В кабинете министра...

В начале восьмидесятых годов развитие стройиндустрии в СССР получило поддержку в виде специального постановления кабинета министров Советского Союза, где вменялось всем министерствам и ведомствам отчислять 0,5 процентов на развитие стройиндустрии от капитальных вложений, предусмотренных бюджетом страны выделяемых на строительство и реконструкцию их подразделений разбросанных по всей огромной стране…
В ту пору я занимал пост зама министра стройиндустрии по капитальному строительству в одной из автономных республик на Северном Кавказе. С моим шефом мы проанализировали ситуацию и сделали однозначный вывод: все ведомства большой страны получили мизерные суммы на капстроительство, а отпиливать от них по 0,5 процентов не имело никакого смысла, тем более, что на это надо было затратить не мало времени и сил, что бы «уговорить» эти структуры добровольно отдать нам эти крохотные суммы. Дело не стоило того, но был один прецедент - Министерство Цветной Металлургии СССР, которое имело достаточно денег, а 0,5% от них составляло почти пол миллиона рублей. Это было баснословной суммой для нашего ведомства в те времена и решало практически все наши проблемы. Было принято решение: командировать меня в столицу, при этом разработать и провести беспроигрышную операцию по добыче этой суммы. Однако «выходов» на это ведомство ни у кого у нас не было, так что решение вопроса целиком и полностью зависело только от моей стратегии и предприимчивости. Мне и раньше приходилось решать практически не решаемые вопросы, но на таком уровне мне это еще не приходилось делать – надо было попасть к самому министру Цветмета СССР…
Экипировав меня соответствующим образом, виноводочными изделиями, деньгами и различными дорогими сувенирами, меня посадили на поезд, так как с таким грузом в аэропорту было не возможно мне одному справиться.
Прибыв в столицу в первую очередь, через свои связи, я устроился в гостинице «Националь», что на пересечении Охотного Ряда и Горького. Номер пришлось снять люксовый, что было немаловажно для предпринятой мной операции.
Если коротко, вначале я пробился в приемную министра Цветмета, познакомился с его помощником Владиславом, который оказался весьма общительным парнем моего возраста. Когда он понял, что я от него хочу, то есть попасть на прием к министру, он вначале закашлялся, а потом долго смеялся надо мной. Когда же он успокоился, то доверительно сообщил мне нерадостную весть: «Что бы к нему попасть, нужны месяцы, ты понимаешь, что это вооще невозможно!?». Но меня это сообщение ничуть не смутило, я отвлек его пространные размышления, пригласив поужинать в ресторан «Националь». Мой ход был верен, он уже с уважением посмотрел на меня, и еще недоверчиво, но все-таки принял мое приглашение. После шикарного ужина, под запотевшую водочку и эксклюзивные блюда, потом когда набил свой портфель коньяком и разными деликатесами, которые изготавливались в нашей республике, он заметно подобрел и клятвенно меня заверил, что сделает все, что бы ускорить мое посещение столь недосягаемого министра. Так продолжалось полмесяца, изо дня в день мой помощник министра «крутил» меня и мои мозги. Тогда мне пришлось посадить его на голодный паек и вдолбить в его уже трезвую голову, что потраченное на него давно перевалило за пределы той границы, где заканчивается совесть и начинается откровенное вымогательство. Поняв, что я не намерен шутить, практически испугавшись, он доверительно прошептал мне на ухо:
- Приходи завтра к концу рабочего дня, часиков в семь - восемь вечера, попытаем счастья вместе… - сказал он с задумчивым лицом и ушел не прощаясь…
Ровно в семь вечера я стоял в коридоре огромного по своим размерам ведомства на Новом Арбате. Нервничал, часто заглядывал в портфель, где стояли несколько марочных коньяков и подарочный кинжал, инкрустированный золотом и серебром, подарок от моего шефа министру.
