Собеседование

               

Вот и остался я без работы. Думаю, может, в почтальоны податься. Я заметил, у почтальонов всегда хорошее настроение...
                С. Довлатов.




  Всю жизнь я совершал ошибки. Даже когда пытался их исправить. Сознание своей беспомощности перед законами кармы меня сильно угнетало. Единственное, что вселяло оптимизм – надежда, что всё это рано и поздно кончится, когда я помру.
  Ну а пока... пока я должен жить, чтобы содержать семью, платить алименты, платить за квартиру, платить за ремонт подержанной машины, помогать своим старикам, а если свершится чудо, и что-то останется для себя лично... куплю жене осенние сапожки.
С недавних пор я заметил, что денег катастрофически не хватает. То есть, дошло до того, что я стал смотреть на цену, покупая батон хлеба.
   Надо что-то менять – решил я.
   Вчера я получил приглашение пройти собеседование. Одна компания (назовём её «Н»), удостоила меня своим вниманием.
  Вакансия – менеджер. Она не требует особых и специальных навыков, а если быть честным - вообще никаких. Именно поэтому у нас пол страны менеджеры.
   Я не умею лечить людей или создавать что-либо полезное. Зато у меня есть диплом, активная жизненная позиция и умение работать в команде. С этим меня
везде примут.

