Любовь и смерть всегда вдвоем

Юбилейные гастроли Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького в Сочи открылись спектаклем по пьесе Жана Ануя
Зрелищем до зрелища был переполненный зал Зимнего театра в первый гастрольный вечер. В основном ряды заполнялись сочинскими студентами. По словам организатора гастролей краснодарцев актрисы Ирины Щукиной, подготовительная работа на курорте началась за два месяца до открытия театрального сезона. Это, очевидно, и дало такие результаты.
- Мне показалось, спектакль «Non Dolet» - это интрига и эмоции, - шепотом в полумраке говорит студентка, будущий экономист Надежда Бачурина. – Хотелось чего-то настоящего, волнующего, чтоб задуматься. Ради развлечения можно просто и мультики посмотреть. Говорят, «Черная невеста» Жана Ануя цепляет за живое. Посмотрим.
Таинственная музыка Энигмы и голос Романа Виктюка завладели вниманием с первых же минут. Потом пауза. Взгляд рыскает по декорациям. Железо, очертания кораблей, стекло, все смотрится цельно и чуть зловеще. Появляются люди. Начинают говорить и действовать. Драматическая притча пустилась в плавание по бескрайним просторам наших душ.
Сюжет? Как вы можете догадаться, прост и трагичен. Он, его невеста, его мать, ее отец, ее брат. Ее сестра. Он влюбляется в сестру, она не отпускает, все пытаются убить чужую любовь. Как итог – обретшие случайно друг друга парень и девушка предпочитают смерть игре под названием «тихое семейное счастье с нелюбимыми».
Сложно. И просто. Сложно понять их страдания, метания, сомнения, страхи. Просто и страшно примерить все это на себя. Одно желание – выдохнуть, помолчать и, вспоминая, с грустью улыбнуться.
Сердце спектакля громко бьется благодаря прекрасной игре актеров. Во внешности, речах, поведении героев виден яркий контраст: одежды, эмоций, мировосприятия.
В первой сцене перед зрителем – трое: юноша Фредерик со своей невестой Юлией и его мать, приехавшие в гости к родственникам девушки. У всех на ногах тяжелые ботинки с массивной подошвой. Мама  и Юлия рациональны, конкретны, деятельны. Фредерик мечтателен и пассивен. Появляется отец Юлии и брат Люсьен – босые философы-бездельники. Интрига нарастает. Музыка и свет приводят на сцену Жанетту, мечтательную, странную. Разумеется, ее ноги тоже ничем не покрыты.
Первое столкновение двух миров происходит в эпизоде с цыпленком: мама жениха зарубила любимого петушка Жанетты, чтобы приготовить завтрак. Отец, брат и сама девушка по-настоящему страдают, увидев смерть родного им существа. Со стороны это может показаться мелочью. Но! В театре нет и не может быть мелочей. Фредерик чувствует, что ему ближе по духу мир этих оторванных от реальности и бытовых неурядиц людей. Между ним и Жанеттой вспыхивает искра. А потом…
А потом на протяжении двух действий мы наблюдаем сомнения и противоречия героев. Они хотят быть вместе и чего-то боятся. Они уже почти поддались чувству, но снова застыли в страхе и ожидании.
В итоге Жанетта выходит замуж за нелюбимого Азариаса. который содержит ее родных. А Фредерик готов жениться на Юлии, что доказала ему свои чувства в попытке отравиться.
Напряжение и смятение передаются зрителям. Красота чужих переживаний и боль влюбленных разносятся по залу. Возникает куча вопросов. Но на них почему-то не хочется тут же отвечать.
«Мне не больно» произносят то и дело герои. А мы чувствуем, они умирают от страданий.
Босые Фредерик и Жанетта танцуют ночью перед расставанием и нет в воздухе легкости и счастья. Они танцуют торжество любви и неизбежность трагедии.
Пьяные крики отца девушки и брата рисуют нам картину их гибели в объятиях друг друга и волн.
Выводы? Много. Для каждого – свои. Не хочется говорить. Пусть уляжется.
Зрители аплодируют, в ложах слышны всхлипы, даже рыдания. Лица актеров сосредоточенны и приветливы: они сделали то, что должны были сделать, они подарили публике эмоции.
- О, какой странный спектакль, - говорит на выдохе Софья Виноградова. – Но я все поняла. Мне понравилось. Особенно впечатлили образы отца, которого играет Станислав Сальников (заслуженный артист России – прим. автора), и  Люсьен Александра Тихонова. Еще запомнилась мама Фредерика (актриса Наталья Арсентьева). А Азариаса помню по прошлым гастросям краснодарцев, актер Евгений женихов тогда играл главную роль в спектакле «Чума на оба ваши дома».
Думаю, еще пойду обязательно на «Полет над гнездом кукушки»: мне интересно творчество Кена Кизи и любопытно, какой спектакль получился у Краснодарского театра по его произведению.


Рецензии