозга активность переходит вниз, в грудь, в область Камня, и три сосредоточиваются в одном, в нем, в Камне. Все энергии, разбросанные сознанием вовне, собираются внутрь, в Камень, и вся жизнь – только в нем. Очень трудно, сидя в комнате, представить себя стоящим около или за окном, перенеся центр своего духа из тела вовне. Еще труднее ощущение своего «я» из головы перенести в область Чаши и представить свое «я» не в области головы, где-то внутри ее, как обычно, а именно внутри, в середине груди. Но, овладев ощущением Камня и перенеся сознание в его центр, можно летать, ибо все – в Камне. Сегодняшний выход в астральном теле во время вечернего сна был обусловлен утренними мыслями о Камне и о том, что в него можно стянуть все энергии духа, и ощущения тела, и все чувства и мысли. Ощущения из всех оболочек как бы вынимаются для сосредоточения всего в центре. Сокровище пробуждается к сознательному бытию и начинает действовать.

      Понимание движет. Оно руководит действиями человеческими. Когда оно внедрено в сознание, перерождает оно человека, и причина, порожденная в плотном, дает следствия свои в тонком. Приятие и понимание – породители поступков. Тем вредно отрицание – бесплодно оно. То, что принято сердцем, дает когда-то и где-то богатые всходы. Старайтесь же больше приять, то есть воспринять, дабы посев был обилен. Если нет времени для развертывания мысли, можно утвердить лишь основу ее, мысль основную: во времени вырастет сама, но положить ее на сердце надо заботливо с тем, чтобы дала плод. Ненужные надо отбросить. Даже можно уничтожить огнем. Но бережно оставить полезную мысль для будущих всходов.

      Где мы, там и дом, ибо дом духа – внутри. Все в духе, не в теле, не в тонком, не в ментале, но внутри, в центре, в Камне – дом духа. И где бы ни был человек, на каких бы планах существования и в каких бы проводниках он ни проявлялся, внутри его дом, в Камне. Все свое с собою несет, как ракушка – дом свой, и этот дом, его вечное местопребывание – Камень. Сбросится тело, сбросятся все оболочки, и Камень, который в нем, засияет всеми своими гранями и останется единственным обиталищем духа. Ибо внутри все, и даже Царствие Божие, и даже вечная жизнь и обитель ее – Камень, в котором дух пребывает вечно.

      Учение ведет, лишь когда применено на практике в жизни! Знание непримененное не будет ведущим. Только то входит в состав внутренней сущности человека и становится его неотъемлемым состоянием, что претворено из отвлеченного знания в практическое. Знание претворенное, и одно лишь оно дает отложения в Чаше кристаллов. Все остальные рассеиваются в пространстве вместе со сбрасываемыми оболочками. Знать и не применить – значит упустить даваемую возможность. Знающий и не применивший уже осужден. Ваятель своего бессмертного эго вносит в него соответствующие элементы путем приложения в жизни даваемых Владыкою указаний. Каждый примененный указ будет вкладом в это огненное строительство дома духа, в котором обитает человек, когда оставлены смертные оболочки. Следует учитывать точно, какой материал применяется на это строительство. В этом процессе особенно важно иметь в виду то обстоятельство, что маломалейшие мысли, утвержденные в применении, дают вековые кристаллы, которые в пространстве растут.

      Чаша имеет не временное и местное, но пространственное и вневременное существование, и отложения, собираемые в ней, накапливаются только путем претворения огненных энергий в кристаллы. Этот процесс происходит, когда воля стремится отвлеченное и теоретическое знание претворить в жизненное утверждение. Вот почему и сказано, что утвержденное здесь будет утверждено и там и отвергнутое здесь отвергнуто там. Вот почему йога есть путь практического применения в жизни того, что дается Учителем Света, как самое насущное из всего, что имеет на земле человек. Собирателем и накопителем нетленных сокровищ является человек – путник пути беспредельного. И самая маломалейшая вещь, примененная в жизни, оставляет соответствующий кристалл огненного образования в Чаше. Нет вещей больших или малых, ибо большие из малых растут, оставаясь навсегда с человеком. Вот почему маломалейшие действия правильные полезны и нужны безусловно. Вот почему бесплодны все старания согласившихся и принявших Учение, но не применивших его.