   Я ни без труда нашёл нужное здание. Двухэтажный особняк, обнесённый забором из чёрных металлических прутьев скрывался в листве маленького московского дворика.
  Крыльцо обложенное тёмно зелёной плиткой и стеклянные двери выделялись на фоне кирпичной кладки начала прошлого века. Неподалёку курили два типа в строгих костюмах, возможно, мои будущие коллеги. Их разговор затих при моём приближении. Взгляды с подозрением защекотали мою спину.
  Чтобы скрыть волнение и робость, появляясь на новом месте, я стараюсь вести себя естественно, даже немного нагло, словно я важный и таинственный гость. Это помогает избежать занудных объяснений с охранниками и задаёт правильный тон ситуации. Я шёл на собеседование, а значит, должен источать уверенность, компетентность и благополучие.
  Поэтому я, не обращая внимания на косые взгляды, с достоинством проследовал к подъезду. Двери дружелюбно раздвинулись в стороны. Это добавило мне оптимизма. Я смело шагнул за порог и оказался в небольшом предбаннике; резиновый коврик, ещё одна стеклянная дверь, блестящая ручка. Я дёрнул за неё – ничего. Я дёрнул сильнее – тот же результат. В отражении мелькнули насмешливые физиономии. Я старался не обращать на них внимание. От этого ещё больше раздражался.
  За стеклом виднелась высокая стойка, за ней светловолосая девушка. Она сосредоточенно всматривалась в монитор, между бровей пролегла глубокая складка. 
  Я хотел привлечь её внимание. Но как? Может, ключами по стеклу постучать? Вряд ли она услышит - стекло из пластика. Но попробовать стоит. 
  Неожиданно обнаружился звонок. Он прилепился сбоку и был похож на маленький радиоприёмник, перевёрнутый на бок; бронзовый  корпус, решётчатый динамик, маленькая кнопка. Сверху, отметая последние сомнения, надпись - «звонок».
  Я поспешно ткнул пальцем в серый кружок и приготовился услышать электронную трель. Но в ответ ни звука. Я нажал ещё раз. И ещё. Опять тихо. Тяжёлая, пропитанная неприязнью к новичкам тишина повисла в воздухе. Её можно было отламывать кусками. От моей естественности и, тем более, наглости не осталось и следа. Я в панике искал другой звонок - исправный.
  Наконец, моя суета привлекла внимание девушки . Она взглянула на меня карими глазами. Впрочем, без всякого любопытства. Я предъявил ей свою самую обворожительную улыбку. Кивнул на дверь - вот, мол, не пускает. И снова взялся за ручку. Но... дверь даже не шелохнулась. Лёгкий озноб пробежал по телу. Спина намокла от пота, тоненькая струйка потекла мне в трусы.   
  Спас меня выходивший мужчина, он поднёс пластиковую карточку к электронному ключу с внутренней стороны, весело замигала зелёная лампочка, и дверь открылась.
 Я думал, этот кошмар никогда не кончится.
-  Здравствуйте. - Начал я бодро. - Я на собеседование. Мне нужна Светлана Хоро...
-  Присаживайтесь. - Прервала меня девушка ледяным тоном, небрежным кивком указала на кожаный диван и зашелестела пальцами по клавишам.
 Гостеприимства в ней было, как конфет в мешке с цементом.
 Я опустился на диван.
 В прихожей было прохладно и немного тесновато. Напротив дивана стоял журнальный столик. Журналов на нём не было. Потолок в рябую клеточку. Три клетки источали яркий свет. Короткие трубы турникета отливали металлическим блеском. Окно в соседнюю комнату изнутри было плотно завешано жалюзи. На стене висели почётные грамоты и дипломы.
  Ну, что я могу ещё сказать - их было шестнадцать.
-  Их что, только чётным количеством выдают?
-  Простите?... – Карие глаза оторвались от экрана. - Вы что-то сказали?
-  Нет. Когда меня примут, не подскажите?
-  Ждите.
  Что ж. Ждём.
  От безделья, я не знал чем занять свои руки, всеми силами стараясь не опуститься до игрушки на мобильнике.
   Мимо проходили люди. Они пересекали комнату в торжественном молчании. Ни тени улыбки, ни слов «по работе» - полная конспирация. 
 Девушка по прежнему гипнотизировала монитор. Никто на меня не обращал внимания, но я постоянно ощущал на себе чей-то скрытый взгляд.
  На сайте этой компании я прочёл, что она занимается безопасностью объектов. А кто лучше всех в этом понимает? Разумеется бывшие военные. А точнее, чекисты. По-моему, я даже заметил у проходивших отмашку рук.   
  Рядом со мной на диван плюхнулся плотный парень в белоснежной футболке. Его лицо светилось от пота, щёки горели, грудь тяжело вздымалась.
  Ещё один соискатель? Похоже. Вон как с дверью навоевался, до сих пор отдышаться не может.
  Он поднялся вместе со мной, когда из-за поворота вырулила высокая девушка в серой прямой юбке и невыразительной блузке бутылочного цвета. У неё было бледно мучное лицо с минимумом косметики. Тонкие резкие черты, в глазах пустая промозглая даль.
  Тихим, не терпящим возражений голосом она попросила нас следовать за ней.
  Мы повиновались. Прошли коридор - я поймал себя на мысли, что пытаюсь идти в ногу - оказались в просторной комнате. Там сидело ещё двое с напряжёнными лицами. 
  Нам выдали листки.
-  Заполняйте анкеты. Заполненные сдавайте в «Отдел кадров».
   Где находится этот отдел она забыла сказать. Сама же быстро скрылась за дверью с надписью «Персонал». Рядом были ещё три двери. Одна называлась - «Директор по персоналу». Две другие были безымянны. Что она имела ввиду, оставалось загадкой.
  Все тут же достали ручки и, как по команде, зачирикали ими по бумаге. У меня ручки не было. Поэтому я заёрзал на стуле, соображая, где её достать.
  Решение казалось простым и естественным - надо попросить её у кого-нибудь из этих типов. Но одного взгляда на них было достаточно, чтобы понять, что так просто они мне её не отдадут.
   Тогда я подумал о девушке с бледным лицом. Она выглядела ни менее неприступной, но ей, во всяком случае, ручка сейчас не нужна. 
   Я заглянул за дверь с надписью «Персонал». Там, спиной к окну, сидели две девушки и с усердием стучали пальчиками по клавишам. На лицах всё та же эмоциональная скупость.
   Напротив, примостившись на краешке стула, опустив плечи, как под тяжестью грехов, сидел мужчина. Он нервно теребил носовой платок.
-  Кто-то может подтвердить Ваши рекомендации? – Вопрос был задан сухим деловым тоном, в котором сквозили с трудом скрываемые нотки призрения.
-  Э... ну я же... уже говорил, что тех людей, которые тогда работали со мной уже нет... в смысле, они уволились...
-  Что вам? - Вопрос был задан мне. Тон при этом не изменился. Призрения хватало на всех.
-  Мне бы? – Говорю. – Мне бы… ручку.
  Девушка пристально на меня посмотрела, словно оценивая – стоит ли мне доверить важную государственную тайну. Но потом, видимо решив, что меня всегда можно будет «убрать», ответила. - Возьмите.
   Я взял синюю шариковую ручки и пятясь, удалился.
   Два листа анкеты были испещрены вопросами. Рядом с каждым пустовало место для ответа. Дело знакомое – я много раз заполнял подобные формы. Поэтому с энтузиазмом снял колпачок.
   По мере заполнения, мной овладело смутно волнение. Я не мог понять откуда оно взялось. Но вчитавшись в вопросы догадался. Некоторые из них были довольно забавными.

