О князьях и Олегах

 Спросите любого – кто такой князь Олег – и вам ответят: ну, конечно, Вещий, тот, чей «щит на вратах Цареграда», тот самый – укушенный змеей, выползшей из черепа собственного коня. Но вот беда – византийские летописи о взятии Константинополя молчат.
Хотя совсем необязательно было для того, чтобы приколотить на ворота щит, брать столицу Византии. Часто ромеи откупались от таких шальных дружин, да еще и договаривались с ними за небольшую для Царьграда плату держать восточные границы Византии от набегов диких кочевников. При этом можно было и задобрить русов, потешив их самолюбие русским щитом на городских воротах.
И означало это всего лишь то, что Константинополь находится в числе прочих защитников и «под эгидой» русского князя. Если бы не было обоюдовыгодного договора, щит не провисел бы после ухода русов и суток.

 Да и с конем не всё ладно. Как раз накануне Олег побывал в Константинополе, потом его « уклюну змия в ногу, и с того умре; есть могила его в Ладозе» Но после – не значит вследствие. Скорее, виновата здесь не русская почти безвредная гадюка, а не сразу действующие византийские яды. Но вот ПВЛ говорит о могиле князя в Киеве. Странно.

 Легендарен не только Вещий Олег. Много неясностей и с другими Олегами на Руси, но мы начнем с Вещего. Вещий Олег – варяг, князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой летописи, которая сохранила фрагменты более раннего летописного свода (не дошедшего до наших дней) с путаницей (?) в хронологии.

 Согласно «Повести временных лет» Олег был родичем (соплеменником) Рюрика ("от рода ему суща").  В утраченной Иоакимовской летописи (дошедшей в пересказе В.Н. Татищева) уточняется: Олег – шурин, то есть брат одной из Рюриковых жен (другому доверять сына-наследника было рискованно).
После смерти Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде, поскольку сын Рюрика Игорь был ещё ребёнком.
«Он же подыскал впоследствии и жену Игорю на Псковщине. Звали будущую русскую святую Прекраса. Но Олег по какой-то причине переименовал ее в соответствии с собственным именем – Ольгой… В Иоакимовской летописи также подчеркивается: была Ольга-Прекраса не простого звания, а из Гостомыслова рода (Татищев в примечании уточняет: Ольга - внучка Гостомысла и родилась от его старшей дочери где-то под Изборском)».

 А кто ходил на Царьград? «Повесть…» указывает на Олега: по Нестору, именно он в знак победы повесил свой щит на врата Царьграда.
 Анализ, проведенный исследователями, доказал, что такого похода Олега в 907 году, как точно указывается в летописи — не было. И вообще — не было. В 904 году на Константинополь ходили походом арабы. В том же году совершали набег на Царьград вольные воины из диких ватаг, обитавших в устье Днепра и на побережье Черного моря, видимо, с легендарного Острова Русов.

 А самое главное — о том летописном походе нет никаких сведений в подробнейших византийских хрониках. Хотя там в деталях описаны и поход арабов, и набег славяно-варяжской вольницы.

«С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника, так называемого «Кембриджского документа», захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском п-ове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен последним на Константинополь. Византийцы сожгли огнём суда русов, и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хелгу, Халго. Он именуется в документе «правителем Русии», что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом.
 Однако описываемые события относятся к правлению Игоря (поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941, а поход на Персию с набегом русов в 944 году на азербайджанский город Бердаа). В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продляется до сер. 40-х гг X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи».

Лев Диакон подтверждает связь Игоревой деятельности с восточной частью Тавриды: он сообщает, что после поражения у берегов Малой Азии Игорь с остатками своего флота бежал  в   Киммерийский   Боспор. Но не к хазарам же в Самкерц? Значит, расположенный в 27 милях от Боспора  город ар-Русийа (араб.) или Руссия, Россия (визант.) в дельте Кубани – Русской реки уже в то время был в союзе с Днепровской Русью.

«А загадки Олеговой смерти? …ее конкретные даты в Новгородской и Несторовой летописях абсолютно не совпадают. Разница - трудно поверить! - в целых десять лет: по Нестору Олег умер в лето 6420-е (912-й год), а согласно Новгородскому летописцу - в лето 6430-е (922-й год). Как прикажете понимать? И кому прикажете верить?».

 По норманнской теории предполагаемая скандинавская этимология имени свидетельствует в пользу скандинавского происхождения Олега. Русское произношение имени Олег возникло, как считают, от скандинавского имени Helgi, что означает «посвящённый богам». В скандинавских сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif. Но и в славянских языках зафиксированы имена Oleg (Oley) (чешск. в 1088 г.), Olek, Олекса. Существует и версия[, что имя Олега имеет тюркские корни. Так, в древнеболгарской надписи 904 года употребляется титул византийского императора как «олгу таркан», где олгу означает великий. В то же время Олег созвучно иранскому Халег (творец, создатель).

