Мирополье

 
Познакомившись с местной прессой, узнала: накануне в селе Мирополье прошла Международную ярмарка.
«Ярмарочная традиция возникла в Мирополье еще в XVIII веке. В те давние времена здесь были хорошо развиты ремесла и торговля - особенно хлебом, гончарными изделиями, обувью, конной сбруей. Определяющей чертой тогдашнего городка были пять ежегодных ярмарок - две весной и по одной летом, осенью и зимой - и два еженедельных базара (продуктовый и конный). За это Мирополье в 1781 году даже получило свой герб.»
В верхней части щита Харьковский герб. В нижней - часть засеянного житом поля и положенные крестообразно две масличные ветви в серебряном поле».
Мы с кузиной ждем  автобус на  Мирополье. На заставках маршруток  надписи:
Краснополье, Полтава, Судак, Львов, Одесса... "Полтава," - вслух подумала я.
"До Полтавы три часа езды, - говорит кузина.
 Мирополье.  Остановке автовокзала: сиротливый перекресток с белокирпичным зданием вокзала.  Кузина отправляется в ближайшее здание аптеки. Там ранее жила знакомая ей семья. Я  подхожу к забору, за которым - деревянные  столы и лавки - торговые ряды.
В свое время  бабушка Татьяна  торговала на этом же рынке самодельными конфетами.
Она брала с собой зимой, -  рассказывает кузина, - чугунную печечку и угольками, чтобы можно было согреться в мороз.
Первым делом мы спрашиваем прохожих, не знают ли они улицу Маслозаводскую,  где некогда был маслозавод. Рядом с ним под номером 17 был родительский дом  отца.    Я помню в  водонапорную башню в начале длинной улицы,   деревянные дома и ворота, лавочку под окнами, траву по ногами, подсолнухи за домом, реку. Помню хорошо, что сам дом находился с левой стороны улицы. Накануне нашла справку, выданную на имя бабушки:

"Участок в размере 0,15 га.
Хозяйство относится к виду рабочего двора.
Основание выдачи:
шнурковые книги колхоза "Батьковщина"
и похозяйственной книги сельского Совета."
Не записала год, но понятно: время колхозов.
 
Подходим к пустырю, где по нашим понятиям был  маслозавод. К нему примыкает участок с  одичавшими яблонями и вишнями. Огород засеян картофелем. Трое мужчин на противоположной стороне улицы сгружают с телеги бревна. Мы заговорили с ними,  рассказали, что мы ищем некогда бывший здесь дом. На  фамилию наши собеседники не отреагировали, лишь вспомнили, когда кузина назвала имя:  Беленчиха. Странно, почему это имя,  девичья фамилия бабушки была Поддубная... Может быть, фамилия ее деда? Врял ли из-за того, что бабушка владела техникой изготовления беленькой. Хотя как знать. Может, помнят хоть это.
 Один из мужчин сказал,  что дом, который мы ищем, давно разрушен.  В свое время его купил Павло Кириллович Щелинский из Мурманска. "Богато дачников проживало здесь летом: архангельцы, мурманцы...  А когда  стала Украина самостийной, появились  кордоны, все развалилось, дача захирела. Со временем  дом  разобрали."
Еще мужчины показали нам место невдалеке, где от войны осталась воронка, а в ней - неразорвавшаяся бомба. Писали-писали, - пожаловался один из мужчин, - никто не едет ее нейтрализоавать.

Пройдя дальше вперед, мы подошли к одному, вроде бы похожему дому с лавочкой под окном, постучали.  Хозяйка, вышедшая на стук в ворота, сказала:" Нет, я ничего не знаю". Калитка в заборе закрылась.

Мы прошли по другой, ведущей влево улице, где  ранее жила знакомая,  одинокая, так не создавшая своей семьи, теть Шура, занимавшаяся шитьем.
Кузина рассказала, как помогала ей в одну из  трудных минут жизни.