В это время выбежал из приемной Владислав и, громко щипя на меня, произнес только одно слово:
- Быстро!
Я пулей влетел в приемную громадных размеров и увидел распахнутую толстенную дубовую дверь, куда подталкивал меня Владислав.
Я вошел в них со словами:
- Разрешите товарищ министр?
Мои глаза окидывали огромный по своим размерам кабинет, не в пример приемной, в которой ничего кроме одного громадного стола с кожаным креслом, на котором восседал крупный, запинающийся с первого взгляда, мужчина в возрасте, не было. Времени терять было нельзя. Он кивком головы, которую даже не поднял от своих бумаг, дал понять, что бы я приблизился к нему. Набравшись смелости, я решительно двинулся к его огромному столу и молча выставил на него коньяк и холодное оружие. Тут он поднял свои глазища с «брежневскими» бровями и вопросительно, строгим густым басом спросил меня:
- Это что такое?
- А это подарок от моего шефа…- мгновенно взмокнув, промолвил я…
Его взгляд остановился на кинжале и глаза его засверкали, а он стоил того, я то уж понимал в этом толк, и если ты мужчина, равнодушным это оружие никогда и никого не могло оставит. Интуитивно понял, дело будет решено…
- Умеете вы это, черти… - неопределенно прогудел он, но в голосе его уже слышалась теплота.
- Тебя как зовут? – неожиданно спросил он меня. Я произнес свое имя без отчества. Тут он взглянул на меня и продолжил:
- А по батюшке?
- Вам по батюшке никак нельзя! У нас это не принято, что бы старшие по отчеству младших называли…
- Ишь ты, вообще-то это я знаю, на фронте уму разуму учили твои земляки… - с грустью промолвил он и, помолчав, вертя кинжал в руке, произнес:
- Ладно, я в курсе от Влада о твоей миссии, дело нужное, людям надо жилье строить, а стройматериалов нигде не хватает, срам с этим у нас в стране… давай-ка свои бумаги, подпишу…
Я быстро достал необходимые документы и разложил их перед этим, сразу ставшим почему-то близким мне, человеком. Министр размашисто расписался и протянул их мне:
- Шефу передай мой поклон за подарок, порадовал меня, старика…
Тут, словно меня черт дернул:
- Обязательно передам! А можно к вам еще один вопрос?
- Ну, попробуй… - недовольно поморщился он.
- У вас кабинет огромный, а стульев, стол для совещаний, кресел нет, даже присесть некуда…
Министр искренне расхохотался:
- Так вот ты о чем, заметил да?… Понимаешь, сынок, каждый посетитель, а из них очень большой процент просто мудаки, которые сюда приходят, позволяют себе развалиться в кресле и их мысли работают вяло и не очень эффективно. Когда же человек стоит передо мной на своих ногах, он понимает, что у него ограниченно время и, естественно, соображает быстро и главное четко. Не отнимает у меня, у тебя, у государства драгоценное время. Ну, что усек! А что бы ты не думал, что у меня ничего нет, прошу за мной… - он встал со своего стола и открыл закамуфлированную дверь в другое помещение, где мне пришлось удостоверится, что зал для заседаний с шикарным многометровым столом и стульями у него имеется. Я сердечно поблагодарил его за помощь республике, которую я представлял и пригласил его к нам в гости на Кавказ. Он по-отцовски похлопал меня по плечу и сказал:
- Спасибо, будет оказия, загляну. И запомни! Самое главное, сынок, никогда не разменивайся по мелочам, ты работаешь для людей, а это свято, я это и увидел в твоем ко мне визите, знаю добивался почти месяц аудиенции, до меня, ведь, добраться нелегко, а иначе зачислил бы тебя в отряд мудаков… и по доброму рассмеявшись, дал мне понять, что разговор окончен…


Рецензии
А мне этот рассказ напоминает притчу. Разговаривать с умным человеком, неважно, какой пост он занимает и какие цели преследует, удовольствие.
Спасибо за рассказ.
Всех Вам благ, Лев.
С теплом,
Илана Арад

Илара   22.10.2009 08:30     Заявить о нарушении
Рад Вам, Илана!
Тепла и добра...

Лев Холай   22.10.2009 08:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.