Активное слушание

На психологическом факультете МГУ есть профессор Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Я не подозревала, что наши дороги когда-то пересекутся. Сначала учила её внуков-подростков – Яна и Ксюшу, затем купила книгу «Общаться с ребёнком. Как?»

Сразу скажу, книга произвела на меня глубокое впечатление. В ней присутствует и научная глубина, и простота изложения. Несмотря на то, в книге написано о ребёнке, уверяю: эти приёмы работают и со взрослыми. Воспользуйтесь советами известного психолога и попробуйте поговорить с мужем, подругой, коллегой. Вы убедитесь, что окажете им услугу (да,  и узнаете о них больше).
Раздел «Как слушать ребёнка» начинается с абзаца:
«Причины трудностей ребёнка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего … его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием»».
«Активно слушать ребёнка – значит, «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство».
Далее приводятся примеры активного слушания:
1)   Сын: Больше туда не пойду!
Отец (понимающе): Ты больше не хочешь ходить в школу.

Результат: «такое буквальное сочувствие произведёт на ребёнка совершенно особое впечатление. Он обязательно продолжит разговор и расскажет о своих проблемах. Больше того, ребёнок почувствует, что его понимают, что он не один.

А что говорят родители чаще всего? Примерно следующее: «Как это не пойдёшь в школу? Я тебе не пойду! Только попробуй!»

А здесь какой результат? Ругань, конфликт, слёзы. Несчастный ребёнок уползает в раковину (и врослый тоже), а его проблема остаётся с ним. А если ему не под силу справиться? А если он сделает вывод: лучше бы не говорил! 

2)   Дочь: Не буду носить эту уродскую шапку!
Мать: Тебе она не нравится.
А в жизни чаще всего: «Перестань капризничать (а может быть, и покруче)! Вполне приличная шапка!»

Есть ещё несколько деталей.
- Разговор надо вести, повернувшись к ребёнку лицом ( и к взрослому тоже).
- Очень важно, чтобы его и ваши глаза были на одном уровне (поэтому, если он сядет на пол, надо опуститься за ним вслед).
- Надо уметь «держать паузу» (дать ребёнку подумать, а не забивать ему голову вашими соображениями). А взрослому не надо подумать?
- В ответе обозначить чувство ребёнка – «Ты больше не хочешь ходить в школу».
- Ответы должны звучать в утвердительной форме. Например:

3)   Сын (мрачно): Не буду больше водиться с Петей!
Мать: Ты на него обиделся.
Было бы неправильно задавать вопросы: «А что случилось?», «Ты что, на него обиделся?»

Оказывается, беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, но результаты – потрясающие!
Исчезает (или ослабевает) отрицательное переживание ребёнка (разделённое горе уменьшается вдвое).
Увидев, что его не ругают, ребёнок переходит от жалоб к рассказу (а там – куча проблем).
Рассказывая, ребёнок сам продвигается в решении своих проблем.

Всё, как и во взрослом мире.
Елена Янге, авторский сайт http://eyange.ru/

 


Рецензии
Прочитала вскоре после публикации. Впечатлило. Решила попробовать на практике в общении с подчиненной, весьма норовистой девицей с явно завышенной самооценкой. Подействовало:-)

Алиса Снежная   01.11.2009 18:55     Заявить о нарушении
Радует - честное слово! Знания, которые приносят результат, живые.

Елена Янге   01.11.2009 20:34   Заявить о нарушении