Гнев. Павел Великанов вместе с Коллегами
Страшен человек в гневе своем. Кровью наливаются глаза, язык изливает потоки злобы и ненависти, и уже не удержать рук от лютого беззакония. Одержимый гневом, царь Иван Грозный в Новгороде лютовал целых шесть недель, тысячи новгородцев были зверски замучены... Не остановилась рука гневного царя даже перед новгородским духовенством: сотни священников принародно забили палицами до смерти, остальных с утра до вечера ежедневно секли на площади... Охваченный звериной яростью, отец бросается с ножом и на собственного сына.…Откуда же рождается в душе эта пагубная страсть, превращающего человека в лютого, распаленного яростью зверя? Какой надлом происходит в душе, что все силы, словно водоворотом, уносятся в безудержном порыве? Чтобы понять этот непростой вопрос, достаточно посмотреть чуть более внимательно вокруг: а всегда ли гнев приносит вред? Мать, например, видит своего несмышленого ребенка, как он лезет отверткой в розетку – и с быстротой молнии выхватывает из его рук опасный предмет. И этот гнев – правильный; в нем нет греха. Ведь способность души к решительному активному действию, или рвению, была вложена Творцом для того, чтобы человек всеми силами устремлялся к добру – и с гневом отвращался от всего, что нарушало бы гармонию жизни с Богом, людьми и миром – отвращался от греха и зла.
Святые отцы сравнивали способность гневаться с псом, который лежит у входа в дом, и ревностно бросается на защиту своего хозяина от любого зла и опасности. Однако грех, поселившийся в сердце, стал обращать эту силу не на зло, а на все то, что мешает человеку выполнять свои похотения. С тех пор к гневу стала примешиваться особая тонкая сладость, словно наркотический дурман омрачающая разум. Об этом знали и древние: так, некогда Сократ заметил, что "гнев и мудрых людей в неистовство вводит", а Диоген Лаэртский сказала о гневе: "Много слаще, чем мед, стекает он в грудь человека". Если конечная цель греховного гнева – уничтожение своего противника - оказывается невыполнимой, то движимые этой страстью будут изыскивать любые способы унизить, оскорбить, оклеветать, осудить или хотя бы показать окружающим свое возмущение. Раздражительность и вспыльчивость – первые ростки гнева; дальше рождаются жажда отмщения, крик, бранные и колкие слова, вражда, подчас готовая дойти до самых низких и подлых действий, вплоть до убийства:
В ярость друг меня привел — Гнев излил я, гнев прошел.
Враг обиду мне нанес — Я молчал, но гнев мой рос.
Я таил его в тиши, в глубине своей души. То слезами поливал,
То улыбкой согревал. Рос он ночью, рос он днем. Зрело яблочко на нем,
Яда сладкого полно. Знал мой недруг, чье оно. Темной ночью в тишине
Он прокрался в сад ко мне. И остался недвижим, ядом скованный моим. [У. Блейк].
Иногда считают, что люди гневаются главным образом от неудач. Но это не так: чаще всего гнев рождается из чувства обиды. Это удушающее чувство несправедливости говорит, что законные требования не удовлетворены. Чем больше требований к жизни, тем больше ощущается мнимая несправедливость; и тем больше будет поводов к неудовольствию, претензиям а, следовательно – и гневу. Как ни странно, но корень гнева – любовь. Однако любовь чудовищно извращенная, перенаправленная и замкнувшаяся на самом себе. Любовь зажатая, запутавшаяся в хитросплетениях своих предрассудков и комплексов, и в таком состоянии вместо яркого горения превратившаяся во все сметающий атомный взрыв. Нет лучшего лекарства против этой отравы, чем сердечная гниль – гнев – как отсутствие претензий и память о своих несовершенствах, а еще лучше – понимание того, что и ты не без греха. Один из ярких подвижников XIX века, святитель Феофан Затворник, на склоне лет писал: «Я все больше убеждаюсь в том, что все люди по своей сути добры; все же злое в них – поверхностное, наносное». Такой смиренный человек, который видит в другом человеке не потенциального врага, но своего брата, не будет распалять себя гневом на ближнего человека. Но обратит эту дарованную Богом силу на то, чтобы сделать подчас невозможное: увидеть в ближнем своем сквозь толщу всех недостатков, такого же, как и ты сам и, увидев простить и полюбить его, как и себя самого. Протоиерей Павел Великанов.
Написать рецензию: Аверин Александр. 19.10.2009 02:25.
