Дядя Яша

Познакомились мы, когда дядя Яша приехал в Москву на курсы гипноза. Продолжались они год, готовили серьёзно, таскали к лучшим спецам перенимать опыт. Мы прогуливались по Садовому кольцу, и дядя Яша рассказывал о том, кто лучше поддается гипнозу, как взрослые дяди сворачиваются эмбрионом, дёргаются, словно новорожденные, что не воиспрозвести и акробату, а бездари начинают рисовать в манере Клода Моне.

Через 10 лет уже я приехал в Киев постигать нюансы микро-плазмы, и дядя Яша вызвался показать мне город. Мы вышагивали по Липкам и Подолу, историям о зданиях и героях чередовались с семейными легендами.

Отец дяди Яши, Натан, доблестно рубился в 1-ой Конной, был награждён революционными красными шароварами и саблей с дарственной надписью от Будённого, потом изымал излишки зерна у голодной Украины, и женщина, съевшая двух своих детей, прокусила ему руку. В 35-ом, возвращаясь из Москвы и предчувствуя арест, спрыгнул с поезда на подходе к Киеву. Домой звонить не стал, обратился к другу, который пристроил его на агит-бронепоезд, отправляющийся на Дальний Восток. Там, в компании алкоголика-аккордеониста и двух ****ей, Натан и провёл 10 месяцев, агитируя народ за советскую власть. По возвращении выяснилось, что НКВД про него забыло, и он вернулся в семью.

Младший брат дяди Яши, Ким, заканчивал артиллерийское училище и славился, как непревзойдённый волейболист. Когда он приезжал в родной городок на время каникул, центральную площадь перегораживали сеткой, и на разящие удары общего любимца сбегался посмотреть и стар, и млад. Высокий, статный красавец, без пяти минут офицер - можно представить, как по нему вздыхали местные красавицы. Однако невесту свою Ким нашёл в Пензе, куда его отправили служить. Судьбу звали Марией и через  какое-то время её послали в командировку в Киев. Понятно, что не заехать к будущей свекрови было нельзя. Также понятно, что Марию встречали, как венценосную особу. Для порядку выпили первую за мир во всём мире, а больше и не понадобилось, так как через 30 минут Марию уже откачивали в реанимации. Вот такая невеста. Кто же знал, что у неё аллергия на клубнику, а она, дура, постеснялась обидеть хозяев, отказавшись от домашней настойки.

Сам дядя Яша тоже оказался в армии, правда, по медицинской части. Служил в Белоруссии, в каком-то богом забытом месте, скрашивая будни общением с одной селянкой. Она вдовствовала и растила сына, испытавшего сильный шок во время оккупации и онемевший. Дядя Яша достал где-то немецкую офицерскую форму, затемно ввалился в хату и наорал на пацана на немецком в рамках школьной программы. Мальчишка от ужаса заговорил. Этот случай круто отклонил судьбу дяди Яши в сторону психиатрии. После московских курсов, он лечил гипнозом от алкоголизма. И весьма успешно. На этой почве дядя Яша пересекался и с Высоцким. Потом покинул алкоголиков, работал с киевской богемой. Благодатный материал, - усмехался он. Мы вышагивали по Крещатику, а дядя Яша периодически комментировал встречных прохожих: у него аффективный психоз, а у неё ларвированная депрессия. Разыгрываешь? - не верил я: Нормальные же люди. И тогда дядя Яша детально переходил к симптомам. Божмой, - поражался я: Каким же ты видишь мир? А почему ты считаешь, что я психически нормален? - пожимал плечами он.

Во время наших прогулок по Киеву дядя Яша купил меня тем, что разговаривал со мной, как с равным. Это при моих-то двадцати с хвостиком. И наливал нам поровну коньяк, в том 4-этажном ресторане на территории стадиона "Динамо". Он говорил о сексе, но под совершенно непривычным для меня, родительским, углом. И возмущался: ты же играешь в теннис в 10 раз лучше, чем я. Как же получается, что я у тебя выигрываю? Пришлось признаться, что иногда поддаюсь. Зачем? Я промолчал, мне казалось, что и так ясно. Пойми: в этой жизни нельзя поддаваться. Дядя Яша также считал, что мужчина должен уметь многое делать хорошо, и что-то одно - лучше всех. И еще: неважно, как твоя жизнь складывается, в ней обязан быть Самый Лучший День. И когда тебя спросят о нём, ответишь:  да, это 7 сентября 1993-го, суббота.

Мне кажется, мы так сблизились потому, что мне остро не хватало отца, а дядя Яша разочаровался в собственном оболтусе. А потом грохнул Чернобыль. Я узнал в тот же вечер, у дяди Яши в нескольких километрах имелась дача, ему позвонили соседи. 10 лет труда коту под хвост, - опрокинул рюмку дядя Яша: Но самое обидное, там очень красивые места. Вернувшись в Москву, выкинул всё одежду - счётчику Гейгера она не понравилась. Но Чернобыль меня всё-равно достал. Не думаю, что дядя Яша повесился из-за дачи, скорее она стала последним пунктом в длинном списке разочарований.

Эх, что же ты поддался, дядя Яша ...


Рецензии
Прости мне, человеку, человек.
Надежда, корнованная Нобелем, как страшный джинн, очнулась над Чернобылем. (Андрей Вознесенский)
Владимир, я под впечатлением от Вашего рассказа.

Татьяна Эпп   21.10.2009 08:23     Заявить о нарушении
своих учителей по жизни надо хорошо помнить. и чтить
спасибо, Таня :)

Владимир Димитров   21.10.2009 08:31   Заявить о нарушении