      Высшие измерения пространства сосредоточены в существе человека. И когда постепенно начинают постигаться ступени вездесущия, расстояния утрачивают свое обычное значение, ибо в духе быть можно везде. Это, в свою очередь, связано со способностью умения сознательно действовать в разных своих оболочках на планах различных, в соответствии с каждой из них. Но многое можно начать утверждать уже ныне, намечая как бы прообраз себя, овладевший тайною трех и три подчинивший. Хочу обратить особое внимание на сферу мысли, как на область более и легче доступную. Созвучие в мыслях со Мною – уже ступень достижения. Созвучие это можно утончать и углублять бесконечно, ибо основа качества – его беспредельность. Предельны и ограничены сроки проявленных форм, но уявляются они в беспредельности и уносятся в беспредельность. Но вне сроков дух и накапливаемые им сокровища качеств, отлагаемых в виде кристаллов огненных образований в хранилище Чаши. Что же тогда представляют собою качества духа? Не отвлеченность, не этическое понятие, но явные кристаллы Сокровища Камня.

      Кристалл мужества, кристалл преданности, кристалл равновесия – какой красотою сияют они, красотою надземных огней и существе человека! Так утверждение и накопление Огненного Сокровища в Чаше и будет Великим Деланием. Изумительным светом сияет в пространстве кристалл бесстрашия или к Владыке пылающей ярко любви. Истинно величайшим богатством владеет тогда человек – Камня носитель. Так каждодневность можно обратить в непрерывный процесс наращения Камня и собирания, хотя бы по крупицам, новых кристаллов в него. Вся беспредельность пред нами на этом пути без конца. Пригоршнями наносить можно гору, так же и Сокровище, собирая его по крупицам, можно превратить в пылающую громаду. Собиратели Огненного Сокровища, о если бы знали, как яро Хочу вам помочь в стремлении вашем умножить Сокровище Камня!

      Итак, качества духа для вас уже не никчемная отвлеченность, не добродетели, воспеваемые неизвестно во имя чего, но путь верный к могуществу духа, путь огненный к счастью надземных миров. Огненные энергии Камня дают власть над пространством. И если уж здесь, на земле, помогают они побеждать расстояния земные, то что же дают они там, где тело-тюрьма оковами духу уже быть не может. Накопление Сокровища Камня есть действие абсолютно полезное, то есть совершенное или правильное, и всегда приносит оно радость духа и сопровождается ею. Спрашивают, как утвердить радость среди безрадостного существования в низинах. Отвечу – правильными действиями, сущность которых теперь вам ясна. Радостью, порожденной правильными действиями, утверждается путь. Много мужества и решимости надо, чтобы победить и сломить в себе ветхого человека, и путь от победы к победе над собою самим нас доведет до назначенного. Когда цель и назначение известны – прям и определен путь. Идете к Самому Владыке, и надо дойти. Путь Указую и Помощи Руку Даю. Вы же идите всей силою духа.

      Уже Приучил организм ваш к напряжению огненному, непереносимому для обычного человека. Потребовались для этого годы длительной и постепенной подготовки. Приобретенное качество следует осознать, ибо оно от огня. С этой способностью можно сочетать осознание неисчерпаемости сил духа, когда они призваны к проявлению волей. Волю следует упражнять в действиях частых. Мускулу подобно, крепнет она и растет. Опыт покажет, что действия эти тоже радость приносят. Высшая радость заключается в преодолении низшего в себе, и не только в себе, но и вовне, и вообще – во всяком сознательном преодолении преград и препятствий. Преодолевающий, благо тебе! В этом процессе преодоления полезно и интересно отметить то обстоятельство, что препятствие, преодоленное в себе и побежденное в духе, уходит с пути человека и вовне. Это лишний раз подтверждает, что преодоление условий внешнего мира идет изнутри и через себя и сначала в себе. Борьба с внешними преградами, без преодоления их в себе, подобна схватке с ветряными мельницами: их тупой и инертной силы не одолеть, и борьба лишена всякого смысла. Препятствия, преодоленные в себе, уходят из жизни. Их допускает Учитель, чтобы упражнять дух для утверждения в нем огненной мощи. Не знает неодолимых преград и препятствий дух, осознавший силу огненной мощи в себе.

