Фиолетовый вечер
Она стояла между ним и солнцем.
Вершины далёких гор вспарывали небо и растворялись в его глубинах. Красные лучи уходящего дня мерцающими потоками стекали по склонам на равнину. Ворочались камни. Вспыхивали и замирали в чёрном одинокие деревья.
В мятежный гул горизонта вкрадывалось пение уставших птиц…
Кайман проснулся от холодного тычка в лицо.
— Живой? — осуждающе произнёс милиционер.
Кайман с трудом оторвал от лавки онемевшее тело, сел и, едва придя в себя, вздрогнул. На его колене безжизненно лежала синяя рука. Со лба Каймана на руку упал ком подтаявшего снега. Без всяких ощущений, как на дерево.
— Зачем вы мне её подбросили?
Он резко отпрянул в сторону и стал двигаться на край лавки. Рука волочилась за ним и скребла пальцами по заиндевевшим доскам. Кайман закричал и побежал.
На скользкой дорожке он упал. Сверху на него, проскрипев титановыми подковами, свалился милиционер.
Они шумно дышали. Противно пищала милицейская рация. Милиционер поднял голову, огляделся и настороженно спросил:
— Ты что, псих?
Кайман уже ощущал покалывание в онемевшей левой руке и виновато улыбался.
— Я спрашиваю, документы у тебя есть?
Они стояли друг перед другом на коленях, словно две кобры. Милиционер поправил шапку и взял протянутый паспорт.
— Где живёшь?
— Там написано.
— А работаешь где?
— Так, свободный печатник.
— Это как?
— Пишу стихи на снегу.
— Ясненько. Ну а весной что будешь делать?
— А будет весна?
— Тебе что, календарь подарить? Давно пишешь?
— Пару месяцев.
— Работу искал?
— Нет.
— Ясненько. Почему в сквере спал?
— Шёл. Присел. Заснул.
— Дома спят! Понимаешь? Иногда у подруг. А ты, как беспризорник, клюёшь по лавкам. Может, ты больной какой? Сонная болезнь?
Кайман посмотрел на припорошенные снегом погоны милиционера.
— Не знаю, в каком вы звании, но вижу, что вы не Шерлок.
— Кудрявцев моя фамилия. Сержант Кудрявцев. И не умничай! А если бы замёрз?
— Вот за это спасибо!
Они встали и отряхнулись.
— Слушай, а может, ты пьяный? — с надеждой спросил сержант.
— Это как?
— А так! Почему глаза красные?
Кайман спрятал в карман паспорт и сквозь упавшие со лба волосы посмотрел на милиционера.
— Это от любви, сержант.
Сержант что-то пробормотал и, развернувшись, застучал подковами по заледенелой дорожке.
— Семнадцатый! Вызывает четвёртый!
— Я семнадцатый.
— Кудрявцев, я тут стишок на морозе сочинил. Хочешь послушать?
— Пошёл к чёрту!
Кайман растёр пальцами глаза и зябко зевнул. Над головой в темнеющем небе бесновались шумливые вороны. Впереди за деревьями урчал машинами проспект.
— Четвёртый! Вызывает семнадцатый!
— Я четвёртый!
— А ну давай, прочитай.
По заметённым улицам брели молчаливые фигурки людей. Белая пыль кружила вокруг домов, шелестела по земле и сыпалась в красные лица. Машины близоруко морщили стёкла и прижимались к асфальту.
Кайман спрятал голову в вороте чёрного пальто и, сгорбившись, влился в поток заснеженных фигурок. Пальто он полгода назад выиграл в карты у приятеля и только сейчас разочарованно обнаружил в карманах дыры. «Фу ты, чёрт! Мыши что ли в нём водятся?». Он на ходу потряс полами пальто и осмотрел себя кошачьим взглядом.
Снег под ногами заморгал ярко-синим светом. Словно огромная сосулька, тянулась к земле вывеска молодёжного кафе «Льдинка». Кайман вдруг почувствовал льдинки в сапогах, затем на спине, на ушах, и вот уже весь он был ледяным и светился холодным светом. Из-под тяжёлой двери струился сладкий запах. Кайман набрал полную грудь холодного воздуха и вошёл в кафе.
