Мирополье
Познакомившись с местной прессой, узнала: накануне в селе Мирополье прошла Международную ярмарка.
«Ярмарочная традиция возникла в Мирополье еще в XVIII веке. В те давние времена здесь были хорошо развиты ремесла и торговля - особенно хлебом, гончарными изделиями, обувью, конной сбруей. Определяющей чертой тогдашнего городка были пять ежегодных ярмарок - две весной и по одной летом, осенью и зимой - и два еженедельных базара (продуктовый и конный). За это Мирополье в 1781 году даже получило свой герб.»
В верхней части щита Харьковский герб. В нижней - часть засеянного житом поля и положенные крестообразно две масличные ветви в серебряном поле».
Мы с кузиной ждем автобус на Мирополье. На заставках маршруток надписи:
Краснополье, Полтава, Судак, Львов, Одесса... "Полтава," - вслух подумала я.
"До Полтавы три часа езды, - говорит кузина.
Мирополье. Остановке автовокзала: сиротливый перекресток с белокирпичным зданием вокзала. Кузина отправляется в ближайшее здание аптеки. Там ранее жила знакомая ей семья. Я подхожу к забору, за которым - деревянные столы и лавки - торговые ряды.
В свое время бабушка Татьяна торговала на этом же рынке самодельными конфетами.
Она брала с собой зимой, - рассказывает кузина, - чугунную печечку и угольками, чтобы можно было согреться в мороз.
Первым делом мы спрашиваем прохожих, не знают ли они улицу Маслозаводскую, где некогда был маслозавод. Рядом с ним под номером 17 был родительский дом отца. Я помню в водонапорную башню в начале длинной улицы, деревянные дома и ворота, лавочку под окнами, траву по ногами, подсолнухи за домом, реку. Помню хорошо, что сам дом находился с левой стороны улицы. Накануне нашла справку, выданную на имя бабушки:
"Участок в размере 0,15 га.
Хозяйство относится к виду рабочего двора.
Основание выдачи:
шнурковые книги колхоза "Батьковщина"
и похозяйственной книги сельского Совета."
Не записала год, но понятно: время колхозов.
Подходим к пустырю, где по нашим понятиям был маслозавод. К нему примыкает участок с одичавшими яблонями и вишнями. Огород засеян картофелем. Трое мужчин на противоположной стороне улицы сгружают с телеги бревна. Мы заговорили с ними, рассказали, что мы ищем некогда бывший здесь дом. На фамилию наши собеседники не отреагировали, лишь вспомнили, когда кузина назвала имя: Беленчиха. Странно, почему это имя, девичья фамилия бабушки была Поддубная... Может быть, фамилия ее деда? Врял ли из-за того, что бабушка владела техникой изготовления беленькой. Хотя как знать. Может, помнят хоть это.
Один из мужчин сказал, что дом, который мы ищем, давно разрушен. В свое время его купил Павло Кириллович Щелинский из Мурманска. "Богато дачников проживало здесь летом: архангельцы, мурманцы... А когда стала Украина самостийной, появились кордоны, все развалилось, дача захирела. Со временем дом разобрали."
Еще мужчины показали нам место невдалеке, где от войны осталась воронка, а в ней - неразорвавшаяся бомба. Писали-писали, - пожаловался один из мужчин, - никто не едет ее нейтрализоавать.
Пройдя дальше вперед, мы подошли к одному, вроде бы похожему дому с лавочкой под окном, постучали. Хозяйка, вышедшая на стук в ворота, сказала:" Нет, я ничего не знаю". Калитка в заборе закрылась.
Мы прошли по другой, ведущей влево улице, где ранее жила знакомая, одинокая, так не создавшая своей семьи, теть Шура, занимавшаяся шитьем.
Кузина рассказала, как помогала ей в одну из трудных минут жизни.
Вернувшись назад, мы встретили тех же трех мужчин. Они пригласили нас присесть на лавочку, завязалась беседа.
- Ничего от Мирополья не осталось, - сказал безнадежно один из мужчин. - Тупик: люди умирают. Молодежь не хоче жить в селе. Одно сельхозпредприятие на три села, а раньше 17 штук було. Выращивают буряк.
- Да что ты мелешь! Гектар буряка не посадят!
- Ще наше село культурное, правда чуток позарастало, а в Пролтавской области еще хуже.
- В Мирополе, читала, проводится Международная ярмарка, - сказала я.
- Яки там ярмарок! День района. В 1918 году Мирополье отделилиот России. Пять километров от России. Погранцы стоят сейчас. Лугом идти три километра. Вон туда выйдете,- показал он рукой вперед, - побачите Россию.
Русское влияние заметно в стиле домов, заборов, а особенно - в высоких деревянных воротах, прикрытых сверху двускатной крышей.
Один из мужчин сказал, что занимается деревообратокой. Он провел нас через небольшой дворик у своего дома, огороженный деревянным забором, завел в свою мастерскую.
Взяв стоящие в сторонке три деревянные, покрытые лаком с одной стороны,
резные доски, с подвесом и подарил нам. Дала ему символические деньги.
Люди на улице, доброжелательно откликнувшись на наши вопросы, указали два дома, где живут долгожители села, но нам не удалось достучаться к ним.
Идем по заасфальтированной дороге в мужской монастырь.
В Мирополье ранее был свой кирпичный завод, отсюда многие дома из кирпича. Издали, с дороги, видны купола церкви.
Кузина рассказывает, как ее сестра, приехав одним летом из Москвы, встретилась с местным батюшкой, чтобы поговорить с ним о проблемах, возникших в общении с дочерью. Тот дал нехитрые советы-прогнозы.
На высоте, закрепившись веревками, у самой вершины Никольского храма работают двое молодых парней - реставраторы. На одной из выемок в стене виднеется мох, зеленая травушка-муравушка.
Вокруг полыхают клумбы с цветами: флоксы, чернобривци и др.
Две девушки, приехавшие договориться о крестинах ребенка, ищут батюшку.
Советуем им пройти в жилую часть монастыря.
Никольский храм в с.Мирополье (Краснопольский район Сумской области Республики Украина) посещал великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский, когда дописывал "Братьев Карамазовых". Проживал он в тот период в с.Графовка ныне Краснояружского района Белгородской области.
В ожидании автобуса мы прошли в другой конец Мирополья.
Белокаменное здание больницы. Зеленой краской окрашены подоконники, деревянные рамы.
Напротив - современный дом с обшивкой и пластиковыми рамами, стекла в окнах выбиты.
Хозяева, вероятно, живут далече.
В ожидании автобуса сидим на лавочке. Кузина говорит:
- Батюшек хороших не бывает.
- Это почему же? - спрашиваю я.
Она рассказывает о попе и попадье, которые были ее соседями и с которыми она дружбу вела. "Пока дань носишь, пока и хороший". А попадья святою и вовсе не была... Яйца продавали, которые им приносили прихожане.
- Может, не было денег, а яиц принесли много.
Рассказывает: поп зарывал в землю ставшие не нужными крашеные пасхальные яйца.
Уже после, приехав домой, прочитала у писательницы Марко Вовчок о попадье Македонской
и ее неугомонном язычке.
Никольский храм в Мирополье.
Фото из инета.
Свидетельство о публикации №209102000442
Зинаида Кобзарь 10.10.2010 12:35 Заявить о нарушении
Графовка... такое имя собственное не могло не привлечь...
Надо ехать и на месте узнавать, насколько это возможно.
С инета и взято, плохо-хорошо, покажет время.
Вас не выучишь на пять,
Время и зеркала.
Валентина Томашевская 10.10.2010 13:18 Заявить о нарушении