      Радость преодоления себя самого – так и запомним.

      Помимо сопротивления среды, братья тьмы очень усиленно работают над тем, чтобы потушить Свет в каждом человеке, а тем более в тех, кто за Нами идет. Чем Свет ярче, тем яростнее старания их. Имеют постоянную стражу вокруг Наших людей и при уклонении их от прямого пути вредят незамедлительно. Наличие пересекающихся пространственных токов усугубляет положение. Движение хаоса прибавляет к нагрузке, и борьба за Свет становится титанической. Сколько бы света ни собрал в себе носитель его, расход непомерен и требуется ряд непрерывных усилий, чтобы удержать светильник в руках и не позволить ему угаснуть. И нельзя успокоиться ни на миг – потушат, отемнят, растерзают, лишив предварительно Света. Подвиг становится не временным и кратким, как раньше, но длительным и постоянным. В этом особенность и трудность переходного периода к Новой Эпохе; она наступает, но чудовищно и неистово до безумия сопротивление тьмы уходящей, и можно ли удивляться, что нагнетение столь велико, и столько надо труда и усилий, чтобы Свет удержать. Тушат все: и друзья, и враги, и темные, и светляки, и близкие, и далекие, все, все, в ком светимость слабее светимости Носителя Камня.

      Закон сообщающихся сосудов в действии постоянном. Все мужество надо собрать, чтобы устоять в Свете. Даже не зная того, всю тьму вызывает на бой духа воитель и должен противостоять ей во всем многообразии ее проявлений. Обывателю хорошо, с точки зрения темных. Слабая светимость его не заслуживает их ярого внимания. Но Света Носитель находится под их постоянным прицелом и служит объектом всевозможных злоухищрений с их стороны. Потому бодрствование духа, бдительность, зоркость и постоянный бессменный дозор являются мерами крайней и неотложной необходимости. Трудно?

      Да, трудно необычайно, но между молотом и наковальней, под непрестанными ударами, куется духа клинок. Надо лишь помнить, что со Мною, в единении яром и полном, поражение невозможно, но победа возможна зато. И никакая тьма, никакие уловки и ухищрения, никакие трудности и давление среды не в состоянии одолеть того, кто со Мною. Яд вражеских стрел даст лишь особенно яркую окраску одеянию духа, и аура будет сиять всеми светами. Но огорчений не избежать, но от умаления, утеснений, клеветы и поношений не уклониться и не уйти от признания тьмою Носителю Света, признания, уявляющегося в ярой активности темных, направленной против него. В бой с тьмою вступаем со Мною и рядом идем против тьмы. Утверждаясь на Иерархии, за собою имеем Ее неисчерпаемый резервуар Света. Не от себя, не за себя, но за Меня, во Имя Мое, во Имя Света и Иерархии ведет одинокий свой бой Света Носитель. Воины Света, Ручательство победы Даю, если со Мной нераздельны до конца.

      Слушай, слушай прибой ярых волн материального мира. И старайся понять, что вибрации их могут и коснуться и затронуть в твоем микрокосме лишь то, что по структуре, строению и природе своей им созвучно и сродно. Плотное вибрирует на плотное, тонкое на тонкое и огненное на огненное. Только мысль над тремя, если огненна. Потому даже уничтожение физического тела не уничтожает ни тонкое, ни огненное, равно как тонкого – огненное. Огненное неуничтожимо, ибо бессмертно. Оно так же эволюционирует, как и все прочие тела, как и все в мире. Оно есть в каждом, но ступени развития его очень различны. Сознанием, точнее осознанием, можно его пробудить к активному выявлению. Для этого прежде всего надо понять, что мы существа огненные.