 По-шведски Hellig и сегодня – священный. У эстонцев Helе – ясный, Helgе – светлый, лучезарный, у немцев Helligkeit – яркость, в Нидерландах helder – светлый.
Суммируем. Светлость? Больше похоже на княжеский титул, чем на личное имя. К тому же именно Олегами часто назывались на «первоначальной» Руси князья. Правда, у викингов в ходу было иное название княжеского титула – ярл.
 Но вспомним нашего Ярилу – и шведские ярлы-светлости вместе с татарскими ярлыками на княжение покажутся вторичными, хотя обращение «Светлость», просуществовавшее до 20 в., сохранится.

 Считается, что титулование Светлость – германское: Durchlaucht ведёт своё происхождение от латинского (su)perillustris и впервые было даровано императором Карлом IV в 1356 году курфюрстам. В России же титул Светлейший стал жаловаться только с начала XVIII века некоторым княжеским родам, ранее возведённым в княжеское достоинство Священной Римской империи, за особые государственные заслуги. По «Учреждению об Императорской фамилии» 1886 года титул Светлость присваивался младшим детям правнуков императора и их потомству в мужском поколении.

 Таким образом, Брокгаузом и Ефроном Россия поставлена позади планеты всей. Но так ли это? Достаточно вспомнить титулование Владимира – Красное Солнышко. Это – не прозвище. Это именно титулование, восходящее к одному из богов западно-славянского святилища Арконы на острове Рюген – солнцеподобному Ретре (Рет-Ра – Красно Солнышко).

 Но если считать, что Олег – это титулование, то как звали князей на самом деле? Возможно, Олег – это переходящее имя-титул, как тотемные Борис (Барыс, священный гепрд) у болгар и Собака – у крымских ханов («Собака – крымский  хан» – это не ругательство, как думают некоторые, а тотемное имя, принимаемое при восшествии на престол). «Пережиток» очень стойкий  – многие болгарские цари до двадцатого века носили имя Борис.
Предположение о титуловании или смене имени на титул при княжении позволяет понять некоторые накладки в летописях – долгое правление Олегов, рождение ими детей в весьма почтенном возрасте. Возможно, летописец-переписчик уже не понимал, что речь идет о разных последовательно правивших князьях.

 Но тогда титулование пошло от варягов? Так ли это? В истории и русских летописях часто встречается русское (славянское?) имя Олекса. Вроде бы это  искаженное греческое Алексей. Алексо у древних  греков – защищать, Алексей – защитник. Кстати, защита – прямая обязанность князя, военного вождя. Но Алексей – точно ли греческое имя? Мне тут же скажут – а Одиссей что, тоже не грек?
Но давайте посмотрим на имена первых скифов. Это:

Липоксай – Гора-Царь,
Арпоксай – Река-Царь,
Колаксай – Солнце-Царь.

Ну, Коло – круг, солнечный круг – можно было и без перевода понять.
Но от Колаксая до Олексы – не больше, чем до Алексея.
И все – либо титулование князя, либо род его деятельности.
Тем более, что у греков для обозначения защиты есть еще десяток куда более по-гречески звучащих слов.
Значит, скифский Колаксай первичен? Тем более, что сами греки признавали, что скифы древнее даже египтян. А как же тогда грек Одиссей? Совпадение? Но Адис на современном осетинском (за неимением скифского словаря воспользуемся языком их потомков) – удивляющий, удивительный. И вправду, удивительный царь. Есть у Одиссея и другое имя – Уллис. Но найдется и другой «скифский» аналог: улл – владыка; вельможа, знатный.
 И не только это. Например, Эней -  энэйес – неимущий. И на самом деле, Эней при уходе из взятой греками Трои потерял всё, даже жену.

 Итак, что же получается? Имя Олег – это, по сути, княжеский титул «светлейший (божественный)». Такое титулование «светлостью» прослеживается со скифских времен; видимо, через скифов задевает Грецию; мы видим его у  варягов и у славянских князей. И только через века после этого титулование позаимствовали германцы, которые почему-то сегодня считаются его авторами.

 А в приложении к русским князьям этот вывод позволяет чуть иначе взглянуть на хронологию там, где она дает сбои дат и имен по различным, но возможно, одинаково точным источникам. Просто речь может идти в одном случае об имени, в другом – о титуле. Либо о разных князьях равной иерархии – «светлостях».


Рецензии
СПАСИБО БОЛЬШОЕ

Мир Вашему дому

С уважением Олег

Олег Устинов   16.01.2015 15:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег!

Владимир Репин   16.01.2015 16:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.