Хаузмастер Эрих Леманн. часть 12
-Пойдёмте со мной, пожалуйста! Мы вышли на улицу. Он открыл передо мной дверцу своего потрёпанного Фольсваген Гольфа. Путешествие по городу длилось не более трёх минут, в течение которых Эрих Леманн, так звали хаузмастера, на ходу и без лишних эмоций представлял мне достопримечательности города. Город оказался действительно красив, самобытен, и заслуживал более внимательного знакомства. Хаузмастер спешил, и не был склонен к сентиментам. Мы подъехали к многоэтажному зданию в центре Монхайма и пешком поднялись по лестнице на второй этаж.
- Вот ваша квартира №5 на первом этаже - сказал Эрих, отпирая замок.
-Почему на первом, ведь мы на втором этаже?
-В Германии первый этаж не считается этажом полноценного проживания и называется эрдгешос (земляной этаж), а нумерация начинается со следующего этажа.
-Интересно. Но, посмотрите, ведь и на этом этаже кто-то живет.
-Конечно. Это самые дешёвые квартиры, в них живут те, кто приезжают в страну заработать деньги, а не потратить их на съём дорогого жилья. Как потом выяснилось, на эрдгешосе жили исключительно турки.
В трёхкомнатной квартире № 5 дома № 9 по Вернер штрассе уже проживали две семьи. В той комнате, что предназначалась мне, стояли три кровати, и одна из них пестрела разнообразием чьих-то вещей. В помещении пахло мочой и лежалым бельём. Эрих, вслед за мной потянул носом, сморщился и открыл балкон. Запах с балкона просто сшиб нас с ног. Хаузмастер сказал, в сердцах, несколько непереводимых фраз на местном диалекте, и чуть успокоившись, добавил:
-Я сегодня передам своему помощнику - он заменит камень на балконе. Вы, фрау Антонова сами наведите здесь, пожалуйста, порядок. Занимайте любую кровать, кроме этой. Он указал на разбросанные вещи.
-Здесь жила старушка, но потом переехала в пансион для пожилых людей. Неизвестно, может и там не приживётся, вернётся назад. Эрих скривил физиономию давая понять, что старушка не мёд.
-А сейчас положите свои сумки, я повезу вас в магазин, чтобы приобрести предметы первой необходимости. Он вытащил из кармана пиджака голубой листок и потряс им.
-Это платёжный документ, достоинством триста дойтч марок, приравнивается к одноразовому чеку. Выдается всем прибывшим в страну эмигрантам, ауслендерам для обустройства быта, в первые дни, до получения социального пособия.
Я вспомнила, как в Ландештелле я долгие две недели ходила по корпусам и кабинетам, заполняла огромное количество анкет, документов, расписок для того, чтобы получить первые двести шестьдесят пять марок от Социалхильфе. Если бы у меня с собой не было долларов, - пала бы голодной смертью, но это никого не интересовало.
-Магазин «Постен-Профит» находился в ближнем пригороде Монхайма, если можно так сказать про окрестности провинциального города. Это был универсальный магазин, прототип наших сегодняшних супермаркетов Ашан, Седьмой континент, и так далее. Мы купили полотенца, мыло, шампунь, стиральный порошок, кастрюли, ложки, чашки, всего понемногу, и вернулись на Вернер штрассе около трёх часов пополудни. Эрих донёс мои покупки, отдал ключи от квартиры и комнаты, постучался к соседям, как мог, представил меня и вежливо попрощался. Немая картина под названием - «Не ждали» замерла, не нарушая своей первоначальной мизансцены. В общем коридоре трёхкомнатной квартиры неподвижно стояли: женщина лет пятидесяти с сыном-подростком; старушка; молодая супружеская чета и кареглазая девочка, восьми - десяти лет. В глазах этих людей не сложно было прочесть - они ничего не поняли, так как, видимо, не знают языка, а поэтому насторожились, и внутренне напряглись. Первой нарушила молчание женщина с подростком.
-Вы переводчик? Хаузмастер сказал вы переводчик. Заискивающе улыбаясь произнесла она.
-С чего вы взяли? Он сказал, что я ваша новая соседка. Буду жить в этой комнате. Ну, здравствуйте, давайте знакомиться! Меня зовут Евгения, можно просто Женя. А для вас я тётя Женя - сказала я, проведя по волосам кареглазой девчонки, которая с любопытством и детским ожиданием чуда смотрела на меня. Лица присутствующих обрели движение, заулыбались, глаза потеплели, когда они услышали родную речь, и окончательно успокоились, узнав, что я не чиновник из замтов, а новая соседка, да ещё москвичка.
Свидетельство о публикации №209101900912