Причины возникновения диалога Языкова с Библией -1

Явление интертекстуальности в широком смысле слова характерно для творчества каждой отдельно взятой личности. Яркие события прошлого и настоящего, с которыми творец вступает в диалог посредством литературы или непосредственно соприкасаясь с теми или иными людьми, оставляют отпечаток в сознании. Картина и эмоции, известные только ему, вербализуются им, приобретая возможность быть «услышанными». Поэтому причины обращения к тому или иному образу нужно искать в личности автора, которая наиболее полно проявляется в лирике, где объектом изображения выступает сам создатель со своим внутренним миром, идеями, чувствами и переживаниями. И наоборот, для осознания той глубины, которая скрыта в стихотворении, необходимо знать и внешнюю сторону, породившую данные переживания. Письма- это тот материал, анализируя который, мы получаем максимальную информацию об интересующей нас личности. Обращение к переписке поэта с родными и друзьями поможет объяснить возникновение диалога между поэтом и Библией, а также обнаружить своеобразие подхода к данному источнику.

Приступая к рассмотрению посланий Языкова, заметим, что в ранних письмах он допускает иногда и ироническое отношение к вере: «…для нашей и вашей братии, христиан нехристолюбивых, все равно, когда бы я ни приехал к святой или после» (Петру Языкову от 10 апреля 1823 года) (1,с.15). Однако, несмотря на это, он не забывает поздравлять свою семью с праздниками, отмечаемыми православной Церковью, и чутко улавливает разницу между православными и католическими знаменательными датами: «Желаю вам весело встретить наступающие праздники всего христианского мира; здесь они так ощутительны, как в нашей матушке истинной России»( там же). Уже потом, в письме от 23 октября 1825 года, радуясь известию о выздоровлении Воейковой, он скажет: «…я член человеческого общества, я –христианин-следовательно, могу ли не радоваться ея выздоровлению. Точно так»(там же). По материалам дальнейших писем невозможно не заметить явную религиозность поэта. Христово Воскресение 1826 года Языков «встретил довольно приятно, потому что говел, в полном смысле слова на Страстной неделе: сполна ходил в церковь денно и нощно, часы от того свободные употреблял на чтение душеспасительных писателей и т.д.»(там же). А в письме родным от 1827 года читаем: «Много полагаю надежды на великий пост. Хочу есть постное все семь недель: ето мне будет очень здорово в телесном, следовательно и духовном отношении только едва ли возможно исполнение этой великой мысли здесь, где нельзя достать ни грибов сушеных, ни меду, ни квасу и где один картофель в пост предоставляется взору говеющего!» (1,с.15-16).

Отметим здесь и принадлежность Н.М. Языкова к знаменитому дворянскому роду, происхождение которого восходит к двенадцатому веку, ко времени, когда татарский князь Ингулай-Мурза, племянник ханов Золотой Орды, приняв подданство Московских Великих Князей, перешел в православную веру и стал родоначальником Языковых; а также то, что все близкие  родственники поэта крещены и воспитаны в православной традиции, соблюдали правила повседневного воплощения христианской духовности. Именно в таких семьях и является необходимым наречение ребенка в честь какого- нибудь  из Святых Угодников Божиих, который с момента крещения становится Небесным покровителем крещаемого. Определенный по календарю день памяти Святого называется именинами или днем Ангела, а на церковном языке- днем тезоименитства. День памяти небесного покровителя- день церковного празднования, но не день рождения, как часто понимается в светской традиции. Языкова нарекли в честь Святителя Николая Чудотворца.

Святитель Николай Чудотворец родился в городе Патере в Малой Азии(сейчас территория Турции). Он был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны. С детских лет преуспевал в чтении Божественного писания и молитве, став впоследствии священником, а затем и епископом города Мир Ликийских. Житие Святителя Николая сохранило множество описаний не только его чудес, совершаемых благостной силой Божией, но и его необычайного милосердия к людям, стремления помочь им. Чудесным образом он спасал утопающих в море, избавлял невинно осужденных от смерти, помогал нуждающимся  и скорбящим. После его праведной кончины (около 345-351 годов по Рождестве Христовом) святые мощи Святителя сохранились нетленными и источали чудесное миро, от них множество людей получало исцеление. В 1087 году в связи с угрозой нашествия мусульман мощи Святителя Николая были перенесены в город Бар в Южной Италии. Празднование Святителю Николаю совершается 22 мая. День именин Николая Языкова приходится именно на это число( по старому стилю- 9 мая). Отсюда, кстати, становится ясным и смысл и название стихотворения поэта «Девятое мая»:
То ли дело, как, бывало,
В Дерпте шумно,разудало,
Отправлял я этот день!
Русских нас там было много,
Жили мы тогда не строго,
Собрались мы в сад под тень,
На лугу кружком сидели:
Уж мы пили, уж мы пели!
В удовольствии хмельном
Сам стихи мои читал я…(8,с.307)