Разухабистая песня сотрясала дым сигарет. В тусклом свете мелькали руки, вспыхивали серьги, глаза. Над столиками грудились тела, шевеля мохнатыми головами.
Кайман пробрался к стойке, минуя тёплые разговоры и бегло кивая знакомым. Есть не хотелось. Последние недели он почти ничего не ел, избегал компании и пребывал в унылой задумчивости, отчего становился чужим и далёким не только для людей, но и для самого себя. Это случилось неожиданно и против его воли. Это лишало его всего ради единственного. Это изматывало и грело одновременно. Это была любовь. Любовь беспощадная и всепроникающая.
Его кулак тяжело лёг на стойку и раскрылся с медным звоном. Бармен поставил перед ним чашку с кофе.
— И конфетку, пожалуйста!
Столы были заняты. Кайман сел на низенький подоконник, по которому гулял сквозняк. Кофейный пар согревал лицо, пробуждая унылую грусть. Постепенно из общего воркования стали выделяться отдельные слова, а затем и фразы.
— Эдя, давай шарфами меняться.
— Марина, отстань! На, возьми и отстань.
— Ого, какой длиннющий!
— Ну так, Макс, что там у тебя по застою?
— У меня есть три чёрно-белые четырёхзвёздные.
— Так. И на что ты их хочешь?
— Эдя, скажи, чтобы все вышли отсюда! Я буду изображать километрового удава.
— Подожди, Марина! Ну так на что?
— На одну цветную пятизвёздную.
— Ой, Эдя, я запуталась в нём.
— Наконец-то, Марина! Ладно, Макс, я спрошу у своих.
Перед носом Каймана проплыл толстенный учебник физики. Учебник скрылся в тёмном углу и зашуршал страницами.
— Так ты обещала ему или нет?
— Да ну как…
— А так, на словах.
— Ну…
— Если обещала, то кошелёчек свой придётся приоткрыть. Войдёт туда на законном основании, не отвертишься уже…
После короткой паузы зазвучали аккорды песни, которую Кайман часто слушал в последнее время. Он поймал взглядом блик сверкнувшей серьги и на какое-то время отключился. Тёплая приятная грусть растеклась по телу. Перед глазами поплыли знакомые образы, и всё вокруг перестало существовать в реальных ощущениях.
Кайман нащупал в кармане конфетку и, щурясь в мигающих огнях, развернул фантик.
— Вот, смотрите! Это фотомонтаж всех моих девок. Вот они тут рядочками стоят. Маечки на них, а на маечках год указан.
— Ну ты даёшь! А моей тут нет случайно?
— Лёха, а в позапрошлом году у тебя всего одна девушка была что ли?
— Да это я… В общем, я влюблён был в том году.
Конфета медленно таяла во рту. Кайман сделал из фантика самолётик и запустил его к пульсирующим лучам. Самолётик, пронизывая полосы света, плавно опускался. В направленной на него струе дыма он перевернулся над столиком и был подхвачен чьей-то быстрой рукой. В следующее мгновение его помятое тельце по короткой дуге перелетело к другому столику, затем к третьему, к четвёртому, вызывая весёлые крики.
Кайман поставил чашку на подоконник, встал и прошёл вглубь зала. Самолётик слепо уткнулся в его ладонь. Он смял его и сунул в карман.
У выхода Каймана окликнули. Из полумрака к нему приближались очки знакомого редактора молодёжной газеты.
— Однако холодно, — заметил редактор, когда они вышли на улицу.
Кайман покосился на его грузную фигуру.
— Да, у тебя есть чему мёрзнуть. Куда сейчас?
— Нам по пути.
— Это что, откровение?
— Ну, ты ведь там живёшь?
— Я живу там. — Кайман неопределённо махнул рукой вверх.
— Ну, понятно. А мы-то, бескрылые, по льду да по грязи. Скользим да хлюпаем.
— Тяжело вам, поди?
— Да знаешь, ничего. Нормально.
— Не люблю я нормально. Мозгам тесно, душе скучно.