Когда при большевиках вешали на столбах религиозную заразу в рясах и под радостный клич был взорван Храм Христа Спасителя - народ изливал свой гнев... Теперь же церковь имеет освобождение от налогообложения и лицензию на алкоголь и табак... и изливает свой гнев на детей тех, кто вешал религиозную мразь... Аверин Александр.
Написать рецензию: Саша Милый 19.10.2009 01:51.
Давайте отбросим гнев. Отец Павел, я прошу прощения у Вас и всех читателей Прозы Ру. Мне стыдно за себя http://www.proza.ru/2009/10/19/130. Саша Милый.
Добавить замечания: Аверин Александр 19.10.2009 02:13.
Неумно паразитируете на батюшке? И не стыдно Вам? Аверин Александр.
Добавить замечания: Саша Милый 19.10.2009 02:34.
Я честно прошу прощения. Я прошу прощения у авторов Прозы Ру! Сейчас посмотрел фильм «Великий Бак Ховард». Тяжелое чувство появилось у меня, чувство стыда. Мне стыдно. Мне серьезно стало стыдно, прежде всего, перед теми принципами, отстаивание которых было приоритетом для меня. Но мне не менее стыдно перед авторами и читателями Прозы. Каюсь, частенько мои творческие работы носили провокационный характер. А сердечности не было. Почти не было. Именно поэтому популярность моей страницы падает. Несмотря на мой «милый креативный фонтанчик». В просмотренном мною фильме я увидел ту любовь, которую вызывает искренний человек. Найти свою, пусть маленькую аудиторию: вот цель! А я гнался за читательским счетчиком, действительно считая это важным! Это какое-то затмение. Наверное, вы все и сейчас мне не доверяете. «Опять этот провокатор решил завлечь нас названием. Опять он испытывает наше любопытство». Но сейчас я действительно искренен. Десять раз пастушок в шутку звал охотников, а в одиннадцатый его съели. Или в четвертый, не помню.
Я пришел на сайт, так как меня распирало (и продолжает распирать) от интересных мыслей. У меня есть убеждения, которые мне хочется донести до других людей. Саша Милый любит публицистику. Действительно любит. Я не призывал к убийствам и войнам. Я не был готов к такому шквалу негатива и агрессии в свой адрес. С самой первой статьи, где я скромно сказал, что люди равны вне зависимости от ориентации, я получил порцию негатива. За что? Где в моих статьях зло? Я говорю о равноправии, толерантности, терпимости к людям непохожим на нас, равноценности людей вне зависимости от национальностей и всяких предпочтений. Но в ответ получаю реакцию, как будто призываю к войне. Так в чем же дело? А дело в том, что в моих статьях мало сердечности. Наверное, поздно это говорить, но я люблю своих читателей! Тех, кто, несмотря на мои промахи, понимает меня. Я благодарен этим людям и низко им кланяюсь. Я не заслужил их симпатии! Но многие люди, для которых предназначены мои статьи, неудовлетворенны моей холодностью. Зато к моим статьям частенько тянет тех людей, которые бы промолчали, будь они (статьи) еще чуточку более искренни, а значит и убедительны. Вообще из-за своих промахов я оттолкнул от себя многих людей. И теперь пожинаю горькие плоды. Итак, я с открытым сердцем обращаюсь к тем людям, для которых слова (равенство, терпимость, уживчивость, снисходительность) имеют значение. У этих людей я прошу прощения. Мне стыдно за себя. Я не хочу уходить с сайта, но дальше так публиковаться для меня неприемлемо. Я хочу, чтобы вы доверяли моим словам. Хочу капельку вашей любви и уважения. Как мне заслужить ваше доверие? Ведь именно для вас я на этом сайте. Как добиться вашего уважения? Не молчите. Скажите, как мне быть! Саша Милый, 2009.
Написать рецензию: Михаил Дзюба 19.10.2009 08:12.
Как Вам добиться нашего внимания? Как быть? Разнообразить надо свои скандальные темы. Вы правильно сориентировались, начав разрабатывать скандальную тему педерастии. Но надо было развивать успех, придумывать новые темы, новые скандалы, а Вы зациклились на одном. Берите пример с Аллы Пугачевой, она держится на плаву много лет именно потому, что ее скандалы публике не приедаются. Только отшумел один, она уже следующий готовит. Непредсказуемая тетка. Вот и дочку тоже сумела использовать. Так что - больше разнообразия, и люди к Вам потянутся. Держите нос по ветру, плебс это любит. Михаил Дзюба.
Написать рецензию: Натюз 19.10.2009 11:30.
