Подставь и другую щеку

           Однажды (1985г в Москве) я беседовал с одним знакомым евреем о разных вопросах жизни, затрагивая их философское осмысление. После продолжительной беседы, когда мы коснулись темы неожиданных «ударов» судьбы, он вдруг заявил:
- Нужно стараться спокойно встречать неожиданные повороты судьбы, ведь не даром говорится: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую».
           Я буквально оторопел от неожиданности. Услышать от образованного еврея, которого я знал, как особого радетеля за еврейскую нацию, слова Самого Иисуса Христа (Мф.5,39), казалось для меня просто невозможным. Не прерывая его, я внимательно слушал, что же он скажет дальше.
- Здесь, естественно, речь идет не о физической пощечине. Имеется в виду, что когда вдруг неожиданно получишь удар судьбы, то не ропщи на это, не говори: «За что это мне такое?», не бунтуй, а спокойно приготовься перенести и другой.
           Не переставая удивляться, я спросил его откуда он это знает. На что он не смог дать определенного ответа, говоря, что где-то когда-то прочитал об этом. Я просил его постараться вспомнить откуда он узнал об этом, но он так и не смог припомнить этого, говоря, что неоднократно встречал это в литературе и считает такой взгляд вполне естественным.
           Я припомнил себе, что некоторые святые отцы говорили: «Слава Тебе, Милосердный Господи!, что допустил мне такие скорби, - по грехам моим приемлю», а другие говорили даже так: «Слава и благодарение Тебе, Милосердный Господи за эти скорби!, ибо через них Ты уподобляешь меня, недостойного, Самому Себе, тягчайшее перенесшего!», другие же просто при этом восклицали: «Слава Тебе, Господи!».
           И действительно, чтобы научить нас правильному пониманию достойного перенесения случающихся с нами скорбей и страданий, Господь Иисус Христос Сам, когда один из служителей первосвященника Анны ударил Иисуса по щеке,  призывая ударившего Его к покаянию, ответил ему: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (И.18,22-23). Т.е. в случае злого воздействия на тебя конкретного лица, можешь, чтобы дать ему шанс спастись от греха, обличить его, и думаю, что лучше сделать это словами Самого Иисуса Христа. А обличить согрешающего против нас брата Он Сам заповедал нам (Мф.18,15-18; Лев.19,17), ибо «нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф.18,14). Причем, делать это следует в духе смиренной любви и кротости (Мф.7,1-5; Гал.6,1; Еф.5,11), иначе - лучше позаботиться о том, как «вынуть прежде бревно из своего глаза» (Мф.7,5), т.е. как избавиться от собственного нелюбовного отношения к брату. А т.к. нелюбовное отношение к брату опосредствуется собственным грехом и уже есть грех (Иак.4,17), чаще всего – грех эгоизма, то, как говорят св.отцы, в таком случае лучше стараться покаяться в собственных согрешениях, нежели разглядывать их в другом человеке.
           В этом же случае нашей беседы, думаю, Господь Иисус, вразумляя нас, Сам вмешался в нашу беседу, действуя через человека, который по моему мнению был совершенно не способен говорить такое. К тому же этот человек сам никак не смог объяснить мне почему он так сказал и откуда он это знает.
           Если бы мы были внимательны ко всем мелким, по нашему мнению, подробностям нашей жизни, то могли бы с радостью наблюдать постоянное действие Бога в нашей жизни, даже в самых мелочах ее проявляющееся, и «удивлению нашему не было бы границ».
           Как сказал Дух Святой устами одного священника на проповеди: «Подставь  другую щеку» - это заповедь Божия человеку, а значит действие Его Любви, желающей человеку только благого, спасительного. И, если Господь подает тебе крест, не отвращайся от него, не убегай от него, ибо крест обращается воскресением, а значит крестные скорби – радостью воскресения, ибо Господь Бог наш Иисус Христос, Воскресение наше, Пасха наша, явил нам Воскресение Свое через Крест Свой: Крестная заря предваряет сияние Пасхального солнца, а крестные скорби обрамлены радостью воскресения. Аминь.


Рецензии