Вернувшись назад, мы встретили тех же трех мужчин. Они пригласили нас присесть на лавочку, завязалась беседа.
- Ничего от Мирополья не осталось, - сказал безнадежно один из мужчин. - Тупик: люди умирают. Молодежь не хоче жить в селе. Одно сельхозпредприятие на три села, а раньше  17 штук було. Выращивают буряк.
- Да что ты мелешь! Гектар буряка не посадят!
- Ще наше село культурное, правда чуток позарастало, а в Пролтавской области еще  хуже.
- В Мирополе, читала, проводится Международная ярмарка, - сказала я.
- Яки там ярмарок! День района. В 1918 году Мирополье отделилиот России. Пять километров от России. Погранцы стоят сейчас.  Лугом идти три километра. Вон туда выйдете,- показал он рукой вперед, - побачите Россию.

Русское влияние   заметно в стиле  домов, заборов, а особенно -  в высоких деревянных воротах, прикрытых сверху двускатной крышей. 

Один из мужчин сказал, что занимается деревообратокой. Он провел нас  через небольшой дворик у своего дома, огороженный деревянным забором, завел в свою мастерскую.
Взяв стоящие в сторонке   три деревянные, покрытые  лаком с одной стороны,
 резные  доски, с подвесом и подарил нам. Дала ему символические деньги.

  Люди на улице, доброжелательно откликнувшись на наши вопросы, указали два дома, где живут долгожители села, но нам не удалось достучаться к ним.

 Идем по заасфальтированной дороге в мужской монастырь.
В Мирополье  ранее был свой кирпичный завод, отсюда многие дома из кирпича. Издали, с дороги, видны купола церкви.
 Кузина рассказывает, как ее сестра, приехав одним летом из Москвы,   встретилась с местным батюшкой, чтобы поговорить с ним о  проблемах, возникших в общении с дочерью. Тот дал нехитрые советы-прогнозы.

На высоте, закрепившись веревками, у самой вершины Никольского храма работают двое молодых парней - реставраторы. На одной из выемок в стене виднеется мох, зеленая травушка-муравушка.

Вокруг полыхают клумбы с цветами: флоксы, чернобривци и др.
Две девушки, приехавшие договориться о крестинах ребенка, ищут батюшку.
Советуем им пройти в жилую часть монастыря.

Никольский храм  в с.Мирополье (Краснопольский район Сумской области Республики Украина) посещал  великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский, когда дописывал "Братьев Карамазовых". Проживал он в тот период в с.Графовка ныне Краснояружского района Белгородской области.

В ожидании автобуса мы прошли в другой конец Мирополья.
 Белокаменное здание больницы. Зеленой краской окрашены подоконники, деревянные рамы.

Напротив - современный дом с обшивкой и пластиковыми рамами, стекла в окнах выбиты.
Хозяева, вероятно, живут далече.

В ожидании автобуса сидим на лавочке. Кузина говорит:
- Батюшек хороших не бывает.
- Это почему же? - спрашиваю я.
Она рассказывает о попе и попадье, которые были ее соседями и с которыми она дружбу вела. "Пока дань носишь, пока и хороший". А попадья святою и  вовсе не была...  Яйца продавали, которые им приносили прихожане.
- Может, не было денег, а яиц принесли много.
Рассказывает: поп  зарывал в землю ставшие не нужными  крашеные пасхальные яйца.

Уже после, приехав домой,  прочитала у писательницы Марко Вовчок о попадье  Македонской
и ее неугомонном язычке.



Никольский храм в Мирополье.
Фото из инета.


Рецензии
Написано за принципом. в калюже все не красивое. О Достоевском- он проживал в Малом Приколе. а не в Графовке. И Графовка прошла теперь по многим сайтам. Плохо...

Зинаида Кобзарь   10.10.2010 12:35     Заявить о нарушении
"Он проживал в Малом Приколе". Спасибо, Вам Зинаида.
Графовка... такое имя собственное не могло не привлечь...
Надо ехать и на месте узнавать, насколько это возможно.
С инета и взято, плохо-хорошо, покажет время.
Вас не выучишь на пять,
Время и зеркала.

Валентина Томашевская   10.10.2010 13:18   Заявить о нарушении