Вот некоторые из них:

 - Когда вы учились в школе, кто повлиял на вас больше всего? и как?
Я учился в школе сто лет назад. Я уже ничего не помню. А если бы помнил, то вряд ли заметил на себе чьё-то влияние.
  Мой ответ был такой - никто в школе на меня не влиял, а если и влиял, то я не ощутил это. Скорее, это было заметно стороннему наблюдателю.

 - Кем вы хотели стать, когда учились в школе?
Ну уж точно не менеджером.
В ответе же написал – Не помню. Но могу вспомнить, кем становиться не хотелось. Например, космонавтом. (про менеджера я умолчал).

  - Вы общались с лицами, употреблявшими наркотики? где? при каких обстоятельствах? вы можете вспомнить их имена?
Мой ответ – Возможно, и общался, но при мне, они этим не занимались.

  - Вы курите?
Для ответа было предоставлено два квадратика – да или нет.
Я честно поставил галочку в квадратике «нет»
         
  - Вы пьёте?
Для ответа всё те же два квадратика.
Мда... - Я задумался, поскольку, мои отношения со спиртным носили короткий и непостоянный характер. Я не пьяница и не святой. Пью, как говорится, по праздникам. Но вариант «по праздникам» отсутствовал. Пришлось самому вынести себе приговор - «да».
  И тут, в дальнем углу, как чёрт из бутылки выскочил маленький квадратик с демократичным - «иногда». Где ж ты раньше был?!
  Что делать? Зачеркнуть написанное? Но его, как говориться, хоть топором руби – один фиг.
  Ясно - меня подставили. Я сам нарёк себя пьяницей, и даже если зачеркну крестик, это меня не спасёт.
И тогда, чтобы восстановить справедливость, я нарисовал такой же вариант ответа для вопроса «Вы курите?» То есть - аккуратно вывел квадратик, и, стараясь подражать шрифту, надписал «иногда».

  - Пожалуйста, изобразите структурно схему предприятия, где вы работали и укажите своё место в нём.
Мой ответ представлял собой пояснения, написанные беглым почерком и обведённые неровными линиями в блоки. Над одним из блоков, я начертил стрелку и написал - «я был тут».

   - Пожалуйста, избегая шутливых и ироничных ответов, закончите следующие фразы:
   (На новом месте работы самой большой психологической проблемой для меня будет...) - втянуться на первых порах в работу. А дальше всё будет хорошо.
   
   (Надеюсь, что на работе...) - я буду работать и зарабатывать.
   
   (Работая, я хочу...) - видеть результат своих усилий.
   
   (Я не встречу...) - Откуда я знаю, кого я не встречу? Сомневаюсь, что кто-то действительно это знает.
   
   (Я смогу...) - То, что умею.
   