      Огненность организма усматривается во многих его функциях, например, передача импульса мысли по нервам при движении тела, или работа его органов, или теплота тела, или зачатие жизни, пульсация сердца – все это явления огненного порядка. Огненность можно усилить в себе напряжением психической энергии. Вдохновенный труд напрягает ее. Всякое вообще напряжения организма есть усиление активности огненной энергии. Можно даже представить себе себя существом огненным, властно распоряжающимся всеми своими низшими оболочками, которые беспрекословно подчиняются воле, являющейся огненным началом в человеке. Огонь любит признание, то есть осознание его в себе. Запас Агни хранится в Чаше и сохраняется в ней и после освобождения духа от всех временных оболочек – телесной, астральной и ментальной. Все огненное в человеке бессмертно, но смертны проводники, через которые проявляется огненное начало. Безудержное и бесконтрольное пылание изнашивает оболочки, оно также способствует и расточению Агни.

      Одни действия собирают и аккумулируют огонь, другие его расточают. Граница тонка. Особенно действие чувств и мысли влияют на Агни: страх, беспокойство, уныние, жалобы, страсти, волнения – расточители его. Равновесие, спокойствие, мужество, бесстрашие, стойкость и прочие качества духа – накопители Агни. Между двумя полюсами положительных – накопляющих и отрицательных – расточающих качеств духа колеблется людское сознание, примыкая или тяготея более к тому или другому. Лишь воля может удержать дух у полюса Света, ибо без Агни – тьма.

      Цель жизни земной человека – Агни умножить, запасы его накопив и удержав их в форме утверждаемых и утвержденных качеств. Качества духа есть фиалы живого огня, кристаллы которого отлагаются в Чаше. Утверждение качеств в себе есть утверждение своей огненной сущности и ярый процесс оформления огненного тела. Этот процесс важнее всех прочих. Он важнее всех физических упражнений, всех астральных эмоций и чувств, интеллектуальных накоплений, ибо с утвержденными качествами духа, уявленными в виде отложений кристаллов огня, возможно вступление в высшие огненные сферы, и притом вступление или поднятие сознательное, в то время как все прочие достижения на планах, им соответствующих, право на вход не дадут. И часто блестящий земной ум, но не вооруженный нужными качествами духа, в мире надземном вынужден будет остаться внизу, тогда как человек, не блиставший при жизни ничем, но многие качества в себе утвердивший, поднимается в сферы огня легко и свободно. Потому наинужнейшее есть утверждение качеств. Процесс этот возможен при всяких условиях жизни, везде и всегда. Качества духа в себе утверждая, Свет утверждает в себе человек.

      Мой Мир и твой существуют. В который из них устремлено сознание, в том оно и живет. Все зависит от устремления, и нельзя, смотря вниз или назад, видеть то, что вверху или впереди. И если явления твоего мира перебивают явления Моего, то кто же в тебе предпочитает мир твой Моему? И в этом выборе не показывается ли лик человека без маски? Званые – это те, кто подходят и, зажженные всеми огнями устремления, прикасаются к Свету и пребывают в нем, пока пылают огни; и когда они гаснут, остается их сущность такой, какой была до касания Света. Избранные же, пройдя это первое испытание, не угашают огней устремления, а испытуются дальше, обнажая после каждого испытания накопления своего духа и умножая Сокровище Камня новыми сияющими наслоениями. Ощипанной курицей порою становится званый, но фениксом, возрождающимся из пепла, – избранник. Казалось бы, все сожжено, утрачено все, потеряны вещи и нету друзей, но Камень сияет огнями новой мощи и сила растет, и утверждается понимание, что истинное достояние человека – внутри, Сокровище в нем, но не в чем бы то ни было внешнем.