Как истинный христианин, Языков, конечно же, не мог избежать знакомства с Библией- главной книгой в православной общности(соборе). Поэт интересуется Библией и как историческим документом, и как поэтическим памятником. Заметим еще одну причину обращения к Священному Писанию. Настоящий поэт, по мнению Языкова, непременно, должен быть пророком. Еще в августе 1825 года в одном из писем брату он писал: «Ежели будет времени, я попробую подражать Св[ященному] Пис[анию] и именно тому же, что уже переложено Шихматовым»(10,с.18). В библейских пророчествах он начинает видеть « в тысячу раз больше поэзии», чем « в современных наших поэтах». Языков считает: «Надобно только напитаться гигантскими красотами пророка: тогда очень легко будет сделать чудо Галилейское- превратить воду- Шихм[атова]в вино, которое, по словам Давида, веселит сердце человека»(там же). А в 1826 году состоится одна из знаменательных встреч поэта: через своего соседа и приятеля А.Н. Вульфа Пушкин пригласит Языкова в Тригорское. Следует отметить, что отношение Языкова к Пушкину было крайне непростым. С одной стороны, он как и все поэты той поры, испытывал мощное воздействие его гения, был увлекаем вместе со всей русской поэзией в направлении, им предсказанном, пользовался его завоеваниями; с другой- сознательно и бессознательно боролся за свою самостоятельность, искал своих путей и решений. Это сопротивление Пушкину было для Языкова, как и для других поэтов пушкинского направления(например, Боратынского), жизненно важным, чтобы сохранить свою самостоятельность, они должны были внутренне отталкиваться от Пушкина. Языков не принимал многих его завоеваний: ему не нравились романтические поэмы( за романтизм), « Евгений Онегин»( хотя в 1840 году больному Языкову каждое утро читали ее по его же просьбе) и «Полтава»(они казались прозаическими),не нравились «Повести Белкина»(предпочитал Марлинского), сказки (предпочитал Жуковского). Он считал «вздором» такие вещи Пушкина, как « Моцарт и Сальери», «Анчар», «Домик в Коломне», помещенные в «Северных цветах» и « Новоселье». Выше других он оценивал « Бориса Годунова» и «Графа Нулина», которые слышал в Михайловском в чтении самого Пушкина. Общение с Пушкиным многое изменило в отношении Языкова к самому поэту, но не к его творчеству. Однако в одном их взгляды совпадали безусловно: они оба видели великое предназначение поэта, его пророческую миссию. В 1831 году Языков  написал стихотворение «Поэту», ставшее продолжением пушкинского «Пророка», что легко проследить при сопоставлении двух текстов. И то и другое являются реминисцентными воспроизведениями текста Библии. Однако нельзя не отметить своеобразия каждого из подходов к личности творца. В отличие от пушкинского, поэт Языкова с самого начала ощущает себя пророком, Языков идет дальше Пушкина, давая поэту напутствие:
Иди ты в мир- да слышит он пророка…

В Евангелии от Матфея читаем:
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. 14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.15 Кто имеет уши слышать, да слышит!(Мф.11,13-15).Пророками в православной церкви называются святые, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее, особенно о грядущем Спасителе мира, возвещая Его волю, учили людей истинной вере и творению знамений и чудес.

Пророк Илия, на которого аллюзийно указывает Языков, жил при самом нечестивом израильском царе Ахаве. Он поклонялся Ваалу(солнцу) и принуждал к тому же народ, за что Господь и наказал засухой. Согласно одному из указаний, он и помазал в пророки Елисея, впоследствии ставшего его учеником. На образ Илии читатель выходит неслучайно. Дело в том, что…
(Продолжение следует…)


Рецензии