  В таблице в графе «ближайшие родственниками», я указал лишь отца. В графе «Ваши любимые композиторы» лаконично ответил – все. Зато в графе  «Ваши любимые художники» дал развёрнутый ответ; Гоген, Ван Гог, Модильяни, Эгон Шиле, Густав Климт, Пикассо, Клод Моне, Ренуар...
  Посмотрим насколько образованы сейчас чекисты.

  Когда я закончил, вокруг уже никого не было. Я так увлёкся, что не заметил, как все покинули помещение. В полном одиночестве я ещё раз перечитал написанное, удовлетворённо кивнул и деликатно постучал в нужную дверь.
 Услышал: «Войдите».   
 Вошёл. Сесть не предложили, но я всё равно опустился на металлический стул с деревянным сиденьем, хранившим ещё тепло от моих предшественников.
  В комнате было душно, форточка была закрыта. На стене висел плакат: металлические бараки, в центре башня, какие-то трубы. По периметру колючая проволока, столбы, прожекторы, видеокамеры.
  Я старался держаться развязней, но мне это слабо удавалось. Трудно вести себя легко и непринужденно в кабинете, где висят такие рисунки.
  Всё-таки есть у этой профессии такое, что заставляет человека терять волю и повиноваться. На меня смотрели, даже не как на очередную жертву, нет. На меня смотрели, как цифру рядом с мигающим курсором – «BACKSPACE», и меня нет. 
- Фамилия.
  Я назвал. Меня стали искать в кипе резюме. Нашли. Брезгливо окинули взглядом мои достоинства.
 Девушка повернулась ко мне в пол-оборота. Слабо выраженная грудь коснулась блузки.
-    Нам нужен менеджер по работе с клиентами. Наша компания занимается безопасностью объектов. - Она указала на стенд.
-    Концлагерь напоминает. – Решил я шуткой разрядить обстановку.
  Девушка насторожилась. Взяла мою анкету, пробежала глазами ответы. На каком-то месте споткнулась, потом побежала дальше. Опять споткнулась. Она взглянула на меня с откровенным непониманием. Затем отложила бумагу и произнесла фразу, заготовленную на случай отказа.
-    Я должна показать вашу анкету генеральному директору. Его сейчас нет и сегодня уже не будет. - (Зачем же, тогда, она меня пригласила сегодня, спрашивается.) - По поводу результата собеседования, вы можете узнать во вторник по телефону. До свидания.
Вот и всё. Вот такое короткое собеседование.
    Я вышел в коридор. Прошёл, уже знакомой дорогой к выходу. Толкнул дверь. Стоит, как вкопанная, проклятая. Ну всё, думаю, с меня хватит.
-     Красавица, - Говорю. – Дверьку-то открой.
Светловолосая девушка возмущённо подняла бровит, но мой решительный вид охладил её пыл.
-     Подойдите ближе.
-    Не понял.
-    Встаньте вот сюда... ближе к двери.
-    Зачем? чтоб вам лучше прицелиться?
-    Охрана открывает, не я.
   Замигала лампочка. Я толкнул дверь и вышел на свободу.
У подъезда никого не было. В небе безмятежно светило солнце. Лениво плыли облака. Ветви тополя подёргивали ещё зелёными листьями. Воробьи беззаботно чирикая перелетали с ветки на ветку.
  Я ещё раз вспомнил свою анкету. Вопросы и что я на них ответил. И только сейчас обратил внимание, что там ничего не было, касательно моего опыта работы. Что я умею, какими навыками обладаю. Словно им было на это наплевать.
  Хотя, какие собственно говоря, навыки нужны для работы менеджера? Никаких.


Рецензии
Здравствуйте, Алексей! Начала читать... и увлеклась..:) Тема ведь стоящая, т.к. от сумы, как и от тюрьмы... Ну, Вы понимаете! ))
Миниатюра очень понравилась. В ней столько юмора, столько иронии! Поулыбалась вволю... Спасибо! ))))

С уважением, Дина

Дина Лебедева   20.10.2009 12:03     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Дина. С уважением

Алексей Лужин   20.10.2009 14:15   Заявить о нарушении