Кайман подобрал ногой ледышку и пнул её на дорогу.
— Я прочитал, Кайман, то, что ты давал мне. Довольно любопытно, но не понятно. Понимаешь, нет ещё такого органа, ни печатного, ни чувственного, который донёс бы это до нашего сознания.
— Жаль, что у тебя нет такого органа.
— Ты бы написал что-нибудь более земное, реальное.
— Скользкое и хлюпающее?
— Освежающее, скажем так. На молодёжную, конечно, тему.
— А что, молодёжь? Молодёжь надо проветривать.
— Уже неплохо. Впрочем, не буду ограничивать тебя темой, сам выбери. Ну, давай, не забывай дедушку. Поговорим ещё. Куда пойдёшь?
— В «Букинист» загляну.
Магазин «Букинист» располагался в полуподвале. Здесь всегда было тихо, и всякое громкое слово негласно осуждалось строгими взглядами. В сосредоточенной тишине задумчиво гудели лампы дневного света. Деревянные полки упирались боками в стены и пестрели корешками книг. Книг было множество. У каждой была своя судьба, свои взлёты и падения. Изредка их покой нарушала молодая женщина с красной лентой в волосах. Это была их хозяйка, высокая и подвижная. Белые гольфы подчёркивали лёгкость в её движениях, а красная лента и неизменная улыбка располагали к доверительному общению с ней.
Заметив Каймана, женщина едва заметно кивнула ему и открыла застеклённую дверцу шкафа. В руки Каймана легла стопка старых открыток. Он тихо поблагодарил женщину и с нежностью стал раскладывать открытки на столе.
Кайман любил эти открытки. Любил их сказочный мир с давно ушедшими одеждами и пейзажами, их одиночество и неповторимость. Открытки жили. Каждая из них общалась с ним, звала в свой удивительный мир. Ни полустёртые надписи, ни царапины не могли скрыть их способности увлекать и дарить целый букет ярких впечатлений. Кайман приветливо улыбался знакомым открыткам. Незнакомок он встречал долгим взглядом и игрой воображения будоражил свой чувственный мир.
«Фаворитки» — прочитал Кайман. Три стройные девушки кутались в разноцветные покрывала и кормили рыб в искусственном пруду. Внизу за мраморным овалом пруда простиралось к горизонту тихое зелёное море. Кайман задумался. Он водил ребром открытки по губам и смотрел в своё отражение на дверце.
Был вечер. Да, это было вечером. Друг сидел напротив и рассказывал о таинственном острове, на котором не было следов, но звучали песни. В коротких паузах позванивали кубки. Лёгкий бриз раскачивал жёлтые плоды на деревьях, теребил волосы. Иногда друзья замолкали и с тихим восторгом смотрели на мраморный овал, откуда доносились всплески девичьего смеха…
Отражение на дверце вздрогнуло и уплыло за край стекла. Женщина возвращала на место потускневший альбом.
— Простите, как вас зовут? — спросил Кайман женщину, когда она обернулась.
— Соля, — тихо сказала она, задержав на нём взгляд.
— А знаете, Соля, на кого вы похожи? — Кайман доверительно наклонился к ней. — На маленькую девочку.
Некоторое время они молча улыбались друг другу. Затем Кайман собрал открытки и взглянул в потемневшее окно.
— Когда мы станем совсем маленькими, Соля, мы выщипнем бороды у всех козлов, чтобы они не топтали ромашки на золотом песке. И убежим на деревья. Будем мечтать и раскачиваться.
Кайман протянул женщине открытки и прощально кивнул ей.
Фиолетовые дома жались друг к другу и грустили в свете уличных фонарей. Ветер затих. Небо уже не рассыпалось белым крошевом, оно опустилось, и было мрачным и неподвижным. Кайман всматривался в окна обгонявших его автобусов. Словно какие-то неведомые миры проплывали мимо него, застывшие и безмолвные. Полусонные лица мерно покачивались и кутались в жёлтое марево. Взоры множества глаз упирались в стёкла. Миры почти бесшумно рассекали темноту и исчезали в лабиринтах города.
