Мой Тарковский

Солярис

   Лем, Тарковский и еще Содерберг. Лем, в свое время, от Тарковского отказался.Сказал, что его Солярис с Тарковским ничего общего не имеет. Насчет Содерберга не знаю.До конца досмотреть не смог.Мой Солярис - это Тарковский, Банионис, Дворжецкий, Бондарчук. И еще П.Брейгель и А.Вивальди.
   Только Тарковский мог поместить "Голубую охоту" Брейгеля в центр композиции - в кают компании на далекой станции - и дать нам возможность послушать, посмотреть и прочувствовать.
   О чем фильм? О человеке, его душе и самообмане равном правде. Человек считает другого человеком ,если он похож на человека. Это идея С.Лема.
   Тарковский показал,что человек становится человеком,независимо от молекулярного строения, если ему даруют душу.
   В фильме возникает, возрождается любимая, которая была когда-то у героя, и которая снова уходит сама. И которую герой не возвращает с орбиты. Почему? Казалось бы, счастье в пределах кнопки -нажми ее и все вернется. Нет, герой отказывается. И отказывается не потому, что любимый человек есть копия,созданная Океаном по образу и подобию его настоящей,человеческой подруги. Он отказывается от того,что уже смирился с потерей человека, принял эту потерю и пережил. Земная История той любви окончена, а Божественную герой изменить не может. И не собирается. В нем нет гордыни. Есть только грусть - светлое чувство.

 Пикник на обочине.

   Такова фабула, литературная основа фильма.Зона -продукт действия неизвестных причин. Но свойства Зоны притягивают и пугают одновременно. Одно из них -исполнение желаний. Можно или нельзя современной цивилизации воспользоваться этим. Есть вопрос? Есть и еще раз есть!
   Можно воспользоваться во благо, можно во зло. Можно и во зло, и во благо одновременно. Умеют ли люди пользоваться таким источником, сумеют ли,смогут ли...? Сплошные вопросы. Один хочет добра от Зоны напрямую, другой во имя человечества желает Зону уничтожить.
   И только сталкер принял Зону ,как данную Богом реальность, и как испытание. Принял душой и возлюбил. Он хочет Зоне добра и покоя, и хочет ,чтобы люди пользовались Зоной. Но по любви, от души , и от помыслов незамутненных корыстью. То есть, сталкер, при видимом безумии, стал человеком богоугодным. Если хотите -праведником - лицом которому во благо служить,но не пользоваться.
   Художественная пластика фильма завораживает, потому что Тарковский - это один из немногих режиссеров, которые делают кино художественным. В прямом смысле этого слова. По сравнению с кадром, текст ,который герои произносят вторичен, дополнителен. К чему?
   К откровениям, которые раскрываются при внимательном рассматривании совершенно обычных вещей. Мир удивителен сам по себе - говорит Тарковский - такова его Божественная природа. И не надо искать "выгодные" чудеса. Они заложены в каждом. Чудо есть живая душа. И обстоятельства необычные всего лишь ключ к инициализации, к поступку. А после, и чуда не надо Оно перед Вами. Фильм на всю жизнь!

   Ностальгия.

   Тоска по ... чему, кому? По Родине, месту где родился и вырос, по запаху общей кухни..
Нет. Не та ностальгия в этом фильме. Нет там социального подтекста или контекста. Это душевный настрой героя (исп. О.Янковский). Ему холодно и одиноко в залитой солнцем Италии. Рядом с ним чудесная, прекрасная ,живая, красивая и влюбленная женщина. Казалось бы, протяни руку, сделай шаг,скажи да и счастье во всей своей полноте и лучезарности немедленно преобразит всю жизнь писателя.Однако...
   Герой покупает бутылку водки, нехитрую закуску и спускается в канализацию. Как крот, который боится солнечного света. И там в присутствии маленькой девочки-беспризорника потихоньку оживает - начинает чувствовать страдание и боль.
   Отказ от человеческого счастья,простого и ясного может показаться прерогативой искалеченной души. Но у Тарковского это не так. Там, в солнечной Италии , душа русского писателя умирает, замыкается. Как кит, которого выбросило на солнечный пляж во Флориде. Все хорошо, все счастливы, смеются, а кит погибает.
   Так и Янковский .Он спасается, старается не погибнуть - и прячется в канализацию.Его душа отвергает удовольствие и наслаждение,не принимает. Не принимает и слов, и поступков нацеленных на это.Зато его влечет отшельничество или затворничество-роскошь, которая осталась на Родине.
   Фильм , как и все у Тарковского , внесмысловой в рациональном понимании. Привычные причинно-следственные связи легко преодолеваются.Как и в "Зеркале". Душа не подчинена обстоятельствам и/или времени.Тем более не важен и пространственный комфорт. А пластика, неторопливое движение времени -воды-субстанции,ее причудливые завихрения или медленный танец травы-зелени-водоросли -имеет первостепенное значение.
   Душа во времени озарена чувством .И череда чувств - всего лишь производные взаимодействия или прикосновения Души к дыханию Бога. А Ностальгия - трепетное переживание упорхнувшего прикосновения .
   Конец фундаментален и символичен. На площади Испании кто-то кончает жизнь самосожжение в окружении грациозно расставленных по всей лестнице человеческих фигур.


Рецензии
Благодарен за интересный опыт личного осмысления фильмов моего любимого режиссёра. Даже если не со всем согласен, вы меня убеждаете.

Валентин Филатов   23.10.2009 10:02     Заявить о нарушении
А я, признателен и благодарен Вам за отзыв. Спасибо)))

Адвоинженер   23.10.2009 10:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.