Думают ли животные?
Когда мы затрудняемся с определениями, то, естественно, обращаемся к словарям. Действительно, толкователи слов посвятили значительную часть своих усилий, чтобы мы слова употребляли правильно, потому что мысли выражаются словами и никак не иначе. Хотя, что я говорю? Иногда мысль можно передать и жестами. Говорят, что мысли передаются и на расстояние. А как выглядят одинаковые мысли на разных языках? А правда ли, что некоторые люди умеют "читать мысли", как однажды заявил Вольф Мессинг? Мессинг говорил, что он, проходя ряд торговок на базаре, слышал в своей голове их мысли... кто не верит, пусть проверит.
Мысли бывают простыми и сложными. Некоторые мысли, как мне кажется, выражаются многотомными произведениями. Либо картинами великих мастеров. Иванов, к примеру, писал "Явление Христа народу" тридцать лет.
Мысли структурированы. Мысль есть часть иерархии чего-то более простого, но мыслимого. Но я отвлекся. Вернемся к словарям. Их у меня два: Даль и Ожегов. Вы тоже можете туда заглянуть, но есть и еще один источник, а именно, форум с подобным названием, который легко найти через поисковую систему.
Я не буду давать ссылку, потому что хочу идти в русле традиции. А интернет и гиперссылки пока что вне традиции. Найдешь сам, уважаемый читатель(-ница). Но мне хочется привести несколько цитат, показавшихся неординарными и проясняющими. Весьма примечательно, что тон дискуссии задала женщина по имени Ирина. Примечательно потому, что лично я считаю женщин (в целом) умнее мужчин (в целом, не по отдельности). Ирина сказала: "Может быть, мой вывод покажется несколько странным, но, по моим наблюдениям, умение облекать эмоцию... в слова вовсе не означает (точнее, далеко не всегда означает), что человек способен и умеет ДУМАТЬ".
Такая мысль умной женщины оправдывает мой вопрос о животных - ведь животные, имея эмоции, не облекают их в слова.
Вторая, очень неглупая женщина, добавила: "Мне кажется, что ДУМАТЬ и ГОВОРИТЬ - это два совершенно различных процесса. Есть же те, кто умеет думать, но не могут выразить свои мысли на словах, и, наоборот, те, кто могут нести полную чушь, абсолютно пустую с точки зрения логики и пр., следовательно, соединить эти два процесса в один - своего рода талант... А еще важен слушатель... потому как его мыслительный процесс должен происходить синхронно с Вашим, иначе он будет, что называется, "не догонять". У меня, например, мысли иногда намного опережают слова... Такие виражи делают, что я просто замолкаю.."
В качестве аргумента о правомочности поставленного вопроса можно сослаться на работу признанного философа М.Хайдеггера "Что значит мыслить?" и цитату из нее: "То, что мы годами упорно занимаемся сочинениями великих мыслителей, еще не гарантирует того, что мы мыслим или хотя бы готовы учиться мыслить".
* * *
Впрочем, если вдуматься, то вопрос, поставленный в заголовок, не есть корректный вопрос. Или так: есть некорректный вопрос. В самом деле, нужно спросить: какие животные? Человек ведь тоже относится к царству животных, но является животным особого рода. Так шта...
Думать - только совместно. Только с честными. Кто честен? Как узнать? Вспомни понятие о рангах. Что это - Ранг, знаешь? Люди бывают "хитренькими". Встречал? Но долго докапываться.
* * *
Еще раз задал вопрос, что такое ум. Получил 47 ответов. Это немного. Пересмотрев и отсеяв, оставишь не больше десяти. Вот и займись, пока молод. После уже станет некогда. Да и не нужно. "Ум -
- в элементарном» смысле, в каком можно говорить и об уме животного –
– Адекватная самостоятельность (поведения, решений, суждений); эффективность сознательного в индивиде (в отличие от инстинктивного, рефлекторного, внушенного в нем).
- Механизм ума "животного по имени человек", высоко поднявшегося над другими животными – это умение выделять и обозначать явления, после чего оперировать с этими знаками (именовать, говорить, думать), экономя на пробах и ошибках.
- Ныне человеческое сознание живет в основном уже не в мире явлений (непосредственных восприятий), а в мире знаков, и тут выступает особый аспект ума; ум в этом исторически новом смысле – способность ощущать за знаками, которыми оперируешь, собственное бытие обозначаемого (позволяющее различать важное от неважного, не упорствовать в ошибках и т.д.).
- "Ум человека заключается не в том, чтобы уметь говорить и делать логические выкладки, а в том, чтобы видеть и убеждаться" (Карлейль).