      Следы пройденных жизней запечатлены в Чаше. Жизнь непрерывна, и память о ней сохраняется в Чаше, хотя сознание, обычное сознание человека, и не может восстановить прошлого во всем его объеме и без перерывов. В конце концов, сущность познания сводится к познанию самого себя, ибо в человеке заключено все, и все, что он познает в момент познавания, становится частью его самого. Может сказать человек: Мир – это Я. Но самое чудесное в нем – это сложнейшая и изысканная аппаратура его микрокосма. Мало думают о творческих образах мысли, о том, как, из чего, в чем и откуда родятся образы мысли. Если все есть материя различных степеней утончения, то, значит, и мысль материальна, как, впрочем, материальны и все, даже самые высочайшие, проявления жизни. Материальное – значит существующее, то есть имеющее бытие.

      Много придется людям помыслить, прежде чем поймут, что то, что не облечено хотя бы самым тончайшим видом материи, для сознания не существует и проявленного бытия не имеет. Мир Огненный, Мир Света есть Высшее, что доступно познанию человека. Много ступеней надо пройти, прежде чем достичь этой сферы. Трудность в том, что пребывание в нем или касание его требует, чтобы огненное тело человека было в какой-то степени уже оформлено. Процесс этот долог, но ускорение его возможно. Пробуждение и возжжение центров знаменуют уже известную ступень этого процесса. Как же возжечь огни духа? С незапамятных времен давались людям Указания о том, каким должен быть нравственный облик человека и какие качества духа должен воспитать он в себе. Все эти Указания, если они исходили от Иерархии Света, имели в виду качества духа, являющиеся теми рамками или условиями, в которых огни духа могли проявляться и удерживаться до тех пор, пока эти качества утверждались. Качества есть формы уявления пламени духа и как таковые имеют значение не сами по себе, но как носители этих огней.

      В своей скрытой сущности мир огненен. И человек тоже существо огненное, и все процессы в нем – от огня. Даже обычные закоренелые привычки есть не что иное, как кристаллические отложения огня. Потому и не удивительно, что и качества духа тоже явления огненного порядка, только, в отличие от произнесенного слова или астрального вихря, огонь утвержденных качеств устойчив. Устойчивость и постоянство качеств есть устойчивость и постоянство огней. Если в этом понимании взять огни любви, преданности, твердости, мужества, устремления, бесстрашия и огни всех прочих качеств, то можно увидеть, что отсутствие качеств означает и отсутствие этих светлых огней и полную невозможность приблизиться к осознанию Огненного Мира. Поэтому утверждение качеств будет утверждением ступеней огненной лестницы духа, ведущей в Огненный Мир. Каждое усилие в этом направлении будет шагом приближения к огненной цели.

      Огненные чувства ясновидения, яснослышания, яснопонимания основаны на приоткрытии огненных центров и отличаются от астральных чувств медиума тем, что воля человека владеет своими огнями, в то время как медиум является безвольной жертвой и проводником энергий низших слоев, управлять которыми он не умеет, ибо лишен тех качеств духа, которые означают те или иные ступени овладения внутренними огнями. Именно овладение своими огнями имеется в виду, когда говорится о качествах духа. Утверждение качеств духа и овладение пламенем их – понятия, неотделимые друг от друга. Особенно убедительным примером этого служит качество самообладания, когда обуздан астрал и все уявления его находятся под контролем. Аура человека и ее излучения – тоже явления огненного порядка. Аура пылает вспышками бурных вихрей астрала. Ими управить – значит овладеть низшими огнями в себе. Речь также есть процесс огненный. Каждое слово – огонь. Фотографирование тонких энергий покажет, как каждое слово сопровождается вспышкой огня, бегущего по нервной системе и вызывающего огненную реакцию или воздействие прежде всего в собственной ауре говорящего. Обуздать словоизвержение и утвердить контроль над каждым произнесенным словом будет победой и овладением огненной стихией в себе. Так анализ качеств духа укажет их огненную природу и осветит путь овладения стихией огня.