432 раза упоминается в Библии слово "гнев". Это гнев Господа на людей, отвергнувших заповеди мирной и счастливой жизни. ("Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, которые подавляют истину своей неправдою"), а также это гнев человека на другого человека, чаще всего господина на раба своего. Гнев, как огонь. Недаром используется со словом гнев всегда глагол "воспылал", или "разрывается от гнева". Но вот, какая истина в цитатах из Библии для всех нас: Иоан.3:36 "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем", Иак.1:20 "ибо гнев человека не творит правды Божией". Спасибо за, очень актуальную проповедь. Натюз.
Рецензии. Написать рецензию: Мариэтта Роз 19.10.2009 06:53.
Гнев нужно выплескивать. Его не нужно копить, иначе взорваться можно. Но как выплескивать? Поможет спорт, творчество, игра. Вообще даже склонность к насилию можно направить в мирное русло, если озадачиться этим. Мариэтта Роз.
Добавить замечания: Мариэтта Роз 19.10.2009 12:46.
А Вы, пожалуйста, не путайте форточку с яичницей. То, о чем вы сказали, было всего лишь сменой флагов, а не выправлением ситуации. Мариэтта Роз.
Добавить замечания: Хельги Нордкап 19.10.2009 15:10.
Значит, Вы советовали бы Ивану Грозному заниматься тайским боксом, а новгородцы в это время пускай себе снюхиваются с Ганзой, да ложатся под Ливонский орден? Любая доброта в политике влечет за собой расплату кровью. Если бы царь Иван тех святош не запорол, то взял бы на себя еще больший грех. Опять отец Павел не те исторические примерчики выискал. И хотел бы я промолчать, да не могу. К правильному делу призываете, да неправильными словами опять. Хельги Нордкап.
Добавить замечания: Виктор Хохлов 19.10.2009 17:46.
Демоническая уловка и распространенное человеческое заблуждение! Если бы гнев содержался в накопителе или резервуаре конечного объёма, тогда логика выплеска имела смысл. Но здесь мы имеем дело не с подобием аккумулятора, а скорее - генератора. Выплеск не иссякнет, если не прекратить раскручивать генератор и более того он как бы питает цепь возбуждения генератора. Умозрительны и ничем не подкреплены рассуждения шарлатанов от психоанализа о том, что можно нейтрализовать гнев выплеском и канализацией его энергии. Более того, во время выплеска включается положительная обратная связь, когда выплеск гнева превращается в ярость. (Пример с Иоанном Грозным) Усилия воли направленные на самоконтроль и подавление эмоциональных экстремумов со знаком минус не приводят ни к перегреву, ни к взрыву, как пытаются нам втюхать душевные аналитики, это и есть, говоря человеческим языком, воспитание чувств. Виктор Хохлов.
Добавить замечания: Хельги Нордкап 19.10.2009 18:02.
Виктор, Ваши электротехнические аналогии, по-моему, несостоятельны. Генераторы тоже питаются от конечных источников. С точки зрения модели черного ящика - одна чума - что аккумулятор, что генератор, но вопрос другой. В случае с Иваном Васильевичем имеет место быть историческая клевета и его пример неуместен. Хельги Нордкап.
Добавить замечания: Виктор Хохлов 19.10.2009 19:04.
Хельги, я далек от мысли объяснить всё электричеством. Просто разница между конечным количеством яда в склянке и выработкой его в железе аспида очевидна. Выплеснул, и нет, а тут течет речка и вращает турбину. Конечно, и реки иссякают, и мы все умрем и перестанем гневаться и Бога гневить, но я не об этом. Неконтролируемый выплеск эмоций не решается умышленным выплеском или отводом энергии. Весь вопрос в овладении контрольными функциями. А то, как Иоанн Васильевич управлялся с оппозицией, то Бог ему судья. Остер мечь кесаря и тяжела шапка Мономаха, соблазн судить прошлое из настоящего притягателен обманчивым ощущением полноты истины, раскрываемой в свидетельствах и документах, но ведь и в них лишь, правда, человеческая. Виктор Хохлов.
Написать рецензию: Гай Гаал 19.10.2009 01:50.
Значит, надо жить, ничего не требуя от жизни? Быть требовательным только к себе... Да, я понимаю это хорошо. Но понимаю и то, что стать смиренным человеком, это, значит, достичь почти недостижимого идеала. Это большой труд. Но спасибо Вам, что Вы напоминаете нам об этом... Гай Гаал.
Свидетельство о публикации №209101900533