Что еще хотелось сказать, в продолжение этой мысли. Когда мы говорим об уме в умном человеке, то, если сами не дураки, имеем в виду не "сметку и хватку", не эрудицию, не скорость мыслительных операций, вообще не какие-либо умственные способности… но что же? Ум (не могу сказать точнее) – это чувство существенного.
- (Мудрость – это ум за пределами сознательного: это самое чувство существенного, плюс чувство истинных ценностей, плюс, кажется, чувство естественного хода событий, – всё это в чем-то близкие вещи.)
• Ум – адекватная самостоятельность. Глупость – неадекватная самостоятельность… (Несамостоятельность – это не глупость, это косность.)
• Сущность – важнейшее в данном контексте. Ум – интуиция на важное.
• Ум не в том, чтобы никогда не ошибаться в суждениях, а в том, чтобы судить только по существу.
• Умный может промахнуться мимо цели, а дурак метит не в цель.
• Умный может решить задачу неправильно или не суметь решить, а дурак решает не задачу.
• В том, что человеку действительно важно, он глуп не бывает. Ложку мимо рта не несет никто… Другое дело – высокие сферы и тонкие материи; здесь подвизаются просто потому, что престижно подвизаться; и здесь большинство суждений – только это не сразу заметно – те самые ложки мимо рта.
• "В том, что человеку действительно важно, он глуп не бывает". Ум – это когда человеку действительно интересно понять что-то, о чем другие думают разве что по обязанности.
• Глупый не ошибается – он делает глупости.
• Глупым, взамен ума, природа нередко дает умственные способности.
• Тест Айзенка проверяет человека на способность решать что-то подобное тестам Айзенка, и ни на что более. Корреляция между этой способностью и другими способностями (как, скажем, между способностью к шахматам и другими способностями), наверное, существует, но весьма неопределенная. Так, можно с уверенностью сказать, что гроссмейстер уже в силу этого факта далеко не дебил, но не более того. Ну, а к уму все это и вовсе не имеет отношения, чему лучшее свидетельство – существование глупостей вроде упомянутого теста…
• Умение – ум в чем-то специальном. Ум – умение умений.
• Смышленость – это ум в очень частных задачах. Смышленому все ясно раньше других. Умному бывает что-то еще не ясно, когда другим уже ясно всё. Это значит: он ставит вопрос глубже.
• Поверхностность. – Если глубиной принципиально не интересоваться, то и ничего, конечно, не будет понятно, зато «ясно» – все!
• Не достаточно просто думать, и ничего не надо придумывать – но надо додумывать до конца.
• Наивность – вера, что мир такой, каким он должен быть. По-настоящему умному человеку трудно быть хоть в малой степени не наивным, потому что он слишком хорошо понимает то, что должно быть.
• Глупость деятельна и образует реальность, в которой уму остается существовать на правах наивности.
• Житейский опыт – постижение неидеального.
• Своя логика есть и в глупости. Ее постижение дается уму только с опытом. Житейский опыт – адаптация к посредственности. Одни поднимаются до нее. Другим приходится опускаться.
• От ума бывает и горе, так как его задачи много шире задачи благополучия. Счастье составляет сам ум.
• Заблуждение – это глупость, имеющая некоторые основания.
• "Слишком умный": понимает что-то, чего никому не хочется понимать.
• Ум – это безошибочная искренность.
• Непосредственность – единственное, что хоть как-то может заменить ум: если не самостоятельное суждение, то, хотя бы, собственное восприятие.
• Видит каждый правильно – не каждый правильно судит.
• Как быть умным? – Суди лишь о том, что знаешь, что тебе интересно, и искренне (не боясь показаться глупым).
• Видимость ума легче дается в том, что говорится по чужому поводу, чем в том, что говорится от себя.
• Учимся мы в любом случае на опыте, но ум – это эффективность обучения, экономящая опыт.
• Логика – это способность извлекать из опыта все, что в нем уже содержится. В этом смысле ум – это логика.
• Ум человеку не для того, чтобы жить легче, а для того как раз, чтобы жить всерьез.
• Сознание – это высшее проявление Жизни, а степень развития сознания в человеке – ум – это ее полнота.
• Ум – это проявленность человеческого в человеке. Еще можно сказать: это мировой Разум, отпущенный данному индивиду.
Свидетельство о публикации №209102100247
Юрий Николаевич Горбачев 2 18.02.2025 18:19 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 20.02.2025 10:27 Заявить о нарушении
Вадим Бережной 20.02.2025 20:17 Заявить о нарушении