Кайман вдруг почувствовал боль. Словно что-то оборвалось в груди. Оборвалась какая-то очень важная ниточка, которая удерживала его, связывала с внешним миром. Всё вдруг поплыло и стало куда-то исчезать. Казалось, ещё мгновение и не будет больше ни огней, ни холода, ни мыслей. Он остановился. Пустота в груди, вцепившись в рёбра, тянула на себя слабеющее тело. Тяжело дыша, Кайман подошёл к стене дома и зачерпнул с подоконника пригоршню снега. Он глотал снег и не чувствовал прохладу.
Прохожие настороженно косились в его сторону. Кайман прошёл вдоль стены, свернул в арку. Небольшой двор морщился тенями из окон. Замёрзшая кошка по беспорядочным следам выбиралась из темноты к свету. Кайман пошёл ей навстречу, пересёк двор и по укатанной, видимо, школьниками лыжне вышел в сквер.
Каменный поэт, укутавшись до подбородка в белоснежный плед, равнодушно взирал на город поверх Каймана, не выдавая своих далёких мыслей. В кронах высоких деревьев переругивались вороны, устраиваясь на ночлег. В чреве тёмного неба слышалось громыхание далёкого трамвая.
Кайман тяжело сел на лавку. Боль потихоньку отпускала. Взгляд его остановился на надписи, которую сделал кто-то веткой на снежном бордюре. «Я счастлив!» — прочитал Кайман и удивлённо посмотрел на поэта. Но тот невозмутимо созерцал шествие ночи, оставаясь недосягаемым в своих раздумьях. Кайман поплотнее укутался в пальто и откинулся на спинку. В кармане он обнаружил фантик. Фантик был тёплый и шевелился в ладони, словно воробышек. Сквозь полузакрытые веки пробился свет фонаря и рассыпался разноцветным фейерверком…
Она стояла между ним и солнцем. В её волосах отражалось движение далёких лучей. Он с волнением смотрел на неё, как смотрел бы на собственное сердце.
Фиолетовый вечер плавно опускался на землю и гасил мерцающие потоки. Звуки-труженики уступали место шорохам.
Он протянул ей руку. Они переплели пальцы в единый клубок и улыбнулись.
По мелким и ещё тёплым камням они вышли на дорогу. Их окликнули.
На крыльце деревенского дома сидел сержант Кудрявцев и стучал рацией по ступеньке.
— Аллё, поэт! Я семнадцатый! Как-то тут темнеет не ясненько!
Позади сержанта стояла Соля в голубом сарафане и махала им берёзовым веником.
Они тоже помахали им и тронулись в путь. Конец дороги терялся в темноте. Там, куда они шли, уже была ночь.
На фото: картина И. Сакурова "Иришка и Пилипец".
Свидетельство о публикации №209101900718
"...в Аргентинском зоопарке врач дал белому медведю экспериментальное лекарство от дерматита, после чего белый медведь поменял цвет, став фиолетовым. Как выяснилось позже — это была аллергическая реакция"
Рассказ грустный. Вероятно у героя - когнитивный диссонанс. Остраненность. Он проходит через события.
И не находит самого себя, лишь фантик в кармане.
Лора Маркова 04.04.2013 13:40 Заявить о нарушении
Невысказанная любовь тоже крепко ломает.Борешься с нею до последнего, пока не осознаешь, что это предназначение.
А сегодня столкнулся с коричневым цветом. Общаться с таким — это участвовать в его проблемах.
В советское время психологи могли точно характеризовать человека даже по оторванному в автобусной кассе билету. Нутро только называется нутром, а так, всех нас видно по "наруже".
Вячеслав Пилипец 04.04.2013 14:05 Заявить о нарушении
И с нею надо бороться? Зачем? Зачем ломать себя? От страха или гордости?
Лора Маркова 04.04.2013 14:10 Заявить о нарушении
Невысказанность — это волшебство под сердцем, борьба чувств. Граната в штанах.
И хорошо, когда холодит и в сон тянет. События приятны, когда они не горохом с порога.
Вячеслав Пилипец 04.04.2013 17:14 Заявить о нарушении