Вы миру – мыслью посветите,
тем – разгоняя мрак в земном, –
не диво – что его довольно…
И Светом – ставится заслон.

Сердца горящи – светоносны,
они рождают с Света мысль,
и чувство – Красоты и Блага, –
и та работа – в каждый день.

Вот – день пошёл, что здесь оставим?
Обогатили что Огнём? –
Себя – осудим ли, похвалим?
Что в своей ауре несём?

      Друг Мой, Солнце восходит, Солнце заходит вне зависимости от дел человеческих. Лучи Солнца поверх того, что делают люди. Точно так же и сокровенная жизнь духа идет не в оболочках его, но в глубинах. Когда умирает тело, жизнь не прекращается, когда сбрасываются последовательно тонкая и ментальная оболочки, Высшая Триада остается, и в ней продолжается жизнь Смотрящего Вечно. Можно сознанье связать с жизнью в любой оболочке и эту оболочку считать своим «я». Но можно осознание ее сосредоточить на Безмолвно Смотрящем и цитадели Его – Бессмертной Триаде. Можно как бы извлекать сознание последовательно из каждого проводника, отмечая при этом, как оно уявляется в них. Холод и голод – ощущения тела, а также и боль. Ненависть, злоба и вся гамма чувств и страстей человеческих – личных – область астрала. Сфера интеллекта – ментальная. Содержание всех этих трех, хотя и протекает через сознание человека, но человеку не принадлежит, как не принадлежат ему атомы и молекулы материи, которую он поглощает и пропускает через свой организм в виде пищи. Но память, абсолютная память о том, через что он проходил, лишь частично доступная мозгу, это его достояние. Смотрящего Вечно, Безмолвного Рекордера в нем. Так следует учиться расчленять в сознании области всех оболочек, чтобы знать, что принадлежит и относится к каждой, чтобы тем легче было с каждой расстаться, когда час каждой пробьет.

      Можно ли страшиться смерти и жалеть, когда старое, изношенное, отслужившее свою службу тело освободит от себя дух! Нет, это радость, радость свободе вне тела. И понимание, что его роль закончена, выполнена, и оно не нужно. Так же последовательно, не отождествляя себя с оболочками ментальной и тонкой, освобождается дух сперва от второй, а после от первой. И только тогда вступает он в царство безграничной свободы. Жизнь в этом царстве зависит от того, какие и сколько элементов бессмертия, принадлежащих Высшей Триаде, сумел он собрать через свои низшие оболочки. Если все думы и мысли и чувства его относились лишь к телу, временному и переходящему, или к эмоциям и чувствам астрала или же к тому, чем живет интеллект, то отложений непреходящего в Чашу нельзя накопить, и в царстве Света сознанию жить будет нечем. Пуста будет Чаша. И смертный воистину смертным и будет, ибо бессмертия жизнь зависит от накоплений элементов непреходящего, которые собираются в Чаше, нетленной хранительнице всего, через что проходил человек. Но Чаша закрыта и доступа в нее нет, пока не перейдена черта, отделяющая жизнь сознания во временном от жизни его в непреходящем.

      Если сознание включить в сферу общечеловеческих интересов, то тем самым выключается оно до известной степени из сферы интересов личных, своих. Может случиться и так, что сфера общая, сверхличная заменит полностью собою личную сферу. Так оно всегда и бывает у тех, кто духом велик. Чаша Общего Блага замещает явления личного порядка. Поднимаясь по лестнице духа, и через эту ступень придется идти, так как только при этом условии возможен дальнейший подъем. Надо всем сердцем понять, что личное означает конечное, ограниченное и смертное. При каждом воплощении на земле бессмертная индивидуальность человека облекается оболочками, совокупность которых составляет его личность.


Рецензии